Уроки литературы в 4 классе МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ( Т. Ф. Курдюмова и др) 1970 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Уроки литературы в 4 классе МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ( Т. Ф. Курдюмова и др) 1970

Назначение: Учебное пособие для учителя

© "Просвещение" Москва 1970

Авторство:  Т. Ф. Курдюмова и др

Формат: PDF Размер файла: 8.47 MB

СОДЕРЖАНИЕ

О хрестоматии «Родная литература» для IV класса. Т С. Зепалова, М. Д. Пушкарева 3

О важнейших приемах изучения художественного произведения в IV классе. Т. Ф. Курдюмова 13

 

Раздел первый. Устное народное творчество

 

Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Н. А. Шубин 22

Русская народная сказка «Царевна-лягушка». В. Я. Коровина 28

Пословицы и поговорки. В. Я. Коровина 42

Загадки. П. Ф. Рощин 49

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

Раздел второй. Литературные сказки

 

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В. Я. Коровина 53

Г. X. Андерсен. «Снежная королева». М. Д. Пушкарева 65

 

Раздел третий. Русская классическая литература XIX века

 

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». И. П. Павлов, Т. Ф. Курдюмова 78

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». И. Т. Трофимов, Т. Ф. Курдюмова 85

И. С. Тургенев. «Муму». Т. Ф. Курдюмова 95

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Н. И. Якушин 107

 

Раздел четвертый. Русская советская литература

 

Поэтические картины родной природы. Т. С. Зепалова, Н. Я. Мещерякова 117

A. А. Фадеев. «Метелица». И, П. Павлов 131

К. М. Симонов. «Сын артиллериста». Н. А. Шубин 139

B. П. Катаев. «Сын полка». И. П. Павлов 147

A. Т. Твардовский. «Ленин и печник». П. Ф. Рощин 162

B. Саянов. «Елка Ильича», С. Маршак. «Ленин», Н. И. Якушин 168

А. П. Гайдар. «Тимур и его команда». Т. Ф. Курдюмова 174

 

Раздел пятый. Уроки внеклассного чтения

 

Организация уроков внеклассного чтения. И. С. Збарский 187

C. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Р. Н. Сац 200

Скачать бесплатный учебник  СССР - Уроки литературы в 4 классе МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ( Т. Ф. Курдюмова и др) 1970 года

Скачать

Скачать...PDF

 

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Авторы пособия выражают глубокую благодарность учителям и методистам Белоярского района Свердловской области: Угловой Л. Я., Медведевой С. И., Беляевой Н. П., Бакаловой В. В., Пьянковой 3. А., Колесниковой Т. А., Идиатулиной Н. А., Леоненко Ю. П., московским учителям: Грикиной И. Б., Королевой М. Я., Козьменко Е. М. — школа № 494, учителям и методистам г. Орла: Масленниковой Р. А., Авдеевой Н. И. и другим учителям, принявшим активное участие в экспериментальной проверке данного методического пособия.

 

      Т. С. Зепалова, М. Д. Пушкарева

      О ХРЕСТОМАТИИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ IV КЛАССА

     

      Хрестоматия по литературе для IV классов составлена в полном соответствии с программой, утвержденной в 1969 году Министерством просвещения РСФСР. В своей первой учебной книге по литературе учащиеся IV класса найдут художественные произведения, которые предназначаются для обязательного изучения, и, кроме них, как приложение к основному содержанию произведения, рекомендованные для самостоятельного чтения.

      Почти все тексты художественных Произведений, указанные в программе, даются в хрестоматии целиком, лишь очень немногие подверглись минимальным сокращениям, которые вызваны определенным объемом хрестоматии. Именно это обстоятельство заставило отказаться от включения в книгу основных глав «Сына полка» В. Катаева и ограничиться системой вопросов к анализу этой повести, которая должна быть прочитана школьниками полностью.

      В первый раздел включены произведения устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы и поговорки. Второй раздел отводится литературным сказкам. Третий составлен из произведений русской классической литературы, Четвертый и пятый — советская литература.

      Каждый раздел хрестоматии имеет эпиграф, который выражает основную идею, позволившую объединить в один раздел разные произведения. Этот эпиграф показывает учителю главное направление его работы в процессе чтения и осмысления художественных произведений и становится понятным учащимся после того, как заканчивается их знакомство со всем разделом.

      Отбор и содержание рекомендуемых программой художественных произведений предлагает в качестве основной воспитательной задачи изучения литературы в IV классе задачу патриотического воспитания учащихся. Этой же задачей определяются и принципы анализа литературных произведений.

      Так, знакомство с устным народным творчеством и литературными сказками Пушкина открывает перед школьниками «хранилище русской мудрости», жизненный опыт народа, его мечты, надежды, безграничное богатство русского слова, русской речи. Дети получают первое представление и об органической связи русской литературы с народной поэзией.

      Разделу классической литературы предшествует эпиграф «Я верую в народ!». Эти слова Некрасова выражают пафос всех литературных произведений, здесь объединенных. Читая их, дети узнают, как в условиях бесправия и деспотизма формировались стойкие, благородные и мужественные характеры простых людей из народа, как упорно они сопротивлялись трудным жизненным обстоятельствам, как героически боролись за свободу и независимость родины. Герои стихотворения «Крестьянские дети», храбрый и добрый офицер Жилин, могучий немой богатырь крепостной Герасим, наконец, героические защитники Москвы — воины Бородина — все эти образы пробуждают у школьников глубокие переживания, и художественно воспроизведенное прошлое нашей Родины становится источником патриотических чувств.

      Советская литература углубляет и обостряет формирующееся чувство Родины. Поэтический пейзаж России в стихотворении Н. Рыленкова, картины русской природы в очерках из «Мещерской стороны» К. Г. Паустовского открывают перед детьми красоту и привлекательность родных мест. Новое патриотическое переживание выражено в эпиграфе из Языкова: «Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края?..»

      Последнему разделу хрестоматии предпосланы слова Гайдара: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». Художественное изображение героики гражданской войны, самоотверженности и духовной красоты советских людей в годы Великой Отечественной войны, образ вождя революции и руководителя первого в мире государства рабочих и крестьян В. И. Ленина расширяют и обогащают понятие Родины, активизируют патриотические чувства школьников.

      Основной задачей изучения литературы в IV классе является чтение и разбор отдельных художественных произведений. Не разрушая наивно-реалистического восприятия литературы.. следует приучать школьников связывать произведение с автором. Этой цели и служат те сведения о писателях, которые предлагаются хрестоматией. Содержание статей, посвященных авторам, ограничивается кругом вопросов, непосредственно связанных с изучаемым произведением. По своему содержанию и характеру материал этот очень различен. Помещены в хрестоматии и воспоминания самих писателей, и рассказы современников. Так, например, рассказу А. А. Фадеева «Метелица» предшествуют воспоминания автора о его партизанской юности; стихотворению «Сын артиллериста» — рассказ автора, поэта К. М. Симонова, о разведчике Лоскутове. Помогают понять изучаемые произведения и рассказы из жизни писателей (рассказы о Пушкине, Некрасове, Тургеневе, Андерсене). В том случае, когда это необходимо, в статьях говорится о тех событиях, которым посвящено произведение. Так, например, статья И. Л. Андроникова о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» содержит рассказ о Бородинской битве и ее значении для русского народа.

      Расположены эти статьи, очерки, рассказы и воспоминания в зависимости от их содержания и особенностей того произведения, к которому они относятся: иногда они предшествуют ему, иногда обрамляют. Так, например, «Снежной королеве» Андерсена предшествуют страницы из статьи С. Я. Маршака о сказках знаменитого датского сказочника. Они как бы вводят в сказку «Снежная королева», подготавливают ее восприятие. А после изучения «Снежной королевы» и внеклассного чтения других сказок Андерсена, когда дети узнают поэта как автора известных и любимых ими произведений, они читают рассказ К. Г. Паустовского о детстве сказочника.

      Или другой пример. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» предваряют страницы из статьи К. Ломунова, посвященные тем историческим событиям, которые легли в его основу. После «Кавказского пленника» этот же автор рассказывает детям о художественных особенностях произведения, обращает их внимание на связь описания природы с переживаниями Жилина.

      Помогают учащимся воспринять такой материал вопросы и задания. Они как бы связывают ту или иную статью с произведениями, к которым они относятся, и подготавливают их восприятие. Так, после рассказа о Пушкине детям предлагается ответить, как относился поэт к произведениям устного народного творчества, и назвать известные им сказки Пушкина; после статьи о Тургеневе — рассказать о том, что заставило писателя дать «аннибалову клятву» бороться с крепостным правом, и т. д.

      В IV классе ставится задача сформировать у школьников первоначальные умения разбора литературного произведения (к этому учащиеся подготовлены в начальных классах): они учатся следить за развитием действия, устанавливая связь событий, в центре которых один или несколько героев, понимать и оценивать мотивы поступков и поведения действующих лиц литературного произведения; у них воспитывается интерес и внимание к художественному слову. Эта задача положена в основу дидактического аппарата хрестоматии.

      У школьников IV класса можно формировать представление о временных и причинно-следственных связях событий в произведении. Прочитав, например, сказку Андерсена «Снежная королева», дети отвечают на вопросы о том, какое зло причинило людям волшебное зеркало, почему Кай оказался во власти Снежной королевы, что пришлось пережить Герде во время поисков Кая и т. д.

      Учащиеся накапливают опыт, необходимый для формирования практических представлений о композиции произведения (см. вопросы и задания к «Метелице», «Сыну артиллериста», «Тимуру и его команде» и др.). Так, шаг за шагом у детей складывается, постепенно усложняясь, разносторонние представления о структуре литературного произведения и его герое.

      Сопоставим вопросы и задания к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» и «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина. Вот некоторые из вопросов по сказке об Иване — крестьянском сыне:

      Что заставило трех братьев покинуть родной дом?

      Почему каждый новый бой становится для Ивана — крестьянского сына все тяжелее и опаснее?

      Как удалось Ивану — крестьянскому сыну победить чудищ и избежать мести их жен и матери?

      Все эти вопросы предполагают умение осмысленно пересказывать прочитанное, мотивируя и обосновывая поступки героев, понимая связь между отдельными эпизодами сказки.

      Вопросы и задания, предлагаемые к сказке Пушкина о мертвой царевне, значительно сложнее:

      Объясните, почему Пушкин называет царицу сначала просто «царицей», потом «бабой гневной», «злою царицей», а затем «злой мачехой».

      За что все любили царевну? В каких поступках раскрывается характер царевны?

      Эти и другие вопросы предполагают умение следить за поведением героев на всем протяжении произведения и самостоятельно делать вывод об их характерах.

      В рассказе «Кавказский пленник» вопросы и задания направлены на то, чтобы дети поняли и почувствовали различие Жилина и Костылина, сумели бы шаг за шагом сравнивать их поведение и характеры: как жили в плену Жилин и Костылин? Как вели себя Жилин и Костылин, оказавшись на свободе? и др.

      В заключение дети рассказывают о том, как они относятся к Жилину и Костылину. Вопрос этот подводит итог проделанной работе, помогает осознать собственное отношение к героям произведения.

      Вопросы и задания к рассказу «Муму» помогают школьникам понять социальную обусловленность поступков и взаимоотношений крепостного Герасима и барыни.

      При чтении очерков из «Мещерской стороны» К. Г. Паустовского дети знакомятся с новым для них героем — автором повествования. Наблюдая вместе с автором за природой, всматриваясь и вслушиваясь в нее, разделяя настроение автора, они начинают воспринимать лирическое звучание произведения.

 

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика