Семья (Афанасьева) 1988 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для 9—10 классов средней школы
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса «Этика и психология семейной жизни». Построено оно в форме бесед, темы которых соответствуют темам курса. Рассматриваются вопросы формирования личности, взаимоотношений между членами семьи, организации семейного бюджета, а также правовая основа советской семьи. Беседы оживляются суждениями писателей, историческими экскурсами, домашними заданиями, письмами старшеклассников.
© "Просвещение" Москва 1988
Авторство: Афанасьева Т.М.
Формат: PDF Размер файла: 3.43 MB
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
1. Этот удивительный учебный предмет
2. Смотрясь, как в зеркало, в другого
Кто есть кто? 16
Я — семь «Я» 31
Мир за твоим окном 42
3. Ровесники, ровесницы...
Когда это начинается 56
Первая любовь 69
Без плаща, шпаги и реверансов? 82
Мужчина, женщина и «сексуальная революция» 93
4. Под марш Мендельсона
Мы выбираем — нас выбирают 112
Молодожены 125
В единой упряжке 131
5. Мать и отец — главные воспитатели
Маленькие пришельцы 148
Тайны материнства 159
Отцовская рука 168
Семь «Я» — много или мало? 171
6. Старшие в доме
Новые родственники 180
Бабушки и дедушки 187
7. Семейная экономика
Сила и слабость вещей 200
Потребности естественные и искусственные 210
Доходы и расходы 219
8. По законам чести
Когда в силу вступает закон 232
Враг № 1 236
Развод по-человечески 248
Одиночество; беда или вина? 256
Заглядывая в завтра 269
От автора
Скачать бесплатный учебник СССР - Семья (Афанасьева) 1988 года
СКАЧАТЬ PDF
Первое издание книги "Семья" было своеобразным, экспериментом. Судя по отзывам юных и взрослых читателей, письмам, газетным и журнальным публикациям, пробное пособие оказалось полезным и интересным.
Так, может, не стоит переделывать книгу, посвященную такой вечной науке - как жить семейным кругом? Ведь недолго и испортить добротную работу. Однако многочисленные посещения автором занятий по курсу "Этика и психология семейной жизни", читательские конференции подсказали, что некоторые разделы пособия нуждаются в доработке.
Многие суждения, которые еще недавно дискутировались учеными, публицистами, прошли проверку жизнью и острота спора пропала. Напротив, возникли новые проблемы, непривычные не только для подростков, но и для взрослых. Например, в последнее время среди части нашей молодежи стали распространяться такие опасные явления, как ранний алкоголизм, наркомания, беспорядочные половые связи, скороспелые браки и случайное материнство, заканчивающееся отказом от ребенка. Пусть этими проблемами затронут незначительный слой юношей и девушек - молчание вреднее честного разговора. Хотя, признаться, вести этот разговор (и устно, и на страницах книги) очень непросто. Темы-mo эти всегда были для школьников запретными. Опыта обсуждения столь деликатных проблем с подростками у учителей, врачей, писателей совсем нет. И приходится обращаться за консультациями к специалистам. А они выработали им привычный научный лексикон, который трудно воспринимается и понимается людьми, не имеющими специальной подготовки. В результате
возникает необходимость переводить "с русского на русский", со специального на обыденный язык. При этом всегда переводчика подстерегает опасность упрощения, чтобы не сказать вульгаризации, сложнейших вопросов и явлений интимной жизни.
Кроме того, надо объективно оценить причины и масштабы бедствия. Отыскать способы противодействия этой "чуме XX века", как называют алкоголь и наркотики их убежденные противники. Ведь трезвый образ жизни, который мы стремимся утвердить в нашем обществе, это совсем не тот же привычный уклад бытия только без вина и водки на столе, без оглушающего воздействия наркотиков. Это совсем иной стиль и характер общения и семейных отношений, иной смысл и содержание труда и досуга. Не случайно этой проблеме посвящен целый раздел в новом издании.
Несмотря на то что каждый новый выпуск в школе, ПТУ, техникуме знает о семейной жизни больше своих предшественников, попадают порой молодые люди в те же "западни", что и их неграмотные предки. Выходит, информация, знания, полученные на специальных занятиях, при просмотре телепередач, кинофильмов, не всегда доходят до глубины сознания, до сердца. Поэтому автору пришлось призвать на подмогу ваших сверстников, чтобы их исповеди, размышления вызвали отзвук в душе, сопереживание Д которые нередко научают лучше всяких правильных, логических убеждений.
Итак, новое издание - новые читатели. Здравствуйте, дорогие соискатели Истины, Добра и Красоты. Будем знакомы. И- в путь.
Искренне преданный вам - Автор
1
ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Прежде чем начать обстоятельный разговор о семье, стоит выяснить - почему появился в школьном расписании предмет "Этика и психология семейной жизни", неизвестный нам, вашим предшественникам, и какую сферу знаний он представляет?
Родной язык, литература, математика со всеми ее разновидностями, естествознание со множеством ответвлений, история, иностранные языки - древнейшие и почтенные дисциплины. Их назначение известно: помочь молодому человеку овладеть основами знаний о современном производстве, науке, культуре, принять эстафету общественного прогресса из рук старших и понести ее дальше. Каждый из этих учебных предметов имеет за своей спиной богатый опыт и традиции в системе и методике обучения.
И вот однажды среди них возник новичок, внешне не имеющий родства и связи ни с одним предметом, да еще неизвестно - необходимый ли человеку в будущем. И вообще, мыслимо ли в стенах школы, а не семьи учить жить семейным кругом?
Вы, старшеклассники, учащиеся ПТУ, многие годы живете по законам семьи и изучаете "этику и психологию семейной жизни", что называется, с пеленок, с первого сознательного движения, улыбки, слова. Как относиться к родителям? Изо дня в день об этом вам твердят дома, в школе, книги, кино, радио. Как самим стать хорошими мамами-папами, мужьями и женами? Повторяй то, что делают окружающие добрые люди,- вот и вся наука. Учись, на старших глядя... Кстати, само слово "наука" в данном случае очень плотно смыкается со своим сородичем - "навык". Живут ведь честно, умно светло иные пожилые мужчины и женщины, вовсе не обремененные образованием, не то что специальной подготовкой. Так отчего возникла необходимость вводить еще один учебный предмет в и без того перегруженную школьную программу, если его можно освоить и без особых штудий, осмысливая свой опыт или просто копируя чужой? Вопрос, как видите, серьезный и закономерный.
ЗАЧЕМ? Надо признать, что такое o Недоумение высказывалось многими. Указывали на опыт предков, которые жили многие тысячи лет крепким домом. И семьи у них были устойчивей, нежели те, что нередко строятся нашими образованными современниками. Когда же стали обстоятельно анализировать историю семьи, оказалось, что предков обучали этой науке основательно, чтобы не сказать - с пристрастием.
Еще несколько десятилетий назад, ходили дети в школу или нет, они все должны были знать и исполнять правила жизни и поведения, диктуемые религией. А ее постулаты определяли, по сути, каждый шаг человека, когда и сколько работать, когда и как отдыхать, когда что есть - постную пищу или скоромную (скоромными называли мясные и жирные блюда), кто и кому В доме должен подчиняться ("жена да убоится своего мужа", "чти отца своего и матерь свою"). Кроме религиозных законов и уложений, действовали выработанные веками народные обычаи и обряды, которые тоже регулировали поведение в семье. Они предписывали даже такие мелочи, как покрой сарафана: какой можно носить девице, какой - мужней жене; как причесывать волосы - заплетать в одну косу или в две, украшать лентой пли прятать под платок, кичу. Все было предусмотрено. И позор тому, кто появится на людях с неубранной головой! Осудят, осмеют. А уж коротко остричь волосы - об этом и речи не было! Как смотреть на чужого человека, как отвечать старшим, когда и как смеяться или плакать - и это было оговорено.
Вспомните: Кабаниха в драме Островского "Гроза" отчитывала и срамила Катерину за то, что она "не кричит", не воет, провожая мужа своего, Тихона, в недолгую поездку.
Когда все это всплывает перед мысленным взором, невольно приходишь к убеждению: по сути, наши предки только этой науке и учились постоянно.
Так, может, и впрямь не изобретать заново велосипед, а воспользоваться прежним добрым опытом и перенести давние правила и нормы, очистив их предварительно от мистики и предрассудков, в нашу сегодняшнюю действительность? Нет, ничего из этого не выйдет. Весь уклад дореволюционной семьи подчинялся основным общественным принципам: как и само государство, его первичная ячейка - семья строилась по законам жесткой иерархии, безоговорочного подчинения силе, власти старшего в доме, подчинения женщин мужчине, детей - родителям и их воле, не имеющей предела ("Моя дочь, хочу - с кашей ем, хочу - масло пахтаю" - так заявляли не только литературные герои, но и многие отцы в обыденной жизни), по законам, ставящим нередко имущественные, хозяйственные интересы выше сердечных, духовных. Свободную, бескорыстную, самодеятельную и добросердечную личность в подобных условиях взрастить сложно.
Сломав старую государственную машину, революция сломала и старей семейный уклад, древнейшее человеческое уст
ройство. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев - дело сложное и не скорое. По сути, мы все - участники небывалого социального эксперимента. А насколько он труден, можно судить по тому, что даже юридические, т. е. в основном имущественно-правовые, нормы семейных отношений менялись после революции четырежды! И это - на протяжении жизни одного поколения!
Социальный эксперимент породил многие варианты семейного быта. Естественно, не исчезла вовсе традиционная семья с четким распределением ролей, безоговорочной властью мужа, подчинением воле старших. Возник и распространился и ее антипод: сообщество родственников, связанных общей крышей, котлом, фамилией, но не душой. Некая разновидность одиночества во множественном числе. У каждого - свои интересы, заботы, друзья. Самос отрадное явление - рост числа семей, основывающихся на лучших гуманных традициях, где родня по крови - одновременно родня по духу. Там царят законы добра и справедливости. Л "лидером" выступает тот, кто больше берет на себя ответственности за дом и домочадцев. В отличие от прежних лет, нет жесткого единообразия, а значит - есть выбор разного поведения.
Именно необходимость самостоятельного выбора молодыми людьми стиля и образа жизни заставляет воспитателей отказаться от традиционного обучения семейной науке методом прямого подражания старшим: "Делай, как я". Противопоказан и способ идти к знанию методом проб и ошибок. Слишком дорога плата за такое обучение и для общества, и для личности. Человеку требуется длительное время для того, чтобы разобраться, какой из множества вариантов семейного житья для него наиболее приемлем. А жизнь не стоит на месте, не ждет, пока каждый молодой человек или девушка сделают выбор и откроют алгоритм успеха. Ошибочные решения, пробы не сотрешь, как меловые записи на школьной доске, не перепишешь наново. Все ошибки потянутся за человеком из его вчера в дальнее завтра, станут болью и страданием не только для него самого, но и для всех людей, с кем он соприкоснется.
Если же заранее познакомить подростков, т. е. вас, с основами самых тесных сердечных, дружеских, семейных отношений, можно надеяться, что это снизит конфликтность, облегчит возможность взаимного понимания и сотрудничества. Конечно, ни один ученый не может дать точный рецепт счастья, пригодный любому и каждому. Такими знаниями наука не располагает, да и вряд ли когда-нибудь будет располагать. Недаром говорят: любовь, семья - особый вид творчества. Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести - высочайшее из искусств. Как и в любом виде творчества, здесь многое зависит от неповторимой сути самого творца.
Нас не удивляет, что искусству творить музыку, создавать
стихи, живописные полотна учат в специальных заведениях. Так, наверное, можно и из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде пли к успеху. И необходимо об этих закономерностях рассказать вам, юным, опираясь уже на опыт множества поколений, отраженный в истории, литературе, искусстве, наконец, в современных научных исследованиях и открытиях. Ведь человеческие отношения - огромная область знаний, рассыпанных по разным дисциплинам. Возможно, когда-нибудь эти знания объединятся под общей "крышей" науки Человековедения. "...Я твердо уверен, ню люди... начнут разрабатывать единую истинную и нужную пауку, которая теперь в загоне,- науку, как жить", - мечтал Л. Н. Толстой, по сути, всю свою жизнь и разрабатывавший эту науку, но справедливо считавший, что человечество все еще находится у ее порога.
У вас, наверное", возникнет вопрос: отчего бы и не ввести курс обучения просто человеческим отношениям, а не семейным? Ведь большинство из вас пока не думает о собственной семье. Псе помыслы устремлены к благополучному завершению учения и школе, училищах, техникумах. Один из моих слушателей сказал:
Вы бы нам рассказали, как конкурс в вузе выдержать. Это нам сейчас важней и интересней, чем рассуждения о родительских обязанностях, которые то ли будут у нас, то ли нет, да и когда - неизвестно.
Мне пришлось вспомнить случай из собственной жизни. Поступив в университет, я дала своим близким обещание до его окончания не выходить замуж. Но... на втором курсе нарушила свое обещание, а на третьем стала мамой.
Статистика убеждает: возраст молодоженов потихоньку "сползает" к годам окончания школы. И вполне может так случиться: юноша, который сейчас убежден в ненадобности знаний о родительских обязанностях, неожиданно для себя станет папой и окажется совершенно неподготовленным. И еще - обучение основам семейных отношений потому важно именно в вашем возрасте, что оно поможет ответить на глобальные вопросы: кто я? что я могу? что хочу? что должен? Поможет в какой-то мере определить и смысл, и направление профессиональных интересов. И наконец, третий аргумент за своевременность такого изучения: семейные отношения - по существу "полигон" для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей. По справедливости можно сказать: именно семья дает универсальный опыт человеческого общения, если, конечно, к этому опыту относиться осознанно и ответственно. Так что можно с полным правом говорить, что будем мы с вами заниматься изучением человеческого общения, сотрудничества, общежития, будем
учиться находить верный тон и лад в дружеских, деловых и сердечных связях.
Это предварительный и краткий ответ на вопрос: зачем вам нужен этот предмет? Но вполне возможно, что и вас одолевают сомнения, как одолевали взрослых: ЧЕМУ учить? Ведь это тоже задача не из легких. По сути, нужно будет животрепещущие человеческие чувства - любовь, дружбу, сострадание и прочие - "поверить алгеброй" рассудка, холодной логикой, "распять сердце" на железных конструкциях различных графиков. А не превратит ли этот анализ юных поэтичных и беспечных Моцартов в бездушных Сальери, все умерщвляющих холодным расчетом? Ведь нынешнюю молодежь и без того нередко упрекают в том, что ее рационализм приглушает яркость чувств.
Сто крат блажен, кто предан вере, Кто, хладный ум угомонив, Покоится в сердечной неге... Но жалок тот, кто все предвидит, Чья не кружится голова, Кто все движенья, все слова В их переводе ненавидит, Чье сердце опыт остудил И забываться запретил!
Так, словно предвидя наши сегодняшние дискуссии, писал А. С. Пушкин. Но он же убеждал свою любимую героиню устами Онегина: "Учитесь властвовать собою... к беде неопытность ведет", т. е. призывал Татьяну "запретить себе забываться", иначе говоря - стать в разряд "жалких" логистов. В этих пушкинских наставлениях, пожалуй, и лежит ответ на вопрос: чему учить? Властвовать собой, чтобы разумно управлять обстоятельствами, не быть игрушкой в руках Случая, не быть щепкой в потоке жизни. В этом - важнейшая цель и задача нового учебного курса. Для самопознания вам придется приобрести более пространные и глубокие, чем теперь, знания о собственной биологической, физиологической природе. Об особенностях высшей нервной и психической деятельности, о способах самоуправления, о воспитании воли, выдержки, о культуре общения. А еще вам нужно запастись педагогическими знаниями, чтобы воздействовать не только на свой нрав и натуру, но и на характер своих родственников, детей. А еще нужно быть осведомленным о юридических основах семейных связей, о правах и обязанностях мужа и жены, отца, матери и их потомков. А еще нужно овладеть экономическими знаниями, чтобы разумно и грамотно вести хозяйственные дела. А еще приобрести трудовые навыки и сноровку для исполнения множества бытовых обязанностей: домашнего пекаря и лекаря, портнихи и прачки. И так далее и тому подобное - надо, необходимо, обязательно. Возможно ли дать все эти знания на одном уроке? И одному педагогу, который подготовлен не по универсальной программе, а лишь по одному предмету?
Очевидно, здесь не обойтись без ваших встречных усилий. Вам придется принять на себя роль исследователей: ведь почти it каждой из наук рассыпаны крупицы полезных сведений о вас самих и об отношениях с окружающими. К примеру, увлекается кто-то из вас историей - вполне возможно, что в поле его внимания попадут материалы и по истории семьи. Как она складывалась в разные периоды и при различных общественных устройствах, какие принципы и обычаи возникали и отмирали и вследствие каких объективных причин - разве это не достойные изучения проблемы?
Естественно, что история смыкается с обществоведением. Па занятиях по этому предмету вы сможете проникнуть в глубь ? ничей, которыми соединены между собой общество и его малая ячейка семья, осмыслить меру и степень их взаимовлияния. (Пучаи чаконы диалектики, вы сможете убедиться в том, что се"вйные и вообще человеческие отношения диалектичны по самой природе.
Знания основ Советского государства и права помогут вам Обраться в государственных нормах и принципах, которые регулируют личные отношения мужа и жены, родителей и де-и И. их материальные и моральные обязанности по отношению Яруг к другу,
Знания по физиологии и анатомии, наверное, помогут вникну и, в существо возрастных, половых, интеллектуальных и эмоциональных особенностей человека, позволят познакомиться с многообразием характеров, темпераментов. Изучая достижения t оврсменной генетики, любопытствующие могут проследить, как наследственность влияет на нашу судьбу, на формирование наших способностей и склонностей.
Вам, наверное, уже понятно, что ваше здоровье, состояние нашею организма во многом определит благополучие вашего супружества, повлияет на здоровье ваших детей. Значит, нужно будет по-новому отнестись к занятиям физкультурой: более усердно и ответственно. От этого может зависеть судьба будущей семьи и, как говорится, потомства "до седьмого колена".
Многие из вас увлекаются самодеятельным искусством, поют, рисуют, лепят, играют в спектаклях и ансамблях. Все эти занятия гоже не только вам самим нужны и полезны. Ведь через несколько лет вам придется и петь, и рисовать, и разыгрывать разные сценки. Эти полезнейшие умения помогут облагородить и украсить будни и праздники собственного дома.
И уроки труда, и кружки кройки и шитья не будут восприниматься как зряшная трата времени, если вы осознаете, что человек в такой мере свободен и зрел, в какой он может управиться без нянек, без чужих рук, напротив, может быть полезен другим людям.
Немало неожиданных открытий вы сможете сделать, под новым углом зрения осмысливая литературные произведения. Ведь и раньше вам доводилось примерять к собственным суждениям высказывания и поступки литературных героев. Когда же вы освоите законы психологии, выявите исторические и социальные закономерности в поведении личности, вы сможете глубже постичь тонкости и противоречия изображенных в художественном произведении персонажей, а тем самым проникнуть в скрытые механизмы своих желаний, стремлений, помыслов.
Стоит ли перечислять дальше? Ищущий истину всегда найдет возможность извлечь добрый пример и науку, в какую бы область знаний ни направлялся его живой интерес.
Обращение к семейной проблематике может влить новую струю и в вашу внеклассную работу. Тематические вечера, туристические походы вместе с родителями, посиделки с демонстрацией домашних увлечений, хобби, просмотр и обсуждение телепередач, кинофильмов и спектаклей, общение с людьми, имеющими не только богатый профессиональный, но и житейский опыт,- все это поможет вам в дальнейшем перешагнуть порог зрелости.
- Если мы станем на всех уроках отыскивать сведения о семейных и человеческих отношениях, для чего тратить время на спецкурс? - наверное, вам не терпится задать этот вопрос. Но скажите - можете ли вы с уверенностью утверждать, что способны из разрозненных сведений о физических, химических и биологических законах сделать заключения о законах природы вообще? Вряд ли. Так и здесь. Этот курс поможет синтезировать разрозненные знания и впечатления, которые вы добудете из множества источников. И поможет сопоставить их с собственным опытом.
Последний вопрос: КАК изучать? И он тоже не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Чтобы соблюсти необходимую тактичность, на уроках, по-видимому, лучше не обсуждать ваше поведение и ваш образ мышления, тем более - поведение ваших родственников и родителей, а прибегать к примерам, почерпнутым из книг, газет, фильмов. Во-первых, в этом случае вы будете обсуждать явления, одинаково известные каждому. Во-вторых, некоторая отстраненность, анонимность примеров позволит исключить невольную обиду, возможность превратить обсуждение в выяснение личных отношений. Наша с вами цель: искать способы преодоления сил, разобщающих нас, но уж никак не разжигать рознь. И знания, которые вы приобретете на этих и других уроках, должны использоваться лишь во благо ближним, но никак не в укор тем, кто ими не располагает.
К сожалению, нередко случается и такое, когда наиполезнейшие знания используются во зло.
Старшее поколение выросло в безоглядном почитании науки. Она стала своего рода "заместителем религии". Как приговор
верховного судьи воспринимались слова: "Так говорят ученые". Постепенно человечество начинает освобождаться и от этого культа. Тут невольно приходит на память научно-фантастический рассказ великого русского писателя Андрея Платонова, еще 60 лет назад предостерегавшего от преклонения перед наукой, лишенной нравственного начала. Самолюбивый и безответственный гений, "сдвинувший" вселенную с места, гордо заявил землепашцу: "Были цари, генералы, помещики, буржуи, были, помнишь? А теперь новая власть объявилась - ученые. Злое место пустым не бывает!"
Л честный землепашец ему возражает:
"Если ученье со смыслом да с добросердечностью сложить, то, я полагаю, и в пустыне цветы засияют, а злая наука и живые нивы песком закидает!"
Это предсказание стало для наших современников печальной очевидностью. Потрясения, пережитые нами в связи с чернобыльской катастрофой, когда мирный атом из-за преступной беспечности вдруг превратился в свою противоположность, стал губи-'н-лем всего живого, служат убедительным доказательством того, что любое явление служит добру, если оно в честных, разумных и добросовестных руках. Теперь и алгебру необходимо поверять гармонией, нравственностью, а не наоборот, как это делал Сальери. Тем более, если это - наука о человеке, его нравах, характере, сю луше (т. е. этика и психология).
Довелось недавно столкнуться с ситуацией, которая и заставила сделать это предостережение. Молодая женщина с несложившейся судьбой погрузилась в чтение книг по психологии, чтобы попять причины своего одиночества. Набравшись некоторых сведений о тинах людей, освоив простейшие тесты, она сочла, что уже владеет тайной соединения и разобщения влюбленных, супружеских пар. И взялась направо и налево раздавать советы, даже предсказывать долговечность и прочность любви и брака.
Встретились ей супруги, которые как раз вступили в нелегкую пору "выяснения отношений" (дальше вы узнаете, что это периодически происходит даже у самых верных и прочных пар). "Прорицательница" сказала, что "по типологии" они не подходят друг другу. Все равно из их союза ничего путного не получится. Поверив "специалисту", супруги не стали даже и пытаться наводить мосты через трещину.
Сказанное здесь касается любого знания, как бы оно пи было выражено: научными терминами или художественными образами.
Пушкин имел все основания написать:
Любви нас не природа учит, Л Сталь или Шатобриан.
(Мадам де-Сталь и Ф. Шатобриан - писатели прошлого столетия.)
А в черновике эта же мысль была выражена по-иному:
Любви нас не природа учит, А первый пакостный роман...
Можно признать оба варианта справедливыми и продолжить перечень "учителей": роман, стихотворение, рисунок, живописное полотно, фильм, фотография, музыка... И серьезные произведения, и "пакостные" учат - по-своему - любви и ненависти, добру и злу. Одни просвещают, другие развращают. Значит, весь опыт человеческий, все знания и чувствования должны проходить проверку на гуманность и одухотворенность, если мы хотим добиться мира и благоденствия в нашем маленьком доме и в большом Доме, именуемом Землей.
В этом и заключается отличительная особенность предмета "Этика и психология семейной жизни", и пособия по нему. На других занятиях обычно излагаются всеобщие формулы. Мы же с вами будем обсуждать вопросы изначально спорные, именуемые нередко "вечными", т. е. решаемые каждым поколением заново, в зависимости от условий бытия, от конкретной социальной и индивидуальной практики, современных условий, традиций, привычек и интересов. Будем вместе искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы вместо однозначного ответа. Подобные ситуации нередко возникали во время встреч с вашими сверстниками. Сомнения и возражения, которые они высказывали, нашли отражение на страницах этой книги в виде выступлений от вашего имени, от имени тех, кого я называю соискателями истины.
Итак, давайте соберемся с мыслями, сосредоточимся и не будем спешить. Обсуждать нам предстоит явления очень непростые. И самым сложным для восприятия (и, естественно, для изложения) окажется первый раздел, в котором надо одолеть такие понятия, как "личность", "семья", "общество", проанализировать их связь между собой, их взаимовлияние. Вы можете сказать, что слова и понятия эти общеизвестны и не нуждаются в расшифровке. Не спешите с выводами: в жизни сплошь и рядом случается, что самые обыденные явления человеку труднее всего даются для понимания.
Автор- Афанасьева Т.М., ★Все➙Учебники 9 класс, ★Все➙ Учебники 10 класс 11 класс, ★Все➙ Половое-Семейное воспитание, Все - Для учащихся старших классов