Мышление школьника (Шардаков) 1963 год - старые книги
Советская нехудожественная литература
Описание: Этот труд построен преимущественно на материале психологических исследований как советских, так и зарубежных авторов, а также на разработках педагогов-методистов.
Следует отметить, что содержание книги не связано с программами обучения в средней школе, однако приводимые автором примеры, фактический и экспериментальный материал взяты из практики школьного обучения
В книге обстоятельно рассматривается, как развивается у учащихся младшего, среднего, старшего школьного возраста сложная психическая деятельность — мышление; дается общая характеристика мыслительной деятельности в единстве всех ее процессов, показана связь, мышления и речи, образного и понятийного в мышлении
Автор рассматривает процесс мышления с правильных, материалистических позиций, в свете ленинской теории отражения. Основное положение, проводимое автором через весь труд,— мышление не только психический процесс, в результате которого человек получает обобщенные знания, но и дальнейшее познание и творческое созидание нового.
Прочитав книгу, читатель узнает, как развивается у школьников умение анализировать, синтезировать, обобщать учебный материал, как постепенно усложняется и совершенствуется процесс понимания, развиваясь до понимания причинно-следственных зависимостей, как учатся школьники систематизировать и классифицировать изучаемый учебный материал.
© ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР Москва 1963
Авторство: Михаил Николаевич Шардаков
Формат: PDF Размер файла: 10.5 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции. 3
Введение. 5
Глава I. Общая характеристика развития мышления 12
- 1. Основные закономерности развития мышления. —
- 2. Мышление и речь 19
- 3. Развитие осознания собственных мыслительных процессов. 27
Глава II. Соотношение образа, слова и действия в мышлении 32
- 1. Образ и слово в мышлении школьника —
- 2. Характер образов и их роль в мышлении школьника 35
- 3. Роль образного в обучении и формировании личности школьника 55
- 4. Практически-действенное мышление. 58
Глава III. Развитие анализа, синтеза и сравнения 66
- I. Анализ
- 2. Синтез. 72
- 3. Развитие анализа и синтеза в единстве 76
- 4. Развитие сравнения 83
Глава IV. Развитие умозаключений 96
- 1. Индуктивные умозаключения. —
- 2. Дедуктивные умозаключения. 104
- 3. Умозаключения по аналогии. 118
Глава V. Развитие абстракции, обобщения и конкретизации 120
- 1. Абстракция. —
- 2. Обобщение. 121
- 3. Обобщение учебного материала. 131
- 4. Конкретизация 138
- 5. Вопросы психологии наглядности в обучении. 143
Глава VI. Развитие понимания, усвоения связей и отношений 153
- I. Причинное. мышление —
- 2. Понимание и усвоение функциональной математической зависимости. 176
- 3. Понимание и усвоение пространственных отношений 180
- 4. Понимание и усвоение временных и условных отношений 186
- 5. Понимание обратимости и некоторых противоречий в связях и отношениях. 191
Глава VII. Формирование понятий 205
- 1. Общие закономерности формирования понятий у школьников. —
- 2. Предметные понятия. 219
- 3. Формирование понятий отношений 221
- 4. Этапы формирования научных понятий 223
- 5. Формирование моральных понятий 227
Глава VIII. Развитие классификации и систематизации 236
- I. Классификация —
- 2. Развитие систематизации. 241
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Мышление школьника (Шардаков) 1963 года
СКАЧАТЬ PDF
ОТ РЕДАКЦИИ
Автор книги, ныне покойный профессор М. Н. Шардаков,— специалист в области психологии мышления
Книга написана автором до принятия Закона о школе, в связи с этим основные положения перестройки школы не нашли отражения в этом труде. Автор не успел закончить задуманной книги — поэтому она производит впечатление некоторой незавершенности.
Издательство сочло возможным издать эту книгу, так как в ней достаточно полно и обстоятельно, на большом научном и фактическом материале проанализирован сложнейший психический процесс — мышление, даны ценные методические указания по его формированию.
Книга принесет большую пользу учителям, стремящимся воспитать всесторонне развитых, творчески работающих строителей коммунизма.
ВВЕДЕНИЕ
Предметы и явления объективного мира находятся между собой в разнообразных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, пространственных, условных, функциональных, корреляционных, прямых и обратных, единства, равенства и других. Познание и обобщение этих связей и отношений является одной из основных функций мышления.
В мышлении через процессы анализа, сравнения и синтеза познаются, а затем обобщаются существенные общие качества и свойства единичных предметов того или иного рода. В результате такой мыслительной деятельности человек получает обобщенные, понятийные знания предметов объективного материального мира, у нега формируются предметные понятия, например: металлы, млекопитающие животные, плоды и т. п.
В процессе мыслительной работы человек познает также общие, существенные связи и отношения явлений природы и общества, усваивает понятия отношений, например: левый, барщина, революция, патриотизм, чуткость и т. п.
В ходе мыслительной деятельности формируются и понятия качеств: красный, прямой, тяжелый и т. п., а также понятия действий: бежать, пилить, писать и т. п.
Содержание учебных предметов, изучаемых в школе, представляет собой системы предметных понятий, понятий качеств, действий и отношений. Особенно большое место в этом содержании занимают связи и отношения между объектами и явлениями действительности, которые выражаются в многочисленных законах и правилах.
Школьники усваивают понятия, законы и правила в процессе мыслительной деятельности, которая развивается и совершенствуется по мере обучения.
Понятия, законы и правила являются обобщенными знаниями. В дальнейшей познавательной мыслительной деятельности они выступают как теоретические основания, позволяющие получать знания о множестве новых отдельных предметов и явлений мира, а также решать новые и разнообразные практические задачи.
Мышление — не только познавательная, но и комбинаторная, творческая деятельность, в результате которой создаются новые предметы и явления материальной и духовной культуры людей, предвидятся и планируются пути их личной и общественной жизни. Знания же об этих новых достижениях и открытиях являются основой для формирования новых понятий, законов и правил. Тем самым мышление совершается в единстве практики и теории.
Таким образом, содержанием мышления являются понятия, законы и правила, а также единичные предметы и явления, вновь познаваемые или создаваемые творческой мыслительной деятельностью. Кроме того, содержанием мышления становятся те или иные непосредственно воспринимаемые предметы и явления, представления и образы памяти, воображения, образы сравнений и аллегорий, практическая деятельность или ее образы и т. д.
Мышление совершается и развивается в свойственных ему формах: анализа, синтеза и сравнения; абстракции, обобщения и конкретизации; индукции, дедукции и аналогии; нахождения связей и отношений; формирования понятий, их классификации и систематизации. При этом основными формами мышления являются анализ и синтез, которые выступают конструирующими компонентами всех других форм мыслительной деятельности.
Мышление совершается в единстве содержания и форм.
Формы мышления и закономерности отдельных мыслительных процессов, так же как и содержание мышления, являются отражением объективного мира, природы и общества, миллиарды раз повторяющейся человеческой деятельности. «.Логические формы и законы — не пустая оболочка, а отражение объективного мира.,— говорит В. И. Ленин.— практика человека, миллиарды 6
раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики»1 (т. е. формами мышления — прим. ред.).
Существующие формы мышления не равнозначны. Одни из них просты, например сравнение. Другие чрезвычайно сложны, например понятия. Одни формы мыслительной деятельности представляют собой элементы, конструирующие другие формы мышления. Так, обобщение является результатом сравнения, анализа, синтеза индукции и абстракции. Формирование понятий представляет собою взаимосвязанный процесс анализа, сравнения; синтеза, нахождения связей и отношений, абстракции, обобщения, индукции и дедукции. «Диалектическая логика,— указывал Ф. Энгельс,— в противоположность. формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и поставить рядом друг возле друга без всякой связи формы движения мышления. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает высокие формы из нижестоящих»2.
Мышление, многократно совершаясь в той или иной совокупности своих форм и закономерностей, развивается до уровня навыков и умений мышления. Это относится, например, к построению индуктивных или дедуктивных умозаключений, выполнению разного рода обобщений, проведению классификации и т. п.
Мыслит живой человеке его идеалами, чувствами, интересами, убеждениями, стремлениями, желаниями, склонностями и способностями, словом — с направленностью его личности. Все это — внутренние условия мышления, которые делают его волевым и целенаправленным, а порой страстным и вдохновенным процессом. Мышление — это «.проникновение в новые слои сущего,—пишет С. Л. Рубинштейн,— взрывание и поднимание на белый свет чего-то до того скрытого в неведомых глубинах: постановка и разрешение проблем бытия и жизни; поиски и нахождение ответа на вопрос, как оно есть в действительности, нужного для того, чтобы знать, как верно жить, что делать»3.
1 В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4, т. 38, стр. 171 и 209.
2Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1955, стр. 177.
3 С. Л. Рубинштейн, Бытие и сознание, изд. АН СССР, 1957, стр. 157.
Мышление совершается в тесной связи с восприятием. Познание качеств и свойств данного кусочка чугуна, стали или меди, находящегося перед нашими глазами, совершается в процессах восприятия. Отдельные случая выражения закона Архимеда также наблюдаются нами посредством восприятия. При этом с помощью восприятия познаются внешние, видимые существенные и несущественные свойства и качества предметов и явлений объективного мира, или отношения и связи между ними. Это чувственное познание является конкретным содержанием мышления.
Существенные и общие признаки воспринимаемых предметов (например, отдельных металлов) или существенные и общие связи и отношения между объектами или явлениями действительности (например, отношения между состоянием воды в сосуде и погруженным в него телом) определяются путем использования имеющихся знаний, специально организованного изучения, проведения особых опытов, в процессе чего постоянно осуществляется мыслительная деятельность: сравнение, анализ и синтез,‘индукция, обобщение и т. д.
Найденные таким путем общие и существенные признаки отдельных предметов и явлений действительности, или связи и отношения между ними, абстрагируются, синтезируются и обобщаются. В результате получаются обобщенные, абстрактные, понятийные знания о предметах или явлениях действительности (в данном случае о металле или законе Архимеда). Эти знания говорят о сущности предметов и явлений действительности. Они «.отражают природу глубже, вернее, полнее»,— говорит В. И. Ленин,— нежели знания, полученные лишь в восприятии *.
В процессе познания возникают и общие представления, являющиеся своего рода переходом от восприятия к мышлению. В этих общих представлениях наглядно даны единичные признаки и вместе с тем некоторые общие свойства, присущие всем предметам данного рода. Так, при восприятии отдельного самолета часто возникают представления о единичных других самолетах и, как правило, о некоторых общих признаках самолета
1 В. И. Ленин, Сочинения, изд. 4, т. 38, стр. 161.
вообще. Эти общие признаки в какой-то мере уже характеризуют понятие самолет.
Таким образом, мышление •— взаимосвязанная деятельность процессов восприятия, представлений и «чистого» мышления.
Известно, что узнавание как мыслительный процесс является немедленной классификацией в виде отнесения воспринимаемых единичных, ранее известных объектов или явлений, к соответствующему роду или классу. Так, воспринимая стул, мы немедленно относим его к мебели, яблоко — к фруктам, собаку — к домашним животным, разные по величине квадраты — к квадратам и т. д. Здесь мышление вплетено в восприятие, оно не развертывается в каких-либо ясно выраженных формах и процессах. Такая классификация, представляя собой единый и взаимосвязанный процесс восприятия и мышления, является также переходом от восприятия к мышлению. Лишь тогда, когда возникает затруднение в классификации воспринимаемого, мышление совершается в развернутой форме классификации.
Известно, далее, что в процессе восприятия многих однородных предметов или явлений, имеющих общие свойства, посредством обобщающей роли слова совершается чувственное обобщение. Так, маленький дошкольник говорит, что «все собаки — собаки, а все медведи — медведи», хотя и не знает понятийной характеристики этих видов животных. В процессе восприятия ребенок чувственно обобщает данные опыта благодаря тому, что в его восприятие вплеталось мышление, хотя и не в развернутом и самостоятельном виде. Такого рода обобщения в восприятии также представляют собой переход от восприятия к мышлению, т. е. движение от восприятия к мысли. «К нашему глазу,— говорит Ф. Энгельс,—присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления»*.
При получении обобщенных теоретических знаний, формировании понятий, практическом применении их в разнообразной творческой деятельности мышление выступает как самостоятельный процесс. Причем оно осуществляется в своих развернутых формах: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации
1 К. М а р к с и Ф. Энгельс, Сочинения, изд. 2, т. 20, стр. 554.
и т. д. Данные восприятия и памяти служат в этих случаях лишь необходимым материалом и опорой мыслительной деятельности.
Таким образом, в процессе все более полного и глубокого познания предметов и явлений действительности и в своей творческой деятельности человек от восприятия переходит к восприятию в единстве с мышлением и собственно к мышлению.
Мышление совершается в единстве с ассоциациями.
Под ассоциацией в психологии подразумевается:
а) связь между двумя и более психическими явлениями, представляющими собой отражение и познание предметов и явлений объективной действительности. Реализация одних вызывает возникновение других психических процессов. Это содержательная сторона ассоциации.
б) процесс образования ассоциаций, отражающих временную или пространственную смежность, сходство, причинно-следственную зависимость познаваемых предметов или явлений действительности.
Следовательно, мышление включает в себя как содержание ассоциаций, так и процесс их образования. Когда школьник обобщает признаки и свойства однородных объектов, например разных хвойных деревьев, то в основе этого мыслительного процесса лежат ассоциации сходства восприятия и памяти. Процесс классификации совершается с помощью ассоциаций по сходству и смежности. Нахождение причинно-следственных связей между отдельными предметами и явлениями и их обобщение невозможно без привлечения в процесс мышления ассоциаций временной смежности, ассоциаций сходства и причинно-следственных ассоциаций.
П. А. Шеварев на основе своих исследований пришел к выводу, что умозаключения по индукции и дедукции, обобщение, конкретизация и классификация совершаются на основе особых обобщенных ассоциаций *. Это такие ассоциации:
1. Конкретно-вариативные, когда оба члена ассоциации конкретные и вариативные.
1 П. А. Шеварев, Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, изд. АПН РСФСР, 1959, стр. 132—133, 281—285 и др.
2. Абстрактно-вариативные, когда оба члена ассоциации абстрактны и вариативны.
3. Полувариативные, когда один член ассоциации вариативный, а другой — константный.
Однако процесс мышления нельзя свести к ассоциациям. Мышление совершается в свойственных ему формах и является не только самостоятельным, но и особым психическим процессом.
Результаты мыслительной деятельности выступают в виде новых знаний, новых решений задач и творческих построений, творческой фантазии и личных убеждений. Физиологической основой их являются образовавшиеся в коре больших полушарий головного мозга системы временных нервных связей. Эти нервные связи являются физиологическим субстратом вновь образовавшихся ассоциаций в их психологическом выражении (см. указанное выше).
Тем самым ассоциации представляют собой конструирующие компоненты мышления и его результат.
Таким образом, мышление — это опосредованное и обобщенное познание предметов и явлений реальной действительности в их общих и существенных признаках и свойствах, в их связях и отношениях, а также на основе полученных обобщенных знаний — познание и творческое построение новых единичных предметов и явлений действительности.
В этой книге сообщаются данные исследований по изучению закономерностей развития мышления школьников.