О русском стихосложении (Скрипов) 1979 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Основываясь на первоначальных знаниях школьников о стихе, автор рукописи ведет ребят к более высокому уровню знания поэзии. С этой целью он излагает материал книги в виде бесед по стихосложению.
Беседы несомненно расширят кругозор учащихся по стиховедческой науке и помогут глубже усвоить поэтический раздел курса литературы.
© "Просвещение" Москва 1979
Авторство: Скрипов Г.С. Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Л И. Тимофеева
Формат: PDF Размер файла: 5.12 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора : : : : : 3
О силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении .... 4
Размеры силлабо-тонического стихосложения. Упражнения п ритме 9
Форма и содержание. Главный принцип построения строфы . .13
Еще задания для упражнения по ритму. Поэтический перенос как средство экспрессии. Инверсия 20
О некоторых исторических, традиционных особенностях ударений, проникающих в поэтическую речь. Анакруза. Спондей ... 24
Строфа. Назначение ее в произведении и построение ее разновидностей . . s . 30
Продолжим разговор о строфах 35
Предварительные понятия о многостопных размерах . . . . 41
Клаузула 45
Рифма и ее разновидности 47
Топическое, или акцентное, стихосложение 52
Об основных достоинствах стиха Маяковского 58
Скачать бесплатный учебник СССР - О русском стихосложении (Скрипов) 1979 года
СКАЧАТЬ PDF
От редактора
Герман Степанович Скрипов много лет работал в средней школе, преподавал литературу и, естественно, стихосложение. По его почину в старших классах возникали добровольные учепп- 7001(110 литературные объединения, в которых не только изучали теорию стиха, но и занимались литературным творчеством самих учащихся (в объединениях, организованных Г. С. Скриповым, обсуждено более семисот стихотворных произведений школьников), выпускались настенные обозрения произведений учеников, велась разнообразная творческая работа, в которой объединялось и творчество, и изучение теории на ее начальной ступени.
Книжка Г. С. Скрипова обобщает этот большой накопленный им индивидуальный опыт живого изучения стиха. Она обращена к самим учащимся, имея в виду и помощь со стороны учителя, систематизирующего знания учащихся.
Не приходится говорить о своевременности такого рода книжки. Мы сейчас особенно отчетливо чувствуем необходимость развития у учащихся культуры восприятия и в особенности литературы, создания в школе живой творческой атмосферы вокруг изучения литературного процесса, сближения его с творческими запросами самих школьников.
Усвоение и систематизация школьной терминологии в области стихосложения применительно к строению стихотворной строки, строфы, стихотворения в целом, связанное с этими запросами, получит благодаря этому органический, а не узко формальный характер.
Следует предупредить читателя, что современная теория стиха находится в стадии большого оживления и вместе с тем, так сказать, в процессе брожения. У пас насчитывается более 2000 названий различных работ по стиху, большая часть кото-рых вышла уже в паше время, в последние десятилетия. В них много противоречий, споров, начиная с трактовки стопы и кончая стихосложением Маяковского. Рассмотрение этого не входит в задачу автора. Он стремится к тому, чтобы дать читателю первоначальные сведения, необходимые для работы над стихом в школе, и связать их с творческими интересами школьников, их самостоятельными опытами, помочь пониманию особенностей организации именно художественно звучащей стихотворной речи в доступных для школы пределах.
"Каждому учителю хочется,- писал мне Г. С. Скрипов,- чтобы пытливый взор юношей и девушек повел их в Страну Поисков и Находок и вперялся бы смело в Туманы, в неведомые романтические Дали". Будем надеяться, что его книжка поможет школьникам на пути к этим высоким целям.
Л. И. Тимофеев
О СИЛЛАБИЧЕСКОМ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ
В русской поэзии издавна имеются разные системы стихосложения. Главные из них - силлабическая, силлабо-тоническая и акцентная, или тоническая.
Знать, понимать, различать их суть всякому эстетически образованному человеку полезно. Все они имеют свои законы и правила.
В центре нашего внимания - силлабо-тоническое стихосложение, а предшествовало ему стихосложение силлабическое. Практически эта система ушла от нас.
Прежде всего силлабическое стихосложение - слоговое (от греческого sillabo - слог). В нем строки имели одинаковое количество слогов, чаще всего применялось 13 или 11 (но предпочтение отдавалось тринадцати слогам). Строчки эти объединялись попарно созвучием своих окончаний, то есть рифмой, но не вообще любой, а женской, типа: науки - руки, т. е. с ударением па предпоследнем слоге. Изредка встречалась и мужская рифма типа: чернец - венец, возмутйл - носил. Поскольку строчки были большие, полагалось выдерживать паузу - цезуру, рассекающую стих на два полустишия, а последнее ударение выдерживать на предпоследнем (редко на последнем) слоге. Остальные ударения располагались по всей строке произвольно, т. е. какого- либо порядка в их чередовании не предусматривалось, постоянство ритма прослушивалось только в цезуре и окончаниях. Это сближало стихотворение с разговорной речью. Для примера посмотрите начало первой сатиры А. Д. Кантемира.
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки...,
(Слово "уме" - форма звательного падежа, существовавшего в русском языке с древней поры.) Подсчитайте в этом двустишии слоги: первая строчка - 13 слогов, вторая - 13. И так построены все 124 строки этой сатиры. Седьмой слог в строчках ударный, за ним цезура (пауза). Обозначим ее двумя вертикальными черточками. Читается так:
Уме недозрелый, 11 плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай 11 к перу мои руки...
По конечным ударениям вы скажете, что рифма здесь женская: науки - руки. Верно, ударение на предпоследнем слоге. И во всей сатире рифма только женская. Удивительное постоянство! Вот еще пример сатиры:
Знаешь ли чисты хранить 11 и совесть и руки?
Бедных жалки ли тебе 11 слезы и докуки?
Независтлив, ласков нрав, 11 не гневлив, беззлобен.
Веришь ли, что всяк тебе 11 человек подобен?.
Возникает вопрос: почему силлабические стихи даже лучших авторов, поэтов прошлого трудны для чтения? Прежде всего потому что это давние для вас времена. На каждом шагу в виршах (так в древности назывались стихи) вы наталкиваетесь на непривычные, незнакомые вам слова, обороты речи и ударения, па непонятные способы построения предложений. Теперь все это вытеснено из жизни, мы не пользуемся силлабическим стихосложением. Возможно, и у пас было бы оно хорошо, если б опиралось на современную речь, как в Польше, Югославии, Франции.
И еще. Нельзя забывать, что главное направление русской поэзии в прошлые века было прогрессивным: боевитость духа, борьба за торжество человечности и справедливости, сатирическое, гневное обличение государственного строя, крепостничества, церкви. Особенно сильны были сатиры Кантемира. В. Г. Белинский так о них говорил: "В них столько оригинальности, столько ума и остроумия, такие яркие и верные картины тогдашнего общества, личность автора отражается в них так прекрасно, так человечно, что развернуть изредка старика Кантемира и прочесть которую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение".
Антиох Дмитриевич Кантемир родился в 1708 году, умер в 1744-м, т. е. около 36 лет отроду "Стариком" иносказательно, ласково назвал его Белинский потому, что читал, перечитывал его сатиры тогда, когда им было уже более ста лет.
Итак, силлабическая система ушла в прошлое, но не совсем. Она заменилась силлабо-тонической. Стал главенствовать другой принцип: четкая последовательность ударных и неударных звуков. Она практически сохраняла и равенство слогов в стихах. Так, с этим условием силлабический строй вошел в состав силлабо-тонического.
Произошло это в 1735 году. Тогда поэт В. К. Тредиаковский издал свой труд "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". В пем оп решил упорядочить, привести в систему ритмику русской поэтической речи. Тредиаковский первый предложил исходить из принципа ударности гласных. Возникли правила о чередовании в стихах ударных и неударных слогов. Каждое такое сочетание назвал он стопой. Для любой строчки стихотворения требовалось, чтобы все стопы в ней были одного строя,
одной формы. Именно по форме стоп стихи стали получать свои названия (заимствованные из древнегреческого стихосложения).
Стопы двусложные образовали такие формы: хорей - сочетание ударного слога с неударным (роза); я м б - сочетание неударного слога с ударным (река); стопы трехсложные: дак- т и ль - сочетание ударного с двумя неударными слогами (де-рево); амфибрахий - сочетание трех слогов, из которых только средний ударный (берёза); анапест - сочетание трех слогов, где ударный слог третий (бирюза).
По количеству и форме стоп стихи стали называть так: двустопный (трех-, четырех-, пятистопный) хорей или ямб; двустопный (трех-, четырехстопный) дактиль, или амфибрахий, или анапест.
Многостопные стихи (например, пяти- и шестистопный ямб) получили право на цезуру.
Новое стихосложение воплотил в своих знаменитых одах М. В. Ломоносов. Послушайте одну из его строф (попутно скажите, из какой она оды):
Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Несмотря на явную несовремениость для наших дней его лексики (дерзайте, ныне, ободренны, раченьем, т. е. стараньем, Невтонов, то есть Ньютонов), слушается она легко и утверждает несомненное достоинство новой системы стихосложения. Посмотрите расчленение этих стихов.