Советский фантастический суперблокбастер - «Планета бурь»
Оказывается, было время, когда советское фантастическое кино было первым на планете. В 1961 году в Советском Союзе на экраны кинотеатров вышел научно-фантастический художественный фильм режиссёра Павла Клушанцева – «Планета бурь». Фильм был снят по одноименному произведению советского фантаста Александра Казанцева, Он стал, говоря по-современному, блокбастером. Право на прокат закупили 28 стран. И не зря. Режиссер просто наводнил студию научными консультантами, для фильма была разработана специальная технология комбинированной съемки, в том числе и подводной. Ничего подобного за рубежом тогда не было. Зрители, при просмотре фильма, просто не верили, что он снят не вживую.
По сюжету фильма к Венере летят три космических корабля. Экипажи двух кораблей – «Капеллы» и «Сириуса» - состоят из советских космонавтов. Тритий корабль – «Вега» несет совместный советско-американских экипаж из двух советских космонавтов ( мужчина и женщина), американского астронавта и его робота. «Капелла», сталкивается с метеоритом и погибает вместе с экипажем. Трое космонавтов с «Сириуса» всаживаются на неизученную поверхность Венеры. Женщина с «Веги» остаётся на орбите Венеры для связи с Землей, а остальной экипаж – двое мужчин и робот – так же высаживаются на планету. Им предстоит сделать удивительное открытие – на Венере кипит жизнь. Планета населена самыми настоящими динозаврами. Дальше разворачивается завораживающая интрига. Советско-американский экипаж, который из-за внештатной ситуации сел в болоте, попадает в беду. Космонавты с «Сириуса» спешат к ним на помощь, сталкиваясь с множеством препятствий и загадок. Атака птеродактиля, столкновение с огромным сухопутным динозавром. Погружение на дно океана Венеры приводит к открытию загадочных рифов. Спасти друзей удается за долю минуты до их гибели в вулканической лаве. Хотя не всех – вытащить робота из раскаленной лавы уже нет возможности. Экспедиция готовится покинуть планет, идет подготовка к старту, когда один из космонавтов, рассматривая камень со дна океана, видит в нем скрытый портрет женщины. Но товарищи не слушают его и корабль стартует. И неожиданный, для тех лет, конец фильма — в озере отражается женщина в белом, протягивающая им вслед руки.
Фильм - чистая научная фантастика, романтический гимн о покорении космоса. Политики в фильме нет. Разве что американец показан несколько "социально неграмотным" и советские товарищи мимоходом учат его тому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Тем не менее, откровенной пропаганды в нем нет – ни прокоммунистической, ни антиамериканской. «Планета бурь» - это, по сегодняшним меркам, наивное и доброе кино. Фильм имел огромный успех на Западе. Стэнли Кубрик и Джордж Лукас называли Клушанцева своим "крестным отцом".
В США с фильмом поступили очень некрасиво. Купленный напрокат советский фильм использовали как черновой материал для своей версии. Его перемонтировали, изъяли ряд эпизодов и актеров, добавили новых и фильм прошел в кинотеатрах как «Путешествие на доисторическую планету».
В Голливуде перемонтировали фильм «Планета бурь» так, чтобы никто не догадался, что снят он в СССР. Фото: кадр из фильма
О том, что это фильм из СССР, даже не упоминалось. Те советские актеры, которых не вырезали, в титрах получили вымышленные «правильные» англоязычные фамилии. В новых эпизодах не постеснялись сняться английский актёр Бэзил Рэтбоун и американка Фэйт Домерг. В 1968 году фильм еще раз перемонтировали и выпустили его как «Путешествие на планету доисторических женщин». В фильме появилось племя полуобнаженных венерианских амазонок.
Из Георгия Жженова сделали американского актера Курта Бодена. Фото: КАДР ИЗ ФИЛЬМА
Ну а впоследствии зарубежная киноиндустрия начала развивать технику и технологии, включая компьютерные, и вырвалась вперед. Советские же фантастические фильмы никогда не повторяли успех «Планеты бурь».