Физика, химия, математика, техника в советской школе №4 1932 год - старые книги
Советская нехудожественная литература
Описание: МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАРКОМПРОСА
© УЧПЕДГИЗ Москва 1932
Авторство: Редакционная коллегия: Е. С. Березанская, С.И. Иванов, М.Е. Набоков, П. П. Лебедев, Сморгонский, А.В. Перышкин, П. И. Попов. , Под общей редакцией Абиндер А.И. И. о. ответственного редактора П.И. Попов
Формат: PDF Размер файла: 8.59 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Политехнизация школы
А. Константинов— Физический кабинет в борьбе за овладение педагогической техникой 3
Антирелигиозное воспитание
Е. П. Петров — Антирелигиозное воспитание в школе ФЗС и ШКМ и роль в нем физики и астрономии 5
Общая и частная методика
П. Попов - К статьям т.т. Крушевского и Штернова. 11
А. А. Штернов— О массе 13
В. Кармилов— Тест действий при учете знаний по физике. 19
М. Ф. Артемьев— Шаблоны в учебниках физики . 23
А. Покровский — Демонстрационные опыты и лабораторные работы по оптике в школе 26
А. Константинов— Задачи по физике на торгово-производственной основе 36
А. Белогорский— Необходимый пример к статье Е. Банчика „Наглядная демонстрация
закона Бернулли* 38
Я. Загоскина — Об одном способе наглядного изображения некоторых задач на максимум н минимум 38
В. Павлович — О превращении любого прямоугольника в равновеликий квадрат. . . 39
А. Левшук — Элементарный способ вычисления логарифмов простейших чисел по
любому основанию 41
М. Машков— Геометрические иллюстрации к умножению многочленов 42
Сагалович — Из блокнота педагога. 46
И. Кастровицкий— Моментальное, сложение многозначных чисел 48
Бутырский — О наиболее трудных случаях составления химических уравнений при образовании солей. 48
М. А. Смирнова— Вопрос о стандартизации показаний часов *. 51
М. Набоков — Служба времени в школе 56
Школьное оборудование
М. Благонравов — Прибор для проверки законов свободного падения тел 58
Завоевание науки и техники
С. Пронин— Катализ и его применение в современной технике 61
Л. Паренаго— Изучение переменных звезд 70
Хроника
М. Дейнеко— Работа объединения районных методистов Москвы по математике . . 78
О г р е д а к ц н и 80
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Физика, химия, математика, техника в советской школе №4 1932 года
СКАЧАТЬ PDF
М. ДЕЙНЕКО
РАБОТА ОБЪЕДИНЕНИЯ РАЙОННЫХ МЕТОДИСТОВ МОСКВЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
В связи с реализацией постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. при Московской городской политико-педагогической станции с сентября 1931 г. развернули работу объединения районных методистов по различным дисциплинам. Целью этих объединений было создание работоспособного коллектива из лучшего методического актива районов Москвы и руководителей методической работы на местах, разрешение силами этого коллектива ряда задач в связи с разработкой различных методических и программных проблем в процессе текущей работы и товарищеская помощь массовому учительству в борьбе за качество работы школы.
В этой заметке мы хотим поделиться опытом работы объединения методистов- математиков II ступени за истекший год.
Городское объединение методистов по математике состояло из семи методистов-руководителей районных семинаров и работало под руководством представителя секции методики математики Программно-методического института. Организационным достижением объединения было то, что оно не замкнулось в этом ограниченном коллективе, а нашло пути объединения с практическими работниками московских школ и другими методическими организациями, как например областной политпедстанцией и др. В работе объединения принимал активное участие ряд преподавателей математики (до 10 человек), некоторые из них известны читателям журнала как авторы (Петровская, Федорович и др.). К обсуждению и разработке отдельных вопросов через руководителей районных семинаров привлекался не один десяток актива преподавателей Москвы.
Заседания объединения происходили регулярно три раза в месяц; за период сентября по май состоялось таким образом до 30 собраний с общим количеством присутствовавших до 400 человек.
Вопросы, ставившиеся на повестке дня заседаний объединения, можно было бы разбить на следующие группы:
1) руководство районными семинарами, унификация проводимой работы, обмен опытом; 2) разработка очередных методических вопросов! работы Школ и районов; 3) обсуждение специальных методических вопросов», с опубликованием результатов в печати.
Кроме того, объединение принимало участие в разработке программ по математике для ФЗС, в организации методической и учебной жизни Городского педагогического института, в подготовке конференций преподавателей математики в Москве) и др.
Вопросы первой и второй групп тесно примыкают друг к другу и одинаково имеют bi виду организовать и поставить на должную высоту методическую работу по математике в пределах районного семинара или района в целом.
К числу таких вопросов» относятся: 1) обсуждение планов работы методических семинаров отдельных районов», 2) подготовка к районным конференциям и другим мероприятиям, 3) обмен опытом-, например, по ходу выполнения программ, процент неуспеваемости, борьба с отстающими и др., 4) разработка при-
мерных производственных планов преподавания математики на 1 и 2 семестрах, 5) разработка контрольных работ за I—II—III—IV четверти и за год, 6) обсуждение вопросов организации математического кабинета и составление списка пособий для оборудования кабинетов и списка книг, 7) обсуждение ряда методических руководств» и рабочих книг по математике с целью критического анализа их в свете постановления ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г., руководящих документов» Наркомпроса и др. Особо важным для школ вопросом является планирование и учет.
План работы по математике в V—VI—VII группах на первый семестр был проработан на районных методических семинарах; городское объединение методистов выработало только схему этого плана и отдельные указания к нему. Во втором семестре вопросам планирования работы необходимо было уделить значительно больше внимания. Первым шагом в» этом направлении явилась разработка и опубликование в «ЗКП» от 5 декабря 1931 г. инструкции преподавателям математики к переходу на новые программы. Б этой инструкции точно указывалось, какие вопросы старой программы 193L г. и в каком объеме должны быть проработаны школами с 1/II, т. е. к началу второго семестра, для того, чтобы переход на новые программы был проведен безболезненно.
Вторым шагом было составление и опубликования на страницах журнала «ФХМТ в советской школе» (№ 1 за 1932 г.) плана работы по математике с 10 февраля по 30 июня 1932 г. В этом плане были указаны темы и под темы, взятые из новой программы по математике (в то время не вышедшей еще из печати), и время, отводимое на проработку и учет каждого вопроса программы. Районные методические семинары уточнили и локализовали этот документ, применительно к местным вопросам на конференциях, проведенных 30—31 января. На основании отзыва ряда школ можно считать, что этот документ в значительной степени способствовал точному выполнению программного минимума по математике.
В своей работе объединение стремилось не только идти в ногу с жизнью школы, откликалось на все ее запросы исчерпывающими, конкретными ответа
ми; объединение стремилось сочетать эту практическую деятельность, товарищескую разработку актуальных проблем сегодняшнего дня с продумыванием и детальным обсуждением некоторых узловых вопросов методики математики.
К числу таких вопросов относятся частично те, которые уже нами упоминались. Например вопрос об оборудовании математического кабинета был продуман более детально и внимательно, чем это было 8ы нужно для ответа только «на сегодняшний день», и этот материал будет использован в готовящемся в настоящее время к печати сборнике: «В помощь учителю математики»; также появятся в печати результаты проведенной объединением критики имеющихся методик по математике (Воронец, ЦИПККНО) и всех имеющихся рабочих книг для пятого, шестого, седьмого годов обучения (под ред. Березанской, Сигов а, Берг, Знаменского и др.) с конкретными указаниями возможности пользования ими bi ближайшем учебном году. В этой работе принимали активное участие педагоги массовой школы 4 районов Москвы.
Ряд других вопросов, обсужденных объединением, имел одновременно в виду дать непосредственный ответ на актуальные запросы, выдвинутые самой жизнью, и сделать первый шаг, положить начало серьезной научной разработке данного вопроса. В этом сочетании практической методической работы с научно-исследовательской мы вправе видеть единство теории и практики и думаем, что работа объединения была поставлена принципиально правильно. Укажем, что в семинаре ставились на обсуждение с предварительным собиранием опыта школ следующие вопросы: 1) подготовка учителя к уроку математики, 2) техника проведения урока, 3) составление заданий, 4) работа с отстающими, 5) организация, методика проведения и обсуждение показательных уроков, 6) результаты обработки собранных данных по изучению лица преподавателя математики Москвы, 7) изучение опыта школ по увязке обучения математики с трудом по разделам; металл, транспорт, текстиль, химическое и полиграфическое производства, 8) методика задавания на дом и др. Сейчас ставится вопрос об итогах работы по математике в школах Москвы за под.
Этим перечнем мы не исчерпываем всех вопросов, но и приведенного достаточно, чтобы судить о том, как много значило создание работоспособного коллектива и какую большую помощь мо>кет принести этот коллектив при правильной организации работы в* разрешении и проведении в >цизнь насущных вопросов» школьной практики.
Подводя итоги, следует отметить жизненную необходимость таких объединений, работающих по указанным принципам: тесная связь с практическими работниками школы и научно-исследовательскими учреждениями, поворот лицом к запросам массовой школы; помощи в коллективной разработке текущих вопросов; сочетание этой работы с научно- исследовательской по изучению и систематизации опыта как для унификации работы отдельных товарищей по районам, так и для сосредоточивания внимания и сил на разработке актуальнейших методических вопросов». Помимо того за подобным объединением нужно признать и роль лучшей методической школы как для самих методистов, так и для актива школ* включившихся в его работу.
ОТ РЕДАКЦИИ
0 № 8 журнала «Физика, химия, математика, техника в советской школе» эа 1931 г. напечатан проект программы по физике для ФЗС. Редакция считает необходимым исправить следующие неправильности в этом материале.
1) Заголовок гласит: «Программе по физике. Вводная записка к программе» Бригада. Бригадир Пёрышки. В действительности, как указано в тексте программ ФЗС, вып. 2, программа разработана бригадой под руководством т. Абиндера А. И. в составе 10 лиц, причем авторство вводной записки принадлежит в § 1 «Основные недостатки программы ФЗС 1931 г.», ленинградской бригаде под руководством т. Горштейна, § 2 и <§ 3 «Основные установки программы ФЗС по физике» и «Вопросы методологии в курсе физики» т, Суворову Н. П. и раздел «Физика и политехнизм» — т. Калашникову А. Г. Программа пятого года обучения разработана группой под руководством т. Двинянинова, шестого года — группой под руководством т. Перышкина, седьмого года — группой под руководством т. Фалеева.
2) Текст вводной записки напечатан с одного из первых набросков программы и но содержит ряда последующих исправлений, ошибочных положений и всяческих дополнений.
3) Текст программ напечатан также с первоначального варианта и совершенно не содержит объяснительных записок к разделам «Объёма знаний и навыков» по каждому разделу и т. п.
Таким образом, весь напечатанный в нашем журнале в № 8 за 1931 г. материал за выходом в свет полного текста программ ФЗС, вып. 2, изд. 1932 г., перекрывается последним.
Поэтому помещенное на стр. 35 содержание «От редакции» следует относить не к напечатанному в Ns 8 журнала материалу, а к выпущенной в программах ХЗС, вып. 2 «Физика, химия, астрономия», изд. 1932 г.
Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе
Автор - Березанская Е.С., Автор - Перышкин А.В., Автор - Попов П.И. , Автор - Лебедев П.П., Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе , Автор - Абиндер А.И. , Автор - Иванов С.И., Автор - Набоков М.Е.