Skip to main content

Личная история из Советского времени

Догоняйте поезд самолётом!

Летайте и ездите транспортом Советского Союза!

Недавно увидела в новостях сюжет о девушке, которая, оставшись без денег и билета на поезд, добиралась домой по шпалам железнодорожного пути два месяца. И вспомнила историю своего путешествия из Москвы домой, когда я была студенткой.

 

Советская железная дорога

В Советском Союзе студенты проходили летнюю трудовую практику во всех сферах народного хозяйства: в колхозах, в стройотрядах, в бригадах проводников поездов и так далее.

Мы с подругами были знакомы с ребятами из мединститута. Они проходили практику, работая проводниками поезда «Москва - Симферополь». Я вспомнила, что в подмосковном городке Жуковском жила сестра моего отца – тётя Аня. В моём "золотом" детстве она пыталась присматривать за мной, но её здоровье не позволило ей жить в Крыму. И дальнейшее наше общение ограничилось 2-3 письмами в год моему отцу, которые я читала все сразу один раз в году. К моему двадцатилетию я окончательно забыла, как она выглядит. И я решила воспользоваться случаем и возобновить нашу родственную связь. У подруг тоже нашлись знакомые в Москве. Поэтому мы, благодаря доброте наших знакомых студентов и начальника поезда, решили поработать проводниками до Москвы и обратно. Обратно «наша» бригада отправлялась из Москвы через 3 дня после прибытия и в следующий рейс, через 10 дней. Мои подруги уехали через 3 дня, а я должна была ехать через 10 дней, вечером.

Эти 10 дней я провела весьма плодотворно. У студентов вечная нехватка денег, поэтому музеи и галереи, естественно, отпали. Это была чисто деловая поездка за импортной косметикой, которую в то время можно было купить только в фирменных московских магазинах, типа «Лейпциг» и «Варна», предварительно отстояв километровую очередь. Я отправлялась из Жуковского в Москву по утрам на электричке, которая ходила довольно часто. Через час я уже прибывала в Москву, и язык доводил меня до очередного фирменного магазина. После обеда я возвращалась «домой» и продолжала знакомство с родственниками и их друзьями. Вечером я в Москву ни разу не ездила.

Через 10 дней я собралась ехать домой, в Крым. Мой поезд отправлялся вечером. Я рассчитала время: полчаса – добраться на троллейбусе в Жуковском до станции электричек, час – доехать до Москвы, десять минут - перейти площадь от станции метро до вокзала. И оставался большой запас времени - целых полчаса. Я распрощалась с тётей и отправилась в Москву.

И вот тут сработал «закон подлости»! Когда у меня впереди был целый день, и я никуда не спешила, я добиралась до Москвы за один час. Но, когда у меня в запасе оставалось только полчаса, именно эти полчаса электричка простояла посередине последнего перегона до Москвы.

Когда я прибежала, запыхавшись, с тяжёлой спортивной сумкой, набитой вещами и импортной косметикой, на перрон, мой поезд ехидно подмигнул мне задними фонарями, кокетливо махнув хвостом на повороте. Какое-то время я в ступоре смотрела ему вслед, думая о том, что билета у меня нет и не было (и тётя об этом не знает), а в кармане у меня ровно четыре советских рубля. Конечно, я могла вернуться к тёте и попросить деньги на билет. Но тут мне в голову пришла гениальная идея.

В то время летом поезда между Крымом и Москвой ходили несколько раз в день. Одни из них были обычные, которые останавливались на каждой захудалой станции. А другие были скорые, которые пролетали «мелюзгу» на полной скорости, а останавливались только на крупных станциях. И иногда получалось, что скорый поезд, вышедший на 4 часа позже обычного, перегонял его в пути. Эту информацию я почерпнула в среде проводников и была в полной уверенности, что справочная служба вокзала тоже в курсе. Я нашла справочную радиоточку: небольшая коробочка с одной кнопкой, типа старого кухонного радиоприёмника. Нажимаешь на кнопку, задаёшь вопрос, тебе отвечает дежурный справочной службы вокзала.

- Каким поездом я могу догнать Симферопольский поезд, отправившийся недавно?- нажав на кнопку, задала я животрепещущий вопрос.

- Самолётом!- ответил мне металлический женский голос.

Я невольно сделала кислую мину и, горестно вздохнув, подняла глаза вверх. Надо мной висело электронное табло отправления поездов. И мне прямо в глаза бросилась строчка посередине табло: "Москва-Евпатория, отправление через 30 минут". Я решила сделать последнюю попытку догнать мой поезд. Выйдя из подземного перехода на перрон, я увидела у ближайшего вагона молодых парня и девушку, одетых в форму проводников. Я подошла к ним и начала вдохновенно врать, что мой билет у подруги, с которой мы разминулись. Подруга уехала, а я осталась без билета, денег и знакомых. Я выразила надежду, что, возможно, их поезд в дороге нагонит мой. Парень с девушкой переглянулись. Я уже собралась повернуться и ехать к тёте Ане, когда парень спросил у меня:

- Студентка?

- Да.

- Подожди. Я сейчас,- и он убежал в вагон.

Я терпеливо ждала, раздумывая, найдут ли родственники деньги на билет, или придётся звонить отцу в Крым, чтобы он переслал деньги почтовым переводом. И сколько неприятных разговоров мне предстояло!

Парень прибежал запыхавшийся и довольный:

- Начальник поезда разрешил. Мы довезём тебя до Джанкоя, а потом мы поворачиваем на Евпаторию. От Джанкоя сама доберёшься до Симферополя?

Хотя электричка от Джанкоя до Симферополя шла 2,5 часа, и я не знала стоимость билета, а в кармане лежали всё те же 4 рубля, я с восторгом и энтузиазмом залезла в абсолютно пустой вагон. Лена и Саша оказались мужем и женой, студентами. Такой порядочности, доброжелательности и гостеприимства я больше не встречала в дальнейшей своей жизни. Меня накормили ужином, арбузом и напоили чаем. Я хотела поблагодарить их, чем могу. Распотрошила свою спортивную сумку и подарила Лене французскую тушь, компактную пудру и шампунь. В то время это был царский подарок. Но через 5 минут Саша вернул всё и категорически запретил Лене что-либо брать.

В Джанкой мы прибыли около шести часов вечера. Последняя электричка на Симферополь оказалось ушла 10 минут назад. Сбоку вокзала находилась автобусная станция. И последний автобус на Симферополь отправлялся через 20 минут. Отстояла на нервах (хватит мне билетов или нет) очередь в кассу, подошла к окошку. И тут выяснилось, что билет на автобус стоил 4 рубля и 2 копейки. И без этих двух копеек кассир, даже в виде исключения, продать билет мне никак не могла! Какая ирония судьбы: от Москвы до Джанкоя на поезде можно было бесплатно доехать, а вот от Джанкоя до Симферополя на автобусе без двух копеек не осталось никакой надежды прокатиться! В отчаянии я повернулась лицом к очереди и громко воззвала:

- Люди добрые! Подайте две копейки! На билет не хватает!

Женщины попрятали глаза и кошельки. Но всё же нашёлся один отзывчивый мужчина в конце очереди. Очередь с энтузиазмом и облегчением передала мне две пожертвованные копейки.

В Симферополь я добралась поздно вечером. На автовокзале с третьей попытки устало и отрешённо я выпросила ещё две копейки (на телефон-автомат) у прохожих. Позвонив маме, я спросила, могу ли я приехать домой на такси, так как к этому времени я была окончательно уверена, что деньги кончились во всём мире и абсолютно у всех.

Домой я явилась всего на 5 часов позже, чем меня ждали. Свой поезд я так и не догнала. Надо было самолётом!

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, СОВЕТСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, Цены на билеты на транспорт, Про поездки и путешествия

НОВОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ИЗ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ИЗ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ЕЩЕ ИЗ РАЗДЕЛА - ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ ИЗ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ

БОЛЬШЕ НЕТ
Яндекс.Метрика