Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков (Ольгин)1986 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для среднего возраста.
Занимательное введение в мир химии, позволяющее школьникам даже младших классов уяснить специфику этой науки, узнать о роли химии в жизни людей сегодня, а также научиться проделывать множество полезных, веселых и безопасных опытов.
Авторство: Ольгин О.М.
Формат: DjVu, Размер файла: 8.74 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЯ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, СТАРШИХ БРАТЬЕВ И ДЛЯ ВАС, ЮНЫЕ ХИМИКИ)
Глава первая ЧУДЕСА ДЛЯ РАЗМИНКИ 11
Глава вторая РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЧУДЕСА 22
Глава третья ПОЛЕЗНЫЕ ЧУДЕСА 32
Глава четвертая ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ ЧУДЕСА 12
Глава пятая ЛЕТНИЕ ЧУДЕСА 62
Глава шестая СЛАДКИЕ ЧУДЕСА 72
Глава седьмая ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 113
ПЕРЕЧЕНЬ ОПЫТОВ 116
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ С КРАТКИМИ ОБЪЯСНЕНИЯМИ 119
ПЕРЕЧЕНЬ ХИМИЧЕСКИХ НАУК С ПРИМЕРАМИ 124
Скачать бесплатный учебник СССР - Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков (Ольгин)1986 года
СКАЧАТЬ DjVu
Чудесное это занятие — химические опыты. Берешь одно, смешиваешь с другим, а получаешь что-то третье...
Знаю: вы, ребята, не изучали химию. Не забегаем ли мы вперед?
Не забегаем.
Когда вы пришли в первый класс, вы умели считать? И складывать? И даже немного умножать — хотя бы два на два? А ведь математику еще не проходили!
То, чем мы предлагаем заняться, — вроде счета, сложения или немудреного умножения. Так сказать, дважды два на химический лад.
Только что же это такое — химия?
Это наука о веществе и его превращениях.
Но давайте по порядку. Сначала: что такое вещество?
То, из чего состоит все на свете. Книжки, которые вы читаете; стулья, на которых сидите; дома, в которых живете... Так что химия — обширная наука. Она имеет дело с самыми разными веществами — жидкими и твердыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными. Уже сейчас известны миллионы веществ, а сколько их еще не открыто...
Дальше: что такое превращения?
Когда одно вещество становится другим. Или так: было одно — стало два. Или этак: было два — стало одно. В химии арифметика особая, чудесная.
Немало химических чудес встретятся вам в этой книжке. Конечно, каждое химическое чудо можно объяснить, но пока придется кое-чему поверить на слово.
И еще: к чудесам надо хорошенько подготовиться. Поразмыслить, прежде чем взяться за дело. Поэтому торопиться не будем.
Некоторые книжки обходятся вовсе без предисловий. У нас их будет целых три. Так надо.
Предисловие первое: для родителей
(но можете почитать и сами)
Дорогие родители! Возможно, вы несколько испугались, узнав, что вашим детям, таким еще, как вам кажется, маленьким, предлагают делать химические опыты. Ведь на уроках химии, говорят, то и дело либо гремит, либо дымит, либо сверкает...
Пожалуйста, не бойтесь: ни греметь, ни дымить, ни сверкать не будет. Разве что изредка, самую малость и совсем безобидно. Это наверняка. Правда, при условии, что все будет проделано в точности так, как написано в этой книжке.
Но не лучше ли вообще обойтись без этой самой химии? Что ж, попробуйте! Вот вы, уважаемая мама, добавляете в борщ немного кислоты, и он делается огненно-красным — разве это не химия? Или вы, дорогой папа, проявляете в ванной фотопленку — разве и это не химия? Она повсюду, и никуда от нее не деться. Именно к химии поучительной и полезной нам и хотелось бы пристрастить вашего ребенка — чтобы он кое-чему научился, чтобы не устраивал со скуки никому не нужные взрывы.
Все опыты должны проходить спокойно и безопасно. Мы постараемся обойтись без едких веществ и неприятных запахов, будем своевременно напоминать об осторожности. Это скорее задача автора. А вы, дорогие мамы и папы, помогите, пожалуйста, вашему ребенку: найдите подходящее место для занятий, светлое и удобное, накройте стол клеенкой или пленкой, чтобы его случайно не попортили во время опытов, подыщите старый фартук и несколько склянок разной формы и величины. Вот, собственно, и все, что понадобится на первых порах. И, конечно, совсем не помешает, если вы иногда будете интересоваться: что там в этих склянках? На всякий случай...
Предисловие второе: для старших братьев,
(а также для сестер, знакомых, соседей, товарищей)
Эта книжка, вообще говоря, не для вас, а для ваших младших братьев и сестер (равно как и для знакомых ребят, которые уже учатся в начальной школе). Так вот: помогите им!
Они еще не очень много умеют. Вы-то в химии разбираетесь, а они пока не знают даже самого простого. Не знают, например, что нельзя пробовать незнакомое вещество на вкус. Или что нельзя наклоняться над склянкой, когда в ней идет химическая реакция. Более того, они вообще не знают, что такое реакция.
Но вот замечали ли вы, что их интересует все — в том числе и химия? И дошколят и младших школьников привлекают всякие превращения — ведь они сродни чудесам. Яйцо было жидким, а стало крутым — почему? В пузырьке марганцовка черная, а в воде делается розовой — почему? Железо на воздухе становится рыжим, медь зеленой, серебро черным — почему? На многие из этих вопросов ответит эта книжка. Но немало вопросов могут остаться без ответа. Вот и помогите своим младшим товарищам. Потратьте немного времени и посмотрите, правильно ли они ставят опыты. Поправьте, если что-то не ладится. Объясните, если малыши что-то недопонимают. Напомните им, что нельзя просто так смешивать какие-то вещества — где гарантия, что получится безобидная смесь? Вообще-то химией лучше всего заниматься в кружке (хотя можно и дома). И вести такой кружок можете вы, старшие товарищи.
И еще. Конечно, моя книжка — для начинающих. Но я готов побиться об заклад, что некоторых опытов вы все же не знаете. Так, может, и вам будет интересно кое-что воспроизвести?
Это не подсказка и отнюдь не наставление. Так, дружеский совет.
Предисловие третье: для вас, юные химики
Читать эту книгу будут, конечно же, и мальчики, и девочки. Но все равно назвать каждого из вас можно только так: юный химик. Ни в одном словаре нет слова «химичка» или чего-нибудь в этом роде. Итак:
Уважаемый юный химик!
Возможно (и даже скорее всего), ты еще не заслуживаешь такого почетного титула. Но если внимательно прочесть эту книгу, разобраться, о чем она, и проделать все опыты, не может быть сомнений: тебя по праву можно будет именовать юным химиком.
Скоро мы приступим к самым простым опытам. Ничего нельзя делать без подготовки, с бухты-барахты, а тем более ставить опыты, да еще химические. Сначала обязательно надо разобраться по меньшей мере в двух вещах.
Первое: что нужно делать.
Второе: чего нельзя делать.
Насчет' того, что важнее, могут быть разные мнения. Наверное, все-таки важнее второе. Ведь если сделаешь что-то не то или не так, могут быть серьезные неприятности. Поэтому начнем с того, чего нельзя делать юному химику, когда он проводит опыты.
Нельзя быть небрежным. Разбрасывать что попало и где попало. Сорить и не убирать. Пачкать стол, пол и одежду. Родители потерпят, потерпят, да и запретят всякие опыты. И будут, между прочим, правы.
Нельзя быть невнимательным. Прежде чем приступить к опыту, надо внимательно (и может быть, не один раз) прочитать его описание. И все, что нужно, обязательно приготовить заранее. Иначе можно попасть впросак. Например, начал делать опыт, прочел: теперь,
мол, перелей жидкость в чистую посуду — а ее под рукой и нет. Пока найдешь посуду да помоешь, все, что должно было произойти в опыте, уже произошло. Но увидеть ничего не удалось, а значит, вся работа впустую.
Нельзя проявлять праздное любопытство. Одно дело — ставить опыты по описанию в книжке, другое — смешивать бездумно два вещества, чтобы посмотреть, что же из этого получится. Может получиться и что-нибудь непредвиденное, да еще, скажем, с таким скверным запахом, что домашние не посмотрят на это благосклонно. Так что не будем рисковать.
Нельзя быть расточительным. Когда ставишь опыты, ни к чему килограммы вещества. Или стакан вещества. Или даже столовая ложка. Вполне достаточно грамма, а то и доли грамма.
Нельзя быть рассеянным. Взял стакан для своих опытов — не ставь его обратно в кухонный шкаф. Даже безобидное химическое вещество, попав в рот, может оказаться опасным. Если ты насыпал в склянку вещество и собираешься хранить его для следующих опытов, обязательно сделай бумажную этикетку с надписью и приклей ее к склянке. Не то, не ровен час, перепутаешь стиральную соду с сахарной пудрой...
Нельзя проявлять неосторожность. Скажем, брать вещества прямо рукой: можно обжечься или испачкаться. Иногда тебе придется нагревать вещества — смотри не обожгись. Не наклоняйся над склянками, когда работаешь: брызги могут попасть в глаза. Следи за тем, чтобы не насажать пятен на одежду и на пол. Страшного в этом, конечно, ничего нет, но к чему лишние хлопоты?
И наконец, самое главное из того, чего нельзя юному химику: нельзя быть самоуверенным!
Будет время, когда ты сам, без подсказки, сможешь ставить интересные и замысловатые опыты. Но это случится не скоро. А пока — и здесь я не прошу, а настаиваю! — выполняй в точности и самым строгим образом все советы и наставления, которые встретятся в книжке. Может показаться, что ты и сам знаешь, как поступить дальше, но — не будь самоуверенным! Остановись! Прочти, подумай, только после этого приступай к делу. И пожалуйста, никакой самодеятельности. Надеюсь, что ты меня не подведешь.
Как ни скучно читать о запретах, а что поделаешь — надо. Но теперь, разделавшись с тем, чего нельзя, перейдем к тому, что нужно.
А нужно на первых порах совсем немного.
Нужно место, желательно постоянное, чтобы не выискивать в квартире то один, то другой уголок. Кстати, именно уголок лучше всего, если в нем достаточно света: дневного или электрического. В полумраке что за работа...
Нужен столик, накрытый клеенкой. На него хорошо бы поставить большую фотографическую ванночку: если что-то и прольется, все не на стол. А ванночку нетрудно вымыть под краном.
Нужен фартук, чтобы не пачкать одежду. Если у тебя чувствительная кожа, купи резиновые перчатки.
Нужен веник с совком. Если ты нечаянно разобьешь какую-нибудь склянку, не вздумай собирать осколки руками. Собери их веником на совок и выкинь в мусорное ведро. А лужу на полу вытри влажной тряпкой и промой тряпку водой.
Нужна маленькая аптечка. Это не значит, будто с тобой непременно что-то случится. Напротив, я уверен, что ты будешь работать аккуратно и аптечкой ни разу не воспользуешься. Тем не менее (мало ли что бывает) имей, пожалуйста, под рукой пузырек йода или зеленки, бутылочку с перекисью водорода — на тот случай, если порежешься,— немного ваты, бинт или пластырь, а также какую-нибудь мазь от ожога.
Нужна полочка или шкафчик, где ты будешь хранить посуду и вещества для опытов отдельно от пищевых продуктов и кухонной посуды.
Нужны, наконец, эти самые вещества и посуда.
Не торопись бежать в магазин. Многое из того, что понадобится для начала, ты найдешь, не выходя из дому.
Настоящие химики пользуются тонкими пробирками, пузатыми колбами, высокими химическими стаканами. А химики-новички вполне могут обойтись стеклянными тубами с плоским донышком (например, из-под таблеток от кашля), пенициллиновыми флакончиками, майонезными баночками и чайными стаканами. Десятка склянок разного калибра на первое время вполне хватит. Запасись также воронкой (любого образца) и бельевой прищепкой — ею удобно переносить самодельные пробирки, то бишь флакончики. Не помешает и ершик, которым отмывают посуду (если грязные склянки после опыта выбрасывать — не напасешься). Размешивать жидкость в пузырьке удобнее всего стеклянной палочкой, а в стакане можно мешать и старой чайной ложкой. Старой для того, чтобы не портить новую.
Иногда вещества можно брать примерно, на глазок, и в первых главах этой книжки подобраны как раз такие опыты. Удобно работать с маленькой мерной ложкой, обычно пластмассовой, которую прикладывают иногда к сыпучим лекарствам. Но в общем-то можно обойтись и без нее, а взять несколько деревянных палочек, которыми едят мороженое, или еще одну (тоже старую) чайную ложку. На кончик такой палочки или ложки набери небольшую горку вещества — это и будет мерка.
Позже придется отмерять и более точно. Нелишне будет раздобыть
или купить в аптеке рюмочку с делениями — ее называют еще мензуркой. А может быть, и простенькие весы — такие, как продают в фотомагазинах. Гирями могут служить копеечные монеты: они весят ровно один грамм.
Пожалуй, вот и все. С таким набором можно смело открывать свою домашнюю лабораторию.
Но как же вещества — те самые, которые будут чудесным образом превращаться? Для этого, наверное, нужно что-то особенное, редкое...
Ничего подобного. Постараемся обойтись только тем, что доступно каждому юному химику. Тем, что есть дома или в ближайшей аптеке. Или в хозяйственном магазине. Или в магазине, где продают разные товары для фотолюбителей. И что стоит совсем недорого, сущие копейки. А что это за вещества и где их можно взять или купить, я скажу тебе позже, когда-то или иное вещество понадобится нам по ходу опытов.
Этикетки, которыми нужно помечать склянки и коробочки с веществами, проще всего вырезать из белой бумаги и, сделав требуемую надпись, приклеить прозрачной липкой лентой. Не пожалей ленты, пусть она закроет листок бумаги полностью — тогда надпись не сотрется. А еще можно воспользоваться аптечным пластырем. Он хорошо приклеивается к стеклу, а на его нелипкой стороне удобно писать шариковой ручкой.
Наверное, было бы лучше всего делать опыты подряд, в том порядке, в котором они расположены в книжке, но это не обязательно. Если ты захочешь пропустить опыт-другой и перейти сразу к третьему, никто возражать не станет. Более того, если опыты в какой-то главе тебе покажутся неинтересными, можешь пропустить ее целиком (только прочти ее все же, чтобы ясно было, о чем там речь: вдруг пригодится). А можешь, к примеру, сначала сделать опыты из четвертой главы, а потом из третьей. Если тебе так удобнее — недаром книжка называется «Чудеса на выбор». Какое химическое чудо тебе любопытнее, то и выбирай. Но если ты не захочешь чему-либо отдать предпочтение, то и выбор у тебя будет самый богатый.
Ну, довольно предисловий. Обо всем договорились, пора браться за дело.