Skip to main content

Литература

РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ литература пособие для средней школы (Дементьев, Наумов, Плоткин) 1966 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 page---001_d3554.jpg

Назначение: Пособие для средней школы

© "Просвещение" Москва 1966 

Авторство: Александр Григорьевич Дементьев, Евгений Иванович Наумов, Лев Абрамович Плоткин

Формат: PDF Размер файла: 8.17 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение , 3—10

Великие традиции классической литературы. Русская литература накануне Октября. В. И. Ленин о литературе социалистического общества.

Алексей Максимович Горький 11—78

Биография Горького 11

Детские и юношеские годы. Начало литературной деятельности. Революционная работа Горького. Ленин и Горький. Литературйо-общественная работа Горького в советский период.

Творчество Горького в 90-е годы 21

Разоблачение капитализма. «Челкаш». Революционно-романтические произведения. «Старуха Изергиль» (стр' 25).

Творчество ГорькогО ’в период революции 1905 года 29

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

«Песня о Буревестнике». «Фома Гордеев». Пьесы «Мещане» и «Дачники». «На дне» (стр. 33). Лука и Сатин. Драматургическое мастерство Горького. Роман «Мать» (стр. 40).

Павел Власов. Пелагея Ниловна. Революционеры в романе «Мать». Композиция романа «Мать». «Мать» как произведение социалистического реализма. О языке романа «Мать». Значение романа «Мать». Пьеса «Враги». Памфлеты Горького.

Творчество Горького в годы реакции и нового революционного

подъема  54

«Сказки об Италии». Автобиографическая трилогия.

Творчество Горького после Великой Октябрьской социалистической революции     59

«В, И. Ленин» (стр. 60). «Дело Артамоновых». Илья Артамонов. Второе поколение Артамоновых. Третье поколение Артамоновых. «Жизнь Клима Самгина». Пьесы Горького советских лет. Горький- публицист. Горький — наставник советских писателей. Значение творчества Горького.

Начальный период советской литературы (1917—1929)  79—150

Борьба в литературе. Партия и вопросы литературы. В. Я- Брюсов. А. А. Блок. Зачинатели советской литературы. Советская литература 20-х годов. Резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы». Заметка Ленина «Об очистке русского языка». Проза 20-х годов. Поэзия 20-х годов. Драматургия 20-х годов.

Владимир Владимирович Маяковский 104—150

Детство и юность. Революционная работа. Начало литературной деятельности. «Облако в штанах». Маяковский и революция. «Левый марш». Работа в РОСТА. Маяковский в годы социалистического строительства.

Лирика Маяковского  114

«Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (стр. 115). «Стихи о советском паспорте» (стр. 116). Маяковский и советская молодежь.

Сатира Маяковского 119

«О дряни». «Прозаседавшиеся» (стр. 121). Сатирические пьесы Маяковского.

Поэма «Владимир Ильич Ленин» 123

Образ Ленина. Лирико-эпический характер поэмы. Значение поэмы.

Поэма «Хорошо!»  130

Сюжет и композиция. Народ и партия. Художественные особенности поэмы.

Стихи о загранице  136

«Бруклинский мост» (стр. 138).

Маяковский в борьбе за советскую поэзию  139

«Разговор с фининспектором о поэзии» (стр. 141). «Во весь голос» (стр. 143).

Новаторство Маяковского. Значение творчества Маяковского . . 144

Литература периода победы социализма (1930—1941)  151—244

Перестройка литературных организаций. Первый съезд писателей. Борьба за чистоту и богатство литературного языка. Социалистический труд — главная тема советской литературы 30-х годов. Формирование нового человека. Сатирические романы И. Ильфа и Е. Петрова. Советский исторический роман. Поэзия 30-х годов. Драматургия 30-х годов. Литература на защите Родины.

Николай Алексеевич Островский 176—187

Биография Н. А. Островского. «Как закалялась сталь» (стр. 178).

Проблема героя в романе. Образ Павла Корчагина. Значение романа. «Рожденные бурей».

Алексей Николаевич Толстой  188—207

Жизнь и творчество А. Н. Толстого до революции. Жизнь и творчество А. Н. Толстого в 1917—1927 годах. Роман «Хождение по мукам» (стр. 192). Судьбы русской интеллигенции в,романе «Хождение по мукам». Роман «Петр Первый» (стр. 197). Образ Петра I. Литературная деятельность А. Н. Толстого во время Отечественной войны.

Михаил Александрович Шолохов  208—244

Биография Шолохова. Основные черты творчества Шолохова. «Тихий Дон» (стр. 211). Григорий Мелехов. Аксинья. Изображение большевиков. «Поднятая целина» (стр. 218). Давыдов. Разметнов и Нагульнов. Кондрат Майданников. Половцев и другие. Вторая книга романа. Идея романа. Художественные особенности «Поднятой целины». Язык романа. Юмор в «Поднятой целине». Значение творчества Шолохова.

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет (1941—1954)  245—298

Основные черты советской литературы периода войны. Публицистика. Поэзия. Проза и драматургия.

Литература послевоенных лет  257—269

Постановления ЦКВКП(б) по вопросам литературы и искусства. Изображение Великой Отечественной войны. Произведения о социалистическом труде. Советская литература в борьбе за мир. Историческая тема в послевоенной литературе. Второй Всесоюзный съезд советских писателей.

Александр Александрович Фадеев  270—298

Биография. Раннее творчество. «Разгром» (стр. 273). Левинсон. Метелица. Морозка. Мечик. Идейно-художественная сущность «Разгрома». «Последний из удэге». Роман «Молодая гвардия» (стр. 234). Коммунисты в романе. Образы молодогвардейцев. Изображение врагов. Художественные особенности романа.

Советская литература на современном этапе  299—344

Проза. Поэзия. Драматургия. «Кремлевские куранты» (стр. 311). Образ В. И. Ленина. Инженер Забелин. Реализм и романтика в «Кремлевских курантах».

Александр Трифонович Твардовский 318—344

Краткие биографические сведения. «Страна Муравия». «Василий Теркин» (стр. 322). «Дом у дороги». «За далью — даль» (стр. 328). «Так это было». О стихе и языке поэмы. «Теркин на том свете». Лирика Твардовского.

Заключение    345—356

Партийность советской литературы. Социалистический реализм — творческий метод советской литературы. Советская литература — национальная по форме и социалистическая по содержанию. Коммунистическая партия — руководитель советской литературы. Мировое значение советской литературы. 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - РУССКАЯ СОВЕТСКАЯ литература пособие для средней школы (Дементьев, Наумов, Плоткин) 1966 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 В историческом «Докладе о задачах власти Советов» на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 7 ноября 1917 года Ленин провозгласил:

«Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась...

Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма»

Рожденная величайшей в мировой истории революцией, советская литература с первых шагов поразила читателя новизной и необычностью. Борьба не на жизнь, а на смерть молодой республики Советов против старого мира нищеты, бесправия й насилия, сложный и трудный процесс созидания нового, социалистического общества — вот ее основная тема, тема, какой не знала ни одна литература прошлых эпох. Главным героем ее стал простой человек из народа, воин и строитель, хозяин своей судьбы, борец за счастье всех людей труда. Советские писатели— Горький и Шолохов, Маяковский и Демьян Бедный, Серафимович и Фурманов, Алексей Толстой и Фадеев, Гладков и Николай Островский, Федин и Леонов — вывели своих героев на улицы и площади Москвы и Петрограда, на просторы донских и украинских степей, в предгорья Урала, в бескрайнюю ширь Сибири. Новую литературу социалистического общества вместе с русскими писателями создавали художники всех братских республик. С самого начала наша литература явила собой изумительный пример творческого содружества народов Советского Союза. Конфликты потрясающей глубины и силы определяли характер новых книг. «Ему грандиозное надо», — писал Маяковский о пролетариате. Советская литература необыкновенно расширила рамки и границы художественного творчества,

1 В. И Ленин, Сочинения, т. 26, стр. 208.

1*

3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И изучение истории советской литературы и творчества наиболее выдающихся советских писателей позволяет определить основные черты нашей литературы. Ее характеризуют: новое содержание, новые герои, коммунистическая идейность, новый творческий метод, многонациональный характер.

Советская литература отражает социалистическую действительность, борьбу советского народа за коммунизм и тем самым, естественно, является новой по содержанию. В своих произведениях советские писатели показали, как наш народ под руководством Коммунистической партии совершил величайшую в мире революцию, отстоял социалистическое Отечество и завоевания Октября от интервентов и белогвардейцев в годы гражданской войны, превратил некогда отсталую Россию в могучую индустриально-колхозную социалистическую державу, одержал победу в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии. Советская литература показывает, как наш героический народ под руководством партии строит коммунизм, как во главе всего передового человечества он ведет борьбу за мир.

Такого содержания не знала литература предшествующих эпох.

Новыми являются и герои советской литературы. Простые советские труженики — рабочие, колхозники, интеллигенция, строящие коммунизм,— вот кто выступает главными героями произведений наших писателей. М. И. Калинин писал об основных чертах советской литературы: «...герои наших литературных произведений — это активные строители новой жизни — рабочие, работницы, колхозники, партийцы, инженеры, комсомольцы, пионеры, хозяйственники; тематика наших произведений— это творческая деятельность народов нашей страны»1.

1 М. И. Калинин, Статьи и р^чи 1936—1937 гг., Партиздат, М., 1938, стр. 131.

И в дореволюционной литературе изображались люди из народа, но там эти люди показаны главным образом как обездоленные и эксплуатируемые. В советской литературе простой человек — трудящийся, рабочий и крестьянин — выступает как хозяин жизни, как творец нового мира.

Такое изображение простых людей впервые в мировой литературе дал Горький, и по этому горьковскому пути идут совет

ские писатели.

Читатель встречается в книгах советских писателей с участниками гражданской войны — Чапаевым и Павлом Корчагиным, с рабочими из «Цемента» Ф. Гладкова, шолоховскими колхозниками, советским воином Василием Теркиным, героями «Молодой гвардии».

Из всего сказанного совсем не следует, что советская литература воспроизводит только нашу современную жизнь. Но и обращаясь к прошлому, советские писатели раскрывают новые стороны действительности: классовые противоречия, борьбу народа и его решающую роль в истории, законы и перспективы общественного развития. Именно это и делает такие произведения, как, например, роман «Петр Первый» Алексея Толстого,

произведениями социалистического реализма.

Таким образом, одна из главных особенностей советской литературы состоит в том, что у нее новое содержание, новые герои.

Советская действительность определила и новое ПсоветскойТЬ мировоззрение наших писателей — их коммуни- литературы стическую идейность, их партийность. В основе советской литературы лежат идеи научного социализма, марксистско-ленинское учение. Решительное отрицание эксплуататорского строя и убежденность в том, что только социализм создает все условия для свободной и счастливой жизни, — вот что отличает мировоззрение советских писателей. С позиций марксистско-ленинского мировоззрения советская литература рассматривает прошлое, настоящее и будущее человечества.

Наша литература является самой идейной и революционной литературой мира.

Коммунистическая идейность советской литературы нераздельна с советским патриотизмом. Идея патриотизма, идея любви к родной Советской земле, чувство преданности социализму воодушевляют советских писателей, определяют характер их творчества. Наши писатели во многих произведениях показали, какая огромная сила заключена в революционной сознательности масс, в священном чувстве советского патриотизма.

Патриотическая любовь к Родине, к народу, естественно, выражается у советских писателей в преданности Коммунистической партии. Великий вождь партии Ленин выступает в со

ветской литературе в неразрывной связи с партией, с народом как выразитель интересов и идеалов народных масс.

Советская литература — это литература победившего класса, литература класса, которому принадлежит будущее. Отсюда ее оптимизм, жизнеутверждающий характер.

Оптимистический характер советской литературы совсем не означает, что она не касается скорбных и горестных сторон жизни. Фурманов в своем романе рассказал о смерти народного героя Василия Ивановича Чапаева. О мучительных физических страданиях Павла Корчагина поведал читателю Николай Островский в романе «Как закалялась сталь». Роман Фадеева «Молодая гвардия» оканчивается гибелью большинства молодогвардейцев. И все же ни в одном из этих произведений нет и тени пессимизма. Происходит это потому, что и Фадеев, и Фурманов, и Н. Островский убеждены: великая и трудная борьба за новое, коммунистическое общество не обходится без жертв, но эти жертвы принесены во имя светлой и благородной цели, они находят свое оправдание, свой смысл в этих великих и благородных целях; кровь пролита недаром, она пролита во имя коммунизма, который побеждает и победит окончательно.

Через всю историю советской литературы красной нитью проходит последовательная, энергичная и неустанная борьба за мир, против поджигателей войны. В своих памфлетах и очерках Горький еще до революции заклеймил позором замыслы всемирного владычества, которые вынашивали американские мил-лиардеры. В цикле стихов о загранице Маяковский обнажил истинную суть мирового империализма. Следуя традициям Горького и Маяковского, советские писатели в своих произведениях, проникнутых подлинным гуманизмом, разоблачают поджигателей войны и призывают к миру во всем мире, борются за счастье всего трудового человечества.

Социалистический реализм — творческий метод советской литературы

Новые качества советской литературы проявились и в самом ее методе, способе изображения действительности. Методом советской художественной литературы и литературной критики является социалистический реализм.

В чем сущность социалистического реализма?

Социалистический реализм требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей воспитания трудящихся в духе коммунизма. Писать правду — вот высшее требование социалистического реализма.

Сила классической литературы тоже заключалась в ее правдивости, высоте и благородстве ее патриотических и освободи

тельных идеалов и положительных героев. Эту славную тради< цию продолжила советская литература. Но свою главную задачу дореволюционная классическая литература видела в том, чтобы бороться с эксплуататорским строем, с самодержавием, с крепостническими порядками. Отсюда критический характер реализма дореволюционной литературы. Во имя народного освобождения и торжества идеалов справедливости и равноправия Радищев, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин, А. Островский, Л. Толстой, Чехов с огромной силой художественной правды разоблачали крепостное рабство, буржуазную эксплуатацию, пороки и противоречия самодержавной России.

Социалистический реализм видит свою главную задачу в утверждении и укреплении новых, социалистических отношений, в активной борьбе за коммунизм. Он возник в обществе, в котором нет эксплуатации и частной собственности на орудия и средства производства. Поэтому героем нашей литературы является положительный герой. Левинсон и Метелица («Разгром» Фадеева), Чапаев и Клычков («Чапаев» Фурманова), Павел Корчагин («Как закалялась сталь» Н. Островского), Давыдов («Поднятая целина» Шолохова), герои «Молодой гвардии» Фадеева — все они отличаются своими индивидуальными качествами, иногда им свойственны некоторые слабости и недостатки, но все они положительные герои и служат для советских людей образцом поведения.

Но, разумеется, социалистический реализм проявляется не только в изображении положительных явлений. Утверждение новых, социалистических отношений включает в себя и смелую, принципиальную критику наших недостатков, и активную борьбу против всех отрицательных враждебных нам явлений, и сатирическое обличение всего фальшивого и негодного в нашей жизни. Только художник, анализирующий действительность в свете научного социализма, мог с такой беспощадной силой показать историческую неизбежность падения буржуазии и крушения буржуазного индивидуализма, как это сделал Горький в «Деле Артамоновых» и в «Жизни Клима Самгина». Только с позиций коммунистической идейности можно было так осмеять пережитки мещанства и бюрократизма в нашем обществе, как это сделал В. Маяковский в пьесах «Клоп», «Баня» и сатирических стихах.

Социалистический реализм требует от писателя умения раскрывать жизнь в движении, в развитии. Но всякое движение, всякое развитие заключает в себе борьбу нового со старым, победу нового над старым. Советская литература и показывает, как в борьбе со старым развивается и побеждает новое. Вместе с тем умение воспроизвести жизнь в развитии, в движении предполагает способность художника видеть направление, в

котором развивается жизнь, видеть ростки нового. Вот почему в советской литературе на всех ее этапах с такой широтой разрабатывается тема коммунистического будущего. Советская литература реалистически изображает нашу действительность, раскрывает ее героику, озаряет светом коммунистического ми-ровоззрения каждое явление нашей жизни. Именно поэтому социалистический реализм включает в себя черты новой, революционной романтики. Совершенно ясно, что эта революционная романтика не является просто повторением романтических традиций прошлого, это новая романтика. Суть ее заключается в том, что она не изображает несуществующей жизни и несуществующих героев, не уводит читателей в мир несбыточных утопий, не противостоит действительной жизни; она выражает героику, размах и перспективы реальной борьбы революционного пролетариата, руководимого партией, за построение коммунистического общества. Революционная романтика советской литературы неотрывно связана с жизненной правдой. Она входит в литературное творчество как составная часть, ибо вся жизнь коммунистической партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключается в сочетании самой суровой, самой трезвой практической борьбы с величайшей героикой и грандиозными перспективами.

Социалистический реализм исходит из глубокого понимания процессов, происходящих в жизни. Наш творческий метод враждебен и беспредметному фантазированию, и натурализму, который не видит ничего дальше отдельных фактов. Он требует широких обобщений. А обобщение в литературе выражается в типизации. Писатель отбирает те или иные факты, группирует их, выделяет одни и отбрасывает другие, иными словами, обобщает, типизирует их в соответствии с правдой жизни.

Советский писатель — активный борец за построение нового мира. Художественное слово играет в нашем обществе огромную, ответственную и активную роль. У нас писатель выполняет важнейшие обязанности — он помогает духовному росту человека.

Социалистический реализм открывает широкий простор для разнообразных творческих исканий писателей и предполагает богатство и многообразие видов, жанров, стилей, художественных приемов, форм.

Разумеется, социалистический реализм имеет своих предшественников. Если говорить о русских писателях XIX века, творчеством своим подготовлявших литературу нашего времени, то здесь достаточно напомнить о Н. Г. Чернышевском. Исторический оптимизм вождя революционной демократии, выдвижение им на первый план положительного героя в ро

мане «Что делать?», сочетание в его творческом методе изображения жизни и мечты о будущем и твердая вера в осуществимость этого будущего — все это делает Чернышевского одним из ближайших предшественников социалистического реализма.

Но когда мы говорим об историческом происхождении и сущности советской литературы, мы должны со всей силой под

черкнуть ту мысль, что наша литература — литература нова-* торская в самом глубоком и всеобъемлющем смысле слова: и

содержание,, и мировоззрение, и метод ее основаны на опыте

революции, опыте социалистического строительства, на идеях

научного коммунизма.

Советская литература — национальная по форме

и социалистическая по содержанию

Социалистическая по содержанию, советская литература является многонациональной по своей форме. Это — важнейшая особенность советской литературы. «...Советская литература не являет

ся только литературой русского языка, это—• всесоюзная литература», — заявил на Первом съезде советских писателей А. М. Горький.

Огромным достижением Великой Октябрьской социалисти

ческой революции было то, что все некогда угнетенные, задавленные народы царской России стали свободными, вступили на путь социалистического строительства и активной политической и культурной жизни. Объединенная общностью социалистического содержания, советская литература различается по своей национальной форме. Национальная форма заключается в том,

что литература создается на родном, понятном широким массам языке; в ней находят свое отражение лучшие национальные традиции, особенности психического склада наций. Но при всех отличительных особенностях формы советская литература едина по своей внутренней идейной направленности.

Национальная политика Коммунистической партии привела к расцвету литературы братских республик. Творчество лучших писателей братских народов известно всему Советскому Союзу и входит в общую сокровищницу нашей культуры. Пьесы украинского драматурга Корнейчука и азербайджанского поэта Самеда Вургуна, стихи Тычины (Украина), Янки Купалы (Белоруссия), Г. Табидзе (Грузия), Егише Чаренца и Аветика Исаакяна (Армения), Джамбула (Казахстан) и Сулеймана Стальского (Дагестан), романы Айни (Таджикистан) и Ауэзова (Казахстан), Лациса и Упита (Латвия) и многие другие произ

ведения являются замечательными достижениями многонациональной советской литературы. Советская литература являет собой блестящий пример творческого содружества народов в великом деле созидания новой, социалистической культуры. «Чувство семьи единой» — так назвал выдающийся поэт Советской Украины Павло Тычина сборник своих стихов, посвящен-

них дружбе народов Советского Союза и единению их литератур.

Сияет радугою дружбы

Мне единение народов, — пишет поэт.

Широкое развитие переводов произведений братских писателей на русский язык и произведений русских писателей на языки народов СССР, празднование юбилеев Пушкина, Шевченко, Руставели и других писателей — все это весьма способ-ствовало росту литературы всех народов Советского Союза.

Партия всемерно заботится о развитии культуры и литературы народов СССР и в то же время решительно борется со всеми проявлениями буржуазного национализма в братских республиках, с любыми попытками оторвать культуру и литературу отдельных народов СССР от общесоветской культуры и литературы, от передовой культуры и литературы России.

Ведущую роль в развитии советской многонациональной литературы играет русская литература. Она оказала огромное влияние на развитие литератур братских народов. В их формировании особенно велико значение творчества Горького и Мая-ковского.

Писатели братских литератур высоко ценят и горячо любят русскую советскую литературу. Известный эстонский драматург Аугуст Якобсон писал: «Помню, каким глубоким, навсегда запомнившимся торжеством было для меня чтение «Тихого Дона» Михаила Шолохова, «Цемента» Федора Гладкова, бессмертной книги Николая Островского, стихотворений Маяковского и особенно послеоктябрьских произведений и вдохнов- М. Горького».

Своими успехами советская литература во многом обязана направляющему руководству Коммунистической партии. На всех основных этапах нашей истории партия разъясняла характер и особенности новых творческих задач, стоящих перед советскими писателями, направляла

их деятельность, проявляла величайшую заботу о процветании советской литературы.

Какие общие черты характеризуют политику партии в области литературы? Партия неизменно подчеркивала, что только в служении народу, в идеях коммунизма, в тесной связи с политическими задачами современности советский писатель может обрести источник подлинного творческого вдохновения.

«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, — учит партия, — состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству

ляющих статей

Коммунистическая партия — руководитель советской литературы

правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия» (из постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»).

В основе политики партии в области литературы лежит принцип коммунистического воспитания писателя. Партия всегда решительно выступала против буржуазных декадентских течений, против безыдейности и аполитичности, против формализма в литературе и вместе с тем бережно и тактично помогала пи-сателям освобождаться от ошибок и заблуждений, направляла

их творчество по правильному пути.

Принципы высокой идейности и правды жизни сочетаются в программных документах партии по литературным вопросам

с утверждением совершенного художественного мастерства. Партия призывает писателей к смелым творческим дерзаниям, к обогащению и дальнейшему развитию всех видов и жанров литературы, к повышению уровня художественного мастерства, с тем чтобы в полной мере удовлетворять всё возрастающие

духовные запросы советского читателя.

В направляющем руководстве партии советские писатели видят главный залог своих успехов. Лживым буржуазным лозунгам «независимости» литературы от общества, «искусства для искусства» наши писатели противопоставляют идеи ком-мунистической партийности, служение литературы народу и высокому делу коммунизма. М. Шолохов, выступая на Втором съезде советских писателей, заявил: «О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши

принадлежат партии и родному народу, которым мы слу

жим своим искусством».

Мировое значение советской литературы

воздействием

Мировое значение любой литературы определяется тремя обстоятельствами: во-первых, ценностью и значительностью того вклада, который вносит она в общую сокровищницу человечества, дополняя и обогащая ее, во-вторых, ее на художественное развитие других стран и,

в-третьих, степенью ее распространения во всем мире.

С этой точки зрения мировая роль советской литературы неоспорима. Начнем с последнего обстоятельства.

Нет такой страны, где произведения наших художников слова не были бы широко распространены. Знакомство с советскими книгами за рубежом началось давно. Еще в начале 20-х годов Горький в своих письмах неоднократно отмечал напряженный интерес на Западе к произведениям наших писателей. В письме к Вс. Иванову весной 1923 года, протестуя

против обильного использования областных слов, Горький выдвигал в числе прочих и такой довод: эти местные слова не дают возможности переводить многих авторов на иностранные языки/ «А переводить Вас — необходимо по целому ряду причин: одна из них напряженный — как никогда! — интерес к русской литературе в Европе». В 1925 году в письме к Л. Леонову Горький снова возвращается к этой мысли. «Стиль сказа крайне плохо удается даже искусным переводчикам... Интерес к нашему искусству все растет, углубляется, Мы должны бы писать в расчете и на читателя-иноземца».

С той поры интерес к советской литературе возрос за рубежом в большой степени. Конечно, реакционные круги в ряде стран делают все от них зависящее, чтобы преградить доступ правдивому слову наших писателей, но жизнь берет свое, и честные и яркие книги советских художников слова находят доступ к сердцам широких читательских масс во всем мире.

Вот несколько цифр, свидетельствующих о степени распространения советской литературы за рубежом.

Примерно за первые пятнадцать лет существования Советской власти, т. е. к середине 30-х годов, на иностранных языках за рубежом вышли произведения 96 наших писателей. За одно только послевоенное время, за каких-нибудь восемь-девять лет, в переводах за границей вышли произведения более 900 советских авторов на 12 иностранных языках.

Произведения 120 советских драматургов переведены на иностранные языки. Несколько сот пьес и киносценариев советских авторов опубликованы в странах Европы, Америки и Востока. Только за 1951 —1953 годы за границей вышло 95 мил-лионов экземпляров книг советских писателей. Можно с полным основанием утверждать, что сотни миллионов людей во всех уголках земного шара читают книги советских писателей.

Чем объясняется такой интерес к советской литературе, чем она завоевала симпатии миллионных масс и в странах народной демократии, и в капиталистических странах? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь в виду тот вклад в мировую литературу, то новое, что принесла с собой советская литература. Она завоевала симпатии простых людей во всех уголках земли, потому что раскрыла героику и величие борьбы народа за новую жизнь, за свободу и справедливость и ведет неутомимую борьбу за мир и коммунизм.

Этими своими особенностями советская литература завоевала признание всех честных людей за рубежом. Великий русский критик революционер Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни». Это была в его устах высшая похвала художественному произведению. Советская литература и является для миллионов трудящихся таким учебником жизни.

В книге выдающегося индийского государственного деятеля Джавахарлала Неру «Открытие Индии» приведены в качестве примера жизненного поведения знаменитые слова Павла Корчагина: «Самое дорогое у человека — это жизнь...»

В ЗО-е годы всему миру стал известен кинофильм «Чапаев», созданный по одноименному роману Д. Фурманова.

В рядах испанской республиканской армии сражался с фашистами батальон имени Чапаева. Бойцами его были люди многих наций, и на своих родных языках они распевали марш батальона: «Мы все сыны Чапаева, мы бьемся против Гитлера и Франко. Вперед, в атаку, штурмовой батальон!»

В недавние годы молодая французская патриотка Раймонда Дьен совершила мужественный поступок: чтобы сорвать поставку американских танков в Корею, она легла на рельсы и, рискуя своей жизнью, преградила путь воинскому эшелону. Ее заключили в тюрьму. «В тюрьме, — пишет она, — я впервые прочла советский роман «Молодая гвардия». Из этой книги я узнала о таких примерах героизма, что мне прямо совестно стало: я получаю столько изъявлений любви и признательности, а сделала так мало».

Борясь за новую жизнь, за социалистическое переустройство города и деревни, трудящиеся в странах народной демократии черпают богатый жизненный опыт в книгах советских писателей, запечатлевших эпоху индустриализации и коллективизации: в «Поднятой целине» Шолохова, в «Цементе» и «Энергии» Гладкова и др.

Учебником жизни наши книги стали потому, что они правдиво запечатлели великий процесс строительства нового, социалистического мира, одушевлены идеями свободы и общенародного счастья.

Мировое значение советской литературы выражается не только в том, что она является школой социалистического опыта для миллионов трудящихся, но и в том, что она оказывает серьезное влияние на развитие литературы в зарубежных стра-нах.

Под влиянием великих событий Октябрьской революции, под влиянием правдивого слова советских писателей серьезные перемены произошли в мировоззрении ряда крупнейших писателей Запада и Востока.

Среди искренних и горячих друзей нашего народа мы видим выдающихся писателей зарубежных стран. К ним относятся и такие крупнейшие художники Франции, как Анатоль Франс, Ромен Роллан и Анри Барбюс. Верным другом советского народа был знаменитый американский писатель Теодор Драйзер. Неоднократно подчеркивал свое восторженное отношение к социалистической революции, к советской культуре выдающийся английский драматург Бернард Шоу,

Страстным пропагандистом советской литературы был славный сын чешского народа Юлиус Фучик. Он с восторгом отзывался о творчестве Горького, Маяковского, Н. Островского.

В 1935 году Горький отметил, что советская литература «становится учительницей литературы всего мира». Наша литература все шире распространяет свое влияние на литературу других народов, потому что она принесла с собой и новое содержание, и новый метод — метод социалистического реализма.

Правда жизни, оптимизм, любовь к простому человеку, гуманизм, отстаивание самых светлых и священных для человечества идей — вот что привлекает писателей зарубежных стран в советской литературе.

Об. этом говорят отзывы писателей многих стран.

Известный бразильский писатель, активный борец за мир Жоржи Амаду пишет:

«Советская литература и искусство проповедуют мир между народами, воспевают самые высокие человеческие чувства: любовь к Родине, к труду, уважение к человеку. Советская литература и искусство, отражая жизнь советского общества, являются литературой и искусством нового мира, нового человека...»

Чешский писатель Франтишек Кубка тоже подчеркивает новаторство нашей литературы: «Советская литература была для меня сперва наслаждением художника, потом любовью, потом учителем и, наконец, неисчерпаемым источником новых правд, нового мировоззрения, нового чувства жизни. Она говорит со мной, как мать гуманизма и социализма».

Болгарский поэт Младен Исаев рассказал, какую огромную роль в его творческом развитии сыграла наша литература. «Еще в ранней молодости, накануне Сентябрьского восстания 1923 года, я почувствовал неотразимую силу советской революционной поэзии и крылатых песен Октября. С этими песнями уходили в бой наши славные сентябрьские герои. Максим Горький своим романом «Мать» ясно раскрыл передо мной отвратительное лицо капиталистического мира и романтическую красоту социалистического будущего, укрепил во мне веру в чело-века, в несокрушимую силу новой правды... Конкретность, реалистическая правдивость и яркость образов, светлая романтическая целеустремленность к будущему, оптимизм и самоотверженность людей, борющихся за дело социализма, — эти высокие качества советской поэзии были для нас, революционных поэтов, великой школой...»

В социалистическом реализме передовые писатели зарубежных стран видят новый метод творчества, открывающий широкие возможности для наиболее правдивого и яркого изображения действительности.

В нашей критике одно время велись споры: возможно ли развитие социалистического реализма за рубежом, за пределами нашего советского общества? Жизнь ясно ответила на этот вопрос: социалистический реализм завоевывает все большее признание у прогрессивных деятелей иностранной литера-туры и находит воплощение в их творчестве.

В странах народной демократии, где народ успешно строит социализм, литература развивается под знаком социалистического реализма (Мария Пуйманова, Бертольд Брехт, Анна Зегерс и др.). Новые принципы все больше утверждаются и в творчестве передовых писателей капиталистических стран (Луи Арагон, Пабло Неруда, Жоржи Амаду и др.).

Социалистический реализм за рубежом развивается в соответствии с традициями родной литературы. Речь идет вовсе не о том, будто новый метод утверждается в порядке механического перенесения принципов нашего искусства. Мало того, несомненно, что и нашим писателям есть чему поучиться у крупных прогрессивных художников зарубежных стран.

Советской литературе предстоит еще немало сделать для того, чтобы стать первой в мире не только по содержанию, но и по художественной силе и мастерству. Успехи, достигнутые нашей литературой, служат залогом того, что она справится со своей великой исторической задачей.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ЛИТЕРАТУРА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика