За глубокое знание отечественной истории (Лейбенгруб П. С.) 1951 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для учителей
Авторство: Павел Соломонович Лейбенгруб
Формат: DjVu, Размер файла: 1.47 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целеустремлённость преподавания и активность методов — важнейшие условия прочных и глубоких знаний 5
II. Повторительно-обобщающие, обзорные уроки 33
III. Составление развёрнутых планов 55
IV. На экзаменах на аттестат зрелости 60
Скачать бесплатный учебник СССР - За глубокое знание отечественной истории (Лейбенгруб П. С.) 1951 года
СКАЧАТЬ DjVu
П. С. Лейбенгруб — учитель истории 525-й мужской средней школы Москвы.
Свою педагогическую работу П. С. Лейбенгруб начал в 1937 г., когда ему было 22 года. Его биография — это биография одного из многих советских учителей, воспитанных большевистской партией и советской властью. После окончания школы П. С. Лейбенгруб пошёл в ФЗУ автозавода имени Сталина, несколько лет работал на заводе, учился на рабфаке, затем поступил на исторический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
В годы Великой Отечественной войны П. С. Лейбенгруб преподавал историю в 5-й Московской артиллерийской спецшколе Мосгороно, был комсоргом школы, затем заведующим учебной частью. Здесь же, в ноябре 1942 г., П. С. Лейбенгруб вступил в члены ВКП(б).
П. С. Лейбенгруб — неоднократный участник «Педагогических чтений» в Академии педагогических наук. В 1948 г. его работа «Изучение темы «Великая Отечественная война Советского Союза» в X классе средней школы» была удостоена на «Педагогических чтениях» второй премии.
I. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ И АКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ — ВАЖНЕЙШИЕ УСЛОВИЯ ПРОЧНЫХ И ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ
Преподавать историю в X классе особенно интересно: здесь изучается история СССР XX в., советский период в истории нашей родины, наша современность.
Курс истории в X классе предоставляет особенно широкие возможности для развития у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, для воспитания советских патриотов — строителей коммунизма, бодрых и смелых, готовых преодолеть любые трудности.
Готовясь к учебному году и к каждому уроку в отдельности, я всегда стремлюсь убедительно и ярко раскрыть перед учащимися основные идеи курса: всемирно-историческую роль нашей родины в мировой истории, руководящую роль партии Ленина — Сталина как решающее условие свержения эксплуататорских классов в нашей стране и победоносного строительства социализма, всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, построенного в нашей стране социализма и победы СССР в Великой Отечественной войне, неизмеримое превосходство советского общественного и государственного строя и социалистической культуры над буржуазной демократией и культурой.
Все эти центральные проблемы курса раскрываются перед учащимися на конкретном материале отдельных тем и каждого урока в отдельности, подводя учащихся к глубокому и прочному убеждению в том, что гибель капитализма неизбежна во всём мире, что мы живём в век, когда все дороги ведут к коммунизму.
Большое внимание обращаю я также на развитие у своих учащихся важнейших навыков самостоятельной работы, которые будут им необходимы в их дальнейшей практической жизни и работе и при продолжении образования в высшем учебном заведении. Я учу их давать полные самостоятельные ответы, с обязательным разбором причин изучаемых событий и их значения, выступать с критикой и дополнениями к ответам своих товарищей, записывать рассказ учителя, составлять простые и развёрнутые планы, готовить доклады, конспектировать отдельные, небольшие по объёму, статьи классиков марксизма-ленинизма.
Постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам помогли мне более успешно разрешать стоящие передо мной задачи. Стремясь сделать свои уроки глубоко идейными, политически острыми и содержательными, я постоянно работаю над произведениями Ленина и Сталина, снова и снова изучаю «Краткий курс истории ВКП(б)», читаю журналы «Большевик», слежу за последними достижениями советской исторической науки.
Новый гениальный труд И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», представляющий крупнейший вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма, имеет основополагающее значение и для преподавателей исто-€
рии средней школы. Произведения товарища Сталина, посвящённые вопросам языкознания, обогатили марксистско-ленинскую теорию новыми выдающимися выводами и положениями. Они выходят далеко за пределы науки о языке и дают руководящие указания для работы в области многих наук в том числе и в области истории. Труд товарища Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» даёт принципиально новое решение ряда исторических проблем, помогает лучше понять сложнейшие вопросы истории, учит нас творчески подходить и к решению педагогических проблем. Глубокое изучение нового труда И. В. Сталина является необходимым условием повышения качества работы советской школы, необходимым условием дальнейшего повышения идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства и в преподавании истории.
Методы и приёмы, применяемые мною в работе с учащимися, направлены к тому, чтобы с наибольшей полнотой и убедительностью, в доступной форме раскрыть перед учащимися богатейшее идейное содержание всего курса истории и каждого отдельного урока.
Преподаватели истории хорошо знают, насколько многообразна и сложна наша работа. Трудно в небольшой брошюре рассказать достаточно подробно о содержании и методах преподавания истории в X классе. Поэтому, не претендуя на исчерпывающий характер освещения всей темы, расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых мною.
Каждый урок строится не по раз навсегда установленному шаблону (проверка выполнения домашнего задания, опрос, изложение нового материала учителем, закрепление), а разнообразно, в зависимости от содержания данного урока и его образовательно-воспитательных задач.
Начиная изучение нового материала, называю учащимся основные вопросы темы, затем раскрываю содержание каждого из намеченных вопросов. По каждому вопросу, привлекая самих учащихся, делаю выводы, а затем подчёркиваю переход к новому вопросу.
Для того чтобы чётко строить изложение нового материала, составляю для себя развёрнутый план каждого урока, который помогает мне на уроке чётко и целеустремлённо вести изучение нового материала.
Изложение нового материала стараюсь вести таким образом, чтобы учащиеся всё время следили за развитием моих мыслей, чтобы они думали вместе со мной, всё время находились в творческом напряжении.
Не перегружая урок большим количеством фактов, стараюсь главное внимание уделять подробному разбору основных фактов, их анализу, политической оценке и обобщению.
Вот, например, урок «Подготовка вооружённого восстания» в теме «Великая Октябрьская социалистическая революция».
Основная задача этого урока — изучить с учащимися ленинский план вооружённого восстания, раскрыть руководящую роль большевистской партии во главе с Лениным и Сталиным в подготовке вооружённого свержения буржуазного Временного правительства, воспитать в учащихся ненависть к врагам революции на примере разоблачения предательства Зиновьева, Каменева, Троцкого.
Исходя из этих задач, уделяю основное внимание на уроке изучению писем Ленина: «Большевики должны взять власть», «Марксизм и восстание», «Советы постороннего». На этом же уроке рассказываю о практическом руководстве большевистской партией во главе с Лениным и Сталиным подготовкой вооружённого восстания и о разоблачении ими предателей революции.
Названные произведения В. И: Ленина изучаются тут же, в классе: я рассказываю учащимся содержание этих произведений, зачитываю отрывки, привлекаю самих учащихся к разбору основных положений Ленина, даю возможность учащимся записать их в виде развёрнутого плана в свои тетради.
Так, например, один из моих учащихся уже на уроке записал в свою тетрадь следующее:
Ленинский план вооружённого восстания.
1. Письмо Ленина в ЦК, в Петроградский и Московский ко митеты партии «Большевики ‘должны взять власть» и письмо в ЦК партии «Марксизм и восстание» (12 — 14 сентября 1917 г.).
2. «Большевики должны взять власть».
а) Анализ внутренней и внешней обстановки.
б) Получив большинство в обоих столичных Советах, большевики могут и должны взять власть в свои руки.
3. «Марксизм и восстание».
1) Исторические условия, необходимые для победы вооружённого восстания:
а) Восстание должно опираться не на заговор, не на партию, а на передовой класс (пролетариат).
б) Оно должно опираться на революционный подъём всего народа.
в) Оно должно происходить в такой переломный момент в ходе нарастающей революции, когда активность передовых рядов народа наибольшая и когда всего сильнее колебания среди врагов и половинчатых, нерёшительных «друзей» революции (меньшевиков, эсеров).
г) Ленин о несвоевременности вооружённого восстания в июле и о необходимости его после разгрома корниловщины.
2) Проект конкретного плана вооружённого восстания.
4. Обсуждение писем Ленина в ЦК партии (15 сентября). Начало практической подготовки вооружённого восстания.
а) Предложение товарища Сталина послать Письма Ленина крупнейшим партийным организациям.
5. Нелегальное возвращение Ленина в Петроград (7 октября). Встреча Ленина со Сталиным; ознакомление Ленина с ходом подготовки вооружённого восстания (8 октября).
6. «Советы постороннего (8 октября).
А. Основные правила тактики вооружённого восстания.
а) Никогда не играть с восстанием, твёрдо знать, что нужно идти до конца.
б) Обеспечить перевес сил над врагом в решающем месте в решающий момент.
в) Необходимо застать неприятеля врасплох.
г) Действовать наступательно.
д) Надо добиваться ежедневно хоть маленьких успехов, чтобы поддержать моральный перевес.
Б. Конкретный план вооружённого восстания и т. д.
В виде домашнего задания я поручил учащимся .прочитать письма Ленина «Марксизм и восстание»1 и «Советы постороннего»2 и ответить в письменном виде на два вопроса:
1. Ленин о несвоевременности вооружённого восстания в июле и о необходимости поставить его в порядок дня после разгрома корниловщины.
2. Конкретный план вооружённого восстания.
Рассказывая учащимся об исторических заседаниях
ЦК большевистской партии 10 и 16 октября, подчёркиваю единство взглядов Ленина и Сталина, говорю об избрании товарища Сталина главой партийного центра по руководству восстанием, о том, как Ленин и Сталин руководили подготовкой вооружённого восстания, о контрреволюционной роли предателей — Зиновьева, Каменева, Троцкого, и о разоблачение их Лениным и Сталиным.