Skip to main content

Внеклассная работа по истории и обществоведению (Гуськов) 1981 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Внеклассная работа по истории и обществоведению (Гуськов) 1981

Назначение: Учебное пособие для учителей

Пособие представляет собой сборник статей, посвященных внеклассной работе по истории и обществоведению. Сборник не носит тематического характера. Его статьи затрагивают самые разные аспекты внеклассной работы, изучение жизни и революционной деятельности В.И. Ленина, военно-патриотическое воспитание, воспитание учащихся на героических традициях рабочего класса, краеведческая работа и некоторые другие.

© "Просвещение" Москва 1981

Авторство: Составитель В.П. Гуськов

Формат: PDF, Размер файла: 10.8 MB, Формат:  DjVu, Размер файла: 11.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (8).

 А.Б. Мельников. По следам великой жизни (8).

 С.Л. Ежова, И.М. Лебедева. Равняться на рабочий класс, учиться у рабочего класса (21).

 Н.К. Боголюбова. Тема труда в краеведческой работе (81).

 Г.П. Яркевич. Путь к профессии (38).

 Е.Я. Гольдштейн. «Живые, пойте о нас!» (44).

 Н.А. Лясова. О героях и подвигах (60).

 Д.Ц. Панков. Отряд шагает по тропе (68).

 Г.И. Чернов. Найти свою тему (77).

 И.А. Колеватов. Имя дружины (85).

 Х.М. Ярхо. Изучаем историю села (90).

 М.П. Простое. Как подготовить политинформаторов (94).

 Б.З. Зибель. Наш кружок по философии (102).

 Л.Б. Шалыт. Главное - заинтересовать и увлечь (110).

 К.К. Когонашвили. Юные археологи (126).

 В.В. Сиротский. Школьники строят Парфенон› (133).

 Н.С. Бойко. От любознательности - к интересу (148).

 В.Я. Гуськов. Что? Где? Когда? (154).

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Внеклассная работа по истории и обществоведению (Гуськов) 1981 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» с исчерпывающей полнотой определило задачи школы в условиях развитого социализма. Успешное решение их возможно лишь на пути соединения образования и воспитания, только тогда, когда знания станут орудием морального совершенствования и будут подчинены цели гармоничного развития человека.'

Большую роль в коммунистическом воспитании подрастающих поколений призвана -сыграть внеклассная и внешкольная работа, являющаяся одним из важнейших элементов учебно-воспитательной деятельности школы.

Вряд ли найдется учитель истории, который не занимался бы тем или иным видом внеклассной работы. В тесном единстве с урочными занятиями она помогает решать задачи формирования у учащиеся марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания у них чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма, содействует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную общественно-политическую деятельность, помогает найти свое призвание, выбрать профессию. Не случайно поэтому в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» говорится о необходимости «принять меры для дальнейшего развития внешкольной работы, технического и художественного творчества, физкультуры и спорта».

Цель настоящего сборника — рассказать об опыте учебно-воспитательной работы по истории и обществоведению во внеурочное время 2. Сборник не носит тематического характера и не претендует на теоретическое обобщение методики внеклассной работы. В его статьях на конкретных примерах раскрываются методические приемы внеклассной работы, показывается, как эта работа помогает учителю решать стоящие перед ним учебные и воспитательные проблемы.

В отличие от урока внеклассная работа имеет свои особенности. Проводится она на сугубо добровольных началах. В соответствии с задачами школьного образования учитель сам определяет ее форму, регламент и тематику. Однако свою деятельность ему необходимо координировать с внешкольными организациями и учреждениями, общешкольными пионерскими и комсомольскими мероприятиями, общественными и политическими начинаниями в стране, например таким, как Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина-СССР».

Эта экспедиция проходит несколько этапов и является составной частью Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и. трудовой славы советского народа. Естественно, что целевая установка экспедиции должна стать основной в краеведческой работе учителя со школьниками.

Обладая большими воспитательными возможностями, внеклассная работа является делом далеко не простым. Сложность ее определяется не только спецификой, но и большой трудоемкостью, теми высокими требованиями, которые она предъявляет к учителю. И тем не менее многие, очень многие учителя с увлечением занимаются внеклассной работой.

Что же привлекает их в ней?

Прежде всего, она привлекает их возможностью полнее удовлетворить свой интерес к изучению той или иной темы.

Кроме того, на занятиях кружка, на экскурсии, в походе в непринужденной беседе учитель может лучше узнать своих питомцев, их характер, увлечения, нравственные идеалы и таким образом получить наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий.

Разносторонние знания об учениках, полученные учителем в ходе внеклассных занятий, помогут ему улучшить педагогический процесс, сделать обучение более интересным, а также усилить воспитательное влияние на ученический коллектив, оперативно направлять в правильное русло творческую инициативу ребят.

Во внеурочной работе учитель располагает разнообразным арсеналом воспитательных средств,' оказывающих большое влияние как на формирование коммунистической личности, так и на развитие интереса к предмету — непременного условия повышения качества учения. В результате общения с учащимися во внеурочное время происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения, накапливается опыт взаимопонимания.

Внеклассная работа обладает большим воспитательным потенциалом. Однако возможная неподготовленность учителя к руководству ею, в силу ли неверного понимания им своих задач или отсутствия- необходимых знаний, может дать нежелательные результаты. К ним .надо отнести потерю учащимися интереса к теме внеурочной работы или к предмету в целом, формальный подход к порученным заданиям, равнодушие к приобретению углубленных знаний, стремление к показухе, уменьшение авторитета учителя.

Приступая к внеурочной работе, учитель должен познакомиться с соответствующими нормативными документами Министерства просвещения СССР, определяющими цели, методические, организационные и идейно-воспитательные принципы внеклассной работы 1. Это необходимо прежде всего с воспитательной точки зрения: нужно показать учащимся, что их внеклассная, особенно краеведческая, работа является частью огромного всенародного патриотического дела.

Включение в школьную программу вопросов истории края с" древнейших времен до наших дней сделало краеведение неотъемлемой частью курса отечественной истории, сыграло значительную роль в развитии внеурочной работы с учащимися.

Краеведение в его различных аспектах стало ведущим видом внеклассной работы.

Существенной особенностью школьного исторического краеведения является то, что оно ставит и педагога, и его воспитанников в положение исследователей.

Справедливости ради надо сказать, что почти каждая внеклассная работа носит поисковый, исследовательский характер, в этом, пожалуй, одна из ее привлекательных черт.

Значительная часть статей сборника раскрывает те виды работы, которые не имеют специальных программ. Поэтому знакомство с опытом учителей, а также методистов, научных работников исследовательских институтов Академий педагогических наук СССР нам представляется особенно важным.

В отличие от подобных книг, изданных ранее, сборник освещает внеклассную работу не только по истории, но и в какой- то степени по обществоведению.

Хорошо известно, как трудно организовать внеклассную работу в течение всего учебного года в выпускных классах. Может быть, поэтому мы не так уж часто встречаем кружки и другие внеклассные мероприятия по сугубо обществоведческим темам, в которых бы десятиклассники принимали систематическое участие. Выход из этого положения некоторые учителя видят в том, чтобы к внеклассной работе по темам обществоведения привлекать учащихся девятых классов с целью накопления ими фактического материала и навыков умственного труда (см. статьи М. П. Простова, С. А. Ежовой и И. М. Лебедевой^ К. М. Ярхо, Г. П. Яркевича). В этом случае наиболее активная часть кружковцев, перейдя в X класс, принимает участие в общешкольных внеклассных мероприятиях, связанных с изучением курса обществоведения (например, в проведении политинформаций, простейших социологических и экономических исследований некоторых сторон деятельности шефствующего предприятия и т. д.). В то же время имеется опыт, который показывает возможность проведения с учащимися десятых классов кружковой работы, построенной исключительно на материале курса обществоведения (см. статью Б. 3. Зибеля).

По содержанию статьи сборника можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся статьи, авторы которых делятся опытом воспитания учащихся на примерах жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, боевых и трудовых традициях советского народа.

Так, в статье «По следам великой жизни» А. Б. Мельников раскрывает организационные принципы и методические приемы системного, целенаправленного изучения жизни и деятельности В. И. Ленина с учащимися VIII—X классов.

Статья С. А. Ежовой и И. М. Лебедевой «Равняться на рабочий класс, учиться у рабочего класса» рассказывает об опыте изучения героического пути Коммунистической партии и совет-ского рабочего класса через различные формы внеклассной работы: экскурсии на производство, олимпиады, викторины, тематические вечера. В статье раскрываются учебные и воспитательные результаты этой работы. 4

Статья Н. К. Боголюбовой «Тема труда в краеведческой работе» обобщает опыт работы школьных музеев по трудовому воспитанию учащихся.

Е. Я. Гольдштейн в статье «Живые, пойте о нас!» раскрывает некоторые организационные и воспитательные стороны военно-патриотической работы в школе-интернате. В качестве одного из примеров" такой работы приводится текст монтажа вечера, посвященного Великой Отечественной войне.

Статья Н. А. Лясовой «О героях и подвигах» знакомит читателей с методикой проведения устных журналов, способствующих развитию интереса к истории нашей Родины и формированию высоких нравственных черт советского гражданина.

М. П. Простов в статье «Как подготовить политинформаторов» дает систему подготовки политинформаторов'. Автор приводит конкретные методические рекомендации и практические советы, которые помогут учителю улучшить эту очень важную в жизни школы работу.

Г. П. Яркевич в статье «Путь к профессии» показывает многообразие средств, которые может использовать учитель истории и классный руководитель, помогая учащимся выбрать профессию.

Статья Б. 3. Зибеля рассказывает о методике проведения кружковой работы по обществоведению, способствующей расширению политического кругозора учащихся, повышению их общественной активности.

Вторая группа статей посвящена главным образом краеведческой работе, которая проводится в соответствии с Положением о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР».

В статьях Г. И. Чернова, Д. Д. Панкова, Н. А. Колеватова, К. К. Когонашвили, К. М. Ярхо представлен опыт изучения своего края. Авторы показывают трудности краеведческой работы, раскрывают ее огромное эмоциональное воздействие на учащихся, дают много полезных практических советов. Убедительно звучат примеры влияния этой работы на профориентацию учащихся.

Статьи третьей группы (их авторы: Н. С. Бойко, Л. Б. Шалыт, В. П. Гуськов, В. В. Сиротский) посвящены внеклассной работе, способствующей пробуждению у учащихся интереса к истории и развитию у них желания самостоятельно пополнять свои знания.

Надо сказать, что включение статьи в ту или иную группу условно и не отражает всю полноту ее содержания, а лишь отмечает основную направленность.

Понятно также, что в одной книге невозможно было охватить все многообразие проблем и методов внеурочной работы.

Авторы будут считать свою задачу выполненной, если их статьи помогут учителю ^избежать наиболее типичных ошибок в организации и проведении внеклассной 'работы, найти новые ее формы, повысить эффективность и в конечном счете способствовать комплексному подходу к коммунистическому воспитанию подрастающих поколений, необходимость которого вновь с особой силой была подчеркнута в проекте ЦК КПСС к XXVI съезду партии «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». '

В. П. Гуськов

А. Б. Мельников,

кандидат исторических наук, учитель истории школы № 35. Москва

ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ

Исключительно глубок интерес молодежи к жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина. «Титан научной мысли и подлинно народный вождь, пламенный революционер, создатель Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства, Ленин посвятил всю свою яркую, героическую жизнь великому и благородному делу—борьбе за социальное освобождение пролетариата и всех угнетенных масс, за счастье людей труда»*.

Отдельные факты его биографии школьники знают из кинофильмов и книг, радиопередач и телевизионных постановок, школьных ленинских сборов, утренников и вечеров. Задача учителя состоит в том, чтобы соединить эти знания воедино. Узнанное школьниками 1 ранее должно быть дополнено новыми сведениями и приведено в систему так, чтобы у учащихся сложилось возможно более полное представление о великом революционном подвиге В. И. Ленина, о значении его деятельности для исторических судеб нашей Родины и всего мира.

Решая эту большую, сложную задачу, мы стремились, чтобы школьники начиная уже с VIII класса по возможности самостоятельно находили нужные им знания из доступных источников. Именно самостоятельный творческий поиск, полагали мы, должен помочь учащимся по-настоящему осознать факты биографии Ленина, понять, что вся жизнь и деятельность Владимира Ильича неразрывно связана с революционной борьбой, что труды его знаменуют собой новый, ленинский этап в развитии марксизма.

В практике нашей школы утвердились такие формы внеклассной работы по изучению биографии великого вождя: кружки, семинары, теоретические конференции, тематические вечера, лекции, беседы, а в последние годы—Ленинские зачеты. Большое значение мы придаем также оформлению стендов, альбомов, выпуску стенных газет и бюллетеней, посвященных Владимиру Ильичу Ленину.

Уже несколько лет в нашей школе для учащихся восьмых классов существует кружок по изучению биографии В. И. Ленина. В основу его работы положена книга «В. И. Ленин. Краткий биографический очерк» (М., 1972). Небольшая по объему, эта книга, хотя и рассчитана на взрослых, вполне доступна восьмиклассникам. Большую помощь в планировании работы кружка нам оказала книга Н. Барсукову «Методические советы к изучению биографии В. И. Ленина в начальных политических школах» (М., 1968). В ней по каждой теме имеются примерные разработки. Они и определили-содержание отдельных занятий.

На первом занятии кружка учащимся было рассказано о перспективе предстоящей работы. Важно было дать им почувствовать, что основной метод овладения новыми знаниями — это самостоятельный творческий поиск. Демонстрируя альбомы и книги, посвященные В. И. Ленину, учитель подчеркивал, что кружковцам предстоит выяснить, что скрывается за той или иной фотографией, рисунком, картиной, документом, Какой факт биографии вождя они отражают. Пользуясь этими материалами, каждый член кружка должен будет самостоятельно подготовить сообщение и выступить в роли докладчика.

Затем кружковцам демонстрировался диафильм «Образ В. И. Ленина в советском изобразительном, искусстве». Учитель кратко рассказал, какие эпизоды жизни В. И. Ленина отражены в кадрах диафильма. При этом главное внимание обращалось на разъяснение того, какие первоисточники лежат в основе каждого произведения искусства (фотографии, запечатлев-шие В. И. Ленина, воспоминания о нем родных, соратников, друзей, труды самого Владимира Ильича).

Второе занятие кружка проводилось в Музее Маркса и Энгельса, где экскурсовод сделал общий обзор жизни и деятельности основоположников научного коммунизма.

На следующем занятии кружка демонстрировался диафильм «Карл Маркс и Фридрих' Энгельс». Затем была показана первая часть диафильма «Центральный музей В. И. Ленина». Учащимся было рассказано, что, кроме этого музея, есть и другие, экспозиции которых связаны с определенными периодами жизни Владимира Ильича, например, в Горках, Подольске. Некоторые из них члены кружка обязательно посетят. В конце занятия нескольким кружковцам было поручено подготовить к следующей встрече краткие сообщения по книге А. Иванского «Молодые годы В. И. Ленина» (М., 1960). Кроме того, все члены кружка получили задания подобрать иллюстрации по теме «Детство и юность В. И: Ленина».

Следующее занятие мы начали с рассмотрения собранных учащимися иллюстраций. В журналах и альбомах ребята разыскали фотографии Ильи Николаевича и Марии 'Александровны Ульяновых, их детей, групповой снимок семьи, фотографию дома, где прошли школьные годы Владимира Ильича. Все это мы поместили на заранее подготовленном стенде.

Затем с сообщениями о семье Ульяновых выступили учащиеся.

Подготовка сообщений потребовала от юных докладчиков определенной творческой работы. Они отбирали нужный материал, по-своему компоновали его и затем уже излагали. Таким образом, школьники как бы сами добывали знания. Это увлекало восьмиклассников, вызывало интерес к работе кружка.

Интерес к занятиям поддерживался путем использования разнообразных форм работы. Так, например, кружковцы, рассматривая собранные ими самими фотографии, узнали от учителя, что самый ранний из известных ныне снимков Владимира Ильича относится к 1874 г.1.

После этого шел разговор о фотографии семьи Ульяновых. Снимок сделан, когда Володе было девять лет. Это единственное документальное изображение всей семьи. Учитель отметил, что фотография напоминает о царившей в доме Ульяновых атмосфере сердечности, взаимной любви, дружбы.

Облик Володи Ульянова в год окончания гимназии передают три фотографии. Они сделаны в один день. Мы видим Володю в гимназической форме. Он выглядит «подтянутым *и не по годам серьезным. Взгляд его умных глаз... полон решимости, осознанной силы. В тонком силуэте еще юношеского лица чувствуются волёвые черты будущего борца-революционера»1 2. Большие испытания выпали к этому времени на его долю: в 1886 г. внезапно умер отец, а в следующем году, когда Володе предстояли экзамены наХаттестат зрелости, пришло известие об аресте его старшего брата Александра.

Учитель демонстрирует Лист из комплекта наглядных материалов «В. И. Ленин. Краткая биография» (М., 1968). На нем «Дело Императорского С.-Петербургского университета студента Александра Ильича Ульянова». Ребята видят на «Деле» надпись: «Казнен 8 мая 1887 г.».

Известие о казни брата потрясло Володю и, как вспоминала А. И. Ульянова, «закалило его, заставило серьезнее задуматься над путями, которыми должна была идти революция»3.

Володя горячо любил своего старшего брата, преклонялся перед его героизмом. Однако он критически оценивал тактику индивидуального террор!. Кружковцам предлагается прочитать ленинские слова, крупно набранные на рассматриваемом листе наглядных пособий: «Мы пойдем не таким путем».

1 См : Волков-Ланнит Л. Ф. В. И. Ленин в фотоискусстве. М., 1969, с. 38—39-

2 там же, с. 42.

з Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1968, т. 1, с. 25.

Рассказывая о формировании революционных взглядов В. И. Ленина, учитель подчеркнул, что уже в старших классах гимназии у Володи Ульянова стало складываться враждебное отношение к самодержавно-крепостническому строю. Это проявлялось, в частности, в его сочинениях по литературе. Однажды преподаватель литературы сказал Володе недовольным тоном: «О каких это угнетенных классах вы тут пишете, при чем это тут?»1.

К тому времени, когда разыгралась трагедия с его старшим братом, Владимир Ильич уже о многом самостоятельно передумал. Мысль молодого Ленина искала верных путей революционной борьбы. Найти их было нелегко. Но Владимир Ильич упорно, настойчиво шел к поставленной цели..

. Завершилось занятие просмотром диафильма «Семья Ульяновых», который как бы подвел итог всему, что увидели и услышали ребята.

Последующие занятия строились примерно по такому же плану. На занятиях стала использоваться «Карта мест жизни и деятельности В. И. Ленина» (такая карта есть в комплекте наглядных материалов «В. И. Ленин. Краткая биография»). Каждый раз, заканчивая изучение темы, кружковцы цветными звездочками отмечали на карте места, где бывал В. И. Ленин, и указывали дату.

Дополнением к фотографической Лениниане были репродукции произведений советских художников. Так, на занятии по теме «Вождь революционного пролетариата России» демонстрировалась картина А. Моравова «В. И. Ленин выступает в марксистском кружке». В роли ее комментатора выступил ученик VIII класса, который необходимые сведения почерпнул в методических пояснениях к комплекту наглядных материалов «В. И. Ленин. Краткая биография».

В ходе занятий приходилось все больше и больше убеждать- . ся в исключительно больших возможностях диафильмов для раскрытия отдельных сторон деятельности В. И. Ленина, его личности, обстановки, в которой он жил и работал. Останавливая диафильм на каком-нибудь определенном кадре, учитель мог дополнительно демонстрировать иллюстрации, прочитать воспоминания о Ленине или другие документальные свидетельства. Существенно обогатил кружковцев просмотр фильмов и диафильмов: «Дом-музей В. И. Ленина в Ульяновске», «Петер-бургские годы, 1893—1897 гг.», «Село Шушенское», «В. И. Ленин в ссылке и эмиграции», «Так разгоралась «Искра», «Н. Э. Бауман», «Как В. И. Ленин работал над Программой партии» и др.

1 Крупская Н. К. О Ленине. М„ I960, с. 31; см. также: Волин Б. Студент Владимир Ульянов. М., 1959,. с. 45.

Кружковые занятия мы стремились сочетать с изучением программного материала по курсу истории СССР. Так, при прохождении в VIII классе темы «Начало пролетарского этапа ос-вободительного движения в России»,мы выносили на уроки некоторые, наиболее удачные сообщения кружковцев. Это заметно, оживляло уроки, придавало им определенный эмоциональный настрой.

Существенно обогащали кружковцев экскурсии. Каждой из них предшествовал рассказ учителя о цели экскурсии, о том, с каким периодом жизни В. И. Ленина учащиеся будут знакомиться. Например, посещение Центрального музея В. И. Ленина и Центрального музея Революции СССР серьезно помогло при рассмотрении таких тем, как «Первый штурм царизма», «Борьба В. И. Ленина за партию в период между двумя революциями (1907 г. — февраль 1917 г.)», «Вождь Октябрьской революции» и др.

Экскурсии дали кружковцам конкретные представления о бурных событиях 1917 г., о роли В. И. Ленина как вождя партии, трудящихся масс. На занятиях кружка в школе демонстрировался диафильм «Великая Октябрьская социалистическая революция» и были заслушаны сообщения учащихся на темы: «Приезд В. И. Ленина в Петроград (апрель 1917 г.)», «В. И. Ленин среди народных масс», «Последнее подполье В. И. Ленина», «В. И. Ленин во главе вооруженного восстания».

Последнее сообщение не было докладом в прямом смысле этого слова. Несколько кружковцев подготовили и прочитали отрывки из воспоминаний активных участников Октябрьского вооруженного восстания: Г. К. Орджоникидзе, Н. И. Подвойского, Е. Д. Стасовой и др.

По мере того как мы переходили к рассмотрению жизни и деятельности В. И. Ленина в советский период, организовывать сообщения Становилось значительно труднее. Это объясняется как сложностью послеоктябрьского периода’, его насыщенностью событиями, так и тем обстоятельством, что послеоктябрьский период школьники еще не изучали.

На занятиях кружковцы просматривали фильмы и диафильмы: «Ленин в Москве», «Один день великой жизни», «По nyfn великого почина», «Образ В. И. Ленина, в театре», «Образ В. И. Ленина в художественных фильмах», «Мавзолей Ленина», «Построение социализма в СССР» и др. Иногда школьники выступали в роли их комментаторов.

Для подготовки к таким выступлениям кружковцам рекомендовались книги: «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», т. 1 (М., 1968); В. Д. Бонч-Бруевич. «Воспоминания о Ленине» (М., 1969); «Мы наш, мы новый мир построим. Рассказы, новеллы и очерки о становлении и укреплении Советского государства под руководством В. И. Ленина» (М., 1970); Б. Галин. «Строитель нового мира» (М., 1962); А. Логинов. «Вечный

.пример» (М., 1963); Е. Шатров. «Заказ Ильича» (М., 1957); А. Бек. «Письмо Ленина» (М., 1956); А. Ростков. «Ходоки» (Л4., 1964) и др.

Формы работы кружка мы по-прежнему старались разнообразить. Совершали экскурсии в Московский Кремль, Горки Ленинские, в Дом-музей В. И. Ленина в Костино, в музей «Траурный поезд В. И. Ленина», по ленинским местам своего района: завод «Каучук», Московский государственный педагогический институт имени Ленина, Московский государственный институт международных отношений на Метростроевской улице (бывшее здание Наркомпроса).

Для составления рассказа о ленинских местах района привлекались книги: «Ленин в Москве и Подмосковье. Места пребывания, даты и события» (М., 1970) г И. Галиченко, М. Криворучко, Ф. Курлат. «По ленинским местам Москвы» (М,. 1960); «Наш Ильич. Москвичи о Ленине. Воспоминания. Письма. Приветствия» (М., 1969). Кружковцы фотографировали и зарисовывали виденное, переписывали тексты мемориальных досок, приобретали путеводители и проспекты, писали репортажи об увиденном и услышанном во время, экскурсий. Все это потом ис-пользовалось для оформления альбомов.

Наш опыт позволяет сделать вывод, что учащимся восьмых классов вполне доступно систематическое изучение биографии В. И. Ленина. Такое изучение плодотворно, если привлекается широкий круг исторических источников, используются разнообразные формы работы и развивается творческая самодеятельность школьников.

Для учащихся IX и X классов мы организовали семинар, который получил название «По следам великой жизни». Темы его занятий были примерно такими же, как и для кружка. Однако, учитывая возраст его участников, их уровень знаний, в основу работы мы положили изучение более полного жизнеописания вождя — «Владимир Ильич Ленин. Биография» (М., 1972), а также «Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника», первый том которой вышел в 1970 г. Использовались ме-муары, печатные наглядные пособия, некоторые книги искусствоведческого профиля. л »

Занятия в семинаре Мы начинали с небольшого библиографического обзора. Учащимся сообщалось, что книга «Владимир Ильич Ленин. Биография» — плод коллективного труда боль-шой группы советских ученых. Она построена на широком круге исторических источников, которые включены в ее текст. Здесь выдержки из ленинской «Искры», из других большевистских газет — «Вперед», «Пролетарий», «Звезда», «Правда», из трудов Владимира Ильича, его писем и речей. В тексте книги содержатся также фрагменты из различных документов, из зарубежных журналов и газет, русской дореволюционной и советской прессы, из многочисленных воспоминаний о В. И. Ленине.

Научная биография Владимира Ильича, говорил учитель, воссоздает обстановку, в которой жил и работал гениальный мыслитель и революционер, характеризует его соратников, и политических противников. Строго научное содержание сочетается в ней с живостью изложения. В подтверждение сказанного учитель приводил,один-два отрывка.

Чтобы еще больше поднять .интерес к биографии В. И. Ленина, подчеркнуть, сколь непросто ее изучение, зачитывались слова ближайшего соратника Владимира Ильича — Г. М. Кржижановского: «Однако не так-то легко проникнуть в тайну гениальности этого человека (В. И. Ленина. — А. М.) и выявить основные черты его личности так, чтобы правдиво охарактеризовать те его особенности, которые высоко-высоко поднимали его над всеми нами»1.

Проникнуть в эту тайну, продолжал учитель, помогают мемуары людей, которые имели счастье общаться с В. И. Лениным. Учащимся демонстрируются сборники воспоминаний о Владимире Ильиче Ленине.

В ходе занятия на настенной карте «Ленин. Жизнь и деятельность. 1870—1924» (издана в 1969 г.) учитель показывал пункты, которые он упоминал в своем рассказе. Учитель обратил внимание учащихся на то, что карта включает в себя большие врезки: «Ленин — руководитель вооруженного восстания в Петрограде», «Ленин в Москве. 1918—1924», «Ленин во главе Советского государства», «Ленин и мировое революционное движение. 1919—1924».

Чтобы не утомить учащихся показом только книг и рассказом о них, на первом занятии семинара демонстрировались и иллюстрации. При этом нескольким учащимся заблаговременно давалось задание подобрать фотографии и рисунки тех мест, где Ленин бывал в разные годы.

Очень полезными оказались принесенные участниками семинара издания: «По Ленинским местам за рубежом» (М., 1969); Н. А. Долгоруков. «Франция. Там, где был Ленин» (М., 1970). Рассмотрение их создало у слушателей определенные зрительные образы, помогло им увидеть ту реальную обстановку, в которой жил и работал В. И. Ленин в период парижской эмиграции.

С этой же целью учащимся демонстрировались книги, в которых прослеживаются «связи Владимира Ильича с отдельными местами нашей страны, а также зарубежных стран: «Здесь жил и работал Ленин. Места жизни и деятельности В. И. Ленина в СССР и зарубежных странах» (М., 1974); «Ленин в Мюнхене. Памятные места» (М., 1976); «Ленин в Финляндии. Памятные места» (М„ 1977) и ряд других подобных изданий. Просматривая их, старшеклассники не только получали известное представление о том, как широко изучают советские историки все, что в той или иной мере характеризует жизнь и деятельность В. И. Ленина, но. и увидели, как иллюстрации органически входят в текст биографических книг, являются определенным историческим источником.

Затем учитель переходил к характеристике мемуаров о В. И. Ленине, относящихся к послеоктябрьскому периоду. Отмечалось, что воспоминания партийных, советских, хозяйственных и комсомольских работников, рядовых рабочих-, крестьян и красноармейцев дают яркое представление о масштабах организаторской деятельности Владимира Ильича, знакомят с ле-нинским стилем партийной и государственной работы, свидетельствуют о неразрывной связи великого вождя с трудящимися массами.

Библиографический обзор завершался рассказом о книгах, которые позволяют представить различные стороны творческой деятельности Владимира Ильича, знакомят с тем, как тщательно собирается и исследуется в нашей стране все, что им написано 1. При этом особо подчеркивалось, что у нас издаются книги, адресованные и юному читателю: «Учиться у Ленина» (М., 1974); «Товарищ Ленин. Воспоминания, стихи, рассказы» (М., 1976) и др.

В дальнейшем наш семинар действовал, используя в основном те же формы работы, что и кружок. Однако в семинаре в большей степени, чем в кружке, на первый план выступали сообщения и доклады самих учащихся. Подготовка таких выступлений отличалась более глубоким проникновением в тему. Это достигалось путем привлечения широкого круга источников, трудов В. И. Ленина, а порой благодаря обращению к произведениям искусства, иллюстрациям,, к различной искусствоведческой литературе.

Поясним сказанное на примере.

Для подготовки сообщения на тему «Вождь революционного пролетариата России» докладчик прежде всего познакомился с биографией В. И. Ленина. В ней он нашел оценку петербургского периода жизни Ленина: «Решающую роль в формировании Владимира Ильича как вождя революционного пролетариата России сыграла его деятельность в Петербурге, особенно его работа в «Союзе борьбы за освобождение рабочего класса». Ленин- выступил как активнейший руководитель великого процесса соединения марксизма с массовым рабочим движением в России. Под руководством Ленина русские социал-демократы перешли от кружковой пропаганды к массовой политической агитации»1 2.

1 См., например: Шарапов Ю. П. Ленин как читатель. М., 1976; Кузьмин С. И. Бесценное ленинское наследие. Поиски и находки. М., 1976.

2 Владимир Ильич Ленин. Биография. М., 1972, с. 50.

Затем докладчик проштудировал мемуары людей, общавшихся с Лениным в петербургский период его жизни. Из них он почерпнул сведения, что в 1893 г. Владимир Ильич установил связь с марксистами столицы и вступил в нелегальный кружок студентов Технологического института. Один из членов кружка — Г. М. Кржижановский вспоминал: «Появление у нас осенью 1893 года В. И. Ульянова можно сравнить с животворным по своим последствиям грозовым разрядом. С этого момента для нас началась новая жизнь»1.

— Что же нового внес Ульянов в работу питерских'' марксистов? — спрашивал докладчик.

Отвечая на этот вопрос, он приводил слова Г. М. Кржижановского: «Освоившись в нашей среде, Владимир Ильич не замедлил революционизировать наши порядки. Он прежде всего потребовал перехода от «переуглубленных» занятий с небольшими кружками избранных рабочих к воздействию на более широкие массы пролетариата Петербурга, т. е. перехода от пропаганды к агитации. С этой целью он объединил в Петербурге все марксистские рабочие кружки в один «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»1 2.

Далее следовал рассказ о том, как Владимир Ильич проводил занятия с рабочими, каким огромным авторитетом среди них он пользовался.

Докладчик демонстрирует участникам семинара репродукцию картины А. Моравова «В. И. Ленин выступает в марксистском кружке» и комментирует ее.

...Тесная комнатушка где-то на окраине Петербурга. За столом — члены подпольного марксистского кружка. С напряженным вниманием слушают они Ильича. Приняты необходимые меры предосторожности: стоящий у окна рабочий,, слегка отогнув занавеску, внимательно следит за тем, что делается на улице. На комоде приготовлены самовар и чашки на случай, если нагрянет полиция.

Подобные «чаепития» часто устраивались у рабочего Нового Адмиралтейства В. А. Князева (его комната имела отдельный вход, что было очень удобно из соображений конспирации), ра-бочего Семянниковского завода И. В. Бабушкина, рабочего Обуховского завода В. А. Шелгунова3.

Докладчик читает отрывки из воспоминаний этих рабочих 4, а затем — фрагмент статьи Владимира Ильича, посвященной Ивану Васильевичу Бабушкину, и кратко говорит об истории ее написания. Он подчеркивает, что слова В. И. Ленина о людях, которые «посвятили себя целиком борьбе за освобождение рабочего класса... которые не растратили себя на бесполезные тер-рористические предприятия одиночек, а действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их революционной самодеятельности... которые встали во главе вооруженной массовой борьбы против царского самодержавия, когда кризис наступил, когда революция разразилась, когда миллионы и миллионы пришли в движение»1, в полной мере применимы к самому Владимиру Ильичу. Вся жизнь и деятельность В. И. Ленина — это подлинный образец героизма. «Героизм его, — писал М. Горький, — почти совершенно лишен внешнего блеска, его героизм— это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, непоколебимо убежденного в возможности на земле социальной справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей 2.

Разумеется, подготовить такое сообщение не просто. Учитель должен помочь будущему докладчику ориентироваться в безбрежном море книжной Ленинианы, подсказать, что именно из нее следует отобрать, как скомпоновать отобранный материал, как добиться, чтобы сообщение получилось интересным, живым. Вместе с тем нужно стремиться к тому, чтобы выступление док-ладчика по возможности носило характер доверительного рассказа или дружеской беседы. Этому, в частности, способствуют риторические вопросы, которые следует, конечно, тщательно продумывать. Если такое удается, то в дальнейшем наиболее интересные и глубокие сообщения, сделанные на семинаре, могут перерасти В лекцию, с которой докладчик выступает перед учащимися разных классов. Некоторые сообщения мы выносили на уроки истории.

Практика убедила нас, что успеху выступления способствует привлечение докладчиком произведений искусства, иллюстраций вообще.

С большим интересом, например, слушали участники семинара на занятии по теме «Вождь Октябрьской революции» историю пропускного билета на имя рабочего К. П. Иванова, по которому Ленин проживал нелегально после июльских событий.

В биографии Владимира Ильича об этом документе сказано: «Н. А. Емельянов достал удостоверение и пропускной билет на имя сестрорецкого рабочего Иванова Константина Петрови-ча. Ленин был сфотографирован в парике. Фотокарточку приклеили на пропуск и поставили подлинную печать Сестрорецкой милиционной комиссии»3.

1 Ленин В. И. Иван Васильевич Бабушкин. — Поли. собр. соч., т 20 с. 82.

2 Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине М., 1969, т. 2, с. 237.

2 Владимир Ильич Ленин. Биография. М., 1972, с. 362.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ИСТОРИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика