Физика, химия, математика, техника в советской школе №3 1931 год - старые книги
Советская нехудожественная литература

Описание: МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАРКОМПРОСА
© УЧПЕДГИЗ Москва 1931
Авторство: Под общей редакцией М.М. Пистрака
Формат: PDF Размер файла: 9.08 MB
СОДЕРЖАНИЕ
А. Барсуков — Новые победы и новые задачи (к уборочной кампании) 8
Общий отдел
Б л и ж е к жизни 8
Усилим подготовку и включимся в проведение месячника по культплану . . 11
К нашим читателям 13
Э. К о л ь м а н — Задачи математики в социалистическом строительстве в реконструктивный период. 14
В. Молодший - Предмет математики и наши задачи на математическом фронте . . 22
Б. Костриц — Кубатура призматоидов. 27
С. Хромов — Новые метеорологические идеи в школ:. 43
Общая и частная методика
В. Матышук — О динамическом определении угла в переходном конц. штре геометрии 53 И. Р о к и ц к и й- -Практика применения расчетных формул в производстве и школе . 55
.Д. Ви но гр адов — Еще один способ умножения чисел, приемлемый в школе 57
П. К и т а й ц е в. — Решение системы уравнений первой степени 59
Программный отдел
И. С о к о л о з — Новейшие программы по физике для рабфаков 60
Из школьной и лабораторной практики
А. Риз ни к — Электроприбор для изучения основных. законов тока 67
Э. К о л ь м а я — Несколько слов об эллипсе в школьной практике 75
Л. К а р е т а — Прибор для черчения эллипса 77
В. Л ю т ц а у — Получение кривой переменного тока. 78
В. Б.— Получение небольших количеств однохлористой серы 80
А. Трусов—Магазин сопротивлений. 80
Астрономический путеводитель
Н. Львов — Новая планета Плутон 87
М. Набоков — Графический календарь на 1931 г 88
М. Набоков — Модель звёздного неба . 90
Наша трибуна
1'. Троянов. — Каким должен стать журнал. 93
Н. Принцев — О рабочей книге по математике в пэлитехнпчегкой школе 94
Хроника
Н. Нестерович — Краткий обзор деятельности методического colloquium^ по математике 95
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Физика, химия, математика, техника в советской школе №3 1931 года
СКАЧАТЬ PDF
Карта экваториальной полосы неба осталась такая же, на ней отмечены места планет медленно передвигающихся своим видимым движением.
Положения планет Венеры, Марса и Юпитера отмечены в трех нижних полосах, причем римские цифры обозначают месяцы, а расстановка их показывает характер движения планеты в соответствующее время: если цифра стоит в верхней части полосы, то планета движется обратным движением (с востока на запад, слева, направо на карте).
Вместо перечислений явлений по месяцам дается отдельно описание видимого движения всех планет и вокруг числа года 1931 даны указания на положение Земли.
Слева внизу изображено видимое движение Меркурия: его наибольшие отдаления от Солнца (справа — западная, слева — восточная) и соединение верхнее и нижнее (соответственно изображенные). Римские цифры при этих точках обозначают месяцы, арабские числа. Таким образом, легко проследить, что после ниж- .него соединения (6/1) западная элонгация происходит 28/1, а 15/Ш происходит верхнее соединение с Солнцем.
Отсюда легко видеть, что возможность видимости Меркурия может быть 28/1. В этом календаре невозможно было указать и угол, на который планета отходит от Солнца, так что подробности надо искать в обыкновенном астрономическом календаре; данный календарь дает лишь указание на время, когда бывают элонгации.
Передвижение Венеры относительно Солнца изображено в нижнем прямоугольнике таким же способом, как и для Меркурия. Вокруг числа года (1931) в круговом порядке (против часовой стрелки) поставлены даты равноденствий и солнцестояний (с их значками), а также моменты (для Земли) прохождения через перигелий и афелий своей орбиты.
Наконец, в правом нижнем углу для всех планет (кроме Меркурия и Венеры) под соответствующими значками помечены даты соединений с Солнцем (когда планета невидима), противостояний (время наилучшей видимости) и указаны начальное и конечное созвездия при передвижении по небу, например Маркс передвигается от Скорпиона до Стрельца и в противостоянии находится 27 января.
____ /И. Набоков
МОДЕЛЬ ЗВЕЗДНОГО НЕБА
Модель звездного неба может быть весьма нужным пособием в школьной практике, особенно в тех случаях, когда желательно дать представление о яркости звезд и изменениях их.
Изготовление такой модели своими средствами совсем нетрудно, а самая модель настолько поучительна и красива, что не жаль потратить 1 — 2 часа на расчет и устройство ее.
Модель состоит из темного, непросвечивающего куска картона или тонкого цинка, в котором проделаны отверстия, изображающие звезды. При освещении такой карты неба сзади получается иллюзия звездного неба и притом иногда настолько полная, что звезды даже как будто мерцают.
При расчете такой модели следует прежде всего стремиться к тому, чтобы изображаемая на модели часть неба имела угловые размеры, соответствующие наблюдаемым в действительности.
Для того, чтобы достигнуть этого, нужно принять во внимание, что ближайшее расстояние, с которого можно рассматривать модель, может быть не меньше 25 сму но лучше заготовить ее для зрителя, смотрящего на нее с расстояния в 1—2 м. В тех случаях, когда модель предполагается постоянно держать в определенном месте, следует заранее рассчитать, с какого расстояния она будет рассматриваться. Пусть это расстояние d; так как 1 ° есть 1/57-3 радиуса, то 1° на модели должен быть изображен длиной d
По этому расчету и надо на отдельном листе заготовить копию звездной карты
какого-либо созвездия, что легко сделать, соответственно увеличив или уменьшив масштаб карты.
На этом рабочем чертеже яркости звезд необходимо отметить цифрами с точностью до звездной величины. При этом звезды нужно отмечать лишь в пределах их видимости невооруженным глазом, т. е. до 57а звездной величины.
Когда изготовлена рабочая карта, она переносится на тот лист цинка или картона, который выбран для изготовления модели. Если выбран картонный лист, то картон должен быть не рыхлым и в то же время тонким и гладким (лучше всего так называемый шведский желтый картон — вроде того, из которого делают обложки общих тетрадей).
Если это цинк, то он должен быть совершенно плоским и таким тонким, чтобы его легко можно было проколоть тонкой иглой.
Чтобы наше искусственное небо было похоже на настоящее, нужно, чтобы отверстия, изображающие звезды, были возможно меньше — представлялись бы при
рассматривании точками.
Можно даже подсчитать наибольший допустимый диаметр этих отверстий, исходя из соображения, что глаз человека не различает их уже как отдельные две точки, отстоящие одна от другой на угол в 4'. Так как угол в 4' есть пятнадцатая часть градуса, то из таких же соображений, как и раньше, можно рассчитать, что для расстояния d этот диаметр не должен превосходить:
-JL-eoJL 15-57-3 =860
Если расстояние, с кото
рого предполагается рассматривать модель, можно выбрать по произволу, то возможно задать его именно исходя от размеров отверстий. Если например отверстия возможно сделать не меньше чем 1 лмг, то расстояние это должно быть не меньше 86 см, но лучше его задать с запасом в 2—3 раза большим. Тогда даже и острый глаз не ощутит размеров искусственных звезд.
Самые отверстия следует делать или концом острой и тонкой иглы (если имеем дело с картоном) или даже тонким свер- лохМ (если имеем дело с цинком). Следует особенно озаботиться, чтобы все отверстая были одинакового размера. При
изготовлении отверстий помощью иглы этого можно добиться, зажав иглу в ручные тиски так, чтобы высовывался из них лишь кончик нужного диаметра, и прокол делать, доводя тиски до поверхности картона. В обоих случаях (картон, цинк) следует устранить заусеницы, получающиеся от прокола. В случае картона этого можно достигнуть путем прокола раскаленной иглой. Если модель делается на цинке, то можно все заусеницы сгладить при помощи тонкого подпилка.
Изготовленная таким образом модель при рассматривании на рассеянный свет уже дает некоторую иллюзию звездного неба, но при этом звезды представляются одинаково яркими, между тем как на подлинном небе именно различие яркости звезд и создает ту красивую картину неба, которая привлекает к нему внимание.
Различие яркости звезд в нашей модели легко можно получить подкладыванием различного числа слоев полупрозрачной бумаги — кальки. Бумагу для этого лучше заготовить из наиболее тонких сортов и притом равномерной во всех частях листа прозрачности (довольно удобной является та белая полупрозрачная бумага, в которую завертывают фотографические пластинки или бумаги).
Подбор слоев ведется так: располагаем модель в тохм самом положении и при том освещении, каким предполагается пользоваться, и рассматриваехм ее с расстояния, для которого она рассчитана. При этом, располагая за одной частью карты эту бумагу в 1, 2, 3 и т. д. слоев, замечаем, при каком числе слоев звезды еле-еле заметны.
Это число слоев и должно служить для изображения предельных по видимости звезд. Пусть например оказалось, что такое положение соответствует 11 слоям, тогда дальнейший расчет ведем так:
звезды нулевой величины — 1 слой, звезды 57а-звездной величины —11 слоев.
Следовательно, на 572 звездных величин приходится 10 слоев, т. е. круглым счетом по 2 слоя на 1 звездную величину. После этого, составив табличку числа слоев для каждой величины, подклеиваем под каждой дырочкой требуемое число
слоев. Легко понять, что, чем тоньше выбранная бумага, тем легче провести различие даже и в дробных долях звездной величины.
Если модель делается на цинковом листе, то приклеить к нему бумажки невозможно, поэтому надо из фанеры изготовить такую же карту неба с большими отверстиями (3—5 мм} и бумажки приклеить к фанере, а затем уже прикрыть и цинковым листом, заботясь о точном наложении тонких отверстий на середину широких.
То же конечно для большей прочности можно сделать и с картонным листом.
Если такую модель поставить в неосвещенной комнате и осветить сзади несколькими электрическими (можно и одной, но поставив между нею и моделью матовое стекло) лампами, то получается такая картина звездного неба, которой мог бы позавидовать и Московский планетарий.
На этом звездном небе легко изобразить и переменную звезду, стоит только за какой-либо из звезд поместить пере
двигающуюся полоску полупрозрачной бумаги, включающую в себе последовательно 1, 2, 3 и т. д. слоев.
Передвигая такую полоску позади звезды, мы можем наглядно представить изменение яркости переменных звезд и методы их наблюдения путем сравнения с яркостью окружающих звезд.
Помощью такого способа изготовления модели можно готовить и карты звезд на каждый месяц для выставки в кабинете, а также и карты особенно примечательных созвездий. Эти карты, привлекая внимание своей красотой, в то же время могут послужить удобным пособием при проработке коллективными наблюдениями представления о яркости звезд, методах оценок яркости переменных, обследовании субъективных особенностей этих оценок и т. п. На этой же модели можно показать и принципы астрофотографии, сфотографировав с некоторого расстояния модель при различных экспозициях и сравнив полученные негативы с оригиналом.
М Набоков
КАКИМ ДОЛЖЕН СТАТЬ ЖУРНАЛ 1
Тот факт, что только в нашем маленьком районе почти половина преподавателей математики и физики (в ШКМ, профшколе и школах II ступени) недавние учителя школ I ступени, т. е. люди, не имеющие специального образования и опыта в работе, дает мне смелость поставить перед редакцией и читателями журнала вопрос об обслуживании этой большой группы преподавателей.
Это обслуживание мне мыслится в следующей форме. Журнал должен стать практическим помощником учителя, чтобы каждый номер журнала давал зарядку для текущей практической работы. Нужно дать в журнале больше места, помещая описание лучших школ, дать картину того, в каком состоянии находится работа в рядовых школах. Ведь масса школ (особенно деревенских — ШКМ) имеет минимум оборудования, а то и вовсе не имеет его. Так вот и нужно показать, как при этих условиях можно развернуть работу. Пожалуй не менее важно показать не только, как нужно работать, но и как не нужно работать. Для этого нужно оживить и соответствующим образом перестроить отдел «Из школьной и лабораторной практики».
В этом же отделе уделить особое внимание и таким вопросам, как наше (т. е. физики, химии, математики) участие в посевной кампании, производственной практике в совхозе, колхозе и пр.
Нужно завести отдел «В помощь начинающему педагогу» (название конечно может быть и другое), в котором дать ряд статей методического характера не
1 Помещая корреспонденцию т. Троянова. редакция просит читателей журнала высказаться по затронутому в ней актуальному вопросу.
по частным вопросам, так как этими статьями и наполнен сейчас журнал, а с самых «азов» и систематически. Сюда надо включить вопросы: как составить производственный план и дать примерный, как организовать работу, как вести учет работе, методические разработки тем (научить их делать), минимальное оборудование кабинетов и пр.
Рационализации педагогического процесса и изобретательству нужно дать широкий размах, а поэтому журнал должен в этом деле стать толкачом и организатором, выделив особую страницу для этого (и осветить опыт мест). Надо развернуть отдел «Переписка с читателями», что особо необходимо, так как журнал выходит редко, — это будет кузницей спецкоров.
Крайне необходим, по-моему, будет и отдел «Заочное образование», где освещать работу Центрального и местных институтов заочного предобразования, а также организовать помощь заочникам. Конечно, нужно добиться регулярного выхода журнала, — нужно, чтобы, больше не повторялись задержки из-за технических причин, срывающие выпуск журнала. Если технически возможно, хорошо бы ввести больше иллюстраций, — они оживят журнал и принесут большую пользу.
Своими предложениями я не думал дать программу журнала, но уверен, что если редакция даст место обсуждению вопроса «Каким должен стать журнал», то программа, соответствующая задачам реконструктивного периода, будет создана. И тогда журнал станет не только незаменимым помощником, но и боевым оперативным органом.
Г. Троянов
О РАБОЧЕЙ КНИГЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ1
С основными положениями статьи С. Березанской и др. «Какой должна быть рабочая книга по математике для ФЗС» в № 5 журнала согласиться можно и должно.
Здесь мне хочется указать на один важный момент — это на правильную дозировку «чисто математического» и общетехнического материала.
Именно сейчас, когда идет переработка программ в сторону их «ополитехнизирования» — если можно так выразиться — нужно заострить внимание на переработке рабочих книг в этом же направлении. Мне думается, что рабочая книга по математике для ФЗС должна стать книгой по новой политехнической математике, т. е. такой, которая, во-первых, изучала бы только те формальные навыки, которые не являются своего рода схоластикой, пережитком прежнего дореволюционного курса математики, а являются основой, фундаментом техники в ее элементарной форме; во-вторых, сочетала бы это изучение навыков, а порой подчиняла бы их идеям техники, идеям политехнизма.
Но совершенно ясно, что рабочая книга должна располагать и прорабатывать материал в том порядке, какой предусматривают программы по математике. Поэтому характер рабочей книги в большой степени зависит от характера самих программ.
Программы по математике для ФЗС (на 1930/31 учебный год) в отношении уменьшения навыков и перегруппировки их пошли дальше программ 1927 г., а именно: факультативно введена тема о квадратных уравнениях, уменьшен материал при проработке теоремы Пифагора, то же сделано при проработке темы о многочисленных дробях и т. д.
Это уменьшение навыков и их четкая (в смысле объема и глубины) формулировка должны продолжаться при выработке новых программ в текущем году. Надо внимательно просмотреть каждый
а В порядке дискуссии.
отдел программы, каждую тему и ясно, четко уяснить, насколько то или иное в ней имеет значение для подготовки новых кадров; насколько предполагаемые для проработки навыки нужны для учащегося как ФЗС, так и техникума. Этот вопрос надо решить практически, экономя время и силы ребят, но в то же время не забывая задач, стоящих перед ФЗС.
Конечно, при этом надо не забывать о должной согласованности между программами ФЗС и техникумов, чтобы не получить здесь прорыва.
Только тогда, когда рабочая книга будет освобождена от «математики ради математики», ее авторы могут более свободно и более выпукло ставить общетехнические вопросы, повернуться лицом к политехнизации школы, и рабочая книга по математике станет пособием, которое поможет подготовить новые кадры для нашей промышленности, подготовить людей с практической установкой, с умением применять математическое орудие для целей нашей повседневной жизни и стройки.
Еще несколько замечаний.
1. Я согласен, что характер рабочей книги по изложению не должен быть повествовательным, т. е. должен толкать ученика на самостоятельное разрешение поставленного вопроса, но в то же время окончательные выводы должны быть четко и ясно сформулированы, а также четко и ясно оформлены (жирный шрифт; «рамочка» и т. п.).
2. Материал в рабочей книге должен быть расположен согласно программе без всяких уклонений и «субъективных исправлений» автора книги (? — Ред.). Ценность рабочей книги в большей степени пропадает от таких уклонений и создает большие неудобства для учащихся в пользовании рабочей книгой.
3. Для простоты и удобства, а пожалуй и ради более низкой стоимости рабочей книги, ее следует издавать в виде одного выпуска, где в первой части располагается подлежащий проработке материал как математический, так и обще
технический, а во второй — справочник- минимум, т. е. минимальный набор необходимых математических ,и технических таблиц и справочных сведений.
4. Что касается других выпусков, о которых говорят авторы вышеупомянутой статьи, то эти выпуски необходимы, но не как рабочая книга (которая обычно понимается основным руководством для
учащихся), а как пособия для справок преподавателю и учащемуся.
5. Наконец, остается пожелать, чтобы объем и характер изложения соответствовали сетке часов и возрасту учащихся на данном году обучения — последним часто грешат наши рабочие книги.
Старая Русса Н- Принце»
КРАТКИМ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО COLLOQUIUM’S ПО МАТЕМАТИКЕ ПРИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ КАБИНЕТЕ СКГУ В 1929/30 УЧЕБНОМ ГОДУ 1
Методический colloquium по математике в 1929/30 учебном году начал функционировать столь же интенсивно, как и в предыдущие годы, при значительном числе посетителей и с большим запасом докладов, распределенных в очередь на 2 — 3 месяца вперед. Но со второго полугодия положение значительно изменилось, так как при переходе на десятидневную неделю школы разных типов (высшие, средние, техникумы, рабфаки и т. д.) по-разному начали вести счет дней декады, и первое время никак не удавалось выбрать такой вечер, который бы был приемлем для большинства участников colloquium’a Па более или менее длительный период подобно строго фиксированному «понедельнику» прежних лет.
Затем стали налагаться друг на друга заседания: научные, профессиональные, производственноучебные и др., чего раньше не наблюдалось и что было изжито лишь к началу'нового 1930/31 учебного года.
Все это либо значительно уменьшало число участников заседаний, либо вовсе приводило к срыву самих заседаний.
В новом учебном году вопрос о счислении времени урегулирован. Часть докладов, заслушанных на colloquium’e за истекшие 11/2 года была напечатана в «Математическом образовании», «Трудах математической конференции научно-педагогического общества ДВГ университета», и особенно в журнале «Физика, химия, математика и техника в трудовой школе».
Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе

Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе