Интеллект и логика (Ладенко) 1985 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Интеллект и логика (Ладенко) 1985

Назначение: Для преподавателей вузов, аспирантов, научных работников, участников методологических семинаров, слушателей вечерних университетов марксизма-ленинизма.  

Монография посвящена важной, но недостаточно разработанной проблеме — роли логики в формировании и развитии интеллекта специалистов. Исследование выполнено в соответствии с современными практическими потребностями в области педагогической и управленческой деятельности. Работа содержит методологические результаты и некоторые демонстрации их применения.

© Издательство Красноярского университета Красноярск 1985

Авторство: И. С. Ладенко

Формат: PDF Размер файла: 5.54 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Часть первая. Методологическая концепция эвристики 10

Глава 1. Интеллектуальная культура специалистов и модели

мышления 13

Глава 2. Место философии в развитии творческого мышления 25

Глава 3. Методы построения наглядных моделей в философском знании 39

Глава 4. Формы научного познания 63

Глава 5. Методы научного познания 79

Глава 6. Гибридные языки в научном познании 102

Глава 7 Логическая структура планов и планирования 120

Заключение 136

Примечая и я 140

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Интеллект и логика (Ладенко) 1985 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ВВЕДЕНИЕ

Методология современной науки придает важное значение вопросам применения ее достижений, внедрения давно известных и новых результатов в различные области практической деятельности. Постановка, анализ и решение этих вопросов являются необходимым следствием процесса превращения науки в производительную силу общества.

Методология обращает внимание на закономерности применения научного знания. При этом она выделяет области практической деятельности и комплексы наук, достижения которых имеют непосредственное значение для развития каждой из таких областей. Последние претерпевают существенные изменения, усовершенствование и развитие вследствие внедрения в них конкретных научных результатов. Выявление и анализ закономерностей такого развития необходимы для определения стратегии разработки научных проблем и применения получаемых при этом результатов.

Известно, что состояние философской мысли, конкретный уровень ее развития является отражением уровня развития интеллектуальных возможностей общества. Но сами такие возможности реализуются на основе применения как философского знания, так и специальных наук, изучающих закономерности познания и формы интеллектуальной деятельности. При этом должно быть обеспечено эффективное взаимодействие всех упомянутых наук друг с другом и с самой интеллектуальной деятельностью. Организация подобного взаимодействия выступает важнейшей современной методологической проблемой.

Один из возможных подходов к решению этой проблемы состоит в интеграции философских и специальных знаний на основе логических понятий и представлений о мышлении. Его разработка и применение связаны с развитием теории интеллектуальных систем. Но его конкретные применения заслуживают самостоятельного внимания, конкретных демонстраций 

на примерах решения задач методологии науки, овладения правилами интеллектуальной деятельности, на примерах развития умений и навыков познавательной деятельности.

Уровень и тенденции развития научного познания и управления существенно определяются профессиональной квалификацией и уровнем развития умственных способностей соответствующих специалистов. Совокупность таких способностей называется по установившейся традиции интеллектом. Развитие интеллекта всегда считалось необходимой предпосылкой для расширения возможностей постановки, обоснования и решения научных и управленческих задач. В современных условиях представления об этой зависимости получили новые многочисленные подкрепления и приобрели важное практическое значение для подготовки и повышения квалификации специалистов в различных областях деятельности.

Отмеченное обстоятельство обеспечило постановку проблем обобщения накопленного опыта в деле развития интеллекта, использования достижений современной науки в подобном развитии, а также необходимых для этого методологических исследований. И все же до настоящего времени нет обобщений и систематизации результатов в данной области. В значительной степени это вызвано тем, что современные возможности и результаты развития интеллекта не связываются явно с развитием изучающих его наук и практическим применением их достижений. Именно такая связь должна быть отмечена, а знание о ней использовано в решении обозначенных выше методологических и организационных проблем. Но для этого необходимо обратиться к распространенным в современной литературе представлениям об интеллекте. Среди таких представлений выделяются три относительно самостоятельные части. Одна из них может быть обозначена как гносеологическая, другая — как логическая, а третья — как психологическая. Они отвечают функциональному, структурному и практическому подходам и уровням в изучении и развитии интеллекта. Обратимся к их содержанию.

В контексте гносеологических представлений интеллект понимают как способность приобретать и сохранять знание, понимать и обучаться на опыте, быстро и правильно реагировать на новую ситуацию. Именно это понимание широко используется сейчас в работах по искусственному интеллекту в связи с имеющимися в них попытками сравнительного анализа мышления человека и поведения вычислительных машин1 Отвлекаясь здесь от содержания и значения этого анализа, заметим, что данное понимание интеллекта возникло задолго до таких работ и имеет общенаучное значение.

В контексте логических представлений интеллект понимается как способность рассуждать, осуществлять сравнение, анализ и синтез, образовывать понятия и суждения, производить умозаключения, образовывать и проверять гипотезы, находить решения ’задач и проблем и т. п.2 Такое понимание соответствует логическим представлениям о мышлении, как они излагались не только в научных сочинениях, но и в широко известных учебниках3 В таком понимании обращается внимание на механизм мышления, которым всегда занималась логика.

При психологическом подходе интеллект определяется как мера успешности в использовании перечисленными выше способностями при выполнении конкретных задач4 Именно здесь обращается внимание на сообразительность, натренированность, изощренность, умения, навыки и т. п. Понятно, что психологическое понимание интеллекта и его исследования возможны только при наличии гносеологического и логического представлений о нем.

Современная практика научного познания и управления непрерывно предъявляет разнообразные требования к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов, вовлечению новых методов, семиотических и технических средств, приобретению и развитию соответствующих умений и навыков. Все это выступает в качестве различных аспектов усовершенствования интеллекта как особой способности человека. И каждый из таких аспектов развития связан с достижениями специальных наук, изучающих мышление. Именно здесь и нужны методологические исследования проблем применения подобных наук.

В настоящее время постановка и решение задач научного познания и управления осуществляются на основе интеграции неформальных и формальных методов, интуитивных и формализованных языков, интеллектуальных способностей человека и возможностей ЭВМ. Такая интеграция только в определенных границах может быть результатом опыта и искусства руководителей. Она требует обращения к наукам о познавательной деятельности, в особенности, о мышлении. И такое обращение сейчас является обычным делом. Здесь исполь:и =гоя достижения гносеологии и методологии науки, семиотики и психологии, истории науки и др. Особое место среди этих наук занимает логика. На ее роли необходимо остановиться подробнее.

Логические закономерности мышления составляют содержание внутренних механизмов интеллектуальной деятельности. Поэтому развитие таких механизмов и практическое овладение ими всегда истолковывалось как развитие мышления в онтогенетическом и филогенетическом планах. Данный взгляд широко представлен в современной философской и психологической литературе. Поэтому понятно, что развитие интеллекта как способности специалистов неизбежно опирается на логические закономерности мышления.

Но использование подобных закономерностей м'ожет быть как явным (в случаях изучения и применения результатов науки логики), так и неявным (в случаях использования накопленного опыта). И в настоящее время преобладающим оказывается последнее — неявное использование логических закономерностей. Причина заключается в том, что изучение логики не входит в профессиональную подготовку подавляющего большинства специалистов, которые в основной своей массе не знакомы с современным состоянием и достижениями этой науки.

Такое положение дел противоречит хорошо известным представлениям о роли логики в развитии мышления специалистов, в формировании их интеллектуальной культуры. Смысл и значение изучения основных разделов и результатов логики видные педагоги и представители этой науки всегда усматривали в практическом овладении средствами и методами логического анализа и доказательства, в развитии умений и навыков строгого, определенного и непротиворечивого мышления. Такой взгляд можно найти в каждом учебнике по логике. Но в особенности детально он развит Т. Котарбиньским в его работе «Курс логики для юристов»5 Поэтому решение методологических и методических проблем развития интеллекта специалистов непосредственно связано с овладением и применением основных понятий, представлений и методов логики как особой науки о мышлении.

Многозначность слов и словосочетаний общеизвестна. О ней каждый получает представление еще в школьные годы. Но в научной и педагогической практике об этом часто забывают, что приводит к ошибкам отождествления смыслов по тождеству выражающих их слов и к так называемому «спору о словах». Все это широко присутствует в повседневной практике. И в подобных ситуациях часто возникают дискуссии вокруг терминов «логика» и «математическая логика». Во избежание недоразумений рассмотрим их значения.

В соответствии с установившейся традицией Ф. Энгельс различает три значения термина логика: философское учение о мышлении6, наука о мышлении7 и метод мышления или исследования8 Первому значению соответствует особый раздел философской теории познания, в развитие которого внесли свой вклад многие выдающиеся философы. Третье понимание соответствует широко встречающимся в повседневной практике ситуациям, в которых говорят: «Логика данного исследования мне неясна», «Я не в состоянии понять логику прослушанного доклада», «Логика этой статьи предельно проста» и т. п. Во всех таких случаях имеются в виду отношения между высказываниями или операциями процесса исследования. Но особого внимания заслуживает второе значение термина. Логика как наука о мышлении не совпадает с содержанием философского учения о мышлении, а является одной из многочисленных специальных наук. Поэтому ее отношение к философии оказывается аналогичным отношениям к последней каждой такой науки. Предмет ее исследования охватывает самые различные явления из той области, которая соответствует третьему значению термина «логика». Ее результаты служат моделями и правилами для распознавания, устранения или предупреждения логических ошибок в рассуждениях, в теориях и гипотезах, при доказательстве теорем, постановке и решении задач и т. д. Все перечисленные результаты логики применяются независимо от того, какую философскую теорию разделяет специалист и в какой мере он знаком с подобными теориями.

Философское учение о мышлении разрабатывается, как и другие части философии, на основе обобщения достижений результатов различных специальных наук. К ним относятся науки о мышлении (психология, семиотика, история науки, история культуры и др.), среди которых находится и логика. Но подобные обобщения не заменяют специальные науки, так как они образуют мировоззренческое знание. Последнее служит решению совсем не тех задач, решению которых служат специальные науки. Так, в логике разрабатываются различные системы правил умозаключений, а в философской логике такие правила не создаются.

Термин «математическая логика» употребляется в различных значениях. Одно из них соответствует области современной математики, в которой разрабатываются особые исчисления, называемые логическими. Их обозначают также и как логические системы по аналогии с геометрическими или алгебраическими. Понятно, что такие системы не связаны непосредственно с исследованиями мышления и языка. Другое значение обсуждаемого термина соответствует стилю математического мышления и математического рассуждения. Его используют при необходимости выделить и подчеркнуть особенности последних. Третье понимание соответствует области исследований математических рассуждений математическими методами. В настоящее время для обозначения этой области чаще употребляется термин «метаматематика». Четвертое значение термина «математическая логика» связано с областью современной логики, в которой задачи данной науки решаются с помощью математических методов. Развитие области логики выступает частным выражением явления, называемого математизацией науки: здесь осуществлена математизация логики. Другим примером, аналогичным нашему, является математизация экономической науки. В обоих случаях математизированная часть не исчерпывает содержание каждой из этих наук. Данный факт важно подчеркнуть в связи с встречающимися концепциями, абсолютизирующими роль математизации. В современной литературе употребляется термин «символическая логика», который выступает в качестве синонима рассмотренных значений термина «математическая логика».

Современная логика является достаточно развитой наукой, в которой разделы выделяются не только в зависимости от применяемых математических или описательных методов, но также и в зависимости от особенностей предметных областей. Так, выделяются дедуктивная и индуктивная логики, эротети- ческая логика теории правдоподобных рассуждений. В составе науки логики выделяются ее теоретические и прикладные разделы, а также различные методологические концепции ее предмета, предметов и взаимоотношений ее разделов. Одним из разделов логики выступает методология научного познания9 В ней исследуются виды и отношения методов, их взаимоотношения в реальном познании, условия их применения и т. п.

Специальным разделом логики выступает логическая семиотика. В ней исследуются логические свойства и отношения различных языков, выясняются условия их совместного применения и взаимных замещений в научном познании и управлении. Постановка и решение перечисленных задач обобщаются и на различные семиотические системы. Результаты, получаемые здесь, имеют непосредственное значение для решения проблем формализации и семиотизации, интеграции интеллектуальной деятельности человека и возможностей ЭВМ.

Мы не ставим своей целью охарактеризовать.все разделы логики, а лишь указываем на некоторые из них, чтобы показать широкий диапазон ее объектов, задач и методов. Но особо обращаем внимание на методологию науки и логическую семиотику, так как они будут в дальнейшем подробно использованы для обсуждения проблем развития интеллекта.

В современной логической литературе продолжаются традиции, согласно которым логические понятия и методы применяются для решения познавательных задач науки, управления. Но это только одна из возможностей применения логики. Другая возможность состоит в ее применении в деле развития интеллектуальных способностей специалистов. Эта возможность еще недостаточно обсуждается применительно к современным условиям. Поэтому мы, не умаляя значения первой, обращаем основное внимание на вторую. 

Часть первая

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭВРИСТИКИ

Современные работы по эвристике, ведущее место среди которых принадлежит широко известным сочинениям Д. Пойа, написаны на основе систематизации и обобщения большого педагогического опыта10 Это обстоятельство в значительной степени способствует распространению мнения о том, что проблематика, предмет и значение эвристики ограничиваются кругом педагогической деятельности. Работа И. Лакатоса, ориентированная на ситуации научного исследования, не способствует опровержению такого мнения, поскольку в ней все изложение организовано на основе явно описанных отношений и взаимодействий преподавателя и учеников в классе 11 И хотя ни Д. Пойа, ни И. Лакатос не являются авторами такого толкования эвристики, признанный авторитет этих специалистов выступает существенным препятствием возможной критике.

В действительности же эвристика возникла и развивается на почве гораздо более широкого круга проблем, среди которых ведущая роль принадлежит методологическим вопросам науки и управления. Педагогические варианты и применения эвристики выступают производными от них. Поэтому необходимо в методологии эвристики зафиксировать методологическую и педагогическую ориентации последней. Решение задачи возможно при условии такого понимания обучения, которое выходит за границы педагогической традиции. Оно включается в понятие интеллекта и затем распространяется на все виды интеллектуальной деятельности.

В современной литературе по методологии науки и управления выделяются и обсуждаются эвристические методы исследования и управления. Согласно пониманию С. Л. Оптнера, каждый такой метод включает в себя компоненты обучения12 Подобные методы основываются на использовании интуиции и опыта исследователя, хотя они описываются, хранятся и передаются в обществе, а потому не сводятся к опыту и интуиции. Важно отметить, что представление об эвристическом подходе распространимо на чрезвычайно широкую область различных по содержанию и назначению методов. Его использование в методологии открывает новые перспективы для выявления и исследования конкретных методов и их взаимоотношений. Особого внимания заслуживают два следствия из такого представления об эвристических методах.

В соответствии с установившейся традицией методы всегда считались составной частью интеллекта. Развитие формализации отодвинуло такую точку зрения на задний план. Однако теперь она вновь стала занимать надлежащее ей место. Поэтому все установки, сформулированные Р Декартом по поводу метода, правил для руководства ума и относительно их применений, сейчас приобрели новое- содержание. Развитие интеллекта специалиста основывается на практическом овладении им существующими методами и правилами, а также известными способами их применения.

Представление об интеллекте имеет общее значение для различных областей — научного исследования, управления, проектирования, руководства, педагогической деятельности и т. д. Поэтому все, что касается методов вообще и, в частности, эвристических методов, распространяется на каждую такую область. Изучение путей развития интеллекта в равной степени важно для каждой из них.

Согласно распространенному пониманию Д. Пойа рассматривает эвристику как искусство разыскивать пути решения задач, которым овладевают путем подражания и упражнений13 Оно основывается на систематизации и обобщении зафиксированного в обществе и индивидуального опыта. Но и овладение опытом и приобретение умений и навыков решения задач осуществляются с помощью явно или неявно используемых логических закономерностей мышления. В этом нетрудно убедиться.

Действительно, при поиске, анализе и обосновании решений широко используются изучаемые логикой приемы аналогии, редукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, сравнения и др. Упоминавшиеся работы Д. Пойа и И. Лакатоса построены на основе перечисленных приемов и их логической теории. Это позволяет заключить, что применения логики в эвристике составляют достаточно развитое направление, погруженное в непосредственную практику развития интеллекта.

Очевидно, что подобные применения логики не относятся к содержанию теоретических ее разделов. Они принадлежат прикладной части этой науки. Но в то же время они составляют всего лишь одно из ряда прикладных направлений, а потому не исчерпывают содержание прикладной логики. Вот почему необходимо выявить и описать характерные особенности данного направления прикладной логики.

Знание подобных особенностей имеет принципиальное значение для методологической концепции эвристики. Оно служит обобщению и интеграции уже имеющихся достижений эвристики и выработке последующей стратегии ее развития. Без знания общих особенностей и конкретных путей применения логики в развитии интеллекта решение таких задач невозможно.

Развитие интеллекта является важнейшей составной частью интеллектуальной культуры специалистов. Оно ведется в конкретных условиях каждой области деятельности и связано с ее содержанием, задачами и методами работы. Поэтому интеллектуальная культура оказывается достаточно разнообразной в своих конкретных проявлениях. То же самое следует сказать и о различных специальных случаях эвристики. В свою очередь, использование логических закономерностей мышления в развитии интеллекта дает основание считать, что существуют общие средства и способы такого развития. Они имеют практическое значение для специалистов с различной профессиональной подготовкой и опытом деятельности.

Формирование интеллектуальной культуры представлено в последующем изложении как овладение специалистом моделями мышления. Оно состоит в ознакомлении с ними и выработке умений и навыков оперирования ими. Такое оперирование выступает и как воспроизведение конкретных процессов по имеющимся моделям, и как объединение последних в сложные комплексы или построение новых моделей. Подобное оперирование составляет главное содержание поиска решений задач. Поэтому обращение к логическим представлениям о моделях процессов мышления служит раскрытию основных компонентов представления о поиске решений задач.

Но обсуждаемые модели всегда существуют в конкретной языковой форме и являются знаковыми. В них фиксируются логические свойства и отношения высказываний и правил оперирования. Явное использование таких свойств и отношений возможно только на основе соответствующих логических знаний. Эти знания, соотнесенные с практическими задачами науки и управления, формируются в прикладной логике. Поэтому знание основных характеристик, основных результатов и методики работы имеет важное значение для овладения моделями мышления, приобретения умений и навыков оперирования имеющимися и построения новых моделей. 

 

Для развития ПРОЕКТА!

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика