Хрестоматия для маленьких (Елисеева) 1972 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение:Основное содержание хрестоматии составляют произведения художественного слова, рекомендованные для чтения детям с первого года жизни и до пяти лет. В книге представлен большой литературный материал для дополнительного чтения. Стихотворения и рассказы для детей русских и советских писателей и поэтов.
А. Пушкин, В. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Толстой, С. Есенин, В. Маяковский, С. Маршак, А. Барто, Л. Воронкова, В. Бианки и др. замечательные авторы представлены в трех частях книги. В первой части-произведения доступные детям до трех лет, во второй и третьей частях-сказки, стихи и рассказы для детей от 3 до 5 лет.
© "Просвещение" Москва 1972
Авторство:Елисеева Л.Н. (сост.)
Формат: PDF Размер файла: 41.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Книга в жизни ребенка 5
Рисунок и книга. . .,,....9
Содержание хрестоматии для маленьких В
Некоторые методические указания. . . . » .В
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Народное творчество
Песенки, потешки. Рис. Ю. Васнецова, К. Кузнецова, 11. Белопольской, Л. Ток
макова ,23
Сказки
‘Курочка ряба. Рис. Ю. Васнецова3
•Репка. Рис. И. Кузнецова!—
’Теремок. Рис. Ю. Васнецова37
’Колобок. Рис. Е. Рачева 40
‘Козлятки и волк. Рнс. Ю. Васнецова43
Из произведений русских поэтов. Рис. П. Суворова45
Л. Н. Толстой — детям. Рис. Л. Пахомова, В. Курдова50
Советские писатели — детям
А. Барто. ‘Смотрит солнышко в окошко53
Е. Благинина. С добрым утром!.. —
Л. Квитко. Утро —
А. Бродский. ‘Солнечные зайчики—
М. И вен сен. ‘Кто поможет?—
А. Барто. ‘Мячик. Рис. К. Кузнецова54
А. Барто. ‘Зайка. Рис. К. Кузнецова—
И. Муравейка. Я сама—
Н. С а к о иск а я Волчок —
Т. Волгина. «Едем, едем мы домой»—
А. Барто. ‘Мишка. Рис.К.Кузнецова55
А. Барто. ‘Самолет—
А. Барто. ‘Лошадка. Рис.К.Кузнецова—
М. Клокова. ‘Мой конь—
Е. Ч а ру шин, Е. Ш у мекая. Конь. Рис. Е. Чарушина56
Е. Чарушин, Е. Шумская. «Послушай, Мишка». Рис. Е. Чарушина. . — Л. Б а р г о. ‘Кто как кричит—
Э. Мошковская. Мчится поезд—
Т. Волгина. ‘Паровоз .—
Г. Санги р. Хнык57
К. Ж а н э. Братишки—
Л. Ш и б а с □. Подружки. . —
О. Д р и з. Вкусная каша—
О. Др из. Страшныйслучай—
О. Д р и з. Мы мужчины. .—
П. В о р о и ь к о. Спать пора58
В. Мирович. Листопад —
В. Миров и ч. «Вседеревья облетели...». . . ;—
М. X о д я к о в а. Осень—
Н С а к □ н с к а я. «На заре на розовой...»—
М. Ивенсеп. Падают листья—
О. Высотская. “«Смотрите, весь город украшен...»—
О. Высотская. ‘«Весело, весело».—
3. Александрова. ‘Октябрьская песня—
Л. Барто. ‘Флажок. Рис. К. Кузнецова59
А. Барто. ‘«Снег, снег кружится...»—
Г. Л а до н щиков. «Осторожная лисица...»—
О. Ж у к. Снежный дом. . т—
3. Александрова. «В рукавичках маленьких...»—
3. Александрова. «Ночью выпал первый снег...»—
О. Высотская. На сапках—
Е. Трутнева. «Скоком-боком...»60
А. Кузнецова. Новогодняя. -
J1. Некрасова. «Горит огнями елочка...»—
Л. Некрасова. Все расскажем маме—
В. Хорол. ‘«Жил-был зайчик...»—
Г. Л а д о н ш и к о в. Весна—
С. Маршак. «Апрель, апрель...» —
Я. К о л а с. “«Солнце ласково смеётся...»61
О. Высотская, ‘флажок.—
А. Кузнецова. “«Мой товарищ, мой дружок...»—
Е. Благинина. «Свети, свети, солнышко...»—
М. И в е п с е н. «На свой флажок...»—
О. Бедарев. Тыкуда?—
О. Бедарев. Налугу.—
Е. Б л а г и п и н а.«Дождик, дождик...»—
А. Б а р г о. «Селаптичка...»....—
Н. Артюхова. «Галчонок-хромоножка...»—
О. Тальшина. «Ну и лошадка..» 62
Г. С а п г и р. Кошка—
А. Введенский. Мышка. .
Т. Волгина. Цыплята—
Г. Бойко. Петух—
Т. Волжина. Где чей дом?—
Г. Бойко. Гуси-гусята. Рис. П. Репкина63
3. Александрова. ‘Катя в яслях;
С. К а и у т и к я н. Маша не плачет64
Е. Ильин а. Топ -топ. Рис. П. Асеева—
Я. Т а й ц. ’Поезд96
Я. Т а й ц. ’Праздник.... —
Я. Т а й ц. Впереди всех
Я. Т а й ц. ’Карандаш.6/
Я. Тан ц. Кыш
В. Сутеев. Цыпленок и утенок. Рис. В. Сутеева98
Е. Ч а р у ш и н. Курочка. Рис. Е. Чарушина70
Е. Чарушин. Корова—
Е. Ч а р у ш и и. Собака'1
Е. Чарушин. Гусь?--
Н. К а л и н и и а. **Утро.м....
Н. Павлова. На машине.72
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Народное творчество
Песенки, потешки. Рис. Ю. Васнецова, К. Кузнецова, Т. Мавриной. Л. Токмакова77
Сказки.
*С п е г у р у ш к а и лиса87
’Лиса, заяц и петух. Рис. Ю. Васнецова$8
‘Кот, петух и лиса. Рис. Ю. Васнецова и К. Кузнецова91
'Маша и медведь. Рис. Е. Рачева95
•Волк и семеро козлят. Рис. Е. Рачева98
’Петушок н бобовое зернышко. Рис. Е. Рачева191
Пузырь, соломинка и лапоть193
Петух и собака.—
Лиса и гуси. Рис. Ю. Васнецова191
'К оз а - д е р е з а. Рис. Е. Рачева19о
Ленивая Бручолина (итальянская сказка)197
Бр. Гримм. ’Горшок каши (перевод с немецкого).119
Бр. Гримм. В стране небывалой (перевод с немецкого)111
Произведения русских поэтов. Рис. П. Суворова.
В. Жуковский. ПтичкаИ2
А. Плещеев. «Скучная картина...». . т-
А. Фет. «Ласточки пропали...».
A.Насимович Осень
С. Черны и. «Мчусь, как ветер...»..—
С.Д ро ж ж и н. «Улицей гуляет...»—
АПушки и. «Вот север, тучи нагоняя...»111
А. Блок Весна—
B.Т ум а п с к и и. Птичка--
И.С ур н к о в. «Ярко солнце светит...»—
А. Плещеев. «Как мой садик свеж и зелен...»—
Ф. Тютчев. «Сияет солнце...»..—
А Б л о к. «Спят луга, спят леса...»—
Л. Н. Толстой — детям. Рис. А. Пахомова, В. Курдова, Е. Коротковой. —
И. Свешниковой, Ю. Васнецова"116
К. Д. Ушинский — детям122
Советские писатели — детям.
Е. Серова. Солнце в доме123
А. Кузнецова. Подружки—
А. Барто. *Козленок—
А. Барто. *Грузовик. Рис. К. Кузнецова—
А. Барто. “Кораблик. Рис К. Кузнецова124
С. Маршак. *Мяч—
C.Маршак. Дремота и Зевота125
А. Введенский. Песенка машиниста—
П. Токмакова. Сонный слон. Рнс. В. Конашевича—
К. Кулиев. Колыбельная—
О. Высотская. Елочка126
Е. Трутнева. “«На крылечко снежок...»—
М. Ч а р и a »j. Здравствуй, праздник!—
А. Введенский. На лыжах—
М. П о з и а и с к а я. Снег идет—
Е. Б л а г и н н и а. ‘Огонек—
Н. Асеев. Мороз127
Н. С а к о н с к а я. “Где мой пальчик?—
3. Александрова. Елочка—
М. 11 в е н с е н. Елочка—
К. Чуковский. Елка128
Е. Ильин а. Наша елка—
С. Маршак. “Январь—
И. Токмакова. «Как на горке — снег, снег...»—
О. Высотская. Снежный кролик—
О. Высотская. Холодно129
П. В о р о н ь к о. "'‘Пирог—
3. Александрова. Капель—
М. Клокова. Зима прошла—
Н. Воробьева. Березка—
С. Вышеславцева. Весна—
И.Токмакова.«Выйди, выйди, солнышко...»—
И.Токмакова.Ручеек—
A.Барто. «Сегодня солнышкопечет...». Рис. К. Кузнецова130
Е.Благинина.*Вот какая мама—
Е.Благинина.‘^‘Флажок |z—
С.К а п у т и к я и. Мап—
'к с а н д р о в а. Одуванчик131
t.Серова “Одуванчик—
И.3 а л е т а е в а. Кот-лежебока—
Л.Квитко. ‘Ручеек—
И.Токмакова. Где спитрыбка—
Г.С а п г и р. Пчелка132
МКлокова. Кукушка—
П.Тычина. Ку-ку!—
О.Высотская. Грибок—
П.Образцов. Радуга—
Е.Благинина. «Вьетсянедалечко реченька-река...»—
С.Маршак. Радуга-дуга133
П.В о р о н ь к о. ‘Обновки—
Д. Хармс.'
Е. Г.
В. В. А. П. Я. А. А. А. Е. 3. Б.
С. С.
С. С. Л. н. к. к. к. к. в. и. н. н. и. в. в.
Р о в и н с Бойко. С X о р о л. " Берестов. Барто. Пес у Вороньи о. ' Аким. Где жи
Барто. Барто и Барто и
Б л а г и и Алекса Уханова
И, В П.' Б и н-,а н д р
лик . . .
, Петушок ы-озорницы
134
. Рис. Е. Афанасьевой
-1. ‘Девочка-ревушка. Рис. А. Каневского . . л. ‘Девочка чумазая. Рис. А. Каневского . . . . АХенушка
уа. ‘Мой мишка. Рис. Е. Волянской-У хановой и
К а п у т и к я в. ‘Mania обедает. Рис. Н. Мунц
Маршак. *СнаЗка (^Улуном мышонке. Рис. В. Лебедева . .
Маршак. Ска*
Маршак. Квитко. 3 а б и л а.
*KTI
.а об\у.мном мышонке. Рис. В. Лебедева колечко найдет? Рис. В. Лебедева . .
‘Кмаойука ’ Hfowairtx садик
Чуковский). ‘Мц/1 Чуковский. ТГаде! Ч у к о в с к и й. *Крйл Чуковский. *Цыг
,ip. Рис. Ю. Узбекова Рис. В. Конашевпча . . солнце. Рис. Н. Радлова
1к. Рис. Е. Чарушина
Сутеев. Три котейка. Рис. В. Сутеева
Калинина. ‘Как петух утащил Васин хлеб
Калинина. ‘Как- Вася ловил рыбу
Калн и и н а. лесу
К и п н и с. *К к, который забыл, как надо просить есть. Рис. Сутеева . .
Сутеев. Кораблик. Р
И. Павлова. ‘Чьи башм
Я. Ф Т.
Т а й ц. ‘Кубик на кубик Лев. Под землей, под Москвой Б у ш к о. Снежинка ....
.\В. Сутеева
кн. Рис. Н. Смирновой
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ ЛЕТ
Народное творчество
Песенки, нашевича, И. Белопольс
Сказки ‘Лисичка
КХ ''Васнецова, Т. Мавриной. И. Кузнецова, В. Ко- , М. ’ Л^итурича ....
183
•Смол ‘Зимой Лиса ‘Л пса
я н о в ь е
и к и
с о й бычок зверей
а л ОХАО Й. РИС, Ю. Васнецова и К. Кузнецова
‘У страха ‘Ж и х а р к а
у в ш и н
козел . . . . глаза велики
Туси-лебеди
Рукавичка (украинская сказка). Рис. Е Рачева
сказка)210
зэка)212
тся после еды (литовская сказка) ... .214 .а губа рассечена (эстонская сказка) ... — . да длинные уши (мансийская сказка) .... 215 j.. и ы ш к а в гостях (словацкая сказка). Рис. Ю. Васнецова . 216 j., жадных медвежонка (венгерская сказка). Рис. Е. Рачева 218 Почему у месяца нет платья (сербская сказка)220
Пирог (норвежская сказка)221
“Три поросенка (английская сказка). Рис. У. Диснея223
и Солнце, Месяце и Петухе (малайская сказка)231
Ш. ■“ ' р р о. ‘Красная Шапочка (перевод с французского). Рис. П Алякринского.—
Би Гримм. *заяц и еж (пересказ с немецкого)231
низведения русских поэтов. Рис. П. Суворова
А. Б л о к. Зайчик237
К.Вальмон т.Осень—
М.К о и о п н и цк а я. Журавли—
К.Б а л ь м о н т.К зиме—
Н.Н е к р а с о в.Перед дождем238
А. Пушкин. **«Уж небо с..шью дышало...»—
А. П у ш к н и. Зимняя дорога—
И. С у р и к о в. ‘Детство—
И. Суриков. ‘Зима239
Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором..»—
А.Б л о к. В марте—
А.Ь л о к. Ворона—
Л.11 л е щ е е в. Весна241
Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»—
Ф. Тютчев. Весенняя гроза—
С. Дрожжи н. «Тени вечера сгущаются...»—
С. Дрожжи п. Поле242
Б. Ж у к о в с к и й. Жаворонок•. . . —
B.Ж у к о в с к и й. Колосик—
К. Бальмонт Росника—
И. Бунин. «Ясным утром....»—
Л. М а й ков. Колыбельная песня—
JI. Н. Толстой — детям. Рис. Л. Пахомова243
К. Д. Ушинский — детям. Рис. А. Лаптева24G
А. К. Толстой — детям250
Шведские писатели — детям А.Барто.Помощница 251
А.Барто.Барабан—
Е.Б а г ини и а. Уморилась—
Г..Б а г ипи и а. Котенок —
К а п у т и кя и. Моябабушка 25?
rj.Заходер.Tlepiч.ле।чч'.а—
53 а холе р.Сапожник—
БЗаходер.Шофер—
И. Токмакова. Усни-трава
С. М а и а с е в и ч. Ночь глядит в окошко . . Л. Я х п и н. Город спит
Н. X а з р и. Спят ли горы
С. Маршак. ‘Ванька-Встанька...
С. Маршак. Где обедал, воробей? . - С. Маршак. Тигренок. Рис. Е. Чарушина С. Маршак. Гусенок. Рис. Е. Чарушина С. Маршак. Верблюд. Рис. Е. Чарушина С. Марша к. Слон. Рис. Е. Чарушина . . С. Маршак, Д. Хармс. Веселые чижи . . Ю. К о р и н е ц. Лапки
И. Токмакова. Дождик
О. Бедарев. Кто чей? .
Г. Б о й к о. Зайчик. Рис. П. Репкина ....
Г. Л а д о и ш и к о в. Встреча
П. Воронько. ‘Испугались зайца .... А. П р и-ш елец. Роща золотая
С. Есенин. «Нивы сжаты...»
3. Александрова. Лесная дорожка. .
3. Александрова. Анютины глазки Е. Благинина. Улетают, улетели...
М. Шпак. Журавлики-журавли
С. Маршак. “Ноябрь
О. Высотская. “Праздник Октября М. П о з и а и с к а я. Здравствуй, Октябрь! Я. Аки м. Осень
Я. Аки м. Первый снег
Ф. Петро в. Калинушка
II. Артюхова. Белый дед
В. Берестов. Снегопад
Е. Благинина. Захрустела льдинка . . . Е. Серова. Новогоднее
И. Токмакова. Голуби
С. Марша к. «Сыплет, сыплет снег охапками...» С. Мар ш а к. Декабрь
С. Есенин. «Заметает пурга...»
И. Токмакова. Под Новый год
Е. Трутнева. *Елка
3. Александрова. Дед Мороз .... М. Клокова. Дед Мороз
А. Барто. Елка
С. Маршак. Двенадцать месяцев .... И. Щуцько. Воробей
Э. М о ш к о в с к а я. «Дым из труб...» . . . В. Берестов. “Песенка весенних минут А. Прокофьев. Ранней весной
А. Прокофьев. Веснянка
В. Л а д ы ж с и. Веснянка
С. П о г о р е л <> в с к и й. Апрельский дождик О. В с о т с к а я. День рождения Ленина С. Погорел некий. ‘Портрет Лепина 3 А л е к с а и д о о в а. Родина
* Звездочкой отмечены произведения, рекомендованные «Программой воспитания в детском саду» (М., «Просвещение», 1971).
“ Двумя звездочками отмечены произведения, рекомендованные «Программой» дл>: более старшего возраста. Мы считаем допустимым познакомить с этими произведениями детей предварительно.
Скачать бесплатный учебник СССР - Хрестоматия для маленьких (Елисеева) 1972 года
СКАЧАТЬPDF
Все это обогатит детские представления, детские чувства. Книга — это открытие мира: здесь и познание красоты и многообразия природы, здесь и знакомство с нормами человеческого поведения, с общечеловеческими законами морали. И чем раньше мы познакомим ребенка с доступными его пониманию художественными образами, тем богаче и радостнее ста нет его мир.
О значении активного восприятия детьми художественных произв< дений. о возможности самих детей творчески многое осмыслить, о достижений этого, о руководстве детским восприятием говорится в вступительной статье и в методических указаниях, помещенных перед каждым разделом.
В конце хрестоматии в виде приложения даны поговорки, пословица, скороговорки, загадки. Их надо как можно шире использовать в повседневном общении с детьми, наминая с самого раннего возраста.
Все замечания, предложения, советы прошу направлять по адресу: Москва, ГСП-110, 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41, издательство «Просвещение», редакция литературы по дошкольному воспитанию.
Заранее приношу глубокую благодарность всем, кто найдет время и желание поделиться со мной своими соображениями. Они будут для меня очень ценны.
КНИГА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Едва ребенок начинает познавать окружающее, в его жизнь входит песенка, сказка, картинка. Вначале он лишь улавливает ритм слов, созвучия их; в рисунке его привлекает яркость красок. При звуках ласковых напевных слов, при виде красочного рисунка малыш радуется, оживляется даже тогда, когда ему еще не совсем доступен их смысл.
Произведения искусства прежде всего обращаются к чувствам. И первая же встреча ребенка с произведением искусства дарит ему радость. Эта радость от самого процесса восприятия красок, звуков доступна и совсем маленьким детям.
Последующее слушание вызывает еще большую радость и внимание: ребенок узнает понравившуюся лесенку, потешку, просит повторить их еще и еще раз, желая продлить удовольствие. Услышав несколько раз ритмичные строки с четкими звучными рифмами, он начинает приговаривать вместе со взрослым, и собственная активность помогает ребенку еще полнее почувствовать прелесть созвучий, ритмов.
Постепенно приходит и понимание смысла произведения. Чем точнее, тоньше удалось поэту, писателю, художнику увидеть и отразить явления окружающей жизни, тем ярче, яснее увидит их ребенок, и тем богаче станут его чувства, переживания, мысли.
Значение яркого, образного языка художественных произведений в период первого познания мира, в период освоения речи трудно переоценить, но наиболее сильно его воздействие в том случае, если восприятие художественного слова сочетается с непосредственными впечатлениями ребенка.
Строчки стихотворения А. Плещеева:
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, Лужи у крыльца, —
сказанные в дождливый день поздней осени, соберут в единое целое раз-розненные предшествующие впечатления ребенка, обобщат, закрепят их. Стихотворение В. Мирович:
Листопад, листопад, Листья желтые летят, Летят, Под ногой шуршат, е сочетании с видом облетающих с деревьев листьев, с шелестом их помогут ребенку и услышать шуршание листвы, и увидеть цвет опадающих листьев.
Шуршат, Скоро голый Станет сад —
Мир красок и звуков окружав! ребенка, но для того, чтобы он осознал воспринимаемые впечатления, необходимо соединить их со словесными образами. Чем точнее и ярче образы, тем более точно и глубоко начинает понимать ребенок и собственные ощущения, и окружающий его мир; расширяются детские представления о природе, становится богаче словарь; будет это способствовать и эстетическому воспитанию
Научить ребенка видеть, любить, ценить красоту природы, радоваться ей — очень близко.
Художественное слово помогает ребенку осознать и человеческие взаимоотношения, познакомиться с общепринятыми нормами поведения.
Величайший педагог — народ создал произведения большого диапазона. Как по ступенькам, ведет он ребенка от простеньких строк, забавляющих, успокаивающих, к сказкам, требующим напряженного внимания.
Уже в лесенках, потешках чувствуется четкая моральная направленность. В сказках, с которыми дети знакомятся чуть позднее, взволнованный рассказ о борьбе со злом, несправедливостью, о защите слабых, о дружбе, о победе смелых, добрых, умных, честных вызывает у детей горячий отклик. Они напряженно следят за всеми событиями сказки.
Яркость образов, эмоциональность рассказа, вера ребенка в то, что события сказки совершаются в действительности, — все это захватывает чувства, воображение, волю ребенка. Он мысленно вместе с героем борется за правое дело, переживая каждый этап его борьбы, желая ему всей душой победы над злом.
Ребенок старается разобраться и во взаимоотношениях персонажей. Полюбив одних и возненавидев других, он должен быть уверен в том, что выбор сделан правильно. Не случайно тал четки характеристики героев сказок — это помогает ребенку и оценить их поведение, и безошибочно определить, кто «плохой» и кто «хороший».
Народ прекрасно понимает, как важно научить ребенка любить и ненавидеть, как важно с детских лет уберечь от равнодушия и эгоизма. И чем глубже затронуло ребенка произведение, чем больше эмоциональных переживаний принесло оно ему, тем горячее, увереннее звучат его первые собственные моральные суждения.
Так постепенно произведения искусства, обращаясь к чувствам вслед за начальным этапом — радостью от восприятия звуков, красок — подводят к более высокой ступени восприятия — н раздумьям над нравственным содержанием произведения, и моральным выводам.
Такое воздействие художественного слова на ребенка очень важно, так как оно пробуждает в нем лучшие человеческие чувства; честность, гуманность, справедливость, смелость. Подбирал произведения определенной моральной направленности, мы можем влиять начиная с самого раннего возраста на детское восприятие мира, формируя у ребенка желаемое отношение к окружающему, закладывая основу нужных черт характера, как бы проектируя будущего человека, ведь именно воспитание чувств больше всего формирует такие качества личности, как доброта, отзывчивость, чуткость, человечность.
Это, конечно, не означает, что, прослушав несколько специально по-добранных произведений, ребенок сразу же начнет следовать хорошем/ примеру: прослушав о том, что плохо лгать, станет правдивым и г. д. Художественная книга постепенно раздвигает перед ребенком рамки окружающего мира, учит наблюдательности, развивает любознательность, приучает вслушиваться в речь, горячо откликаться на net. более остро и правильно реагировать на внешние впечатления.
Понемногу раскрывая человеческие отношения, книга пробуждает а ребенке способность не только сопереживать и сочувствовать литературным героям, но и замечать настроения, переживания близких, вызывает внутренний протест против несправедливости, замеченной в жизни, приобщает, таким образом, малыша к науке «быть человеком».
Это та почва, на которой постепенно могут вырасти принципиальность, честность, прямота, гражданственность. И вряд ли надо доказывать, как важно основы всех этих чувств закладывать в самом раннем детстве.
«Ничто—ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши,—писал Ч. Д. Ушинский, — не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя» .
Не случайно за последние годы и педагоги, и психологи все чаще поднимают вопрос о значении своевременного развития чувств для формирования личности ребенка.
Книга при этом, конечно, является не единственным, но одним из важнейших средств воспитания.
Регулярное продуманное чтение, разумное сочетание новых произведений с уже знакомыми имеет очень большое значение для воспитания чувств детей. Особенно важны повторные перечитывания произведений, обладающих высокими художественными достоинствами. Ведь первые впечатления от книги нередко бывают у маленьких очень поверхностными. В процессе повторных эмоциональных переживаний, которые при каждом перечитывании захватывают детей с новой силой и становятся глубже, маленькие дети все больше вникают в описываемые события, полнее осмысливают художественные образы, взаимоотношения персонажей, их поведение, переживая то радость, то огорчение, но страх за полюбившегося героя, победа которого все более превращается в их собственную победу.
С какой радостью встречают дети чтение уже хорошо им известных любимых произведений! Они внутренне подготавливаются к сопереживанию и заранее радуются, предвкушая торжество правды, добытое в борьбе. Радостно им сознавать и то, как они хорошо все поняли, во всем разобрались. Теперь они попутно улавливают какие-то сравнения, запоминают отдельные выражения, обороты речи, которые не воспринимались, пока не было освоено главное.
И вот эти собственные осмысливания идейных и речевых богатств лучших произведений художественного слова, собственные «находки», собственные «открытия», как бы наивны они еще ни были, несут радость и прививают вкус к собственным усилиям и собственным достижениям. Именно такое творческое восприятие дает ребенку возможность глубже постичь произведение искусства, каким является книга.
Бывают любимые произведения, которые дети готовы слушать снова, уже зная их на память; бывают рисунки, доставляющие удовольствие, сколько бы раз ребенок их ни рассматривал. Это то глубокое проникновение в произведения искусства, к которому надо подводить восприятие детей. Оно им поможет позднее наслаждаться звуками поэзии для взрослых, видом картин, сделает их жизнь богаче
Порой взрослые считают главным в произведении его моральную направленность и сами начинают ее пояснять ребенку. Такая «помощь» не только разрушает обаяние художественного произведения, ослабляя силу его влияния, но и разрушает у ребенка эмоциональный настрой, лишает его способности горячо, искренне волноваться, слушая художественные произведения.
Многократно подчеркивал В. Г. Белинский значение книг, воздействующих на человеческие чувства Он писал*. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»1.
«Не говорите им: «Это хорошо, а это дурно, потому и поэтому», а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством поняли, что это хорошо; представляйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так. чтобы они по чувству ненавидели это дурное...»^.
Л. Н. Толстой в своих коротеньких рассказах, написанных для маленьких, и в сказке «Три медведя» специально оставляет на долю детей право сделать свои выводы из сказанного, лишь подготовив их к этому. Он не навязывает собственных оценок, давая детям полную возможность самостоятельно разобраться в услышанном. И если дети после первого прослушивания этой сказки порой и заявят, что медведи плохие, так как «хотели укусить Машеньку», то повторные чтения раскроют перед ними и вину Машеньки.
Очень важно, чтобы через волнение, сопереживание ребенок сам пришел весь путь or неясных догадок, сомнений к правильным оценкам, выводам, доступным его возрасту. И дело взрослого бережно сохранить чудесную способность детского восприятия сопереживать, сочувствовать.
Ребенок обладает богатейшими эмоциональными и познавательными возможностями. Научить его не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, глубоко чувствовать, понимать, отзываться душой на происходящее рядом, своевременно воспитать в нем умение видеть и любить прекрасное, радоваться ему --- дело огромной важности, решается оно на протяжении всего детства. Закладывать же основу того, что сделает ребенка душевно более богатым, счастливым, надо с малых лег. И книга в этом — умный помощник: она раскрывает не только перед ребенком, но и в нем самом то лучшее, что может либо расцвести, либо увянуть не развившись.
Возраст от двух до пяти — богатейший по способности ребенка быстро и жадно воспринимать, познавать окружающий мир. За эти годы ребенок получает огромное количество впечатлений, в нем пробуждаются такие чувства, которые будут фундаментом всей его дальнейшей сознательной жизни. Педагогам известны слова Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того! От пятилетнего ребенка до меня только шаг»1.
Рисунок и книга
Чем меньше ребенок, тем большую роль играют книжные иллюстрации. Малышу надо помочь понять то, о чем рассказывает текст, так как даже самый смысл слов, а тем более оттенки их, он еще только учится понимать.
К. Д. Ушинский подчеркивал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро» .
Так, слушая сказку «Лиса, заяц и петух», ребенок обязательно захочет увидеть на рисунке и лису, и зайчика, и петушка. И лишь увидев, как лиса прогоняет зайца из его собственной лубяной избушки, как горько плачет бедный зайчик, правильно разберется в драматизме ситуаций и оценит смелость петушка. Собственный жизненный опыт его еще так мал, творческое воображение еще настолько неразвито, что лишь непосредственно увидев и персонажей, и обстановку, и характер происходящих событий, ребенок может живо представить себе, о чем идет речь, и горячо полюбить одних действующих лиц и почувствовать своими личными врагами других.
Рисунок, так же как и текст, обращается прежде всего к чувствам ребенка; и то, что ребенок еще не в силах до конца понять рассудком, он начинает ощущать интуитивно. Этому помогает и композиция рисунка, и фон его, и гамма красок, используемая художником для того, чтобы создать определенное настроение.
Чем глубже художнику удалось проникнуться настроениями произведения, понять замысел автора, тем ярче и точнее отражает он в своих рисунках последовательность развертывающихся событий, остроту ситуаций, характеристику персонажей, обстановку действия. Ребенок верит рисунку, который он сам непосредственно видит. По рисункам, творчески воспринимая изображенное, малыш ярче представляет себе все происходящее, как бы заново, самостоятельно «перечитывает» текстам, повторно переживая события, глубже проникает в суть произведения.
Целая плеяда больших советских художников оформляет детские книги. Одних увлекают сказки, других — реалистические произведения о человеческих взаимоотношениях, о мире животных, о природе. У каждого свое видение мира, свое понимание текстов, своя манера изображения, благодаря чему даже одно и то же произведение с глубоким содержанием по-разному раскрывается под кистью талантливых художников.
Очень своеобразно прочитывают подтексты народных сказок художники-иллюстраторы. В оформлении одних на первый план выступает поэтичность, лиризм народного творчества, под кистью других — сказочность обстановки, сказочность ситуаций, фантастичность, третьи подчеркивают героику происходящего и то особенное сочетание драматизма с юмором, которым так полны произведения народного искусства; не проходят художники и мимо сатирической направленности сказок. Иллюстрируя книгу, они ищут конкретные образы, наиболее ясные, точные, выразительные композиционные и цветовые решения; стараясь помочь ребенку увидеть богатство художественного текста, вкладывают в рисунки много выдумки, интересных находок.
Но это не дойдет до ребенка, если взрослые не научат его вдумчиво вглядываться в иллюстрации, понимать не только содержание их, но и те характерные детали, которые удалось найти художникам. Для этого взрослые сами должны проникнуться и замыслом литературного произведения, и замыслом художника, отдать себе отчет, какими изобразительными средствами он пользуется, раскрывая художественные образы, идею произведения.
Прежде чем показывать ребенку рисунок, следует постараться четко себе представить, что будет им легко воспринято, а на что нужно специально обратить его внимание, чтобы он полнее воспринял и рисунок, и литературное произведение
В рисунке играют роль и фон, и каждая деталь. Например, в произведении С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» на первом рисунке мышиной норки художник В. Лебедев дает спокойный фон. за окном чистое небо, сметная луна. На последних же рисунках фон меняете*, за окном на небе черные тучи, их становится все больше Общее напряжение, созданное темными красками и мрачным фоном, усиливается еще и явным беспорядком, царящим на этот раз в норке: матрац на кровати перевернут, свеча повалена в центре рисунке мышка-мать тревожно разглядывает опустевшую норку.
В этой сказке поэт предоставляет ребенку самому догадаться, что произошло с глупым мышонком Художник подсказывает малышу, что мышонок исчез не по своей воле, что ему угрожает явная опасность.
Но сам ребенок не сможет сопоставить эти рисунки, и контрастность их настроений не будет им замечена, если не помочь увидеть ее Поэтому и нужна предварительная подготовка, обдумывание, на что обращать внимание ребенка, когда он будет слушать сказку и разглядывать иллюстрации.
•
В. Лебедез — один из старейших художников, который сумел не только сам включиться с первых лет работы молодого детского издательства в создание книг для нашей детворы, но и увлечь этой работой таких художников, мак Ю. Васнецов, А. Пахомов, Е. Чарушин
Деятельность В. Лебедева неразрывно связана с творчеством С. Маршака. Художник с равной убедительностью создает и пейзажи, и портреты детей — героев многих книг поэта, и персонажей животного мира. Герои рисунков наделены и индивидуальными характеристиками, и в то же время они типичны.
Рисунки В. Лебедева к книжке «Усатый-полосатый» прекрасно передают самый характер этого веселого, лукавого и в то же время очень точного в познавательном отношении произведения Подробности, иные самостоятельно найденные художником, иные буквально воспроизведенные по тексту поэта, делают зримыми все эти забавные ситуации.
А. Пахомова увлекает психология человеческого поведения. Целая галерея детских портретов создана им. Для его рисунков характерны реалистичность, сдержанность. Иллюстрируя многие рассказы Л. Н. Толстого для маленьких, он старается дать почувствовать теплоту, которой полны эти миниатюры. Стремясь показать глубину и тонкость человеческих взаимоотношений и чувств, решая психологически сложные задачи, он выбирает каждый раз такую композицию рисунка, которая дает возможность сосредоточить внимание на лицах, всегда очень выразительных.
Самым маленьким адресованы рисунки Ю. Васнецова к русским народным потешкам, песенкам, сказкам.
Горячая любовь к Родине, большой талант, богатая фантазия, знание старинного русского быта, народных обычаев, русского прикладного искусства помогают художнику создавать глубоко национальные рисунки, которые точно передают самый дух русской народной поэзии.
Поражает проникновение художника в тексты, мастерство, с которым он в ярких, красочных рисунках отображает сказочные образы, созданные народной фантазией всего в нескольких строках, с присущим народу лаконизмом и выразительностью Способность художника оживить, воплотить в рисунке все, о чем говорит песенка, создать сказочное из элементов близкого, знакомого детям особенно важна, так как маленький ребенок еще только начинает познавать мир, учится понимать человеческую речь. Рисунок художника будит мысль, помогает осознать услышанное.
Широкое использование Ю. Васнецовым цвета делает рисунки праздничными, чрезвычайно привлекательными; большое количество сказочных деталей создает неиссякаемый источник для рассматривания.
Художник старается привить любовь к родной природе, разбудить детскую фантазию прихотливым соединением сказочного с реальным.
Е. Рачев, иллюстрируя сказки разных народов, для своих рисунков отбирает самые острые эпизоды, самые драматические моменты. Используя яркие противопоставления, он глубоко раскрывает характеристики сказочных персонажей, показывая тот подтекст сказки, который становится понятен после серьезного анализа.
Так, иллюстрируя русскую народную сказку «Маша и медведь», художник изображает момент, когда медведь хочет присесть на пенек и съесть пирожок. Каждой деталью рисунка он подчеркивает, как мала Машенька, уместившаяся в коробе, и как велик зверь, как страшно ей (испуганное лицо выглядывает из короба) на спине этого свирепого зверя с огромными когтистыми лапами. И хотя в сказке дедушка и бабушка Машеньку называют лишь «умницей», ребенку, если помочь ему вглядеться в рисунок, становится понятно, как много выдержки и находчивости понадобилось девочке для того, чтобы заставить зверя самого отнести ее домой.
Так же глубоко поняты и четко охарактеризованы персонажи сказки «Колобок»: смелый и доверчивый колобок в то же время самоуверен и хвастлив. Он не пугается прямых угроз и легко убегает от наивного зайца, глуповатого и жадного волка, медлительного медведя. Художник помогает понять, почему колобок не сумел уйти от хитрой коварной лисы.
Е. Ранее умеет проникнуть в подтекст простеньких, казалось бы, сказочек, выявить мотивы поведения персонажей и подчеркнуть, что за событиями сказок кроются людские взаимоотношения. Все это станет понятно детям при повторном чтении сказок.
Иной мир перед ребенком раскрывал Е. Чарушин. Он рассказывал в своих книгах о той жизни, которую можно не заметить и не понять, — о жизни животных, пробуждая в детях и любознательность, и, главное, гуманное отношение к ним.
Е. Чарушин, обладавший талантом писателя и художника, старался и текстом и рисунками заставить ребенка полюбить беспомощных безобидных зверят. Его произведения полны лиризма, глубокой взволнованности.
С большой искренностью, теплотой и правдивостью он рассказывал и о действительно происходивших событиях, и с таких, которые могли бы произойти. С увлечением и мягким юмором Е. Чарушин знакомил детей с повадками, индивидуальными особенностями зверей, умело находя наиболее характерные ситуации, выразительные подробности, сообщая детям точные знания в занимательных рассказах и сказках.
В. Сутеев, так же как и Е. Чарушин, одновременно и писатель, и художник. В его простых сказочках много выдумки, веселых происшествий. Перед ребенком автор ставит неожиданные задачи, то надо понять роль проказливого котенка, из-за которого с маленьким наивным щенком происходит целый ряд забавных приключений, то догадаться, почему под грибом, под которым в начале сказки еле укрылся от дождя муравьишка, к концу сказки уместилось немало различных обитателей леса.
Понять это помогает внимательное рассматривание рисунков художника, сравнение их. В. Сутеев, создавая предельно простые рисунки, полные динамики, четко характеризует персонажей.
В рамках данного раздела невозможно остановиться на творчестве всех художников, чьи рисунки помещены в хрестоматии. В методических указаниях ко всем трем частям ее будет продолжен разговор и о методах работы с иллюстрациями, и об особенностях творчества художников, каждый из которых по-своему старается обогатить ребенка, принося ему в дар свой талант, свои раздумья, свои творческие находки, раскрывая окружающее, учит ценись, беречь и любить все то, что может сделать жизнь полнее, содержательнее, интереснее.
Содержание хрестоматии для маленьких
Хрестоматия состоит из трех частей: в первой — произведения для детей до трех лет; во второй—для детей трех-четырех лет и в третьей— произведения для детей четырех-пяти лет.
Конечно, это распределение весьма условно. В зависимости от систематичности чтения, от того внимания, с которым относятся взрослые к во-
росам развития ребенка, от его индивидуальных особенностей, от условий жизни отдельные произведения могут оказаться доступными в более раннем или более позднем возрасте.
Литературный материал каждой части хрестоматии включает произведения народного творчества (потешки, лесенки, сказки), стихотворения о природе русских поэтов, произведения Л Н. Толстого и К. Д. Ушинского для детей, современную детскую литературу. Ряд произведений дан в сокращении. Довольно много в хрестоматии произведений авторов различных республик СССР и стран мире. В тех случаях, когда помещено несколько произведений одного и того же автора, перед первым текстом указано, с какого языка сделан перевод, далее это не повторяется.
Внутри разделов литературные произведения сгруппированы с учетом сложности их восприятия и частично по тематике, чтобы легче было ориентироваться при подборе материала для чтения.
Народное творчество представлено широко: в книгу вошли потешки, сказки, поговорки, скороговорки, загадки. Эти произведения не всегда достаточно используются взрослыми в быту. Чем шире войдут они в повседневную жизнь, тем богаче будут и чувства детей, и воображение, и речь.
Глубокая человечность, моральная направленность, юмор, меткость, точность, образность языка делают произведения малых форм фольклора важнейшими по своему значению.
Язык народных произведений не только образен, лаконичен, музыкален, но и богат разнообразными звуковыми сочетаниями. Это в равной мере относится и к сказкам, и к потешкам, и к скороговоркам, и к поговоркам, и к загадкам.
Чтобы научиться правильно произносить все звуки родного языка, необходимо прежде всего научиться слышать, различать всевозможные звуковые сочетания, характерные для него.
И здесь сказалось педагогическое мастерство народа: много создано скороговорок, потешем с трудно произносимыми детьми звуками, то и дело рядом стоят слова, чуть отличающиеся друг от друга по звучанию: «пальчик — мальчик», «котя — котенька — коток», «шапка да шубка — вот и весь Мишутка», «наша Маша маленькая», «ел — пел», «дон — дом» и т. д. Все это развивает фонематический слух, приучает тонко улавливать звуковые оттенки, помогая формировать четкое и правильное произношение, в то же время забавляя, радуя малыша.
В разделе «Произведения русских поэтов» основным богатством являются отрывки из произведений А. Пушкина, А. Блока, А. Фета, И. Никитина, И Сурикова и многих других поэтов, удивительно лирично и тонко рисующих картины русской природы. Чгемие их лучше всего сочетать с непосредственными наблюдениями самих детей, воспитывая у -«их чувство прекрасного, закладывая основы любви к родному краю, к Родине,