Skip to main content

Химия

Увлекательная химия. Из опыта работы (Сомин Л. Е.) 1978 год - Советские учебники

Скачать Советский учебник
Увлекательная химия. Из опыта работы (Сомин Л. Е.) 1978

Назначение: Пособие для учителей

© Издательство росвещение" Москва 1978

Авторство: Лев Ефимович Сомин

Формат: PDF, Размер файла: 5.68 MB

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Химические вечера

Лекция-концерт «Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский университет»

Лекция-концерт «Академик Николай Николаевич Зинин»

Лекция-концерт «Академик Александр Михайлович Бутлеров»

Лекция-концерт «Великий химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин»

Лекция-концерт «Дмитрий Иванович Менделеев»

Лекция-концерт «Академик Алексей Евграфович Фаворский»

Лекция-концерт «Академик Николай Дмитриевич Зелинский»

Лекция-концерт «Мария Склодовская-Кюри, дважды лауреат Нобелевской премии»

Лекция-концерт «Академик Александр Евгеньевич Ферсман»

Лекция-концерт «Академик Александр Николаевич Несмеянов»

Глава II. Занимательные опыты по химии

Раздел I. Общий раздел

Раздел II. Индикаторы. Цветные реакции

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Раздел III. Кислород, окисление, горение, взрывы Раздел IV. Классы неорганических соединений

Раздел V. Галогены

Раздел VI. Сера

Раздел VII. Азот

Раздел VIII. Фосфор

Раздел IX. Углерод

Раздел X. Кремний

Раздел XI. Металлы

Раздел XII. Органические соединения

Глава III. Изготовление самодельных наглядных пособий для химического кабинета школы

Электрифицированная диаграмма «Распространение важнейших элементов в природе»

Электрифицированный прибор «Индикаторы и их окраска в различных средах»

Электрифицированный прибор «Взаимодействие неорганических соединений разных классов»

Электрифицированная таблица химических элементов Д. И. Менделеева

Прибор для определения степени электролитической диссоциации с помощью электроизмерительного прибора (миллиамперметра)

Приборы для определения степени электролитической диссоциации электролита с помощью звука Прибор для определения степени диссоциации электролита при помощи лампочки

Электрифицированный прибор для определения процентной концентрации раствора

Электрифицированная таблица «Растворимость солей оснований в воде»

Электрифицированная таблица «Физические и химические свойства металлов»

Электрифицированная таблица «Некоторые классы органических соединений»

Электрифицированный прибор для демонстрации оптических изомеров

Школьный химический элементарий

Глава IV. Увлекательные химические игры

Шарады

Викторина

Кроссворды, чайнворды и головоломки

Знаете ли вы...

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать учебник СССР -Увлекательная химия. Из опыта работы (Сомин Л. Е.) 1978 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

В этой книге приведены некоторые материалы для практического ведения внеклассной работы по химии с учащимися. Но этого будет совершенно недостаточно для учителя. Необходим творческий поиск, увлеченность, умение вовлечь в работу учащихся. Учитель, даже самый талантливый, работающий без актива ребят, многого достичь не сумеет. Не все члены кружка или химического общества могут деятельно помогать учителю. Талант педагога и заключается в том, чтобы своевременно выявить таких учащихся, которые бы творчески мыслили и стали любителями химии.

Приведенные в данном пособии материалы дадут возможность многим учителям химии активизировать внеклассную работу. И если пособие в какой-то степени будет способствовать поднятию у учащихся интереса к изучению химии, если в результате всей классной и внеклассной работы по химии учащиеся действительно полюбят эту замечательную науку, поймут значение химии для развития народного хозяйства, то книга выполнит свою роль.

ВВЕДЕНИЕ

О значении внеклассной работы в школе издано немало книг. Теорию этого вопроса можно найти в любом учебнике методики преподавания химии в средней школе. Есть много отдельных книг и брошюр с описанием опыта внеклассной работы по химии.

Большой многолетний труд энтузиастов внеклассной работы, собранный в единое систематическое пособие, мог бы значительно облегчить работу энтузиастам внеклассной работы по химии в школе. Такая книга еще ждет своего автора.

Автор данной книги, используя личный полувековой опыт педагогической и внеклассной работы в школе и опыт других учителей, хотел бы помочь молодым учителям в организации и практическом ведении некоторых видов внеклассной работы.

Внеклассная работа является сейчас неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Это объясняется также и тем, что в настоящее время, как никогда, вырос объем научной информации. Учитель обязан следить за всем новым в этом потоке информации и необходимое своевременно довести до сведения учащихся, особенно кружковцев.

Внеклассная работа содействует политехническому обучению школьников. Работе химических кружков или обществ следует придавать политехническую направленность: подробнее, чем в классе, изучить отдельные химические производства, их технологию, увеличить число изучаемых производств. Ребята могут разработать и осуществить опыты, отражающие производственные процессы, и построить модели промышленных установок. Занимаясь в кружках или секциях общества любителей химии, учащиеся приобретают ценные практические навыки по химии.

Важнейшим в работе является то, что внеклассные занятия по химии дают школьникам возможность практически испытать свои силы в различных отраслях науки и техники. Облегчается сознательный выбор будущей профессии и последующее овладение избранной специальностью. Внеклассная работа воспитывает у учащихся глубокий интерес к познанию всех наук, и в частности химии.

Результаты внеклассных занятий — выставки самодельных приборов по химии, изготовленные настенные электрифицированные таблицы, научные конференции и увлекательные химические вечера с лекциями-концертами — вызывают у многих учащихся школы повышенный интерес к химии.

Внеклассная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами в работе. Ребята помогают друг другу в реализации творческих замыслов.

Особое значение внеклассной работы по химии заключается в том, что в ее процессе у каждого кружковца возникает много вопросов, которые он должен разрешить самостоятельно. Такие пути развития творческих способностей учащихся помогут им в дальнейшей практической работе и в жизни, ибо они уже научились критически мыслить и думать над тем, как можно усовершенствовать свой труд и сделать его производительнее.

Глава I. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА

Хороший химический вечер является большим событием в школе. В результате подготовки к вечеру ребята изучают много интересного внепрограммного материала, который увлекает их и углубляет интерес к химии. Такие вечера могут иметь различные цели и задачи. Их посвящают итогам изучения программных тем курса химии, изучению жизни и научной деятельности выдающихся химиков нашей страны. Это могут быть смотры-конкурсы по изготовлению самодельных приборов и пособий по химии для кабинета школы и т. п.

Первое требование к любому химическому вечеру — его содержание должно быть цельным и подчиненным какой-то определенной теме. Это необходимо для того, чтобы каждый учащийся, уходя с такого вечера, уносил с собой новые знания и понятия по химии. Беспорядочное нагромождение занимательных опытов, не связанных друг с другом единой тематикой, интересные новые данные о различных химических элементах, но не соответствующие общей направленности вечера, не запомнятся учащимся и, следовательно, не достигнут цели: не возбудят и не углубят интерес учащегося к химии, не расширят научный кругозор, не воспитают творческую любознательность.

На основе проведенных лекций-концертов можно сделать вывод, что большой интерес учащихся к жизни и деятельности ученых-химиков нашей страны и к науке химии воспитывается литературным и музыкальным эстетическим содержанием лекций-концертов.

После лекции-концерта на вечере проводятся викторины, материалы к которым указаны в конце текста юбилейного вечера, посвященного ученому-химику.

На таком юбилейном вечере можно наградить лучших членов химических кружков и ребят, принимавших деятельное участие в подготовке вечера, лекции-концерта, чтецов, участников самодеятельных концертных номеров и победителей викторин.

В этой главе мьг подробно разберем вечера, посвященные изучению жизни и научной деятельности выдающихся русских и советских химиков.

На вечерах, приуроченных к юбилейным датам, обычно проводятся лекции, посвященные жизни и деятельности ученого. Однако такие лекции или. доклады не всегда пользуются одинаковым успехом и иногда не вызывают достаточного интереса у слушателей. Естественно, успех прочитанного доклада о том или ином ученом определяется не только интересными данными из жизни ученого или значении его научных открытий, но также и увлекательной подачей материала.

Роль ведущего лекции-концерта поручают наиболее подготовленному учащемуся, ибо успех лекции прежде всего зависит от качества подачи его текста. Читать текст следует выразительно, с необходимым в определенных местах пафосом. Ведущий должен хорошо вдуматься в содержание каждой части текста и особенно в смысл его музыкальных и художественных вставок, чтобы интонацией своего голоса, выражением лица подготовить зрителей к правильному их восприятию.

В случае необходимости можно немного сократить содержание лекции-концерта или частично его заменить. Например, если в данной школе нет возможности обеспечить все рекомендуемые художественные номера соответствующими исполнителями, то можно изъять их или заменить другими, но так, чтобы это не отразилось на цельности подачи общего текста.

Хотя концертная часть лекции весьма значима, но, естественно, важнейшим является текстовой ее раздел, в котором рассказывается о творческой работе ученого-химика. Этот рассказ должен быть правдив, эмоционален, популярен, иметь достаточно высокий научный уровень.

Как же следует готовить эти лекции-концерты к юбилейным химическим вечерам? Подготовку к такому вечеру следует начинать за 2 — 3 месяца до его проведения. Прежде всего необходимо подобрать ребят, способных исполнять музыкальные номера, читать отрывки из художественных произведений или декламировать, выступать с хореографическими номерами. Если недалеко от школы имеются музыкальная школа, училище или соответствующие кружки, то совместно с руководителями этих организаций или кружков отбирают учащихся для исполнения самодеятельных номеров и соответственно их готовят. Подготовку номеров ведут систематически в течение 2 — 3 месяцев, чтобы музыкальные номера (пение, музыка, танцы, художественное чтение) способствовали общему художественному и эстетическому воспитанию учащихся, их родителей и т. д.

Занимательными элементами в лекциях и докладах являются музыкальные пьесы или поэтические художественные отрывки из любимых произведений того или иного ученого-химика. При их квалифицированном исполнении слушатели получат не только эстетическое наслаждение, но и представят внутренний мир ученого, богатство его духовных запросов. Соответствующие музыкальные номера помогут подобрать руководители музыкальных школ или другие компетентные в этой области лица.

На лекции-концерте проводят также викторины. Следует различать теоретические и практические викторины. Теоретическая викторина включает вопросы по определенной теме в необходимой последовательности, практическая же состоит из нескольких опытов. После каждого опыта ведущий ставит перед аудиторией ряд вопросов. Ответы на эти вопросы представляют собой развернутый анализ каждого опыта. Чтобы такая практическая викторина проходила успешно, необходимо о ней заранее предупредить ребят. Для этого вывешивают яркое объявление о том, что тогда-то (указывается дата и время) будет проводиться тематический химический вечер с практической и теоретической викторинами. В этих викторинах смогут принять участие все приглашенные на вечер ребята. В таком объявлении указывается и список литературы для подготовки учащихся к ответам на вопросы ведущего. Если учащиеся не могут дать правильный ответ на вопрос викторины, то в этом случае либо ведущий отвечает на этот вопрос, либо предлагают учащимся самим найти ответ и подать его через несколько дней в письменном виде в химический кабинет школы. Опыты подбирает учитель химии в соответствии с темой вечера. В конце описания вечера-концерта дано несколько примерных образцов опытов, которые можно провести на данном химическом вечере. Там же перечислены литературные и музыкальные произведения, которые учащиеся исполняют на вечере. Определить место этих художественных вставок предоставляется учителю по своему выбору.

Для награждения победителей викторины следует еще накануне подготовить книги по химии из научно-популярной серии и сделать на них дарственные надписи, указав, за что ученик награжден. Фамилии и имена учеников проставляет жюри в конце соревнования.

Ниже подробно рассматриваются вечера-концерты, которые могут служить примером организации подобных вечеров, посвященных другим известным ученым-химикам.

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ «МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ — ПЕРВЫЙ РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Первым русским ученым, прославившим свою Родину величайшими открытиями в области многих наук и открывшим основные законы природы, был великий гражданин нашей страны Михаил Васильевич Ломоносов.

Он был и остается гордостью русской науки. Он воплотил в себе русский размах, широту мысли, преданность Родине, любовь к простому человеку, ненависть к попирателям русского достоинства.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 г. в бывшей Архангельской губернии, недалеко от г. Холмогор. Вместе с отцом он занимался в детстве рыбной ловлей на небольшом судне, которое называлось «Чайка». На нем отец отваживался ходить на рыбные промыслы в Белое море и Северный Ледовитый океан. Михаил с детства привык к тяжелому крестьянскому труду и к опасным условиям морских походов тех времен. Любознательность его не знала границ. Верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли, солеварни Северного моря — все возбуждало у него глубокий интерес к нарождающейся в послепетровскую эпоху промышленности, торговле и технике.

У своего односельчанина Ивана Шубного М. В. Ломоносов научился грамоте. «Вратами своей учености» он называл грамматику Смотридкого и арифметику Магницкого, в которой, кроме простых математических расчетов, были некоторые сведения по астрономии, географии, физике.

Зимой 1730 г. будущий ученый отправился в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию — высшее учебное заведение того времени. Вскоре он перешел в Киевскую духовную академию, но и здесь естественным наукам, которые интересовали любознательного ученика, уделяли мало внимания. Михаил Васильевич Ломоносов возвратился в Москву. По окончании академии он был направлен в Петербург для обучения в Академическом университете. В это время создавалась научная экспедиция для изыскательских работ в Сибири. Требовались специалисты, знакомые с основами металлургии и горного дела. Для обучения этим наукам и откомандировали М. В. Ломоносова как одного из наиболее способных студентов за границу. На учебу направили также студентов Д. Виноградова и П. Райзера. Три года учебы в г. Марбурге у известного естествоиспытателя и философа Христиана Вольфа значительно расширили круг знаний Ломоносова. Его критический ум помогал ему отбирать истинно научное и достойное, отбрасывая ложное и вредное.

Здесь, в Марбурге, М. В. Ломоносов познакомился со своей будущей женой Елизаветой Цильх, дочерью пивовара. Долгие зимние вечера он проводил в семье невесты, работая над трудами из области химии, физики, астрономии, гидростатики и гидравлики.

После Марбурга М. В. Ломоносов вместе со своими товарищами переехал в г. Фрейберг, где они работали в лаборатории Генкеля. Методы, научные взгляды и философия Генкеля резко расходились со взглядами М. В. Ломоносова, поэтому он вскоре покинул Фрейберг и в 1741 г. вернулся в Петербург.

Уже в январе 1742 г. русский ученый был назначен адъюнктом академии, а в 1745 г. — профессором химии. Назначение М. В. Ломоносова профессором улучшило его материальное положение. Он широко развернул научную и исследовательскую работу, перевел на русский язык курс физики своего учителя Вольфа. При переводе этой работы ему пришлось самому придумывать технические термины и вводить их в русский язык. Таким образом, он является основоположником русской научной терминологии.

В этот период в русской Академии наук господствовали немцы. Они не допускали русских к работе в Академии наук и делали все, чтобы руководящие посты занимали иностранцы, Михаил Васильевич, как истинный русский патриот, выступил против засилья немцев в Академии. За столкновение с заносчивыми иностранцами-академиками он был подвергнут домашнему аресту на несколько месяцев. Но он продолжает заниматься науками и даже уделять часть времени своему излюбленному занятию — созданию поэтических сочинений. Он пишет одно из лучших своих стихотворений «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния», начинающееся вдохновенными строками:

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Замечательно также стихотворение «Утреннее размышление о божием величестве». С прозорливостью гения ученый так описывает солнечную деятельность:

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к солнцу бренно наше око

Могло, приближившись, воззреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Сейчас, во времена космонавтики, рассматривая Солнце с помощью современных оптических и астрономических приборов, можно только удивляться, насколько похоже то, что мы наблюдаем, на описание, данное М. В. Ломоносовым.

Шли годы. Но и в правительстве и в Академии наук делами занимались мало. Императрица Елизавета все управление государством передоверила сенату и двум-трем приближенным лицам. Президент Академии наук, гетман Украины Кирилл Григорьевич Разумовский, не собирался обременять себя академическими делами. Он назначил своего секретаря адъюнкта В. В. Теплова, популярного в те времена сочинителя романсов, автора сборника «Между делом и бездельем», асессором Академической канцелярии. В. В. Теплов вместе с И. Д. Шумахером должны были управлять Академией наук, но практически руководил работой немец Шумахер, препятствовавший проникновению русских людей в Академию. Михаил Васильевич Ломоносов в полную меру испытал на себе неприязнь И. Д, Шумахера.

В этот период жизни М. В. Ломоносова большим успехом пользовались его поэтические произведения. Императрица Елизавета и ее приближенные не понимали значения научных работ великого ученого, однако им нравились его звучные оды. Особенную известность получило его произведение «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Много поколений восхищались вдохновенными строками этой оды.

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, Автор - Сомин Л.Е.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ХИМИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ХИМИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика