Вопросы преподавания истории и Конституции СССР в школе (А.И. Молок) 1955 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: книга для учителя
Авторство: Под ред. профессора А.И. Молока и доцента Н.П. Милонова
Формат: DjVu, Размер файла: 3.97 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Л. П. Бущик — Изучение материала о роде, племени, народности и нации в курсе истории СССР 4
П. С. Лейбенгруб — Изучение экономического развития России XVIII — XIX вв. в курсе истории СССР 25
A. Я. Костенко — Руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза в борьбе за социалистическую индустриализацию 80
B. И. Мазуренко — "Как освещать в курсе Конституции СССР вопрос об основном экономическом законе социализма 123
А. В. Ефимов — О преподавании истории США в курсе новой истории в связи с задачей раскрытия понятий «национальный суверенитет» и «нация» 149
А. И. Молок — Освещение решающей роли народных масс в курсе новой истории в темах: «Французская буржуазная революция XVIII в.», «Революция 1848 г. во Франции», «Парижская Коммуна 1871 г.» 171
Скачать бесплатный учебник СССР - Вопросы преподавания истории и Конституции СССР в школе 1955 года
СКАЧАТЬ DjVu
ПРЕДИСЛОВИЕ
Из шести статей сборника — три относятся к истории нашей Родины, одна — к Конституции СССР, две — к истории зарубежных стран. При выборе тем докладов сотрудники сектора руководствовались стремлением разработать наиболее актуальные в методологическом и наименее изученные в методическом отношении проблемы, чтобы оказать тем самым определенную помощь учительству. К числу проблем, освещаемых в статьях данного сборника,- относятся: проблема решающей роли народных масс как творцов истории, проблема рода, племени, народности и нации, проблема национального суверенитета, проблема основного экономического закона социализма, проблема руководящей роли Коммунистической партии в борьбе за социалистическую индустриализацию СССР, проблема экономического развития России в дореформенный и пореформенный периоды.
Разумеется, наряду с этими" актуальными проблемами, имеются и другие актуальные проблемы истории и Конституции СССР, которые разрабатываются и будут разрабатываться сотрудниками сектора. Но в настоящий момент подготовлены для опубликования лишь данные шесть статей. Учитывая скудность методической литературы по отдельным проблемам преподавания истории и Конституции СССР, сектор не счел возможным задерживать издание предлагаемых работ.
Конечно, выпуск данного сборника, равно как и подготовка методических пособий по отдельным курсам или частям курсов, не могут удовлетворить потребности учительства в полноценном обобщающем труде по методике истории. Такой труд — под названием «Научные основы методики истории» (книга для учителя) — подготовляется сектором и намечен к завершению в 1957 г.
Критические отзывы и замечания на данную книгу просим направлять по адресу: Москва, Лобковский пер., д. 5/16, Институт методов обучения АПН. Сектор методики истории и Конституции СССР.
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА О РОДЕ, ПЛЕМЕНИ,
НАРОДНОСТИ И НАЦИИ В КУРСЕ ИСТОРИИ СССР
I
По определению классиков марксизма-ленинизма, история развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, история развития производительных сил и производственных отношений людей, история трудящихся масс, история народов. Поэтому школьный курс истории СССР должен в первую очередь раскрыть учащимся те теоретические понятия, которые вытекают из самого определения истории как науки.
В данной статье кратко освещаются такие теоретические понятия, как язык, племя, народность, нация, многонациональное государство, его происхождение и развитие.
Уже при изучении истории первобытно-общинного строя в VIII классе следует коснуться вопроса о роли языка в истории общества.
Маркс и Энгельс впервые вскрыли неразрывную связь языка и мышления, подчеркнули их общественный характер. «Язык так же древен, как и сознание, — писали они, —... подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной нужды в общении с другими людьми»
Сама же потребность в общении обусловлена трудом, материальной производственной деятельностью людей. Энгельс отмечал, что развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. В процессе трудовой деятельности у людей «явилась потребность что-то сказать друг другу».
Эти исходные принципы материалистического понимания языка, установленные К. Марксом и Ф. Энгельсом, творчески развили и обогатили В. И. Ленин и И. В. Сталин.
Подчеркивая неразрывное единство языка и мышления, В. И. Ленин указывал, что «язык есть важнейшее средство человеческого общения...» К Он рассматривал язык как могучее орудие сплочения, организации пролетариев и всех трудящихся масс, пропаганды среди них революционной теории.
В труде «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталин показал всеобъемлющее значение языка в жизни и развитии общества. Он подчеркнул, что «язык и законы его развития можно понять лишь в том случае, если он изучается в неразрывной связи е историей общества, с историей народа, которому принадлежит изучаемый язык и который является творцом и носителем этого языка» 2.
Развитие языков проходит следующие этапы: «...От языков родовых к языкам племенным, от языков племенных к языкам народностей и от языков народностей к языкам национальным...» 3.
В связи с основными этапами развития языков необходимо дать понять учащимся, что для первобытно-общинного строя характерны такие этнографические общности, как род и племя.
Понятие о роде учащимся дается в § 2 ныне действующего учебника в тесной связи с историей первобытной общины. В учебнике говорится, что «...совместное ведение хозяйства требовало прочного и постоянного объединения. Однако люди того времени не знали постоянного брака. Дети были связаны только с матерью. Поэтому общественной ячейкой стала материнская семья. Несколько материнских семей составляли материнский род, члены которого знали своих предков только по женской линии» 4.
В § 3 учебника дается понятие об отцовском роде. Возникновение отцовского рода объясняется переходом к пастушескому скотоводству, которое стало главным занятием мужчин. Мужчины стали обладателями стад и имущества, которые передавали по наследству своим детям. Поэтому родство стало считаться уже не по женской, а по мужской линии. Женщина утратила прежнее значение как в хозяйстве, так и в семье. Существовавший ранее материнский род распался; его заменил отцовский род, т. е. союз родственников, которые вели свое происхождение от общего предка — мужчины.
1 В. И. Ленин, Соч., т. 20, стр. 368.
2 И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1950, стр. 22.
3 Та м же, стр. 12.
4 История СССР. Учебник для VIII класса средней школы, под ред.проф. А. М. Панкратовой, М., Учпедгиз, 1954, стр. 5.
Таким образом, учебник определяет род как союз родственников, которые вели свое происхождение от общего предка — женщины или мужчины. Это определение имеет тот недостаток, что в нем не подчеркивается хозяйственная основа рода: род — союз родственников, связанный не только общностью происхождения, но и общностью хозяйственной жизни.
Давая определение рода, авторы учебника совершенно обходят вопрос о происхождении племени и племенных объединений, хотя дальше не раз упоминается термин «племя».
Происхождение племен и племенных союзов было тесно связано с дальнейшим развитием хозяйственной и общественной жизни родовых общин. По мере роста земледелия и скотоводства, возникновения частной собственности и имущественного неравенства все острее вставал вопрос о защите занятых земель и пастбищ, скота и прочего имущества от захвата соседними родами. Усилий одного рода для разрешения этой задачи уже было недостаточно. Поэтому составлялись объединения соседних родов, которые постепенно сливались в племена с общим языком и общими обычаями.
Однако и усилий племени не всегда было достаточно, чтобы оградить свою территорию от набегов соседей. Это приводило к образованию родственных племенных союзов.
В процессе развития пастушеского скотоводства и земледелия постепенно на территории Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии образовались союзы родственных племен.
Современной советской наукой установлено, что к числу древнейших племенных групп на территории Восточной Европы относятся и предки славян.
Буржуазной наукой была создана версия о том, будто восточные славяне это не исконное население Европы, а пришельцы из Азии. Отсюда делался вывод, что вся древнейшая культура восточных славян создана другими народностями. Эти попытки фальсификации ранней истории Восточной Европы до конца разоблачены советскими учеными. Советская историческая наука твердо установила, что восточные славяне — исконные жители Европы, творцы и наследники ее древней культуры.
Указание И. В. Сталина о том, что «...элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства» 1, позволило пересмотреть советским археологам, лингвистам, этнографам и антропологам прежнюю постановку вопроса о происхождении славян, история которых, по трактовке буржуазных историков, начиналась очень поздно — только с первых веков нашей эры. Новейшими исследованиями
1 И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1950, стр. 26.
установлено, что культура восточных славян и их язык имеют глубокие исторические корни, которые восходят к первобытнообщинному строю.
Поэтому для истории восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского — имеет большое значение история заселения Восточной Европы и в тот древнейший период, когда восточные славяне еще не были известны под своим собственным именем, но были в числе древнейших племен, проживающих на территории Восточной Европы.
Проблема этногенеза славян и других этнических групп древнего мира — одна из важнейших проблем, которой занимается современная наука. В решении указанной проблемы советские археологи достигли больших успехов.