"Смерть Сталина" - о фильме
В центре событий временной промежуток с марта по декабрь 1953 года. Умирает Сталин, и автоматически начинается противостояние между потенциальными претендентами на власть. Среди них: Лаврентий Берия, Георгий Маленков, Георгий Жуков, Вячеслав Молотов, Никита Хрущев, а также на подтанцовке Василий Сталин. Фильм снят на основе комикса «Смерть Сталина. История истинно советская», вышедший в 2010 году. Но почему-то после просмотра хочется исправить название на большую соответствующую «Smert Stalina. Istoriya istinno sovetskaya». По крайней мере на такие выводы наталкивает работа Ианнуччи.
Подобные сатиры всегда вызывают возмущение у определенных групп социума. Они либо раздражают, или поражают сентиментальные воспоминания, или затрагивают чувства доисторических фигур или событий. Поэтому режиссеру следует умело подать идею.
Армандо Ианнуччи имеет значительный опыт в этой сфере. Сначала он занимался шоу «В гуще событий», а затем запустил бодрого «Вице-президента», который успел отхватить кучу Emmy.
Персонажи раскрыты действительно классно. Их запоминаешь, потому что у каждого уникальный характер и странные манеры.
Для подобного жанра важную роль играет чувство сатиры. Самое главное требование к режиссеру - не превратить комедию в фарс или карикатуру. Удалось ли это Ианнуччи?
Для иностранного зрителя в диковинку было слышать арию советской номенклатуры в обрамлении непорочного британского акцента. Режиссер ленты специально набирал британцев и требовал от актеров русского произношения. Для кого-то это карикатурно, но для нашего зрителя - не смертельно.
Время от времени фильм все же не впускает необходимую планку и действо скатывается в произвол: главные герои разносят клюкву налево и направо, народ становится карикатурной декорацией. Хотите высмеять советчину? То покопайтесь в истории, отберите какие-то малоизвестные факты. Тогда юмор не будет похож на парад штампов.
В ступор вводит и вступительная сцена. Да, именно эпизод со смертью вождя. В трейлерах мы видели, что его уход был изрядно подмочен. Но дальше герои поочередно входят в кабинет, и один за другим повторяют ту же шутку. Это и сначала особым проявлением юмора нельзя было назвать. Чрезмерное растяжение этой сцены может немного испортить настроение фильма. Хотя дальше следовали смешные эпизоды.
Понятно, что режиссер хотел высмеять Сталина, жестокого и беспринципного правителя. И художественно его унизить - не лучший способ выразить свою неприязнь (особенно в его музыкальных вкусах). Это разочаровывает. То есть все, что мог придумать Армандо для поступления, что задаст темп и тему всего фильма, оказалась эта сценка?
Кроме того, настораживает и американское поведение главных героев. Это опять же подтверждает, что если бы авторы не просто поездили по дачам и в Кремль, а действительно почитали литературу того времени, то они смогли создать уникальную сатиру на советский режим. Зато центральные персонажи отражаются животами, ругаются и ведут себя будто заядлые политиканы. С одной стороны улыбку вызывает, а с другой диссонирует с реальностью. Дело здесь не в излишней осведомленности зрителя, а в том, что все мы так или иначе знаем, как жили в те времена.
Сталин, умирая кричит «Fuck, fuck». Так сделал в представлении иностранного зрителя вождь. Однако нам известно, что тогда номенклатура любила похвастаться обширным словарным запасом. Поэтому маловероятно, что Сталин такое бы говорил. Фразу Маленкова «Поцелуйте меня в большую советскую жопу» еще можно объяснить эйфорией от спада цепей цензуры и преследований.
Конечно, фильм однозначно смешной, а за событиями интересно наблюдать. Однако нельзя снимать подобное, «чтобы просто поржать». Должен быть общий посыл. Так это и работает.
На самом деле Иауннуччи снял замечательную комедию. Однако от такого выбора ожидаешь большего. Именно завышенные ожидания и стали причиной негативных отзывов. Стоит только поучиться у писателей, которые виртуозно высмеяли режим.
Фильм является своеобразным театром абсурда, сквозь призму которого режиссер успевает задеть и современный кризис власти на Западе. И подобный прием не работает с советчиной. Нельзя кроить любую сатиру под одну и ту же гребенку.
Режиссер обещает максимальную достоверность событий, рассказывает, как съемочная группа консультировалась с историками. Но почему-то в 1953 году Берия и дальше командует бойцами НКВД, которое реорганизовали в 1946. Такие мелкие неточности тотально портят необходимое впечатление, внушаемых режиссером и его командой. Не говоря уже о том, что в советских зданиях висят таблички «Exit».
Армандо удачно высмеивает бюрократию. Но почему-то сделать то же самое с персонажами он не может. В любом случае фантастически оригинального и гениального кино у него не получилось. А жаль! Его попытка была очень смелой и экспериментальной. С этого могла выйти неповторимая лента.
Смерть Сталина - Русский трейлер фильма (2017)
Сталин, Факты биографии руководителей СССР, Кино об СССР, Смерть-похороны вождей СССР