Skip to main content

Воспитать себя (Куликова) 1991 год - старые учебники

Скачать Советский учебник 

Воспитать себя (Куликова) 1991

Назначение: Книга для учащихся

Эта книга расскажет тебе о том, что человек в значительной мере собственное произведение—он сам воспитывает себя в соответствии со своей целью. Ты узнаешь о том, что же это такое — систематическая работа над собой, из чего она складывается, как ее можно организовать. Книга даст тебе необходимые начальные знания, советы, укажет литературу, знакомясь с которой ты еще глубже узнаешь о самостоятельной работе человека по собственному воспитанию. Автор желает тебе успеха в этом непростом’ путешествии в мир самопознания и самосовершенствования.

© "Просвещение" Москва 1991

Авторство: Л.Н. Куликова

Формат: DjVu Размер файла: MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

К читателю 3

ПОНЯТЬ СЕБЯ ю

Ты и другие 11

Поверить в свои способности 23

Твой внешний облик — ты или не ты? 27

Самоуважение... за что? 32

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РАБОТЕ НАД СОБОЙ 40

Самовоспитание — что это? —

Свой ум острить вседневным упражненьем... 63

Стать нравственно зрелой личностью 73

Определить судьбу трудом 75

Чтоб мир красоток спасти 81

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Стать здоровым, сильным, красивым 88

ПРЕВЗОЙТИ СЕБЯ 94

Увидеть цель жизни 95

Сначала было... дело 102

Ох, нелегкая это работа...

Когда приходит успех 119

ЕСЛИ ТЕБЯ ИЗБРАЛИ В ОРГАНЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМО

УПРАВЛЕНИЯ .  121

Как в зеркало гляжусь в теб 122

Размышляем вместе 129

Дело-забота у каждого 131

Школьник, будь педагогом! 134

Заключение 141

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Воспитать себя (Куликова) 1991 года

СКАЧАТЬ DjVu

📜  ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

К ЧИТАТЕЛЮ

Мы живем, учимся и работаем в такое время, когда в нашем обществе осуществляется революционная по своей сути перестройка — перестройка экономики; политической жизни, сознания человека. Сбудутся ли наши надежды, увенчаются ли успехом начатые глубокие преобразования в стране — во многом зависит от каждого из нас: нашей активности, реализации наших возможностей, проявления нравственного, духовного потенциала, нашей искренней заинтересованности в успехе огромного дела, начатого в стране, и готовности со всей энергией, свойственной молодости, участвовать в этом процессе.

Не секрет, что из всех перестроечных процессов, пожалуй, наиболее сложным является тот, который затрагивает непосредственно человека — его сознание, его устоявшиеся жизненные стереотипы, принятые им ценности, его сформировавшиеся идеалы.

Человек сегодня — это главный объект и субъект перестройки! Он активный ее участник, творец, но он и тот, на кого направлена сама перестройка, он — ее главная цель.

Перестройка человека, его сознания — это. не только чисто умозрительная работа (не говоря уже о том, что не так просто взять и отказаться от прежних жизненных представлений!). Перестройка сознания — это активное и заинтересованное участие каждого-—в школе, на производстве, дома, по месту жительства — в порученном деле; это высокий уровень самоотдачи — не формальное отношение к работе, которая делается, так сказать, «для галочки», от сих ’до сих, а прежде всего — творчество, инициатива, самостоятельность, ответственность. Только такая позиция может принести человеку удовлетворение, осознание своей нужности и полезности* в многообразных и многоплановых, далеко не простых человеческих и производственных отношениях в обществе. Научиться этому, постигнуть все это можно и нужно, сделав, может быть, первый шаг: серьезно задуматься над тем, что происходит со страной, найти и осознать свою собственную позицию, опреде-лить свое отношение к окружающему, постараться сфор-мировать мотивы своего участия в обновлении обще-ства..

Такая позиция чрезвычайно важна для саморазвития, для личностного становления любого человека, для его судьбы. Именно она дает ощущение действительной сво-боды, а точнее — готовности и способности быть свободным, строить жизнь на гуманистических и демократических началах. А это и есть не что иное, как смысловое ядро всей проблемы перестройки сознания.

Демократизация, гласность открыли сегодня перед каждым огромные возможности и перспективы: снять груз диктата политических и идеологических приоритетов, когда, убеждали людей то в одном, то в* совершенно противоположном. И хотя идет огромный вал информации, неожиданной, неоднозначной и порой озадачивающей, появляются реальные возможности для саморазвития, самовыражения личности в условиях, когда политическая государственная власть будет строго подчиняться общественной потребности, нормам цивилизации, просвещенности и, конечно, закону.

Именно в такой обстановке возник большой спрос на способность (особенно молодых!) самим вырабатывать мнения, оценки явлений и событий, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Потребовалась и все активнее начала рождаться инициатива, получили приоритеты нестандартное мышление, творчество в различных своих проявлениях. Вместо узкого набора способностей, позволявши^ человеку функционировать лишь в пределах требуемых ролей, «колесика и винтика», теперь стал архиважным весь спектр возможностей личности, вся ее само-бытность и в сфере труда, и в досуге, и в саморазвитии. Найти себе дело, в котором можно наиболее полно выра-зить себя, объединиться с теми, кто разделяет твои мысли и стремления, и вместе с единомышленниками прино-сить реальную, конкретную пользу окружающим людям — это стало своеобразным свидетельством растущей общественной активности. Неформальные творческие объединения, политические, патриотические, спортивные, туристические клубы, подростковые объединения по месту жительства, школьные кооперативы требуют твоей деятельности — способности по собственному почину, без внешнего давления придумывать, организовывать, вести избран-ную тобой работу.

Гласность вскрыла дотоле маскировавшиеся социаль-ные язвы, обратила к ним наши взоры, заставила многих из нас отбросить равнодушие, вызвала сострадание к бедствующим, ненависть к порокам^ желание идти и помогать, поддерживать, проявлять милосердие, бороться со злом.

Имевшееся в нашей недавней истории отторжение людей от общества, родившее социальную пассивность, разгильдяйство в работе и в учении, и как результат аварии, человеческие трагедии и жертвы, низкий уровень знаний, экономические потери — все это происходит на наших глазах, через наши судьбы, требуя размышления, оценки, поисков выхода. Нередко в истоке этих бед — отчуждение молодых от культуры, от образования, от школы, «подготовившее» целые поколения «эмоционально глухих», непонимающих и не принимающих общечеловеческие ценности. Именно поэтому наше время не только время ответов, но и время вопросов, которые мы задаем сами себе.

Какой он теперь, наш рабочий класс, годами получав-ший пополнение из профтехучилищ, комплектуемых преимущественно из отторгнутых школой, самых неподготовленных и недисциплинированных ее учеников? Как справляется он с воспитанием, доучиванием, социальной адаптацией, организацией молодых людей, вчерашних школьников?

Кто приходит сейчас в институты из школ, чтобы стать врачами, учителями, инженерами, юристами, насколько изначально нравственны их подходы к человеку? Способны ли они строить свое отношение к окружающим людям (и к самим себе!) на высокой нравственной основе — не унижать и не унижаться, «служить делу, а не лицам», быть нравственно устойчивыми в любых жизненных, и профессиональных и личных, ситуациях?

Какими приходят в армию наши парни, готовы ли они к большим физическим и духовным нагрузкам, к установлению человеческих, товарищеских отношений, отношений взаимоподдержки, взаимовыручки в подразделениях? Или они не готовы противостоять «дедовщине», сами способны унизить и оскорбить других, менее приспособленных к превратностям армейской жизни? Надежно ли доверять им сложную технику, оружие, ответственейшие участки воинской службы?

Как подготовлены — нравственно, физически,, профессионально — наши девушки к материнству, к гуманистическому воспитанию будущих детей, к передаче им общечеловеческих нравственных ценностей? Способны ли они вырастить здоровое и нравственно чистое поколение, передать ему идеи добра и справедливости?

Сколько сегодня трагедий переживает детство, рожденное от родителей-алкоголиков, наркоманов, нравственно опустившихся взрослых? Трагедий не только моральных, но и физических, в основе которых безответственность родителей, чаще всего очень юных, но уже пораженных безнравственностью, исповедующих так называемую свободную любовь. Сколько детей-сирот при живых родителях тоскливо смотрят сквозь щели заборов детских домов, из окон домов малютки и больниц, преданные своими мамами и папами при самом рождении?

Самоопределиться в столь сложном времени молодому человеку, особенно школьнику, не так просто. Нужна ясная голова, чистое сердце, воля, знания, чтобы найти свой единственный и верный путь, ведущий не в тупик нравственный и психологический, а открывающий простор для полнокровной духовной и общественной жизни.

Современная молодежь, ее лучшая часть — общественно активная, стремящаяся к знаниям, овладевающая богатствами культуры, не чурающаяся работы и умеющая работать, — важнейшая сила перестройки. Более того, от ее позиции во многом зависит успех начатых во всех сферах нашей жизни преобразований. С помощью, а нередко и по инициативе молодых остро ставятся и решаются проблемы сохранения исторической памяти народа — охрана и возрождение памятников культуры, архитектуры, моло-дежь участвует в охране окружающей среды, она выпол-няет свой патриотический долг — организуя поиск, захоронение останков погибших в Великой Отечественной войне и в годы сталинских репрессий, проводя многотрудную работу по увековечению их памяти. Многие из молодых взяли на себя возрождение милосердия по отношению к самым социально незащищенным людям, не только активно отстаивают права молодежи, но выступают с важными социальными инициативами^ вносят свой вклад в развитие экономики страны.

Сложность сегодняшних социальных процессов, динамизм политического развития, когда больше вопросов, чем ответов на них, когда есть опасность растеряться, перестать верить во все и вся, занять исключительно нигилистические позиции или превратиться в политического дилетанта, якобы знающего все и имеющего ответы на все вопросы, столь высоки, что в этот период очень важно каждому уметь самостоятельно организовывать себя, «руководить собой» — сознательно воспитывая самодисциплину, ответственность за слова и поступки, побуждая себя к нравственному и духовному саморазвитию, к овладению культурой и знаниями, которые выработало человечество, чтобы сформировать собственное ясное понимание действительности. Именно поэтому сегодня особенно важно стремиться понять, познать и самого себя, осознанно развивать у себя нужные качества, чтобы «вписаться» в крутые повороты истории, судьбы своего народа и своей собственной.

Работая над этой книгой, мне хотелось помочь тебе, юный читатель, найти в душе силы для осмысления соб-ственной жизни, своей роли в ее течении и поворотах, чтобы смог убедиться: как мало своих возможностей пока еще используешь, какие поистине неисчерпаемые резервы твоего «я», еще не затронутые, ждут того, чтобы ты их востребовал, заставил работать. И не только готовые резервы.

Дело в том, что человеческие возможности — способ-ности, интересы, чувства, воля, особенности характера и прочее — это величины не постоянные, а переменные. Они вызревают, усиливаются, обогащаются с развитием человека. А если еще человек специальную цель перед собой поставит — развивать свои скрытые возможности (потенциалы), выводя их из внутренних «кладовых» и включая в работу, анализируя их проявления, сознательно тренируя, закрепляя в виде привычек?!

Как заметно такой человек, работающий над собой, будет выигрывать в темпах своего развития, насколько устойчивее своих сверстников будет он в житейских коллизиях, находчивее, дальновиднее, оперативнее и точнее в выборе решений. Он предстанет личностью иного, более высокого уровня развития — способной к сознательному управлению собой. Для тех, кто не ставил задачи самовоспитания с ранней юности, это благодатное время (как говорят психологи, сенситивное, то есть наиболее благоприятное) саморазвития потеряно безвозвратно. Какие бы темпы самообразования и самовоспитания ни набрал человек позднее, в пору зрелости, каких бы результатов ни добился, он все равно никогда не выйдет уже на те рубежи собственного «я», которых достиг бы, если бы начал целенаправленное самосовершенствование со школьных лет. Жаль, что многие люди, прожив жизнь, так и не встретились с самими собой действительными, предельно развитыми, удовлетворившись существованием на низшем пределе своих возможностей.

Этой книгой я стремилась помочь тебе, твоим товари-щам уйти от бездумного пребывания на белом свете, увидеть себя в отношениях с окружающим миром как проблему, требующую немедленного анализа и решения.

Работа над собой — терпеливое, целеустремленное само созидание. Вот главный путь, способный изменить не только тебя самого, но и твои отношения с миром и в какой-то степени сам мир — очеловечить, сделать гуманнее.

Работа само созидания сложна, и я попыталась в кни-ге провести тебя по ее ступенькам вверх.

В первой главе важно было, мне казалось, дать пред-ставление о сущности самопонимания, самоизучения. Й тебе предлагаются способы самопознания, выведения реальной самооценки. Человек начинается с чувства своей самоценности, с веры в себя — и содержание этой главы дает возможность подумать о своих задатках, поверить в то, что у тебя есть в наличии качественный исходный материал, на основе которого можно многого достичь, если самому себя развивать.

Чтобы начать самовоспитание, человеку необходимы знания, хотя бы основы научных представлений о сущности и психологических механизмах самоизменения, о содержании работы над собой.

Во второй главе показан сам процесс самовоспитания с его ступенями (структурными элементами), выделены узловые моменты такой работы над собой, рассказано о специальных приемах самовоспитания.

Выбор жизненной цели и, исходя из нее, цели саморазвития; активная общественно ценная деятельность и осознание каждого дела как средства самосовершенствования; постоянная рефлексия (самоанализ, оценивание себя в сравнении с другими) —этот круг вопросов рассмотрен в третьей главе.

Мне представлялось важным предупредить тебя от опасности эйфории (чрезмерного, болезненного восторга) по поводу успехов своей работы над собой, чтобы сохранить добрые отношения с окружающими и их уважение и не затормозить свое самовоспитание.

В четвертой главе книги ставится вопрос о ценности организаторских способностей для каждого человека, о возможностях их развития личностью в школьные годы, в коллективе.

Самовоспитание — трудное дело, оно требует терпения, успехи в нем чередуются с неудачами. И чтобы душа не уставала трудиться, нужна своевременная ненавязчивая поддержка. Поэтому не уставай укреплять, развивать от,- ношения со взрослыми, учиться их слышать, сотрудничать с ними в общих делах.

Хочется надеяться, что эта книга писалась не зря, что тебе захочется, открыв ее, дочитать до конца. Затронет ли она твое сердце? Подвигнет ли тебя к упорному труду самосотворения? Хочется верить, что она даст тебе в на-ше нелегкое время духовную опору, веру в себя и в людей — именно к этому и стремился уважающий тебя

Автор. 

★Все➙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ★ВСЕ➙ Самообразование, самоучитель, Автор – Куликова Л.Н.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО ЛОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО ЛОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - ЛОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО ЛОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика