Русская литература (Зерчанинов, Райхин) 1965 год скачать Советский учебник
Старые учебники СССР
Учебник для средней школы
Авторы: А.А. Зерчанинов, Д.Я. Райхин
Москва «Просвещение» 1965 23-е издание
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Шестидесятые годы
Общий очерк эпохи. Борьба вокруг крестьянского вопроса.
А. И. Герцен
Основные факты общественно-политической и литературной деятельности А. И. Герцена. «Полярная звезда». «Колокол». «Былое и думы».
Литературная борьба
«Современник». Раскол в редакции «Современника». После раскола. Последние годы существования «Современника».«Русское слово». «Библиотека для чтения». «Русский вестник».
Сатирическая журналистика 60-х годов. «Свисток» и «Искра»
«Свисток» и «Искра». «Искра». В. С. Курочкин.
Н. А. Добролюбов
Жизненный путь. Добролюбов в «Современнике». Критическая деятельность Добролюбова. Д. И. Писарев. Основные идеи критической деятельности Писарева.
Писатели-разночинцы
Н. Г. Помяловский. Ф. М. Решетников.
Поэты «чистого искусства»
А. А. Фет. А. Н. Майков.
Ф. И. Тютчев
Живопись и музыка 60-х годов
«Передвижники». Музыка. «Могучая кучка».
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Детство и юность. Университет. Служба. Начало литературной деятельности. «Обыкновенная история». Новые литературные планы. Кругосветное путешествие. Окончание романа «Обломов». Новая» служебная «деятельность и отставка. «Обрыв». Последние годы жизни. Трилогия Гончарова.
Роман «Обломов»
Образ Обломова. Крепостное право и обломовщина. Тип Обломова в оценке Добролюбова. Образ Захара. Образ Андрея Штольца. Женские образы в романе. Особенности художественной формы романа. Значение творчества Гончарова.
А. Н. Островский
Жизнь и творчество А. Н. Островского. Детство и юношеские годы. Служба. Начало драматургической деятельности. «Банкрот». Творчество Островского в 50-е годы. Дворяне и промышленники нового типа в пьесах Островского. Образы тружеников. «Снегурочка». Жизнь Островского в 60 — 80-е годы.
Драма «Гроза»
Бытовой фон пьесы. Действующие лица «Грозы». Образ Дикого. Кабаниха. Тихон и Борис. Образ Катерины. Образ Кулигина. Добролюбов о драме «Гроза». Приёмы композиции и характеристики в «Грозе». Островский как мастер-драматург.
Значение творчества А. Н. Островского.
И. С. Тургенев
Биография. «3аписки охотника». Образы крестьян. Образы помещиков.
Романы Тургенева
«Рудин». «Дворянское гнездо». «Накануне».
«Отцы и дети»
Базаров. Павел Петрович. Николай Петрович. Аркадий. Старики Базаровы. Современники об «Отцах и детях». Художественные особенности романа «Отцы и дети». Повести и рассказы. Последние произведения Тургенева. Значение творчества Тургенева.
Н. Г. Чернышевский
Жизнь Н. Г. Чернышевского. Детство и юность. После университета. Чернышевский в редакции «Современника». Чернышевский в крепости. Гражданская казнь. В ссылке. Последние годы жизни Чернышевского.
Эстетическое учение Чернышевского
Содержание и назначение искусства в эстетике Чернышевского. Определение прекрасного в эстетике Чернышевского.
Роман «Что делать?»
История создания и напечатания романа. Прототипы героев романа «Что делать?». Образ новой женщины. Лопухов и Кирсанов. Образ Рахметова. Общество будущего в романе. Композиция романа. Особенности жанра романа и эстетическая теория Чернышевского. Условия создания романа и особенности его языка. Полемический характер романа. Оптимизм романа. «Что делать?» и литературно-политическая борьба 60—70-х годов.
Н. А. Некрасов
Детские и отроческие годы Некрасова. Юношеские годы. Петербургские мытарства. Дружба с Белинским: Некрасов — редактор «Современника». Некрасов в 60-е годы. Переход «Отечественных записок» к Некрасову. Последние годы жизни поэта.
Творчество Н. А. Некрасова
Родина в поэзии Некрасова. Образы вождей революционной демократии в поэзии Некрасова. Образ Белинского. Образы Добролюбова и Чернышевского. Некрасов о поэте и поэзии. Образ музы в поэзии Некрасова. Образ поэта в лирике Некрасова. Некрасов о задачах поэзии. «Поэт и гражданин». «Элегия». Городские мотивы в творчестве Некрасова. Некрасов — поэт труда. Некрасов — поэт революционной крестьянской демократии.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Замысел и сюжет поэмы. Жизнь народа и образы крестьян в поэме. Образ женщины-крестьянки. Образы помещиков. Образ «народного заступника». Художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Связь поэмы с народным творчеством. Язык и стих поэмы. Особенности художественного мастерства Некрасова.
Значение творчества Некрасова.
Семидесятые—восьмидесятые годы
Политическая борьба в 70-х годах. Художественная литература 70-х годов. Ф. М. Достоевский. Н. С. Лесков. Реакция 80-х годов. Общий характер литературы 80-х годов. С. Я. Надсон. В. М. Гаршин. Искусство в 70—90-х годах. Живопись и скульптура. Музыка.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь М. Е. Салтыкова – Щедрина. Детство и юность. Начало литературной деятельности. Ссылка. «Губернские очерки». Служебная деятельность Щедрина накануне реформы 1861 г. Щедрин в редакции «Современника» и «Отечественных записок». Последние годы жизни писателя.
«История одного города».
Роман «Господа Головлевы»
«Господа Головлёвы» и «усадебная» литература 60—70-х годов. Тема, сюжет и идея романа. Образ Арины Петровны Головлёвой. Образ Иудушки. Образ Иудушки в использовании В. И. Ленина.
Сказки
Время создания сказок. Причины обращения Щедрина к сказочному жанру. Царская цензура и сказки Щедрина. Основные темы сказок Щедрина. Народ и самодержавие в сказках Щедрина. Народ и господствующие классы. Буржуазная обывательская интеллигенция в сказках Щедрина.
Художественное своеобразие сказок Щедрина
Народность н реализм сказок Щедрина. Гипербола и гротеск. Связь сказок Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством. Особенности языка сказок Щедрина.
Значение творчества Щедрина.
Л. Н.Толстой
Биография Л. Н. Толстого. Детство. Юность. После университета. Военная служба и начало литературной деятельности. «Детство», «Отрочество», «Юность». «Севастопольские рассказы». «Казаки». «Люцерн». Толстой-педагог. Общественная деятельность Толстого в 60-х годах. Создание романа «Война и мир». Как работал Л. Толстой. Продолжение педагогической работы. «Анна Каренина». Переход на позиции патриархального крестьянства. В Ясной Поляне. Последние годы жизни. Литературная деятельность после идейного перелома. Роман «Воскресение». Позиции Толстого в 900-е годы. Смерть Толстого.
«Война и мир»
История создания романа. Столичное и поместное дворянство. Образ Андрея Болконского. Образ Пьера Безухова. Наташа Ростова и Марья Болконская. Изображение войны. Народ и Отечественная война. Образ Кутузова. Проблема «мужика» в романе. Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатого. Образ Наполеона. Противоречия Толстого.
Художественная форма романа
Композиция романа. Реализм Толстого. Приёмы раскрытия образа у Толстого. Пейзаж в романе. Язык романа.
Толстой в оценке В. И. Ленина
Толстой и мировая литература.
А. П. Чехов
Биография А. П. Чехова. Детство и гимназические годы. Университет и начало литературной деятельности. Доктор Чехов. Литературная слава. Идейные позиции писателя. Поездка на Сахалин. Общественная деятельность. Мелиховский период. Болезнь. Жизнь в Ялте. Смерть Чехова.
Рассказы Чехова
Первый период творчества. Переход к общественным темам. Толстовство и теория «малых дел» в изображении Чехова. Повести «Мужики», «В овраге». «Ионыч». Композиция «Ионыча». «Невеста».
Чехов как мастер реалистического рассказа
Реализм и психологизм рассказа Чехова. Композиция чеховского рассказа. Язык рассказов. Использование образов Чехова В. И. Лениным.
Чехов-драматург.
«Вишнёвый сад»
Дворянство в пьесе. Образ Лопахина. Образы Трофимова и Ани. Второстепенные персонажи пьесы. Чехов как драматург-новатор. Чехов и мировая литература.
Мировое значение русской классической литературы.