Экскурсионный метод в математике (Шемянов) 1925 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пособие начала 20 века по общей методике преподавания математики. Рассматриваются вопросы по организации и проведении экскурсий по математике.
© "Основа" Иваново-Вознесенск 1925
Авторство: Шемянов Н.Н.
Формат: DjVu Размер файла: 0.6 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Экскурсионный метод в школе. Математические экскурсии 3
Глава II.Практика математических экскурсий 9
Глава III.Математические экскурсии краеведение 27
Глава IV.Справочные сведения 35
Глава V.Словарик47
Глава VI.Литература49
Скачать бесплатный учебник СССР - Экскурсионный метод в математике (Шемянов) 1925 года
СКАЧАТЬ DjVu
Экскурсионный метод в школе. Математические экскурсии.
Не так далеко ушло то время, когда даже сами работники школы, не говоря уже о лицах, к ней непричастных, были склонны смотреть на экскурсии, как на что-то мало серьезное, неведомо зачем придуманное, мешающее мирному ходу школьной жизни. В лучшем случае, видели в экскурсии приятную и, пожалуй, даже полезную для физического развития ребят прогулку. У меня до сих пор в памяти слова одного естествоведа, сказанные лет 15 тому назад после якобы ботанической экскурсии в лес: * «ничего себе, славно погуляли, купались, пили чай, ребята играли в мяч!»,
Объясняется-ли такой взгляд на экскурсии, как некоторые мыслят, -недостаточной разработанностью методики экскурсионного дела или какими-либо другими причинами,—-сказать трудно. Можно лишь констатировать факт, что и в наши дни, когда методика экскурсий, казалось бы, вышла из первичного состояния, экскурсии все еще не завоевали себе достаточно прочного положения в массовой, в' сельской школе и нередко продолжают носить характер более или менее случайной развлекающей прогулки, которая к тому же весьма часто утомляет ребят массой самых бессвязных впечатлений.
Д. Н. Кайгородов (умер 21/II—24 г.} в 1901 г. сделал попытку положить экскурсии в основу преподавания природоведения: «Без широкого развития системы экскурсий нельзя как следует научиться ведать природу»*).
Далее в течение 20 слишком лет коллективная мысль методистов, главным образом, естественников, не выдвигая экскурсий, подобно Кайгородову, на первый план, все более и более склонялась к переходу от наглядности обучения к моторности, к координированию мышления с мускульным движением, к объединению мысли с делом, которое и нашло себе место в практических, лабораторных занятиях и в экскурсиях. Не даром последние называют «видом моторного завоевания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве».
В трудовой школе экскурсии одно из звеньев всей системы преподавания. Не редко высказывается, на наш взгляд вполне правильная мысль, что от разумной постановки экскурсий в школе много зависит успех преподавания и что дщщлатрачешше на экскурсии, вполне могут заменить чуть ли не месяцы классных занятий.
Увы, не так-то скоро прививаются в массовой школе достижения передовой педагогической мысли. Экскурсии отнюдь не прихоть последней, не каприз. Являясь для школьника активным методом изучения окружающей его жизни, методом обучения внеклассной обстановки, экскурсии в высокой мере развивают детскую наблюдательность и дают весьма ценный материал для заполнения программ ГУС‘а местным содержанием.
*) Дм. Кайгородов. На разные темы, преимущественно педагогические. Изд. 2-е, 1907 г. Стр. 74.
Для того, чтобы экскурсия наилучшим образом достигла цели, она должна быть:
а) увязана с текущей классной работой, -
в) строго продумана руководителем и
с) проведена по всем правилам методики, которые Б. Е. Райковым мастерски заключены в рамки его десяти заповедей:
1.Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2.Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.
3.Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4.Рассказывай на экскурсии только о том, что можешь показать.
5.Избегай длинных объяснений.
6.Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7.Не забрасывай экскурсантов многими названиями, они их забудут.
8.Умей правильно показывать объекты и научи слушателей их правильно смотреть, всем должно быть все видно.
9.Не утомляй излишне экскурсантов, они перестанут тебя слушать.
10.Закрепи экскурсию в памяти участников последующей проработкой материала.
Эти выработанные практикой советы надлежит помнить каждому учителю, и классному, и предметному, ибо нет ни одной области знания, ни одной школьной дисциплины, которая бы в той или иной мере не испытывала потребности в экскурсионном методе обучения, являющимся одним из основных в нашей трудовой школе с ее комплексной системой, с ее жизненным подходом к изучению, к исследованию окружающей ребенка действительности.
Популярная математика - ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
МАТЕМАТИКА - ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА - ДИСЦИПЛИНЫ
★ВСЕ➙ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА-ДИСЦИПЛИНЫ, Методики преподавания , ★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, Популярная математика, Автор - Шемянов Н.Н., Математика - ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, Математика - ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА-ДИСЦИПЛИНЫ