Skip to main content

Методика преподавания литературы (Брандесов, Звере, Качурин) 1985 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Методика преподавания литературы (Брандесов, Звере, Качурин) 1985

Назначение: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»

© "Просвещение" Москва 1985 

Авторство: Р. Ф. Брандесов, Т. В. Звере, М. Г. Качурин и др.

Формат: PDF Размер файла: 25.5 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел /. Литература в школе как учебный предмет . .

Методика преподавания литературы как наука Л . Формирование методики литературы как науки . 

Раздел 2. Содержание и структура курса литературы в школе  .

Методы обучении литературе

Учитель литературы

Ученик. Возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведении

Раздел 3. Изучение художественного произведения — основа курса литературы в школе 

Пути анализа литературного произведения в школе.

Этапы работы над художественным произведением.

* Вступительные занятия к изучению литературного произведен*

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Чтение произведения как основа его изучения .

Изучение текста художественного произведения Заключительные занятия в системе работы над произведением 

Приемы изучения литературного произведения,  Изучение произведений в их родовой специфике . Изучение эпических произведений, Изучение драматических произвел

 Изучение лирики

Раздел 3 Изучение биография писателя в школе .

Изучение обзорных тем__ —

Литературная критика в школьном курсе

1» Теория литературы в школе

Ш Урок литературы

Раздел 4^Организация преподавания литературы .

Учет и оценка знаний

Ф Культура устной и письменной речи учащихся

Наглядность на уроке литературы 

Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе 

Факультативные занятия по литературе ....

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Методика преподавания литературы (Брандесов, Звере, Качурин) 1985 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 Совершенствование образования и воспитания подрастающего поколения является предметом постоянной заботы партии, правительства, всей советской общественности. В материалах XXVI съезда КПСС как важный рубеж отмечается переход к обязательному всеобщему среднему образованию, подчеркивается необходимость "повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе ... на деле укрепить связь обучения с жизнью..."1. Это касается всех школьных дисциплин, но, может быть, особенно литературы, где связь с жизнью и нравственное воспитание входят в саму структуру предмета.

Задача построения коммунизма требует от граждан нашей страны общественной сознательности, идейной убежденности, духовной культуры. Важность работы по духовному развитию людей подчеркивалась на июньском 1963 г. Пленуме ЦК КПСС: "...партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения"8.

Изучение учащимися художественных произведений на уроках литературы приобщает их к высоким нравственно-эстетическим идеалам отечественного искусства, помогает воспитанию духовных потребностей, ценностных ориентаций молодого поколения. От качества преподавания литературы в школе в значительной степени зависит социально-нравственный облик нашей молодежи.

Большие воспитательные и образовательные возможности литературы не реализуются сами по себе, если соответствующим образом не организован процесс преподавания. Обращенность не только к уму, но и к чувству ученика-читателя - необходимое условие эффективности преподавания литературы. Пробуждение эмоций, в том числе интеллектуальных, является предпосылкой эстетического воспитания. Именно в школе закладываются его основы. Об этом говорилось на июньском Пленуме ЦК КПСС: "...где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного. умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству?".

Задачей литературы как учебного предмета является также совершенствование речи учащихся, их читательской культуры.

1 Материалы XXVI оеада КПСС. М., >961. с. 60

* Материмы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1963 года. М . 1963. с. 16.

* Там же.

способности к полноценному художественному восприятию книги. А это происходит в том случае, если учитель стимулирует идейно-нравственное, эстетическое развитие личности школьников; развивает воображение, способность к сотворчеству, помогает им овладеть искусством рассказывания, выразительного чтения, свободного письма.

Таким образом, преподавание литературы включает в себя много задач. Понять принципы изучения литературы, осмыслить закономерности обучения этому предмету н позволяет методика. Возникнув еще в XVIII веке, она прошла длительный путь в своем развитии. Как дисциплина комплексная (на стыке педагогики и литературоведения) методика преподавания литературы совершенствовалась вместе с ростом этих наук и самого общества. Как н другие общественные науки, современная методика преподавания литературы основывается на методологических принципах марксизма-ленинизма н постоянно обогащается данными смежных гуманитарных дисциплин. Так, поиски н открытия в методике за последние десятилетия связаны с аналогичными процессами, происходящими в общей педагогике и психологии, в социологии н эстетике, в искусствознании и теории воспитания. Наиболее тесные и органические связи существуют у методики литературы с литературоведением, дидактикой и педагогической психологией.

В настоящее время значение методики особенно возрастает в связи с теми задачами, которые выдвинули перед школой XXVI съезд КПСС и июньский 1983 г. Пленум ЦК КПСС. Реализация их нашла отражение в обновленной и усовершенствованной программе по литературе для средней школы, где впервые, помимо традиционного ее содержания, точно обозначен круг знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся с IV по X класс. В ней также определены возможные меж предметные связи при изучении различных тем. Тем самым в программе более четко выступают система и перспективы работы по литературе на каждой ступени школьного образования. Это помогает совершенствовать труд учителя и ученика.

Выполнение поставленных задач: обеспечить в преподавании связь с жизнью, усилить воспитательное воздействие литературы, стимулировать самосознание и самообразование школьников, научить их методам познания - требует от учителя-словесника не только хорошего знания предмета, но н постоянного внимания к личности ученика. Нельзя забывать, что в нашем предмете ученик - не только обучаемый: он - полноправный читатель, но только менее знающий и опытный, чем учитель. Недостаточно научить его разнообразным умениям, дать литературоведческие знания - необходимо пробудить его гражданственную. умственную, эмоциональную, творческую активность. Поэтому одной из важнейших задач методики преподавания литературы становится помощь педагогу в реализации таких принципов обучения предмету, которые стимулировали бы активное по- падение школьников в учебном процессе, создавали бы условия или творческого характера их деятельности. Педагог должен стираться прививать учащимся интерес к учению, навыки самостоятельной работы с книгой, пробуждать в них дух поиска и жажду открытий. Литература как предмет предоставляет в этом плане большие возможности. Для их осуществления методика обосновывает и совершенствует разнообразные методы, приемы и формы работы, которые помогают организовать учение как труд и творчество. Такой характер обучения положительно сказывается на воспитании личности учащихся, развивает их самостоятельность

Изучая темы курса, обозначенные в программе, школьники приобретают знания об историко-литературном процессе, по теории литературы. Важно, чтобы программные темы усваивались не формально, а становились методологической основой литературной подготовки учащихся и служили бы средством более глубокого постижения ими конкретных литературных явлений. Поэтому в задачи методики входят поиски таких путей анализа художественного текста, которые требовали бы от школьников практического применения теоретико- и историко- литературных знаний и способствовали бы овладению необходимыми умениями.

В учебнике содержится материал по основным проблемам, которые традиционно являются предметом методики, они освещают- учетом тенденций и открытий в "смежных" дисциплинах. В соответствии с программой по методике преподавания литературы для педагогических институтов учебник имеет пять основных разделов. В первом дается представление о литературе как учебном предмете в школе и о методике как научной дисциплине, рассказывается об истории становления предмета и о развитии методической мысли в дореволюционное и советское время.

Раздел второй, открывающийся главой о содержании и структуре курса литературы в современной школе, посвящен кардинальной теоретической проблеме методики - проблеме методов обучения литературе. В соотнесенности с ней рассматривается деятельность учителя и ученика на занятиях по литературе.

Оба эти раздела составляют теоретический фундамент курса методики. Они помогают будущему специалисту понять психолого-педагогические основания предмета и создают базу для овладения конкретными методическими проблемами.

Самый большой раздел пособия - третий содержит изложение вопросов об изучении художественных произведений как основы курса литературы в школе. Здесь рассматриваются последовательные этапы работы над произведением в их взаимосвязи; пути и приемы анализа; особенности методики, обусловленные учетом родовой специфики произведений (эпоса, лирики, драмы).

В четвертом разделе содержится материал, связанный с обеспечением историко- и теоретико-литературных основ школьного курса. Сюда входит освоение учащимися теоретических понятий, фактов, характеризующих жизнь и личность писателя - человека своей эпохи, а также знакомство с литературной критикой и общественно-литературной обстановкой в определенные исторические периоду. Все это помогает представить литературу в школе двусторонне: н как явление русской культуры, исторически развивающееся во времени, и как словесное искусство, обладающее собственными закономерностями.

Наконец, в заключительном разделе книги освещаются вопросы. связанные с организационной стороной преподавания: планирование в работе учителя, урок литературы, учет н оценка знаний. Специальные главы учебника отведены таким вопросам методики, как развитие речи учащихся, наглядность в преподавании, организация внеклассного чтения и внеклассной работы, а также факультативные занятия.

Сейчас школа вступает в новый этап своего развития. Начавшаяся реформа обязывает к четкой организации производственного и учебного труда учащихся. Только в этом случае можно решить те задачи, которые сформулированы в материалах "Об Основных направлениях реформы общеобразовательной н профессиональней школы": повысить качество образования н воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания, подготовить учеников к самостоятельной жизни и труду. Методике принадлежит здесь видная роль, потому что она дает учителю "умение беречь время, умение умно расходовать силы ученика, умение находить в учебном материале основное и главное" (М. А. Рыбникова). Это дает возможность устранить перегрузку учащихся, что отвечает направлению реформы.

Знакомя будущего учителя с основными проблемами методики, авторы пособия не стремятся дать в любом случае окончательное и единственное их решение. Это невозможно потому, что изучение литературы в школе представляет собой живой, творческий. динамичный процесс, где многое зависит от конкретных условий и обстоятельств. Свою задачу авторский коллектив учебника видел в ознакомлении будущих словесников с закономерностями методики н одновременно с приобщением их к тому кругу методических идей, которые сегодня особенно актуальны. Они не всегда еще полностью реализуются в повседневной практике, однако живут в опыте многих учителей. Их перспективность заключается в том, что эти идеи обусловлены сегодняшним состоянием литературоведения, дидактики и педагогической психологии.

Овладение методикой преподавания - необходимое условие будущей успешной работы студентов в школе.

Методики преподавания

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ЛИТЕРАТУРА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика