Гармоничное развитие личности младшего школьника (Кузнецова) 1988 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Гармоничное развитие личности младшего школьника (Кузнецова) 1988

Назначение: Книга для учителя

В книге раскрываются единство и взаимосвязь различных направлений воспитательного процесса, обеспечивающих гармоничное развитие личности младшего школьника. Показаны методика и опыт формирования духовного мира учащихся — их интеллекта, эмоций, воли, творческого потенциала.

Книга предназначена для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня и детских домов, пионервожатых, родителей.

Формировать духовное богатство личности младшего школьника. Моральная чистота. Физическое совершенство

© "Просвещение" Москва 1988 

Авторство: Кузнецова Людмила Владимировна

Формат: PDF Размер файла: 9.43 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава L Формировать духовное богатство личности младшего школьника .   14

1. Единство и взаимосвязь различных сторон духовного развития

2. Повседневная ориентация на развитие творческого потенциала каждого школьника 29

3. Расширение и углубление деятельности — основа гармоничного развития личности школьника 53

4. Развитие интеллекта, чувств, воли 71

Глава П. Моральная чистота . .......... * 108

1. Атмосфера уважения и требовательности .........

2. Повышать роль семьи в нравственном развитии ребенка 121

3. Коллектив — важнейший фактор личностного развития 146

4. Труд и развитие личности   176

5. Активная жизненная позиция строителя коммунизма —

вершина нравственного развития личности ........ 190

Глава III. Физическое совершенство   207

Заключение , . ... ....   219

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Гармоничное развитие личности младшего школьника (Кузнецова) 1988 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен люди мечтали о гармоничном человеке. Еще в древнегреческом государстве Афины в условиях прогрессивного для своего времени строя рабовладельческой демократии конечная цель воспитания определялась понятием «калокагатиа», обозначавшим единство красоты внешней и внутренней. При этом внешняя красота трактовалась прежде всего как совокупность физических данных, необходимых для несения воинской службы, а критерием внутренней красоты являлась готовность к исполнению гражданских обязанностей в классовом государстве.

На основе обобщения педагогического опыта Афин древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой за-висимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане. Он разработал систему гармоничного вос-питания детей из аристократических семей, направленную на то, чтобы они стали хорошими «пастухами стада» — всего остального населения государства. Са-моотверженность, решительный отказ от личных интересов, бескорыстность, преданность общему делу, — все это входило в созданный Платоном эталон гражданина, в котором, считал он, должны сочетаться готовность к подвигу и физические данные, необходимые для его совершения.

Аристотель, продолжая идеи Платона и Гераклита, конкретизировал само понятие гармонии как единства многообразного и согласования противоположного. Разъясняя это понятие, Аристотель обращал внимание своих читателей на то, что живопись создается в результате смешения красок, музыка — путем слияния звуков высоких и низких, протяжных и коротких, речь—

соединением гласных и согласных звуков. Подобным образом и в человеке, подчеркивал Аристотель, заключено единство двух начал — телесного и духовного, его красота создается, когда эти противоположности находятся в единстве, гармонии, — она-то и является основой прекрасного.

В эпоху средневековья идея воспитания гармоничного человека была предана забвению. Прекрасные, гармоничные люди, развитые в интеллектуальном, эмоцио-нальном, физическом отношении, провозглашались еретиками, богоотступниками и сжигались на кострах инквизиции.

Интерес к проблеме воспитания гармоничного человека возрос в эпоху Возрождения. Это было связано с зарождением капитализма, которое, как отмечал В. И. Ленин, вызвало «подъем чувства личности». (Л е- нин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 1. — С. 434.) Однако, протестуя против абсолютизма, мыслители эпохи Возрождения оставляют в тени исходное положение античных философов о том, что гармоничные люди необходимы для процветания государства. В гармоничности они видят средство умножения радостей, счастья, наибольшего наслаждения жизнью для власть имущих. Проблема гармоничного развития личности приобретает инди-видуалистическую направленность, что в эпоху Возрождения в целом носило прогрессивный характер, потому что было обусловлено стремлением нарождавшегося класса буржуазии освободиться от религиозных пут, утвердить достоинство личности, ее право на политическую и духовную свободу.

Крупным шагом вперед было появление в эпоху Возрождения концепций, рассматривавших проблему гармоничного развития личности с позиции народных масс.

Родоначальники утопического социализма Т. Мор и Т. Кампанелла высказали мысль о том, что гармоничное развитие людей возможно лишь при условии уничтожения частной собственности и участия всех граждан в производстве материальных благ. Впервые в их произведениях зазвучала тема труда как важней-шего средства гармоничного развития личности. Была поставлена задача гармоничного развития не привилегированных слоев населения, а всех членов общества. Но все это оставалось лишь прекрасной мечтой. Пути ее достижения были неясны социалистам-утопистам.

В эпоху упрочившегося капитализма его идеологи стали рассматривать личностное развитие как способ обеспечения представителям правящего класса наибольшего успеха в делах, извлечения ими максимальной материальной выгоды. На протяжении всей многовековой истории развития эта идея использовалась гос-подствующими классами в своих интересах. Этой тенденции противостояла демократическая педагогика, оценивавшая идею гармоничного развития как средство приобщения народа к богатствам мировой культуры, духовной жизни, подъема его физических и творческих сил.

Я. А. Коменский первым выдвинул демократическую идею всеобщего равного образования, аргументируя ее тем, что люди по природным данным равны и, следо-вательно, равными должны быть условия их образования и развития. Углубляя эти демократические традиции, И. Г. Песталоцци создал концепцию гармоничного развития личности, полагая, что оно поможет облегчить жизнь простых тружеников. Он ставил целью интеллектуальное, нравственное и физическое развитие детей бедноты, или, как он говорил, совершенствование «сил ума, сердца и руки». Формируемые в единстве, гармонии, они дают человеку, как он утверждал, новую совокупную силу, более значительную, чем простая сумма разрозненных качеств.

В период бурного развития капитализма, углубления его противоречий выдающиеся представители утопического социализма Сен-Симон, Фурье, Оуэн обогатили представление о процессе гармоничного развития личности. В новых условиях они сумели сделать вывод о научно-техническом прогрессе как важном условии формирования гармоничного человека. Основываясь на предвидении, что индустриализация в корне изменит характер производственной деятельности людей, Ш. Фурье выдвинул идею труда как первой жизненной потребности человека в обществе будущего — обществе всесторонне и гармонично развитых людей. Р. Оуэн сделал попытку соединить на практике обучение детей рабочих с их производительным трудом.

Великим завоеванием общественной мысли, в том числе в плане воспитания гармоничного человека, явились воззрения А. Н. Радищева, декабристов, револю-ционеров-демократов. Они впервые-сделали вывод о

том, что гармоничным может быть только тот человек, который активно борется за освобождение народа. Лишь включившись в борьбу против угнетения и бесправия народа, человек обретает гармонию личных и общественных интересов. Общественные интересы не являются для человека чем-то внешним, а составляют основу глубоко личных переживаний. Борьба за торжество общественных идеалов становится неодолимой внутренней потребностью. Это и создает гармонию личности.

Надо дать сформироваться «внутреннему человеку», т. е. человеку с собственными убеждениями, стремлениями, утверждали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. «Внутренний человек» — это, в их понимании, характеристика гармоничного духовного мира личности. Показателем его сформированности являются самостоятельность и прочность убеждений, воля и мужество в борьбе за общественные идеалы.

Система взглядов революционеров-демократов еще не могла опираться на метод исторического материализма. Но она заключала в себе смелые материалистические догадки и выводы.

Под определенным воздействием революционно-демократических идей развивались взгляды К- Д. Ушинского. В развитии личности, по убеждению Ушинского, следует опираться на любовь человека к родине, потому что это самое стойкое чувство, К. Д. Ушинский подчеркивал: «...Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». (Ушинский К. Д. Собр. соч. В 11 т. — М.; Л, 1950. —Т. 8—С. 24.)

Цель жизни, утверждал К. Д. Ушинский, состоит в постоянно расширяющейся деятельности. В процессе такой деятельности и происходит развитие личности. Что-бы растущий человек формировался гармонично, труд его должен быть многосторонним — трудом ума, сердца, воли. Работа ума дает человеку умственную, или теоретическую жизнь, труд сердца — эмоциональную, труд воли — практическую, деятельную жизнь.

Задача взрослых — помочь ребенку найти свою сферу труда и сделать в ней все, на что он способен. Это даст человеку счастье, ибо оно как раз и состоит в сво-бодной, бесконечной, прогрессивной деятельности, соответствующей истинным потребностям души, и основу

для личностного развития. Любовь к труду — лучшее наследство, которое могут оставить взрослые детям.

Заслуга Ушинского в том, что он показал необходимость строить процесс гармоничного развития личности на основе знания анатомии, физиологии, психологии ребенка. Внутреннее богатство и прогрессивность концепции К. Д. Ушинского определялись тем, что в ее идейном фундаменте лежала идея народности воспитания — кардинальное положение всей педагогики К. Д. Ушинского. В каждой стране воспитанию, утверждал он, свойственны особенности, созданные характером и историей парода. Идеал гармонично развитой личности К. Д. Ушинский искал не среди аристократов, а в народе. В рожденных его талантом сказках, былинах, языке, в характере простого народа, которому, как утверждал великий русский педагог, при-сущи могучие задатки гражданственности, видел Ушинский истоки подлинно гармоничного развития личности.

Домарксистские концепции идеала гармоничной личности выявили многие присущие ему особенности, стали строительным материалом для научного раскрытия его сущности К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным.

Основополагающее значение для понимания сущности всестороннего и гармоничного развития личности имеет марксистское положение о роли народных масс в истории. Согласно марксистско-ленинскомууче-. нию народные массы являются решающей силой в материально-экономической, социально-политической, духовной сферах исторического прогресса. Участие во всех этих сферах как раз и является важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития личности. В капиталистическом обществе активность трудящихся сковывается условиями эксплуатации, бесправия, нищеты, национальной дискриминации. Трудящийся обезличен. Его личность может проявляться и развиваться только в борьбе с существующим эксплуататорским строем. Маркс и Энгельс увидели в пролетариате ту историческую силу, которая, совершив социалистическую революцию, создаст условия для широкого развертывания творческой активности трудящихся и на этой основе для всестороннего и гармоничного развития всех членов общества.

Важное значение имеет открытый Марксом закон возвышения потребностей, состоящий в том, что в хо

де развития общества растут и совершенствуются потребности его членов, происходит их качественное изменение. Это обеспечивает последовательность и не-прерывность развития личности. Все большее значение будут приобретать для человека социальные потребности, потребности в труде, образовании, овладении достижениями культуры, в научном и художественном творчестве. Чем выше по своему сущностному значению потребности, тем выше уровень духовного и нрав-ственного развития человека.

Внутренний мир человека с общественно направленными потребностями становится благородным и возвышенным. Новый уровень богатства человеческого существа отражается на характере всех его чувств, в том числе эстетических. Как подчеркивал К. Маркс, «...чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как че-ловеческие сущностные силы». (М а р к с К., Энгельс Ф. Соч.— Т. 42.—С. 122.) Общественные потребности будут все более обогащаться и определять содержание других потребностей человека.

Всесторонность и гармоничность развития личности основоположники научного коммунизма рассматривали как неразрывно связанные понятия: развитие всех сторон личности дополняется их взаимным соответствием, согласованностью, т. е. гармонией. Процесс всестороннего и гармоничного развития личности глубоко индивидуализированный. У гармоничной личности есть круг ведущих индивидуальных способностей, которые благодаря своей активной творческой силе обогащают все остальные способности человека и ведут их за собой. Нельзя отождествлять гармоничное развитие личности с уравновешиванием всех ее сторон, с одинаковым уровнем их сформированности. У действительно гармоничной личности все ее стороны развиты, но у нее есть наиболее ярко выраженные способности в какой-то одной сфере деятельности, чем и определяется ее ин-дивидуальное своеобразие. Увлеченность одним видом деятельности, в котором человек проявляет свои инди

видуальные творческие способности, способствует развертыванию всей совокупности его дарований, задатков. Ведущие, наиболее сильно проявляющиеся способности не вытесняют и не подавляют остальные, а, наоборот, способствуют их выявлению и мобилизации на осуществление общественно важных целей.

Основоположники научного коммунизма установили следующую закономерность: участие человека во всех сферах исторического прогресса наиболее активно влияет на развитие личности, если оно осуществляется как самодеятельность, т. е. как сознательная деятельность, которая не регламентируется внешними для человека целями, а реализуется в соответствии с его собственными интересами, убеждениями, потребностями, Эта деятельность стимулируется собственными побуждениями человека, становится для него внутренне необходимой, свободной.

В связи с этим В. И. Ленин подчеркивал особую роль мировоззрения в развитии личности. Именно его наличие обеспечивает субъективную, сознательно мотивиро-ванную активность индивида. В. И. Ленин показал, что шаткость убеждений, мировоззренческих позиций ведет человека к измене делу революции, в конечном счете к деградации личности. Лишь участие в борьбе рабочего класса, вооруженного революционной теорией, помогает человеку «выпрямиться во весь свой рост и развернуть все свои богатырские силы». (Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 6. — С. 107.)

В. И. Ленин подчеркивал, что, развивая интеллектуальные, эмоционально-волевые, физические силы человека, необходимо всегда иметь в виду, каковы будут нравственные результаты этого процесса. При этом он указывал на идейно-политическую направленность морали: нравственно, подчеркивал он, то, что служит делу построения коммунизма. Коммунистическая направленность нравственных норм, осознанных и внутренне принятых человеком, обеспечивает идейно-политическую основу целостного процесса формирования личности.

В. И. Ленин особо вычленял такие стороны личности, как ее помыслы, чувства и действия. Единство, согласованность этих сторон рассматриваются им как критерий гармоничности человека. Она проявляется в поведении и действиях таких людей, за которых, как подчеркивал В. И. Ленин, «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против со

вести», не побоятся «признаться ни в какой трудности» и не испугаются «никакой борьбы для достижения... поставленной себе цели». (Там же. — Т. 45. — С. 391 — 392.) У такого человека убеждения не остаются «на кончике языка», а воплощаются в конкретных действиях, направленных на достижение прогрессивных целей. Единство личных интересов с интересами общества, умение ставить последние выше первых — важнейшее качество гармоничной личности.

Для полноценного развития личности необходимо, по Ленину, соответствие ее деятельности данному историческому этапу революционного преобразования обще-ства. Отсутствие такого соответствия Ленин характеризовал как проявление гражданской, личностной незрелости. Соотнося свою деятельность с насущными требованиями времени, человек становится историческим деятелем в истинном смысле этого понятия. Масштаб его личности укрупняется, возможности ее развития многократно возрастают, поскольку расширяется, как подчеркивал К. Маркс, богатство действительных отношений человека. Гармоничность личности не сводится к сумме ее положительных качеств: речь идет о новом ее качестве.

Путь к всестороннему и гармоничному развитию личности В. И. Ленин видел в повседневной работе по включению трудящихся, школьной молодежи во все сферы революционно-преобразовательной деятельности (экономическую, политическую, духовную), осуществляемой под руководством Коммунистической партии. Это обеспечивает многогранное выявление творческих сил человека. Участвуя сознательно и активно в осуществлении общественных целей, человек ощущает себя представителем того поколения революционеров, которое выступило в данный момент на историческую арену, продолжателем дела предшествующих поколений борцов за коммунистическое переустройство общества. Это ставит его в позицию личной ответственности за судьбу революционного движения. Именно такое сознание ответственности придает личности тот масштаб, который необходим ей для гармоничного развития.

Школа как орудие развития человеческой личности должна, по мысли Ленина, находиться на переднем участке идеологической борьбы, а ее деятельность — отвечать самым насущным потребностям современного этапа исторического развития. Характер преподавания

должен изменяться в соответствии с изменяющимися задачами страны, согласовываться с широким планом промышленного и экономического преобразования, учитывать перспективы этих преобразований.

Утверждая, что вне идеала люди не могут подняться выше утилитарного, прагматического осознания мира и своего места в нем, В. И. Ленин видел практическое значение эталона всесторонне и гармонично развитой личности в том, что он освещает перспективы, цели, направленность ее становления и утверждения как социально активной цели.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в полном объеме будет осуществлено на высшей фазе коммунизма. Но, как подчеркивается в Программе КПСС, между социализмом и коммунизмом нет резкой грани: все более полное раскрытие возможностей и преимуществ социализма, укрепление присущих ему общеком- мунйстических начал и означает продвижение общества к коммунизму. Этот вывод имеет прямое отношение и к проблеме всестороннего и гармоничного развития личности. В условиях социализма формируется личность социалистического, а не высшего, коммунистического типа. Но между этими двумя типами личности существует преемственность: они представляют собой две ступени единого процесса развития. Высший тип всесторонне и гармонично развитой личности формируется на протяжении всего процесса коммунистического созидания.

Весь более чем 70-летний путь советской школы—это путь формирования гармоничной личности. Эта цель была четко сформулирована в первых документах Советской власти о народном образовании. Она получила всестороннее теоретическое обоснование в трудах классиков советской педагогики. Важные ша!И сделаны советской школой, внешкольными учреждениями для достижения этой цели. Благодаря их неустанной работе, благодаря отеческой заботе Коммунистической партии о подрастающих поколениях в стране, где до революции более трети взрослого населения было неграмотно, сегодня осуществлено всеобщее среднее образование, достигнут высокий нравственный, культурный уровень молодежи. В нашей стране много людей, достигших вершин личностного развития. Но задача состоит в том, чтобы гармонично развитыми были все советские люди, и прежде всего, конечно, молодежь. В Программе КПСС

подчеркивается необходимость формирования «гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». (Материалы XXVII съезда КПСС. — С. 163.) Заботой о человеке, о его интеллектуальном, духовном и нравственном росте, о его здоровье и физическом совершенствовании, об улучшении условий его жизни, труда, развитии его инициативы, активности, творческих способностей пронизаны все документы и материалы XXVII съезда партии и последующих пленумов ЦК КПСС, все пункты Программы партии.

Возросла роль новаторского подхода к труду, общественной деятельности, ибо страна стоит перед необходимостью сделать крупный шаг вперед в развитии отечественной науки, техники, производства, общественной жизни. Ускорение носит комплексный, системный характер. Будучи всесторонним процессом, совершенст-вование общества предполагает не только коренное обновление материально-технической базы, повышение темпов экономического развития на основе достиже-ний научно-технической революции, но и углубление социалистического самоуправления народа, активизацию всей системы политических, общественных и идеологических институтов. Успешное решение этих задач связано с повышением роли человеческого фактора. Вывести страну на качественно новые рубежи, обеспечить высокие темпы совершенствования социалистического общества может только человек гармонично развитый.

Для существенного улучшения работы по формированию гармонично развитой личности каждого школьника созданы все предпосылки. Всеобщее среднее об-разование позволяет каждому молодому человеку выйти на высокий уровень культуры и общественного сознания. Учителя вместе с семьей, трудовыми коллективами, широкой общественностью осуществляют реформу общеобразовательной и профессиональной школы, что позволяет поднять уровень обучения и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к труду. Реформа в значительной мере усилила связь школы с жизнью, с потребностями народного хозяйства. Она открыла новые возможности для качественного улучшения всего дела формирования юной смены.

Развивать личность — задача трудная. Многих учителей она ставит перед необходимостью коренным обра

зом перестраивать свою работу. Невнимание к реальному процессу становления личности учащегося, к интересам и потребностям детей, слабый учет их возрастных особенностей, отношение к учащемуся лишь как к пассивному восприемнику сообщаемой учителем информации— если такие черты формализма имели место в практике отдельных учителей, то теперь они должны остаться в прошлом. Учитель бережно формирует внутренний мир каждого своего ученика, дает толчок мысли, чувству, а не набивает его жизнь, как пустой мешок, мероприятиями, которые ничего не оставляют у детей, кроме скуки. Течение внутренней жизни ребенка — вот объект наблюдений учителя и предмет его забот.

К ориентации на конечные результаты деятельности призывает нас партия. Педагогу важно видеть не только то, какими он выпустил ребят из начальной школы, но и то, какими будут его воспитанники, вступив в большую жизнь. Ведь причины многих недостатков в развитии личности кроются именно в недоработках учителя начальных классов. Ибо чем младше ребенок, тем больше сила влияния на него со стороны взрослых. Именно задержавшись на старте своего развития, многие школьники не успевают наверстать упущенное за все последующие годы обучения.

Учитель начальных классов стоит у истоков формирования личности, дает направление всему процессу ее дальнейшего развития.

 

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика