Skip to main content

Для тебя и о тебе. Книга для учащихся (Жариков , Крушельницкий) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Для тебя и о тебе. Книга для учащихся (Жариков , Крушельницкий) 1991

Назначение: В книге представлены популярные методики, дающие возможность подросткам, старшим школьникам оценить особенности своего характера и исходя из этого заняться самосовершенствованием. Учащиеся узнают, как развивать свою память, тренировать мышление, приобрести деловые навыки. Специальный раздел книги посвящен межличностному общению, обсуждению вопроса, кто может быть лидером, какими качествами для этого нужно обладать.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. 

Формат: PDF Размер файла: 15.7 MB

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов    3

Наедине с собой    5

Характер и характеристика 7

Зеркало души 13

Найди свой путь 51

Аттестат и зрелость 61

От «хочу» к «могу» 69

Вместо напутствия 71

Гимнастика для ума 73

Азбука делового человека 103

Советы тем, кто против 115

Учитесь властвовать собой 131

Я и другие 153

О людях «хороших» и «плохих» 155

Слабые сигналы — сильные решения 176

В чем секрет лидера 198

Не складывать, а умножать 213

Слово на прощанье 219

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Для тебя и о тебе. Книга для учащихся (Жариков , Крушельницкий) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

 ОТ АВТОРОВ

Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть.

Т. Манн

То, о чем мы собираемся рассказать, не сводится только к психологии. Рамки ее слишком узки для разговора о человеке. Ведь в ней мы ничего не найдем ни о принципах самоорганизации, ни об интеллектуальной гимнастике, ни о приемах управления своими эмоциями. Психология — лишь главное звено цепи, уводящей к социологии и медицине, биологии и философии, социальной психологии и научной организации труда. Ничто из известного о человеке не лишнее для тех, кто хочет лучше узнать себя и свои возможности, вглядеться в контуры новой науки, которая, мы уверены, скоро появится, — практического человековедения.

Но зачем? Ведь вполне можно прожить и без этого. Что из того, что вы, к примеру, меланхолик, избегающий шумных компаний?

Если у вас все в порядке и нет никаких проблем, то вы редкий счастливец и смело можете отложить эту книгу — она вам не нужна. Но не исключено, что вы, скажем, еще не решили, чем будете заниматься в жизни. Или чувствуете, что далеко не всегда оказываетесь сильнее своих эмоций. Или переживаете по поводу своего характера, который мало напоминает мужественных героев Вячеслава Тихонова и скорее подходит некоему неприметному и рассеянному Вове Кирдяпкину из 8-го «Б». Если это так, то, значит, проблемы есть. Отмахнуться от них непросто, а решать, не имея ключей, трудно. Вот о ключах-то мы и хотим поговорить.

Психодиагностические методики, с которыми вы познакомитесь в первой главе, помогут вам лучше разобраться в себе. Затем мы расскажем о различных приемах, с помощью которых вы сможете эффективнее организовать свою работу. Умению разбираться в людях, сотрудничать с ними посвящена последняя глава.

По многим из затронутых вопросов написаны сотни книг, большинство из которых известно лишь специалистам. Мы хотим в меру сил уменьшить этот разрыв между теорией и практикой, сделать столь необходимые знания о человеке общедоступными и потому отдаем предпочтение практической стороне дела.

Психология, как известно, отличается от других наук тем, что даже далеких от нее людей нельзя считать профанами в этой области. С годами каждый человек овладевает так называемой житейской психологией. Ее обобщения афористично выражены в сотнях метких пословиц и поговорок: «Чужая душа потемки»; «Тому тяжело, кто помнит зло»; «Не суйся в волки, когда хвост телкин»... Эта стихийная образованность порой осложняет работу профессионала: ведь человек, который чересчур серьезно относится к утверждениям типа «Кто сможет, тот того и гложет» или «Сиди тихо, как мышь под веником», с трудом воспринимает доводы науки. Его не смущают даже ограниченные возможности «фольклорной психологии», которая судит обо всем на свете, а в результате — «Чужую беду рукой разведу, а на свою сижу да гляжу»... Задача же заключается в том, чтобы уметь самому справляться с собственными проблемами.

Психолог не утешитель. Он объяснитель, рационализатор. В его силах помочь человеку понять себя и других, научить работать и общаться. Осмыслить свои трудности и изменить отношение к ним. А это уже первый шаг к их преодолению.

Сознавая сложность задачи, честно предупреждаем, что исчерпать тему не рассчитываем. Читателя ждет не подробная экскурсия в мир его проблем, а скорее знакомство с предметом со смотровой площадки, откуда каждый может попытаться разглядеть свой путь.

Наше «человековедение» — не сборник готовых рецептов на все случаи жизни и не может заменить советов специалиста по конкретным вопросам. Но нам бы хотелось, чтобы эта книга помогла таким вопросам появиться.

ХАРАКТЕР И ХАРАКТЕРИСТИКА

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь.

Козьма Прутков

«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным... Можно сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир... Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники...»

Эту характеристику, которую Гоголь дал своему герою, никакой отдел кадров, конечно, не примет. У кадровиков свой слог. Попади наш герой в другое время и в другие руки, его деловые и моральные качества были бы отражены иначе: «Тов. Башмачкин А. А., образование среднее. За время работы проявил себя грамотным, исполнительным специалистом. В быту скромен, морально устойчив».

Но недаром говорят, что характеристика в первую очередь характеризует ее автора, а уж потом — героя. В руках детектива родился бы совершенно другой документ, скажем, такой: «В квартире обнаружен труп мужчины. Возраст — лет 50—55, рост ниже среднего, волосы рыжие. Во внутреннем кармане сюртука найдено свидетельство на имя Башмачкина, 1841 года рождения».

Добродетели конкретной личности можно, в конце концов, описать и так: «Рожденный под знаком Стрельца добродушен, щедр, благоразумен. Он от природы искренен, может быть оригинальным в работе. Полон надежд и энтузиазма». Таков, по мнению астрологов, человек, родившийся между 23 ноября и 21 декабря. К Акакию Акакиевичу, как вы заметили, это описание никакого отношения не имеет, что, впрочем, неудивительно, так как день его появления на свет нам неизвестен. Однако к таким расхожим гороскопам даже поклонники астрологии относятся скептически. Они полагают, что профессиональный прогноз требует знания точного часа рождения, без чего не определить координат всех планет Солнечной системы на небесной сфере в тот момент. Так что рассчитывать на советы астролога может далеко не каждый.

Современная наука ищет ответы на эти вопросы совсем другими способами, и потому в психодиагностических лабораториях час вашего появления на свет выяснять не будут. Зато зададут множество других вопросов, которые появятся перед испытуемым на экране дисплея. На них надо отвечать «да» или «нет» нажатием соответствующей кнопки. Вопросов много, они чередуются быстро, зато примерно через полчаса на том же экране вы можете увидеть... свой портрет. Конечно, это творчество не Репина, а машины, да и получится скорее не портрет, а схематический тип личности. Но зато — именно вашей.

Если кто-то думает, что это фокус и без художника тут не обошлось, может прийти в маске. Результат изменится только в одном случае: если сообщать машине заведомую неправду. Тогда на экране появится изображение патологического лжеца. Заранее скажем: внешность неприятная.

Так работает система «Каскад», созданная учеными для комплексной оценки личности. Она включает в себя 1228 характеристик. Конечно, обычно никто не использует их все сразу. Для конкретной цели берется нужная часть этой системы, которая описывает, скажем, психические черты человека — настойчив ли он, способен ли к риску; этические — самокритичность, поведение в конфликтных ситуациях; деловые — насколько он трудолюбив, умеет ли работать и т. д.

У нас с вами машины нет, поэтому попробуем обойтись без нее, используя лишь научные принципы, заложенные в ее программу. Начнем с того, что постараемся выяснить:

кто я!

Наш современник с высшим образованием едва ли вспомнит полсотни слов для характеристики индивидуальных особенностей личности. Между тем «Словарь русского языка» С. Ожегова может предложить для этой цели 1548 слов. В словаре грузинского языка, например, таких слов около четырех тысяч. Дать оценку человеку по всем позициям сложно, да и не нужно. Скажем, смысловые различия понятий «алчность», «жадность» и «корыстолюбие» мало что дадут при аттестации специалиста, а для описания таких качеств, как «замшелость» или «забубенность», найдутся более современные термины — вроде «консерватизма мышления» или «авантюризма».

Все это множество характеристик ученые разделяют на несколько групп, из которых и складывается представление о структуре личности. Принципы деления могут быть разные. Вот, например, структура, предложенная советским психологом К. К. Платоновым:

1. Индивидуально-типологические особенности, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях. Тут главенствуют врожденные, биологические черты. Вспыльчивость, педантизм, медлительность — это определение качеств, с которыми человек родился.

2. Психологические процессы — память, воля, чувства, эмоции. Многие их этих качеств можно развить с помощью упражнений — например, настойчивость, доброжелательность, сдержанность.

3. Опыт. Он включает в себя привычки, умения, навыки, знания. Социальное здесь преобладает над биологическим и развивается благодаря образованию. Для характеристики этих качеств уместны такие определения, как деловитость, пунктуальность, наблюдательность, незаменимость и т. д.

4. Направленность личности. Она проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, мотивах поведения, мировоззрения. Биологического здесь почти нет. Коллективизм, преданность, общительность — все это характеризует социальные черты, как, впрочем, и лицемерие, эгоизм, оборотистость.

Специальные психодиагностические методики дают возможность выяснить свои индивидуальные особенности. Затем, опираясь на них, развить нужные качества, которые помогут приобрести необходимые знания и умения. А уже с их помощью можно реализовать собственные потребности и интересы. То есть от самоанализа — к самовоспитанию.

ЧТО МОЖЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Психодиагностика — одно из самых молодых направлений в психологии, на основе которого, кстати, и создан упомянутый «Каскад». Она помогает человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?

Вот главные принципы этой области знаний.

1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получает

ся хуже, чем у других, — значит, что-то должно получаться лучше. Ищите.

3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов. Можно находить ответ и в так называемых слабых сигналах, которые мы то и дело демонстрируем окружающим — выбором одежды, почерком, походкой, манерой рукопожатия и даже предпочтением определенного цвета.

Но если вы, например, любите красный цвет, то почему отсюда следует вывод, будто вы склонны к самоутверждению? Какая тут взаимосвязь? Отвечаем: такая же, как между падающим яблоком и законом всемирного тяготения. А уж почему этот закон именно таков, не знает никто, и нам пока достаточно знать сам закон. Так же и со слабыми сигналами: важно, что их связь с психическими особенностями человека доказана.

Что касается тестов («тест» по-английски значит «короткое испытание, проба»), то их применяют для определения способностей человека и прогнозирования его поведения очень давно. Один из первых психологических тестов описан в Библии, в книге Судей. Войскам полководца Гедеона, уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с мадианитянами.Чтобы отобрать наиболее стойких бойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших воинов, став на четвереньки, жадно пили воду. Другие, не теряя достоинства, черпали ее ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд.

В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно —- от профессиональной пригодности работника до степени его искренности. Подавляющее большинство таких тестов не имеет какой-либо научной основы, и потому не стоит ждать от" них больше, чем они могут дать. Но если исследователь, пусть даже вслепую, эмпирически, находит способ решать конкретные задачи, то вряд ли имеет смысл спорить о научности. В конце концов, и человеческий мозг пока во многом остается тайной для ученых, хотя его исследованием занимается около полусотни институтов в мире. Однако это не мешает каждому из живущих пользоваться им в меру собственных возможностей.

Отсюда вовсе не следует, что не существует серьезных методик и поиски в этом направлении бесплодны. И у нас, и за рубежом разработано немало опросников, которые помогают специалистам разобраться в проблемах, не осознаваемых даже самими испытуемыми. Психодиагностика давно уже перестала быть экзотикой, и сейчас ей по плечу многие практические 'задачи. Хозяйственникам, к примеру, нужен коллектив для работы в трудных северных условиях. Срок командировки — два года, но уже через год половина добровольцев предпочитают вернуться. Деньги истрачены, а работа не сделана. Методики, предложенные психологами, дают возможность при отборе кандидатов отделить показное от сути и создать коллектив, способный довести дело до конца.

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ И... ОДИНАКОВЫЕ

Герой очерка А. Аграновского «Официант» делил своих клиентов на несколько категорий. «Хороший гость» не спешит, сидит долго, не слишком привередлив. «Нервотрепателей» наш герой не любит, хоть они и бывают щедры. Есть и такой, теперь уже довольно редкий, тип — «принеси чего-нибудь». Приходят в ресторан и «лимонадники», и «подсобники», но наибольшим уважением персонала северной гостиницы ввиду высокой платежеспособности пользуются «три морячка»...

У многих людей существует своя собственная система представлений о человеческих характерах. Ее имеют врачи и педагоги, парикмахеры и продавцы, водители такси и вахтеры. Известный детский хирург С. Донецкий, например, смотрит на маленьких пациентов со своих позиций. Он видит среди них «исследователей», которые норовят откручивать гайки и втыкать согнутую проволоку в электрическую розетку. «Деловые люди» всегда заняты, серьезны и не теряют времени даром. «Трусишки» боятся всего на свете — укола, клизмы, непонятных слов. Есть еще «анархисты», «воришки», «интеллектуалы»...

Не обошла стороной эту интереснейшую область и наука. Канадский ученый Г. Селье разделил всех людей на группы в зависимости от их отношения к одной из четырех целей, которые, по мнению автора, придают человеческой жизни смысл и значение.

1. Склоняться перед сильным. Критерием служит отношение к властям, начальству, поведение в семье и т. п.

2. Быть сильным. Для таких людей характерно стремление к славе, власти. Причины этого ученый видит в глубоком и подчас болезненном чувстве неуверенности, не-защищенности. Преодолеть его люди стараются с помощью СИЛЫ.

3. Дарить радость. Сюда относятся филантропы, меценаты, альтруисты — словом, все, кто склонен помогать другим без какой-либо выгоды для себя.

4. Получать радость. Их принцип — жить сегодняшним днем и делать только то, что приятно. Они всегда готовы потреблять — пищу или произведения искусства, впечатления от путешествий или от демонстрации собственной исключительности. Главное — наслаждаться.

В отличие от Г. Селье, немецкий психиатр Э. Кречмер поделил людей на циклоидов и шизоидов в зависимости от предрасположенности к определенному настроению. Так, циклоидов он расположил на оси «грусть — веселость» и выделил 5 групп: а) веселые болтуны; б) спокойные юмористы; в) тихие, душевные люди; г) сибариты; д) деятельные практики.

Циклоидам противостоят шизоиды. У тех своя ось — «возбудимость — холодность», на которой располагаются 3 группы: а) люди необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами; б) застенчивые любители природы и книг; в) равнодушно-тупые исполнители.

Очевидно, что ни одна из этих типологий не претендует на полноту. Более или менее полная картина личности складывается в результате использования нескольких типологий, каждая из которых — лишь отдельный камешек этой огромной человеческой мозаики.

Мы предложим вам несколько методик, каждая из которых оценивает какую-то сторону человеческого «я». Но может ли человек сообщить о себе больше, чем знает сам? Может, если грамотно спрашивать. Многого не зная о себе, но честно ответив на вопросы, вы будете знать больше. Кстати, о честности. Находясь среди людей, все мы играем какие-то роли — сына, школьника, «неформала», «здорового лба» с соседней улицы, начальника и т. п. Чтобы узнать правду о себе, не нужно актерствовать. Самые горькие разочарования бывают, когда ошибаются в себе. Поэтому тесты рассчитаны на людей, искренне заинтересованных в том, чтобы лучше разобраться в собственном характере.

Мы предлагаем упрощенные методики. Если кому- то этого окажется недостаточно, то ему могут помочь специальные психологические службы, которые уже действуют в крупных городах. В Москве, например, создана Ассоциация научно-практических работников профориентаций. Но учтите: специалисты, принимающие в доме № 11 по Малоивановскому переулку, не станут водить вас по предприятиям и убеждать, что ваше призвание — столяр- краснодеревщик или оператор ЭВМ. У ассоциации задачи более основательные. Профессионалы, искушенные в психодиагностике, берутся выявить специфические осо-бенности своих клиентов, определить зону наиболее успешной деятельности. Они могут дать и практические советы, как развить необходимые способности, если вы уже нашли свое дело.

Прежде чем приступить к работе с методиками, попытайтесь с помощью полутора-двух десятков слов как можно точнее охарактеризовать себя. Запишите результат. Он нам еще понадобится в конце этой главы.

ЗЕРКАЛО ДУШИ

Это я, господи! Господи — это я! Борис Слуцкий

Вопреки известному высказыванию, что глаза — зеркало души, речь пойдет не о них. Мы имеем в виду систему психодиагностических методик, которые помогут вам лучше узнать себя.

«...Жизнь отчетливо указывает на две категории людей — художников и мыслителей, — писал И. П. Павлов. — Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее на части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Ученые проделали эксперимент, поочередно усыпляя то правое, то левое полушарие. Оказалось, что человек

Автор-учебника - Жариков Е.С., Автор-учебника - Крушельницкий Е.Л., ★Все➙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ★ВСЕ➙ Искусство общения-коммуникации

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ЛОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЛОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ЛОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ЛОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика