Skip to main content

Математика (наука)

Физика, химия, математика, техника в советской школе №1 1932 год - старые книги

Советская нехудожественная литература

 Физика, химия, математика, техника в советской школе №1 1932 год

Описание: МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАРКОМПРОСА

© УЧПЕДГИЗ Москва 1932

Авторство: Редакционная коллегия: Е. С. Березанская, С.И. Иванов, М.Е. Набоков, П. П. Лебедев, Сморгонский, А.В. Перышкин, П. И. Попов. , Под общей редакцией Абиндер А.И.

Формат: PDF Размер файла: 10.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - Физика, химия, математика, техника в советской школе №1 1932 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТЫ МЕТОДИСТОВ-ФИЗИКОВ ПОД ЗНАКОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(6) О ШКОЛЕ

Физико-техническая кафедра Центрального института повышения квалификации кадров народного образования (ЦИПККНО) организовала научно-методический семинар по вопросам преподавания физики и смежных дисциплин. К работе семинара привлечены руководители методики, физики в московских педвузах (АКВ, МПИ, институт им. Либкнехта), работники научно-исследовательских институтов (Программно-методический институт, Институт политехнического труда), работники московских политпедстанций и институтов повышения квалификации и активисты педагоги-физики.

На октябрьском собрании руководителем физико-технической кафедры ЦИПККНО П. И. Поповым был сделан доклад, определивший характер и программу работ семинара нынешнего учебного года: «Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и задачи, стоящие перед преподавателями физики».

Исходным положением доклада было следующее: если в прошлом году методисты-физики стремились найти общие установочные точки зрения, то теперь после опубликования исторического постановления ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе эти четкие установки даны, и мы можем прямо взяться за разработку ряда практических задач, которые могли бы способствовать поднятию качества работы в школе по нашим дисциплинам...

Процитировав ряд важнейших мест мз постановления ЦК и отметив полную

ясность и определенность, которую оно внесло в основные установки как программной, так и методической работы, а также то важное место, которое отводится физике в перестройке школьной работы, докладчик выдвинул вопрос о той большой ответственности и обязанности усиления своей методической работы, которая ложится на физиков. Прежде всего физики-методисты должны обратить внимание на особенное отставание на их фронте по линии методологической и методической, они еще очень много сохранили традиций от старой дореволюционной школы. Но тем большая опасность для них сейчас скатиться на рельсы старого преподавания. Поэтому необходимо физикам со всей тщательностью изучить постановление как руководство в своей работе и пересмотреть свою работу под углом зрения постановления ЦК. Есть в этой работе и «левые» загибы, отрыв от систематического и прочного усвоения наук, который выразился в лоскутном построении программ, в методических записках и отдельных методических разработках, проявилось стремление уложить весь физический материал в проекты или производственные темы, целые отделы физики выкидывались в угоду тематическому построению их и т. д. Но есть большие недочеты и другого порядка, по которым также бьет постановление ЦК: отрыв теории от практики, формальный подход к связи физики с производством, в котором обнаружилась тяга к старому построению курса чистой науки. В этой части долж

на быть особенно развернута работа в области частной методики по линии проведения диалектического единства теории и практики.

Воспринимая лозунг: «Школа должна дать достаточный об’ем общеобразовательных знаний», систематическое и прочное усвоение наук на основе строго определенных программ и по строго установленным расписаниям физики особенно должны обратить внимание на ту Директиву, где говорится о «применении в советской школе различных новых методов обучения, могущих способствовать воспитанию инициативных и деятельных участников социалистического строительства», где говорится о проведении тесной связи обучения с производительным трудом. Вот где главные линии отличия нашей методики от буржуазной, вот по какой линии должна итти наша борьба со скатыванием на старые рельсы.

Больше же всего физикам нужно усвоить следующее указание из постановления ЦК: «В период социализма,когда пролетариат осуществляет окончательное уничтожение классов в условиях обостренной классовой борьбы, исключительно важное значение приобретает выдержанное коммунистическое воспитание в советской школе и усиление борьбы против всяких попыток привить детям советской школы элементы антипролетарской идеологии. Нужно сознаться, что именно преподаватели физики, математики стояли дальше других в стороне от этих вопросов. Овладение ими самими основами пролетарской идеологии, диалектическим материализмом и пропитывание им всего своего преподавания является первым делом для правильного проведения в жизнь постановления ЦК ВКП(б).

На основе всего этого докладчик наметил основные практические задачи, для построения конкретного плана научно-методического семинара.

I.   По линии идеологической: проработка основных вопросов физики с точки зрения диалектического материализма, ряд примерных детальных методических разработок в этом направлении с выявлением роли физики в выполнении общих задач коммунистического воспитания. Для правильного направления этой работы необходимо войти в тесную 88

связь с Обществом физиков-материалистов при Комакадемии.

II. По линии программной: включиться в пересмотр школьных программ по физике как в процессе работы над программами в Наркомпросе, так и при широком обсуждении их с учительской массой.

III. По линии методической:

1) ряд докладов о более или менее удачных опытах работы по физике в школе, проработка их для более широкого использования в школьной практике;

2)  методические разработки по физике на основе новых программ Нарком- проса;

3)  обсуждение спорных вопросов физических определений величин с методологической и методической стороны;

4)  систематический разбор учебной и популярной литературы;

5)  вопросы оборудования лабораторий с рассмотрением новых типов физических приборов для советской политехнической школы;

IV. По линии связи с руководящими методическими организациями и массовым учительством:

1)  в целях оказания методической помощи массовым педагогам, особенно молодым кадрам, принять участие в «методической странице» газеты «ЗКП» и установить тесную связь с редакцией журнала «Физика, химия, математика и техника в советской школе», помещать в них доклады семинара, методразработки, вызвать к обмену опытом преподавателей физики—активистов—в разных углах Советского Союза;

2)  установление связи с работой методических об’единений путем постановки сводных докладов, непосредственного участия руководителей об’единений в семинаре, перенесения докладов семинара в объединения, переписки с иногородними об’единениями и организации консультации для них.

Собрание признало необходимым продолжение, расширение и углубление организованного по инициативе Института повышения квалификации кадров народного образования научно-методического семинара и выразило полную готовность построить работу семинара под знаком реализации постановления ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. Согласившись с основными положениями доклада ы

выдвинутыми в нем задачами, собрание внесло ряд дополнений и новых положений как-то: обращение к методологам-физикам Комакадемии дать надлежащие методологические установки в работе семинара для обеспечения связи теории с практикой, обращение к редакции журнала «Физика, химия, математика и техника в советской школе» о том, чтобы был поставлен доклад о плане журнала, о работе его с авторами и читателями; подобное же обращение к физической секции Междуведомственного совета по учебному оборудованию.

Кроме того собрание единодушно поддержало предложение т. Лобко о том, чтобы настоящий семинар как авторитетная организация для поднятия качества работы по физике и полной ликвидации имеющей еще место в школе так называемой «меловой физики» выдвинул вопрос о необходимости в общем масштабе установления в средней школе должности лаборанта по физике.

В течение ноября и декабря было проведено еще два расширенных собрания семинара, на которых обсуждена была составленная бригадой при УМС’е Наркомпроса новая программа по физике (доклад о программах делала бригада Наркомпроса). Результаты обсуждения были учтены бригадой в дальнейшей работе над программой. Кроме того заслушаны и обсуждены доклады И. И. Соколов а—«Об определениях, обозначениях и действиях с наименованиями в физике» и И. А. Л о б к о—«О стандарте— масса, вес, плотность». Доклады помещаются в настоящем журнале.

Просьба к товарищам методистам-физикам, ставящим на местах подобную работу или работающим активно в местных методических об’единениях, сообщать об этой работе и присылать материалы в редакцию журнала или в физико-техническую кафедру ЦИПККНО (Москва, М. Харитоньевский, 4).

СОВЕЩАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

При физическом кабинете Московской областной политико-педагогической станции 21 и 22 декабря было проведено совещание руководителей районных об’- единений физиков и преподавателей опорных школ Московской области.

В работе совещания принимали участие 120 чел. высококвалифицированных физиков.

На совещании были поставлены следующие вопросы:

1.  Основные установки новых программ по физике — докладчик т. Суворов (научный сотрудник Наркомпроса).

2.  Анализ программ по годам обучения — докладчики члены физической комиссии Наркомпроса.

3.  Систематический курс физики и методики политехнической подготовки учащихся (Институт политехнического труда — докладчик Двинянинов).

4.  Оборудование физической лаборатории (Институт политехнического труда— докладчик Двинянинов).

5.  Методы работы по физике (Программно-методический институт — докладчик Перышкин).

6.  Составление производственных планов по физике — докладчик Перышкин.

А. ПЕРЫШКИН

ФИЗИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

7.  Организация работы районных об’- единений преподавателей физики (физический кабинет областной политпедстанции).

Последний вопрос в виду недостатка времени не удалось детально обсудить, ограничившись лишь рассылкой на места материалов.

По отзывам участников совещания в работе по физике на местах до сих пор наблюдался большой разнобой. Некоторые школы вели работу по проекту 1931 г., беря его полностью, другие, забраковав проект 1931 г., работали по своим собственным программам.

После постановления ЦК ВКП(б) от 5/IX 1931 г. для большинства преподавателей физики стала ясна совершенная непригодность проекта 1931 г., идущего вразрез с установками, данными в этом постановлении. Указание ЦК партии о том, что «всякая попытка оторвать политехнизацию школы от систематического и прочного усвоения наук, особенно физики, химии и математики, преподавание которых должно быть поставлено на основе строго определенных, и тщательно разработанных программ, учебных планов и проводиться по строго установленным расписаниям, представляет собой грубейшее извращение идеи политехнической школы» и некоторыми консервативными элементами трактовалось как необходимость возврата к старому систематическому курсу физики — чуть ли не к Краевичу.

Совершенно понятен тот интерес, который наблюдается сейчас среди учительства к выпуску новых программ по физике.

Совещание с большим удовлетворением отметило тот факт, что новые программы построены на основе марксистско-ленинской педагогики. В этом отношении впервые в истории программной работы по физике в Наркомпросе были сделаны попытки подойти к этой работе научно. Методологическая направленность новых программ по физике выдвигает перед преподавателями физики одну из актуальнейших задач— повысить свою методологическую подготовку. Совещание особенно много останавливалось как на раз’яснении понятия <сила», так и на методике проработки этого вопроса в1 школе.

Включение в курс физики семилетки элементов молекулярно-кинетической и электронной теорий и изложение с точек зрения этих теорий учения о теплоте и электричестве подводит под курс физики прочную научную основу, которая до сих пор отсутствовала.

Совещанием было отмечено, что новые программы кладут конец той растерянности, которая наблюдалась среди учительства в так называемый между- программный период, когда старые программы отжили, а новые еще не были созданы.

К сожалению, к началу работ совещания не были готовы программы по астрономии; это обстоятельство заставляет опасаться, что в текущем учебном году астрономия опять будет сорвана.

Почти все участники совещания отмечали тот факт, что в школах астрономия не изучается.

РЕЗОЛЮЦИЯ

СОВещАНИЕ ФИЗИКОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОПОРНЫХ ШКОЛ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЙОННЫХ объединений ФИЗИКОВ московской ОБЛАСТИ по проработке

НОВЫХ ПРОГРАММ физики в ФЗС шкм

Проработав установки и содержание первых программ по физике, совещание физиков Московской области констатирует:

1.  Основные установки новых программ по физике, данные в вводной записке к ним и детально развитые в докладе научного сотрудника Наркомпроса т. Суворова, реализуют конкретно постановление ЦК ВКП(б) от 5,IX 1931 г. о начальной и средней школе применительно к школьной физике.

2.  С точки зрения данных установок развертывается и содержание материала программ по отдельным годам обучения. Конкретно в программах отдельных годов обучения осуществлено: а) систематизированное расположение материала внутри каждого года обучения и по всем годам обучения; б) четко очерченный об’емный минимум знаний и навыков учащихся; в) органическая увязка преподавания физики с общественно-производительным трудом учащихся и политехническим образованием и воспитанием; г) марксистско-ленинская направленность содержания материала.

По отдельным годам обучения

Материал программы 5-го года обучения и по об’ему и по тематике вполне доступен и может быть реально проработан. 4 часа в декаду, имеющиеся в учебной сетке на этом году обучения, достаточны.

Программа 6-го года, включая в себя максимально сжатый материал, уменьшение которого более произведено быть не может, все же является чрезвычайно перегруженной для 4 часов в декаду, как это было до сих пор. При наличии 4 часов программа окажется реально невыполнимой.

Отмечая это, совещание считает, что при недостаточном числе часов, отведенных на проработку курса физики в 6-м году и в погоне за проработкой всего об’емного материала, не может быть обеспечено качество проработки, что явится прямым нарушением постановления ЦК ВКП(б) от 5ДХ 1931 г.

По 6-му году обучения необходимо увеличить число часов на физику до 5 часов в декаду.

Программный материал 7-го года может быть в должной степени проработан лишь при условии наличия в учебной сетке школы 6 часов в декаду, отведенных исключительно на курс физики.

Курс астрономии следует выделить в самостоятельный от физики школьный предмет, отведя ему специальное время в учебной сетке.

Об учебной сетке по физике для ШКМ

В виду того, что программы по физике для ШКМ по содержанию и об’ему материала одинаковы с программами ФЗС, поставить вопрос перед Наркомпросом об увеличении числа часов по физике в ШКМ до соответствующего числа в ФЗС.

То положение, когда в школе ШКМ на физику отводилось времени значительно меньше, чем в ФЗС, являлось по меньшей мере ничем необ’яснимым недоразумением, так как об’ем программ ШКМ и до сих пор был не меньше об’ема программ ФЗС, условия же работы по физике в ШКМ как общее правило значительно были хуже, чем в ФЗС.

Оборудование для кабинетов школы ФЗС и ШКМ

Качество знаний, умений и навыков учащихся по физике находится в прямой зависимости от состояния оборудования физических лабораторий. В этой области дело обстоит чрезвычайно плохо, особенно в московских провинциальных школах. Делом снабжения школ Московской области нужными приборами, инструментами и материалами ни одна из торгово-промышленных организаций не занимается. Нередки случаи, когда школы в части снабжения прикрепляются к таким торгово-промышленным предприятиям, которые не только не имеют нужного ассортимента оборудования, но никогда его и не имели. На рынке нужных школе приборов и материалов также почти не имеется. Имеющиеся в некоторых школах физические кабинеты приходят все в большую и большую упадочность, масса же школ совершенно не оборудована физическими приборами. Особенно острая нужда ощущается в недостатке посуды, разновеса, весов и разных материалов.

Об учебнике

Другим узким местом в преподавании физики является отсутствие в школе учебника. Существующие учебники не

удачны и построены все на основе старых программ, сейчас осужденных. Но даже и таких учебников недостаточно. Бумага, на которой печатаются учебники, очень плохая, рисунки, чертежи обычно смазаны, книги без переплета. Необходимо в самом срочном порядке создать учебник для школ, построенный на основе новых программ, доступный пониманию учащихся и отражающий лучшие достижения советской методики физики.

О лаборанте для физических лабораторий школ ШКМ и ФЗС

В связи с чрезвычайной перегрузкой состава групп (40 — 50 чел. в группе) одному преподавателю физики невозможно обслужить группу лабораторными работами, их подготовкой и проведением. Кроме того, как уже отмечалось, при отсутствии на рынке необходимых приборов приходится большое внимание уделять изготовлению самодельных приборов. Отсюда возникает крайняя нужда в помощнике преподавателя физики — лаборанте.

Совещание физиков ставит этот вопрос перед Моблоно с тем, чтобы Мобл- оно при планировании школьной работы на 1932/33 уч. год учло бы потребность школы д лаборанте.

О методической работе на местах

Совещание физиков считает нужным отметить необходимость усиления инструктажа местных работников, как со стороны Московской областной политической педстанции, так и роно. Необходимо, чтобы все документы, выпускаемые областной политико-педагогической станцией, были направляемы непосредственно в школы, а не в роно, так как в противном случае до школ они доходят с большим запозданием. Кроме того необходимо поставить вопрос об укреплении работы районных об’единений физиков, работа которых до сих пор еще не налажена.

СОВЕЩАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

21 и 22 декабря.

1-й день.

1.  Методические установки программ по физике — докладчик т. Суворов (научный сотрудник Наркомпроса).

2.  Анализ программ по годам обучения — докладчики члены физической комиссии Наркомпроса.

По 5-му году докладчик т. Двинянинов (научный сотрудник Института политехнического труда).

По 6-му и 7-му годам—докладчик т. Перышкин (научный сотрудник Областной политехнической педстанции).

2-й день.

1.  Связь преподавания физики с общественно-производительным трудом учащихся — докладчик Двинянинов (Институт полит, труда).

2.  Принципы оборудования физической лаборатории — докладчик т. Двинянинов (Институт политехнического труда).

3.  Методы работы по физике — докладчик т. Перышкин.

4.  Основы построения производственных планов по физике — докладчик т. Перышкин.

В виду недостатка времени не удалось поставить вопроса о работе районных об’единений физиков. Материалы же по этому вопросу разосланы на места.

В работе совещания приняли участие 120 преподавателей физики и математики Московской области. Большинство из них являются или руководителями районных об’единений физиков, или преподавателями образцовых школ, — таким образом состав совещания был высококвалифицированный.

Работа совещания прошла активно. Ниже приводятся материалы работ совещания.

Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор - Березанская Е.С., Автор - Перышкин А.В., Автор - Попов П.И. (Математика), Автор - Лебедев П.П., Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе , Автор - Абиндер А.И. , Автор - Иванов С.И., Автор - Набоков М.Е.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА (НАУКА)

БОЛЬШЕ НЕТ

НАУКА МАТЕМАТИКА СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика