Очерки по методике литературного чтения (Рыбникова) 1985 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие для учителя
Книга знакомит с последней крупной методической работой талантливого ученого-педагога М. А. Рыбниковой. В «Очерках» последовательно изложена методическая система обучения литературе в средних классах, в основу которой положены не только личные наблюдения и опыт, но и тщательное изучение истории русской методической мысли XIX—XX веков. «Очерки» М. А. Рыбниковой содержат теоретический и конкретно-практический материал по методике преподавания литературы.
© "Просвещение" Москва 1985
Авторство: Рыбникова М.
Формат: PDF Размер файла: 44.2 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Скачать бесплатный учебник СССР - Очерки по методике литературного чтения (Рыбникова) 1985 года
СКАЧАТЬ PDF
НЕСТАРЕЮЩЕЕ НАСЛЕДИВ (предисловие к 4-му изданию)
Современная школа призвана взять осе ценное, добитое трудом нескольких поколений педагогов" советской школой к педагогической наукой" все выдержавшее проверку временем должно быть бережно сохранено и активно использовано"', -говорятся в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональней школы".
Новое издание книги "Очерки по методике литературного чтения", выходящее к столетию со дня рождения видного советского ученого-седа гота Марик Александровны Рыбниковой, выпускается после принятия школьной реформы. Стремление связать обучение с жизнью-основная направленность "Очерков" М. А. Рыбниковой-созвучно целям перестройки общеобразовательное! к профессиональной школы и в современном этапе, ходе партия и государство в центр внимания ставят задачу воспитания человека. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" отмечено: Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний,. но прежде всего -как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущи ми ем у идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда }} поведения"1.
Выход в 1963 году книги Марин Александровны Рыбниковой "Очерки по методике литературного чтения" был значительным событием в профессиональной жизни послевоенных поколение учителей словесников. Им не довелось ни лично знать автора н его деятельность, вн прочесть первых изданий "Очерков", пришедшихся на годы войны (1941-1943 гг.): к 80-ы годам они стали графической редкостью. Поэтому появление книги со вступительной статьей Н. И. Кудряшева, где раскрывалась методическая система Рыбниковой, стало для многих открытием в своеобразной "школой ученичества".
С тех пор прошло более двадцати лет. Как и к моменту 3-го
* О реформе общеобразовательно! и профессионально! шкоды. Сб. документам материалом. К, 1994. е. ЗД
* Там же, с 39.
издания, за это время шагнула вперед литературная наука, пояпились выдающиеся художественные произведения, изменились школьные программы, учебники, методические пособия, но ведущие идеи книги М. А. Рыбниковой не устарели: они находят продолжение и реализацию как в современной методической теории, так и в практике преподавания литературы. Сейчас, когда началось осуществление школьной реформы, полезно вновь обратиться к наследию выдающегося советского методиста, чтобы осмыслить наиболее ценное и актуальное в нем.
Показателен уже сам факт переиздания методической книги, вышедшей впервые почти сорок пять лет тому назад. В чем причина ее жизненности? Еще в 1959 году известный историограф методики Я- А. Роткович писал: "Можно без преувеличения сказать, что "Очерки" М. А. Рыбниковой принадлежат к числу наиболее совершенных, капитальных работ по русской методике, наряду е классическими пособиями для учителей Ф. И. Буслаева, В. Я. Стою- инка, В. И. Водовозова, В. ГГ. Острогорского"1. Время подтвердило эту высокую оценку. Известно, что, создавая свою во многом итоговую книгу, М. А. Рыбникова обобщила многолетний опыт работы в школе, которой она всю жизнь была предивна. Известно также, что осмысление личного опыта имело под собой богатейшую теоретическую базу: М. А. Рыбникова блестяще знала предмет (была известным фольклористом и филологом), а также обладала обширными познаниями в области истории методики и возрастной психологии. К этому нужно прибавить незаурядность исследовательских способностей, творческий подход к жизни и гражданскую активность. Сочетание всех этих знаний и качеств помогло М. А. Рыбниковой создать методическую систему, которая основана на закономерностях усвоения детьми литературы и организации их деятельности. Эти закономерности не отменены временем, хотя, естественно, движущаяся жизнь корректирует их. Так. изменились содержание учебного материала и структура школы, другим стадо состояние литературной науки, на которую опирается методист. Ушли из программы многие произведения, разбиравшиеся на уроках Рыбниковой: тоньше и глубже стал школьный анализ текста: более осведомленными, благодаря средствам массовой информации, стали ученики. И все-таки "Очерки" по-прежнему содержат в себе огромный поучительный заряд для современного учителя, потому что ориентируют его на связь преподавания с жизнью, на доверие к силам ученика, па развитие творческих способностей детей и воспитание творческого отношения к труду. Все эго звучит сегодня особенно актуально в свете проводимой реформы школы.
Книга М. А. Рыбниковой создавалась с установкой на новую программу, которая утверждалась в 1939 году. Именно тогда литература была восстановлена в правах как самостоятельный предмет со своими специфическими целями и возможностями. Новое положение предмете в школе требовало методического обоснования и осмысления. Ответом на эту задачу в явились "Очерки" М. А. Рыбниковой, которая была одним из авторов новой программы и пропагандистом ее. "Очерке" сыграли большую роль в становлении методической науки и оказали неоценимую помощь практике. М- А. Рыбникова впервые дала классическое определение методики преподавания литературы в советской школе: она (методика) "является творческой переработкой трех факторов: природы предмета (литературный язык и художественная литература), целей воспитывающего обучения (коммунистическое воспитание советской школы) и особенностей детского восприятия я поведения"1. Сам предмет-литературное чтение в V-VII классах - создавался почти заново и рождался в оппозиции как к чтению обществоведческому, так н к социологически упрощенному историко-литературному курсу (таким он выглядел в программах предшествовавших десятилетий). Именно поэтому большое внимание в "Очерках" уделяется осмыслению "первого фактора" методики - природе литературы. Хотя сегодня никто, казалось бы, впрямую не оспаривает значения и места литературы в школе, к рассуждениям М. А. Рыбниковой следует присмотреться. Что в них особенно важно? Прежде всего это выявление само ценности литературы как искусства, отказ использовать ее "служение" - в качестве иллюстраций к общественной жизни. Для Рыбниковой произведение важно в его образной специфике, эмоциональной силе, особенностях авторской позиции. Этот подход прочно вошел а методику.
Сегодня, когда большое значение придается гармоническому развитию личности, особенно актуально звучит утверждение М. А. Рыбниковой огромной роли литературы в образования я разностороннем воспитании человека: "Литература -это познание мира, жизни человека, общества. Литература -это школа мировоззрения. Литература - это воспитание чувств, это волевая зарядка". В разных местах "Очерков" положения эти развиваются, усиливаются. Специально подчеркнет автор, что литература дает "сильные эмоциональные зарядки". Обратит внимание на то, что она показывает ученику "самого себя в тех возможностях, которые открывает ему неизведанный, им эмоциональный опыт". Отмстит способность литературы "показать общественную природу человека и характер отношений между членами общества". В сущности, М. А. Рыбникова показывает многофункциональность литературы, отстаивая в связи с этим ее незаменимость в школе. Убеждение, что литература -великая культурная, ценность и что она необходима человеку в общество, пронизывает всю книгу. Оно заставляет автора настаивать на важности введения в программу к в учебные хрестоматии большого количества "лучших художественных произведений". "Школа не должна воспитывать недоучек,-пишет она.- Литературная начитанность, прочная языковая культура необходима советскому ребенку, и мы обязаны сделать все, чтобы литературное наследство было передано молодому поколению". В таких словах слышится гражданская озабоченность методиста будущим культуры советского общества, что так созвучно задачам нашего времени.
На современную школу существенное влияние оказывает научно-техническая революция. Сегодня недостаточно дать ученику знания, нужно научить его овладевать методами познания. В преподавании литературы это значит научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей я идеалов, разбираться o основных теоретико- и историко-литературных проблемах. Осуществить это можно только при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений. Поэтому одна из важнейших задач методики - помочь учителю реализовать такие принципы обучения, которые бы развивали познавательную в творческую активность школьников. Методические поиски М. А. Рыбниковой отвечают данному 'направлению в преподавании литературы. Она была убеждена в том, что успех к учителю приходит в том случае, если она умело направляет работу всего класса н каждого ученика.
Чтоб!* литература воспитывала, чтобы она могла дойти до сознания в сердца школьника, его нужно,-считает М. А. Рыбникова,- учить читать, воспринимать, понимать художественные оронзведения.