Работать с маленькими детьми - поощрять их развитие и решать проблемы (Дженни Лешли) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Работать с маленькими детьми - поощрять их развитие и решать проблемы (Дженни Лешли) 1991

Назначение: Книга для воспитателя детского сада

Это книга о воспитании детей дошкольного возраста, о психолого-педагогических проблемах, которые приходится решать воспитателям и родителям. В центре внимания автора вопросы коррекции поведения детей, развития речи.

© "Просвещение" Москва 1991 

Авторство: Дженни Лешли, Перевод с английского А. С. Трошина

Формат: PDF Размер файла: 14.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Введение . 6

Часть I. Значение наблюдательности и планирования в работе с дошкольниками

1. Привычка быть наблюдательным

2. Плановый подход к работе с детьми 19

3. Наблюдение для оценки периода развития и эволюции 33

4. Наблюдение за поведением детей ..... 47

5. Обмен записями и наблюдениями с родителями 60

Часть II. Развитие речи — дети учатся, взрослые помогают. 68

6. Стадии развития речи в первые пят лет

7. Как дети учатся . . 76

8. Общие проблемы развития речи и некоторые рекомендации в помощь    .84

9. Максимальное использование детской способности обучаться 106

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

Часть III. Поведение дошкольников 124

10. Эмоциональное развитие детей 

И. Поведение взрослых с детьми — некоторые соображения 133

12. Общие проблемы поведения детей 157

Часть IV. Совместная работа взрослых с детьми _ 181

13. Участие родителей в улучшении работы с детьми

14. Расширение участия родителей — планирование 189

115. Расширение участия родителей—люди 200

16. Работа с малышами — заключительные мысли 218

Сведения об авторе . 222

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Работать с маленькими детьми - поощрять их развитие и решать проблемы (Дженни Лешли) 1991 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

К первому изданию

Одна из радостей в моей работе — это возможность учиться у других. Поэтому трудно выделить какое-то число лиц, которых мне хочется поблагодарить.

Сотрудники многих яслей и детских площадок, с которыми мне приходилось встречаться, многому меня научили, и очень часто своим несогласием с моей точкой зрения. Особую благодарность я хочу выразить Хелен Уилсон, познакомившей меня с проблемами развития речи с точки зрения логопеда. Покойная Бернис Ротвелл, которую я уже не смогу поблагодарить лично, часто делилась со мной практическими идеями о помощи детям в период становления речи и поведения. Уильям Митчелл продемонстрировал мне ценность методов модификации поведения. Тим Смитемс научил меня практическому использованию адлеровской психологии.

От себя лично я хочу поблагодарить Эйнджелу Дейвисон за ее любовь и очень умелый уход за моим сыном Дрю, что позволило мне продолжать работу и написать эту книгу. Мой муж Лэнс Линдон все время помогал и вселял в меня бодрость, а многие положения, высказанные в .книге, прояснялись в наших с ним беседах. Все большие радости и неудачи, доставленные нам нашим сыном Дрю, вносили оживление в теорию вопроса ухода за ребенком. Лэнс, кроме того, не жалел времени и подготовил фотографии для книги. Родители некоторых детей, чьи имена встречаются в книге, также любезно разрешили воспользоваться их фотографиями. Хочу поблагодарить Пэтти Уэйн, терпеливо перепечатавшую окончательный вариант книги. Наконец, я благодарю Боба Дейвенпорта из издательства «Эдвард Арнольд, Лтд» за комментарии и предложения по различным изменениям в книге.

Ко второму изданию

К моменту сдачи рукописи первого издания книги я уже занималась проблемой сотрудничества дошкольного учреждения с родителями. С того времени это направление моей работы расширилось; и я с удовольствием пользуюсь возможностью обсудить его в настоящем переработанном и дополненном издании. Я многому научилась у сотрудников дошкольных центров, где мне пришлось пре-подавать или проводить «консультационную работу» с родителями. Много узнала я и из бесед с родителями, а также посредством4 анализа своего собственного опыта работающей матери двоих детей.

Некоторые мои главные мысли об участии родителей обрели более отчетливую форму в результате написания доклада, (под именем Дженни Линдон) для Национального управления по дошкольному воспитанию—(«Участие родителей— период дошкольного и младшего школьного возраста»). Я благодарна Майклу Стэнтону, тогдашнему директору управления, поскольку наши с ним обсуждения доклада помогли формированию моих взглядов.

Хочу поблагодарить Сесилию Гарера и Марион Престон, которые обеспечивали хороший уход за Дрю и Зоей, пока я писала. Я благодарна и Пэтти Чарлсуэрт, которая снова перепечатала рукопись.

Мой муж Лэнс и я старались равномерно распределять свое время между работой и семейной жизнью. Работающие матери особенно поймут мою глубочайшую бла-годарность за его помощь и поддержку.

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель книги

Эта книга предназначена для того, чтобы предложить ряд практических идей и рекомендаций, которыми смогли бы воспользоваться взрослые, отвечающие за маленьких детей. Многие методы предусматривают, что взрослые должны задумываться над тем, как осмысливать ту или иную ситуацию с ребенком.

Книга написана с учетом того, что читатели уже имеют некоторый опыт работы с маленькими детьми, располагают соответствующими знаниями и хотят расширить и углубить их. Некоторые моменты больше подходят взрослым, отвечающим за группу детей, например сотрудникам

детских площадок, дневных малышовых групп или яслей. Однако основная часть материала одинаково годится и для взрослых, на попечении которых находятся лишь несколько детей, например родителей, а также воспитателей или нянь.

Хотя книга и рассчитана на некоторый опыт, я, тем1 не менее, надеюсь, что идеи, изложенные в ней, будут полезны также и студентам, готовящимся в будущем стать воспитателями или нянями дошкольных учреждений, особенно тем из них, кто уже прошел начальный период обучения.

Взрослые и дети

Идеи и методы этой книги почерпнуты из многих источников. Я не разделяю взгляда, что какая-либо теория развития ребенка или научная концепция о разрешении детских проблем содержит все ответы или большинство из них. Я обнаружила, что к разным ситуациям, различным проблемам стоит применять гибкий подход. По-моему, огромная роль взрослых в жизни детей является неисчерпаемой темой.

Взрослые по-разному смотрят на детей. Одни любят их общество, другие видят их в нереально розовом свете, третьих чарует младенец, но возмущают растущие неза-висимость и своеволие малыша. Некоторые взрослые, кажется, вообще не любят детей и утвердились в удобном мнении, что они и их современники никогда не вели себя так ужасно, как нынешние дети. Дети, как и, взрослые, очень разные в своих склонностях и неприязнях, в отношении к новым или трудным ситуациям, в своих способностях и восприимчивости, в том, как они убеждаются, что честным, терпеливым, уживчивым быть легко, — т. е. нет оснований рассуждать о детях в целом, так же как нельзя обобщать и всех взрослых. Даже те взрослые, которые любят проводить время или работать с детьми, должны честно признать, что не всех малышей они любят одинаково. Мы обнаруживаем, что одни Дети более симпатичны и легки в общении, чем другие, или же что наше терпение лопается гораздо быстрее с одними детьми, чем с другими.

Для детей взрослые — это источник и хорошего, и плохого влияния на их юную жизнь. Взрослые, которые любят детей и заботятся о них, которые постепенно открывают для себя мир ребенка и которые в своей взрослой жизни постоянно делают поправки на присутствие малыша, по

могут сделать его жизнь счастливой, а развитие полноценным. Взрослые, которые не любят детей, не выносят их присутствия, не терпят их юного взгляда на мир или же их ограниченного понимания, которые обращаются с детьми холодно или жестко, могут добавить проблем и малышу и себе, чего при другом отношении и не возникло бы.

Подчеркивание важности роли взрослых в жизни детей не является недооценкой того; как много сами дети могут значить друг для друга. Ребенок может радоваться обществу других детей, изучать, а иногда и третировать их. Но я заметила, что главное для малыша — считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями. Активное участие — это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка — чуткий и готовый приспособиться человек. Взрослые должны видеть в себе людей, чье поведение и отношение имеют большое значение для малыша. Это означает, что иногда 'взрослые должны приходить к выводу, что им', а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. Порой, как это ни тяжело, требуется выжидание «у ленточки», когда малыш совершает ошибку. Иногда же нужно спешить, ему на помощь. Это также означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. А в общем, это значит считать, что скорее нам, а не, как повелось, ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. У взрослых с их более гибкой самооценкой гораздо больше радостей в жизни с детьми. Бывают, конечно, и времена срывов и трудностей, но, в целом, жизнь с детьми воспринимается ими гораздо положительнее.

Пример такого положительного отношения я наблюдала во время беседы с опытной лондонской няней, работающей в яслях. Кэти рассказала мне о случае с двухлетним мальчиком из своей группы. Ему очень хотелось быть «большим» и справлять малую нужду стоя. Но он не совсем ясно осознавал свои действия. В тот раз он стоял у унитаза, наготове, но вместо пузыря сработал кишечник. Не понимая, что что-то не так, он Просиял и сказал: «Хороший мальчик». Мало приятного в возне с последствиями такого приключения, но Кэти не обратила на это внимания. Она посчитала, что с точки зрения взрослого — это забавный и милый случай, что он раскрывает ступени, по которым мальчикам приходится пройти, учась пользовать- 8

ся туалетом. Она ни словом не намекнула малышу, что он набезобразничал или испачкался. Тот случай просто свидетельствовал, что ребенок еще не осознал сложности «туалетных» дел»!

Содержание книги

В книге предпринята попытка охватить четыре главные, области.

Первая часть посвящена наблюдению за детским развитием и поведением. Здесь преследуется цель показать, как такое наблюдение может помочь работе взрослых с малышами. Особо подчеркиваются практические преимущества различных методов наблюдения, которые взрослые могут использовать в регулярном общении с детьми. Идея этой части — создать общее представление о проблемах, рассматриваемых во второй и третьей частях. В последней главе первой части говорится о том, как делиться результатами наблюдений с родителями. Практические предложения, которые там даны, применимы не только к работе над записями, но также к более глубоким вопросам, поднятым в четвертой части книги.

Вторая часть книги посвящена развитию речи в первые пять лет жизни. Сюда входят анализ процесса обучения, общих проблем, которые могут возникать, и практические предложения по их решению, а также взгляды на то, как стимулировать дальнейшее обучение, если в развитии ребенка нет отклонений. Эта часть не ограничивается вопросами развития речи, а охватывает и такие важные области, связанные с речью, как развитие абстрактного мышления, способности концентрироваться, в которых объединяются умения ребенка видеть, слышать, думать и говорить.

Третья часть книги посвящена поведению детей. Рассматриваются поступки детей, а также общие проблемы, с которыми сталкиваются взрослые в своем общении с малышами; даются рекомендации, как справляться с трудностями, возникающими в тех или иных ситуациях.

Содержание четвертой части концентрируется на отношениях между взрослыми — особенно между родителями и работниками детских учреждений. В ней обсуждаются вопросы «родительского участия» и его практической реализации. Читатель познакомится с предложениями по поводу того, как углублять отношения между сотрудниками детских учреждений и родителями в целях повышения

эффективности воспитания; при этом подчеркивается различие позиций у обеих сторон, говорится о навыках, необходимых взрослым для хорошей совместной работы.

Практический пункт

Любой автор книги такого рода должен решить, как именовать ребенка, о котором идет речь, — «он» или «она». В большинстве книг о детях и по уходу за ними гово-рится «он», поэтому я, как й Пенелопа Лич в своей книге «Младенец и дитя», считаю, что слово «он» следует несколько уравновесить в этой литературе. Поэтому в данной книге единственный ребенок — «она». Если я особо остановлюсь- на мальчиках или девочках, это будет ясно из самого текста*.

* Примечание переводчика. При всем уважении к автору -я не счел возможным нарушать законы родной грамматики и стилистики, по которым имя существительное «ребенок» — мужского рода, а слово «дитя» выглядит несколько архаично. Поэтому в моем переводе слову «ребенок» соответствует местоимение «он» (отступления име-ются там, где это обусловлено особо). —А. Т.

Часть I

ЗНАЧЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ПЛАНИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

1

ПРИВЫЧКА БЫТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ

В следующих ниже главах рассматриваются некоторые аспекты методики и практики наблюдений за дошкольниками. Эти наблюдения разнообразны — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного 'заранее и проводимого с определенной целью.

В настоящее время в дошкольных центрах растет интерес к наблюдениям всех видов. В отдельных случаях это стимулируется научно-исследовательскими програм-мами. Например, Оксфордская исследовательская группа по вопросам дошкольного воспитания работала с сотрудниками игровых площадок по плану наблюдений за спонтанной игрой ребенка. Группа Национального детского бюро работала с яслями и игровыми группами над определением эволюционных принципов для оценки развития ребенка. Я работала в ряде таких яслей и групп, где сами работники побуждали к действиям своим стремлением •лучше знать о том, как дети развиваются, и обрести больше навыков для выявления и разрешения проблем.

В разных ситуациях цели, мотивирующие проведение наблюдений, могут быть разными, поэтому один и тот же метод не всегда бывает приемлем. Цель этой части книги не в том, чтобы как-то выделить один из методов наблюдения. Скорее, тут присутствует желание1 показать, как различные методы наблюдения могут служить различным целям в работе с малышами.

Наблюдательность требует времени

Взрослым, проводящим весь день с маленькими детьми, приходится заниматься целым рядом дел. Сама работа, получаете ли вы за это деньги или же заботитесь о собственном ребенке, требует как физических, так и умственных усилий. Вполне вероятно, что даже знающие и

опытные взрослые настолько увлекутся сиюминутным уходом за ребенком, что забудут выбрать время пристальнее взглянуть на детей как на личности.

Навыки наблюдения и значение наблюдательности равно важны как для взрослых, имеющих опыт работы, так и для студентов, еще находящихся на стадии овладения практическими навыками и усвоения сведений о детях. Специальные наблюдения помогут студентам углубить знания о развитии ребенка и опробовать их в работе с отдельными детьми. Даже обладая квалификацией, взрослые все же нуждаются в навыках наблюдения, чтобы смотреть свежим взглядом на свою группу, оставаться чуткими к успехам детей и уметь распознавать проблемы до того, как они становятся слишком серьезными. Тот, кто считает, что он замечает все без особых усилий, обманывает себя. k

Взрослые, отвечающие за детей, обычно заняты весь день. При этом основная часть времени расходуется на физическую деятельность. Если взрослый будет придерживаться той точки зрения, что добросовестная работа с детьми — это прежде всего его личная активность, постоянное движение, он может не заметить важных перемен в ребенке. Некоторым взрослым, если они постоянно не делают что-то или не двигаются, кажется, что они стали ленивы. К сожалению, эти взрослые не понимают, как важно просто смотреть на детей, правильно их слушать или наблюдать за тем, на что они способны.

Учиться быть внимательными — общий подход

Если взрослые не научатся внимательно смотреть, они не заметят какие-то перемены, происходящие с малышами; если не научатся правильно слушать, что говорит ребенок, могут пропустить нечто важное или нечаянно оставить без внимания само обращение малыша. Необходимо, чтобы взрослые научились быть внимательными к детям. Это должна быть не пассивная и отвлеченная осведом-ленность или же обычный присмотр. Активно смотреть и слушать — значит действительно обращать внимание на то, что дети делают и говорят, что пытаются сделать, что уже усвоили и что пока еще выше их способностей или понимания. Активное внимание взрослого в процессе бесед и игр имеет для детей решающее значение. Дети, не чувствующие уважения или внимания, вряд ли в свою очередь научатся быть внимательными — у них ведь нет образца и нет стимула учиться.

Кажется, что связанные с детьми дела, возникающие в течение дня, важнее самих детей. Так может быть в тех семьях, где дети как бы вписаны в общий порядок, а их игровая деятельность определяется удобствами взрослых. Когда я играла с моими малышами, другие взрослые говаривали снисходительно: «На детей йедь столько времени уходит, не так ли?» Это курьезное замечание высказывалось на основе предположения, что дети отвлекают меня от более важных занятий, что игры с ними — это своего рода помеха для настоящих]дел.

Такого рода чувства могут возникать и в дошкольных центрах, поскольку там всегда хватает «текучки», хозяйственных работ и организационных дел. Сотрудники могут чувствовать или их заставляют почувствовать, что сидеть с детьми, слушать их — это значит увиливать от настоящей работы — поддержания чистоты и порядка, организации занятий, ведения документации. Мы все страдаем в большей или меньшей мере от противоречащих друг другу притязаний на наше время, однако меня удивляет то, как разные люди решают этот вопрос.

Проводя исследования в дневных яслях, я много часов наблюдала за работой персонала. Некоторые, казалось, так и были поглощены большую часть дня хозяйственной работой или проведением занятий. Другие много времени сидели с детьми, разговаривали, наблюдали, принимали участие в занятиях. Эти сотрудники сводили рутинные дела к быстрой приборке, привлекали к их выполнению детей. В яслях, как и в других учреждениях, оценка приоритетов исходит от начальства. Я работала в яслях, где руководство считало, что персонал должен проводить с детьми как можно больше времени, но некоторые сотрудники все же были более склонны к рутинным делам, чем это казалось нужным или желательным.

Даже те взрослые, которые говорят, что ценят наблюдения за детьми, не всегда отдают этому столько времени, сколько, по их мнению, нужно. Для того чтобы успевать, полезно следить за собой, проверять, что вы делаете. Филип Клифт с группой ученых из Государственного фонда для педагогических исследований наблюдал за воспитателями и нянями в яслях и детских садах. Они выявили, что многие работники в беседах отмечают, как важно тихо постоять, наблюдая за детьми, но вот времени этому уделяется очень мало (результаты работы см.: Клифт Ф. и Гриффин М. Задачи, роль и распределение персонала в яслях. — NFER, 1980).

Соотнесение знаний с наблюдениями

Наблюдения взрослых за детьми наиболее эффективны, если они вызваны интересом к малышам или подкреплены знаниями о развитии ребенка. Знания помогают взрослому осмыслить, что он видит, а внимание к тому, чему учится малыш, делает время, проведенное с детьми, интереснее.

Вот один из примеров с грудными детьми. Забот с ними в самом деле очень много. Иногда говорят, что до трех месяцев младенцы все одинаковы или что до полугода они неинтересны. На деле индивидуальные особенности младенцев проявляются уже с рождения и в первые месяцы. Зная, что именно в это время происходит эволюция мышечного контроля, улыбки и реакции на свет и предметы, взрослый может определить объект для наблюдения, в результате чего уход за младенцем станет разнообразнее и интереснее.

~ Смотреть и слушать важно и для того, чтобы лучше узнать отдельных детей. Питая истинный интерес к способностям детей, вы заметите, чего ребенок уже почти достиг, а что может освоить с небольшой помощью. Вы можете заметить, на что смотрит ребенок или что заставляет его остановиться и прислушаться. Все это позволяет взрослому заглянуть во внутренний мир малыша и наилучшим образом распределить свое время ради его интересов и способностей.

Внимательное наблюдение за ребенком поможет переключить ваше внимание с одного проявления детского поведения на другое. Я работала консультантом в игровой группе, где был трехлетний Гупта, мальчик азиатского происхождения со слабым знанием английского и неизвестным объемом знания родного языка, на котором говорила семья. Мы затруднялись составить мнение о том, действительно ли Гупта серьезно отстал в освоении языка. Тогда мы переключились на наблюдение за его спонтанной игрой и постарались найти примеры фантазийной игры, которые могут быть хорошими индикаторами развития речи. Обнаружилось, что воображение малыша хорошо развито, хотя он не сказал ни одного понятного для нас слова. Это создало основу для работы с ребенком, поскольку наблюдение за игрой позволило предположить, что он скорее всего не отстает по уровню развития речи (на родном языке).

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика