Физика, химия, математика, техника в советской школе №8 1931 год - старые книги
Советская нехудожественная литература
Описание: МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАРКОМПРОСА
© УЧПЕДГИЗ Москва 1931
Авторство: Редакционная коллегия: А. Н. БАРСУКОВ, Е. С. БЕРЕЗАНСКАЯ, П. П. ЛЕБЕДЕВ П. И. ПОПОВ. , Под общей редакцией А. Н. Барсукова
Формат: PDF Размер файла: 15.9 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Физика, химия, математика, техника в советской школе №8 1931 года
СКАЧАТЬ PDF
НЕДОПУСТИМАЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Свыше пяти месяцев прошло со дня постановления ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе. Срок достаточно большой для того, чтобы это историческое постановление дошло до каждой школы, до каждого педагога, было бы ими в должной мере проработано и усвоено и стало отправным пунктом во всей их дальнейшей работе.
Больше того, гигантские темпы социалистического строительства, техническая реконструкция хозяйства, задачи культурной революции все более и более ярко оттеняют отставание нашей школы, ее несоответствие во многих отношениях общему размаху социалистической стройки и требуют от школы более быстрых темпов, ее реорганизации на основе принципов, изложенных в упомянутом постановлении.
Поэтому партия, правительство, вся советская общественность вправе уже теперь, по истечении трех месяцев, ожидать первых результатов работы по реализации важнейших решений партии, каковыми являются разработка новых программ и перестройка учебной работы школы, исходя из задачи систематического усвоения знаний учащимися, пересмотра методов работы, усиление методического руководства школой, работа по политехнизации школы, повышение квалификации педагогов и пр.
Между тем сведения, поступающие с мест, говорят за отдельными исключениями о том, что в этом отношении дело обстоит далеко не благополучно. Должного перелома в работе школы еще нет. Ни органы народного образования, ни коллективы педагогов как правило не
взяли должных темпов в работе, не мобилизовали в достаточной степени внимания рабочей общественности. Страницы наших газет, в особенности «ЗКП», пестрят фактами, подтверждающими в основном это положение.
Даже мероприятия организационного характера проводятся на местах вяло. В большинстве мест нет еще районных инструкторов, не установлена сеть образцовых школ. В иных местах (например Северный край) выделение образцовых школ проведено чисто формально, по списку, не считаясь с тем, имеет ли та или иная школа данные (помещение, оборудование, квалифицированный пед. персонал) для зачисления ее в разряд «образцовых».
На фронте всеобуча также не все обстоит благополучно. Слабо развертывается школьное строительство; не принимаются необходимые меры для обеспечения школ педагогическими кадрами; недостаточно интенсивна борьба с отсевом и пр. Нет еще должного перелома и во внутренней работе школы. Далеко не везде еще выполнено постановление ЦК ВКП(б) об установлении строгого расписания занятий по отдельным' дисциплинам. Обезличка в распределении рабочего дня, смешение в кучу разных учебных предметов (что иногда называется «фузионизмом»), ликвидация всего этого не проходят еще, с должной решительностью. Более того, уже имеется ряд фактов, говорящих о наличии попыток смазать или прямо игнорировать постановление ЦК ВКП(б) в части о «методическом прожектерстве».
НЕДОПУСТИМАЯ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Свыше пяти месяцев прошло со дня постановления ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе. Срок достаточно большой для того, чтобы это историческое постановление дошло до каждой школы, до каждого педагога, было бы ими в должной мере проработано и усвоено и стало отправным пунктом во всей их дальнейшей работе.
Больше того, гигантские темпы социалистического строительства, техническая реконструкция хозяйства, задачи культурной революции все более и более ярко оттеняют отставание нашей школы, ее несоответствие во многих отношениях общему размаху социалистической стройки и требуют от школы более быстрых темпов, ее реорганизации на основе принципов, изложенных в упомянутом постановлении.
Поэтому партия, правительство, вся советская общественность вправе уже теперь, по истечении трех месяцев, ожидать первых результатов работы по реализации важнейших решений партии, каковыми являются разработка новых программ и перестройка учебной работы школы, исходя из задачи систематического усвоения знаний учащимися, пересмотра методов работы, усиление методического руководства школой, работа по политехнизации школы, повышение квалификации педагогов и пр.
Между .тем сведения, поступающие с мест, говорят за отдельными исключениями о том, что в этом отношении дело обстоит далеко не благополучно. Должного перелома в работе школы еще нет. Ни органы народного образования, ни коллективы педагогов как правило не
взяли должных темпсв в работе, не мобилизовали в достаточной степени внимания рабочей общественности. Страницы наших газет, в особенности «ЗКП», пестрят фактами, подтверждающими в основном это положение.
Даже мероприятия организационного характера проводятся на местах вяло. В большинстве мест нет еще районных инструкторов, не установлена сеть образцовых школ. В иных местах (например Северный край) выделение образцовых школ проведено чисто формально, по списку, не считаясь с тем, имеет ли та или иная школа данные (помещение, оборудование, квалифицированный пед. персонал) для зачисления ее в разряд «образцовых».
На фронте всеобуча также не все обстоит благополучно. Слабо развертывается школьное строительство; не принимаются необходимые меры для обеспечения школ педагогическими кадрами; недостаточно интенсивна борьба с отсевом и пр. Нет еще должного перелома и во внутренней работе школы. Далеко не везде еще выполнено постановление ЦК ВКП(б) об установлении строгого расписания занятий по отдельным' дисциплинам. Обезличка в распределении рабочего дня, смешение в кучу разных учебных предметов (что иногда называется «фузионизмом»), ликвидация всего этого не проходят еще, с должной решительностью. Более того, уже имеется ряд фактов, говорящих о наличии попыток смазать или прямо игнорировать постановление ЦК ВКП(б) в части о «методическом прожектерстве». Такой попыткой является например циркуляр Западносибирского края, за что последний уже получил должную отповедь со стороны зам. наркомпроса т. Эпштейна и газеты «ЗКП». Особенно откровенно сказалась эта «лево»-оппортунистическая установка в постановлении конференции просвещенцев Арского района ТатАССР. Там прямо говорится:
«...новым организационно-методическим выражением перестройки образовательно-воспитательной работы признается метод проектов...»
И дальше резолюция предлагает «не настаивать на немедленном и обязательном переходе всех школ на метод проектов... но вместе с тем, ставя упор на обеспечение подступов к методу проектов».
Пикантнее всего здесь то, что это постановление было вынесено на той же конференции, где первым вопросом стояло «Постановление» ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, в котором методу проектов дана отчетливая и не допускающая никаких кривотолков оценка. Очевидно здесь мы имеем дело уже с неприкрытым игнорированием постановления партии. И такие случаи не единичны; они наблюдались например в Белоруссии, Северном Кавказе и других местах.
Слабо также развертывается работа по политехнизации школы. Далеко не везде еще заключены договоры с предприятиями, в чем в значительной мере повинны и наши хозорганы и в первую голову ВСНХ, до сих пор еще не давший (или не имеющий) ясных установок по этому вопросу. Не в достаточной мере развертывается сеть школьных рабочих комнат, мастерских, политехнических музеев.
Приведенные здесь и ряд других подобных фактов заставляют признать ход реализации постановления ЦкВКП(б) неудовлетворительным, что и констатирует ряд решений народного комиссара по просвещению (см. например циркуляр Наркомпроса от 10/Х 1931 г.).
Необходим решительный сдвиг. Резко ударить по всяким попыткам замазать или извратить ясные директивы ЦК партии; надо составить конкретный план работы по осуществлению этих директив и с большевистской настойчивостью, должными темпами проводить его в жизнь. В этом сейчас состоит основное обязательство органов народного образования и всего учительства перед пролетариатом, перед правительством, перед партией.
В отношении учебной работы постановление ЦК ВКП(б) делает особенный упор на перестройку содержания и методов работы по математике, физике, химии. Поэтому особенно большая доля работы и ответственности за должное выполнение данных директив лежит на преподавателях этих дисциплин. Однако и здесь мы не можем похвалиться большими достижениями. Правда, мы имеем ряд резолюций, вынесенных конференциями математиков, физиков и др., в которых педагоги приветствуют постановление ЦК ВКП(б) и принимают на себя обязательство содействовать всеми силами проведению его в жизнь. Но до сих пор о реализации этих резолюций поступают довольно скудные сведения.
А между тем здесь педагогам предстоит громадная работа, которая должна быть развернута немедленно.
Уже начинают выходить проекты новых программ, составленных на основе постановления ЦК ВКП(б) i. Необходимо сейчас же по их выходе организовать в каждой школе, в каждом методо-объединении изучение и проработку этих программ. Заранее должен быть составлен план этой проработки, определены организационные формы, распределены доклады, подготовлена необходимая литература и пр. Особенно серьезная работа должна быть проведена по конкретизации программ, приспособлении их к условиям данной школы, ее окружению, насыщению краеведческим материалом, увязке с практикой и т. д. Все эти моменты требуют солидной предварительной подготовки в виде установления основных принципов, подбора материала и пр. Эта работа должна быть развернута теперь и в значительной своей части может быть выполнена еще до выхода новых программ.
1 Начиная с настоящего номера, программы по мере их выхода будут помещаться в журнале.
Особенно откровенно сказалась эта «лево»-оппортунистическая установка в постановлении конференции просвещенцев Арского района ТатАССР. Там прямо говорится:
«...новым организационно-методическим выражением перестройки образовательно-воспитательной работы признается метод проектов...»
И дальше резолюция предлагает «не настаивать на немедленном и обязательном переходе всех школ на метод проектов... но вместе с тем, ставя упор на обеспечение подступов к методу проектов».
Пикантнее всего здесь то, что это постановление было вынесено на той же конференции, где первым вопросом стояло «Постановление» ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, в котором методу проектов дана отчетливая и не допускающая никаких кривотолков оценка. Очевидно здесь мы имеем дело уже с неприкрытым игнорированием постановления партии. И такие случаи не единичны; они наблюдались, например, в Белоруссии, Северном Кавказе и других местах.
Слабо также развертывается работа по политехнизации школы. Далеко не везде еще заключены договоры с предприятиями, в чем в значительной мере повинны и наши хозорганы и в первую голову ВСНХ, до сих пор еще не давший (или не имеющий) ясных установок по этому вопросу. Не в достаточной мере развертывается сеть школьных рабочих комнат, мастерских, политехнических музеев.
Приведенные здесь и ряд других подобных фактов заставляют признать ход реализации постановления ЦкВКП(б) неудовлетворительным, что и констатирует ряд решений народного комиссара по просвещению (см. например циркуляр Наркомпроса от 10/Х 1931 г.).
Необходим решительный сдвиг. Резко ударить по всяким попыткам замазать или извратить ясные директивы ЦК партии; надо составить конкретный план работы по осуществлению этих директив и с большевистской настойчивостью, должными темпами проводить его в жизнь. В этом сейчас состоит основное обязательство органов народного образования и всего учительства перед пролетариатом, перед правительством, перед партией.
В отношении учебной работы постановление ЦК ВКП(б) делает особенный упор на перестройку содержания и методов работы по математике, физике, химии. Поэтому особенно большая доля работы и ответственности за должное выполнение данных директив лежит на преподавателях этих дисциплин. Однако и здесь мы не можем похвалиться большими достижениями. Правда, мы имеем ряд резолюций, вынесенных конференциями математиков, физиков и др., в которых педагоги приветствуют постановление ЦК ВКП(б) и принимают на себя обязательство содействовать всеми силами проведению его в жизнь. Но до сих пор о реализации этих резолюций поступают довольно скудные сведения.
А между тем здесь педагогам предстоит громадная работа, которая должна быть развернута немедленно.
Уже начинают выходить проекты новых программ, составленных на основе постановления ЦК ВКП(б). Необходимо сейчас же по их выходе организовать в каждой школе, в каждом метода объединении изучение и проработку этих программ. Заранее должен быть составлен план этой проработки, определены организационные формы, распределены доклады, подготовлена необходимая литература и пр. Особенно серьезная работа должна быть проведена по конкретизации программ, приспособлении их к условиям данной школы, ее окружению, насыщению краеведческим материалом, увязке с практикой и т. д. Все эти моменты требуют солидной предварительной подготовки в виде установления основных принципов, подбора материала и пр. Эта работа должна быть развернута теперь и в значительной своей части может быть выполнена еще до выхода новых программ.
1 Начиная с настоящего номера, программы по мере их выхода будут помещаться в журнале.
ходу на новые программы. Указания по тому вопросу математики можно найти В статье т. Березанской в № 282 «ЗКП» от 5/ХП. В аналогичном духе (систематизация пройденного материала, установление количества часов и пр.) должны провести подготовку и преподаватели других дисциплин.
Необходимо глубже включиться в работу по политехнизации школы, принять живейшее участие в организации школьных рабочих комнат, мастерских, политехнических музеев, обеспечив их использование в целях углубленного изучения математики, физики, химии на основе их технического применения, составить для этого минимальный список оборудования. Посмотреть, что может из этого оборудования дать предприятие, к которому прикреплена школа, что может последняя изготовить сама, поискать других путей к пополнению своей лаборатории или рабочей комнаты.
Политехнизация школы требует в первую очередь от самого педагога знакомства с техникой, с основными видами производства. Постановление ЦК ВКП(б) прямо предписывает «организовать ознакомление учителей с основами производства на заводах, совхозах, МТС и колхозах с таким расчетом, чтобы это ознакомление охватило в течение 1931/32 г. все преподавательские кадры».
В этой директиве целая программа, требующая немедленной ее реализации, причем здесь могут быть применены самые разнообразные формы: изучение соответствующей литературы, постановка докладов по вопросам техники, технологии, организации произволе; организация бригад или технических кружков для ознакомления с основными видами производства путем кратковременных экскурсий на предприятия в одних случаях и длительного, систематического изучения процесса производства на самом предприятии в других и пр.
Важно то, что здесь в наибольшей мере должны быть проявлены инициатива и самодеятельность учительских масс в изыскании наиболее доступных и эффективных способов и форм борьбы за политическое вооружение педагога.
Таковы задачи, которые можно бы приумножить (нам уже приходилось говорить например об организации пересмотра учебников, принятых в данной школе, помощи в организации образцовых школ и пр.) и которые стоят перед педагогом во всем их значении и во всей их неотложности. Дело не терпит промедления, и во всей этой работе математики, химики, физики должны быть в первой шеренге.
ходу на новые программы. Указания по тому вопросу математики можно найти В статье т. Березанской в № 282 «ЗКП» от 5/ХП. В аналогичном духе (систематизация пройденного материала, установление количества часов и пр.) должны провести подготовку и преподаватели других дисциплин.
Необходимо глубже включиться в работу по политехнизации школы, принять живейшее участие в организации школьных рабочих комнат, мастерских, политехнических музеев, обеспечив их использование в целях углубленного изучения математики, физики, химии на основе их технического применения, составить для этого минимальный список оборудования. Посмотреть, что может из этого оборудования дать предприятие, к которому прикреплена школа, что может последняя изготовить сама, поискать других путей к пополнению своей лаборатории или рабочей комнаты.
Политехнизация школы требует в первую очередь от самого педагога знакомства с техникой, с основными видами производства. Постановление ЦК ВКП(б) прямо предписывает «организовать ознакомление учителей с основами производства на заводах, совхозах, МТС и колхозах с таким расчетом, чтобы это ознакомление охватило в течение 1931/32 г. все преподавательские кадры».
В этой директиве целая программа, требующая немедленной ее реализации, причем здесь могут быть применены самые разнообразные формы: изучение соответствующей литературы, постановка докладов по вопросам техники, технологии, организации произволе гва; организация бригад или технических кружков для ознакомления с основными видами производства путем кратковременных экскурсий на предприятия в одних случаях и длительного, систематического изучения процесса производства на самом предприятии в других и пр.
Важно то, что здесь в наибольшей мере должны быть проявлены инициатива и самодеятельность учительских масс в изыскании наиболее доступных и эффективных способов и форм борьбы за политическое вооружение педагога.
Таковы задачи, которые можно бы приумножить (нам уже приходилось говорить например об организации пересмотра учебников, принятых в данной школе, помощи в организации образцовых школ и пр.) и которые стоят перед педагогом во всем их значении и во всей их неотложности. Дело не терпит промедления, и во всей этой работе математики, химики, физики должны быть в первой шеренге.
Д. Галанин
ТОМ\С АЛЬВА ЭДИСОН 1847—1931
18 октября после трехдневного бессознательного состояния, в кругу своей семьи, на 84-м году жизни (18 октября 1931 г.) скончался величайший изобретатель Томас Альва Эдисон. Окончилась жизнь человека, имя которого стало нарицательным прозвищем каждого изобретателя, биография которого служила примером длинному ряду молодых поколений. Несмотря на преклонный возраст, Эдисон до последних дней сохранял физическую бодрость и ясность мысли, до последнего года своей жизни продолжал работать в лаборатории. Последнюю зиму Эдисон провел в своей тропической лаборатории в Форте Мейер в Флориде, где он искал способы получения нового сырья для резиновой промышленности. 16 июня он вернулся на север в свою основную лабораторию в Вест Оранж (в штате Нью-Джерси около Нью-Йорка), чувствуя сильное утомление. Непосредственной причиной смерти Эдисона был приступ сахарной болезни, осложненный язвой желудка.
Четыре года назад Эдисон справлял 80-летний юбилей и поражал посетителей своим бодрым видом. Казалось, время не властно над этим удивительным человеком; все так же ласковы и немного насмешливы его серые глаза, все так же шевелюра белокурых седых волос, только орган слуха, подорванный многочисленными опытами с фонографом, пострадал, и последние годы Эдисон очень плохо слышал.
На смерть Эдисона отозвался весь мир, Поток сочувственных телеграмм настолько забил все телеграфные линии, что
телеграфные общества отказывались принимать ручательство за срочную доставку телеграмм.
В момент его погребения на одну минуту выключен был весь электрический свет и остановилось все движение в Нью- Йорке.
Эдисон родился И февраля 1847 г. в маленьком местечке Милан в штате Огайо. Его отец переселился в Америку из Голландии, а мать была англичанка. В Америке отец Эдисона перепробовал много профессий и, не достигнув успеха, ко времени рождения Томаса Альва Эдисона был торговцем подержанными вещами. Детство Эдисона много раз описано, и мы не будем останавливаться на этих годах подробно. Из школы родители должны были взять Эдисона через 3 месяца, и мать, достаточно образованная, сама научила его писать и читать. 12-ти лет Эдисон вступает на самостоятельный жизненный путь, его определяют мальчиком для мелких услуг в поездах железнодорожной линии между Канадой и Центральным Мичиганом. Эдисон, продавая газеты, сигары, пирожное и напитки, оказывал едущим в поезде разные мелкие услуги. Мальчишка, выгнанный из школы за малые успехи, оказывается на другом поприще необычайно способным. Все свободное время он читает все^ что попадает под руки, он начинает издавать газету, или лучше сказать, листок (The grand Trunk Herald), где читатели находят интересующие их сведения о ценах на товары, экипажи, транспорт, адреса гостиниц в городах, через которые везет их железнодорожный поезд.
Этот период жизни Эдисона несколько легендарный, и требуется очевидно особое исследование для установления полной истины всех приписываемых этому периоду событий. Газета печатается в товарном вагоне, где Эдисон, увлеченный химией, начинает производить химические опыты, оканчивающиеся в один прекрасный день взрывом и пожаром. Эдисону приходится покинуть железную дорогу в 1862 г. Быстро изучив азбуку Морзе, он определяется телеграфистом в Порт-Гурон. На следующий год Эдисон делает первое изобретение—он устраивает автоматический репетитор (повторитель) для телеграфной передачи, а в 1864 г. семнадцатилетний юноша изобретает дуплексную телеграфную передачу, т. е. передачу по одной линии в обе стороны одновременно.
В следующие годы Эдисон выходит на самостоятельную дорогу изобретателя и из способного юноши он становится тем крупным, отмеченным печатью гения человеком, упрямо и настойчиво проводившим свою изобретательскую мысль; таким он остается до конца своей долгой жизни. Томас Альва Эдисон становится «Эдисоном». В 1869 г. в Нью-Арке, одном из самых оживленных городов маленького штата Нью-Джерси, соседнего с штатом Нью-Йорк, Эдисон создает мастерскую, где работают около 100 чел. для производства телеграфных аппаратов. Весьма скоро дело рассыпается, а Эдисон переезжает в Менло Парк, где он создает для себя первую изобретательскую лабораторию и делается известным всему миру «волшебником из Менло Парка». 70-е и 80-е годы—время наибольшего расцвета изобретательской деятельности Эдисона, время расцвета его жизненных сил, совпадающее с первой молодостью американского капитализма. В эти же годы Эдисон женится, сначала на работнице своей лаборатории в 1873 г. и после ее смерти на дочери состоятельного негоцианта, в 1887 г. Его изобретения приносят ему большие доходы, его имя гремит по всему миру.
В 1889 г. Эдисон первый раз посещает Европу, приглашенный на Всемирную выставку в Париже. Дальнейшая
его жизнь бледнее событиями. Из Менло Парка он переезжает в Нью-Оранж, где его лаборатория делается еще больше и роскошнее, представляя собою целый городок, где изобретатель имеет под рукой всю мощь современной техники, квалифицированных сотрудников, великолепные мастерские, точные приборы, огромную библиотеку, которую Эдисон, страстный любитель чтения, собирал всю жизнь.
Сам Эдисон не успокаивается на достигнутом, а снова и снова работает изо дня в день регулярно над новыми темами, записывая в тетради под номерами свои опыты. Их количество достигает для каждого законченного изобретения иногда многих тысяч или иногда даже десятков тысяч. Работает он не только днем, а иногда и ночью, не выходя из лаборатории по нескольку суток. Эти периоды работы Эдисон сочетал с периодами отдыха, и после напряженной работы он засыпал на целые сутки и больше, восстанавливая нарушенное равновесие жизненных сил. В 1927 г. Эдисон был избран членом Национальной академии наук. Несмотря на то, что одно имя Эдисона, не говоря о его изобретениях, весьма дорого стоило на капиталистическом рынке и, несмотря на то, что он принимал участие в ряде весьма крупных предприятий, состояние Эдисона не было чрезмерно велико по американским масштабам, и после его смерти оставленное им имущество оценивается около 14 млн. долларов. Эдисон не относился отрицательно к тому бурно развивающемуся капиталистическому миру, среди которого проходила его жизнь и работа. Его изобретательная голова придумывала машины, применение которых помогало капиталистам извлекать «прибавочную стоимость». Но если Рокфеллеры и Морганы «снимали сливки» и их состояния быстро возрастали до миллиардов, то вечно работающего Эдисона можно отнести скорее к эксплуатируемым, чем к эксплуататорам. Ему капитализм-не полностью оплачивал за его изобретения, и не ему попадала львиная доля получаемых с эксплуатации его изобретений прибылей.
Исключительность и гениальность Эдисона как изобретателя несомненна;
назвать другого изобретателя или ученого столь разностороннего, столь плодовитого, для которого не существовало бы неразрешимых проблем; недаром Эдисона прозвали «волшебником из Менло Парка». Разве в легендарной древности можно указать пример столь же разностороннего технически творческого гения: только гений Архимеда может идти в сравнение с Эдисоном. Кем был Эдисон—изобретателем или ученым? Как разделить эти два очень близких понятия? Невольно напрашивается сравнение Эдисона с другим великим человеком, работавшим в той же области, в которой работал Эдисон, и также великим «самоучкой», — с Михаилом Фарадеем, столетний юбилей открытий которого мы недавно отмечали. Мы делаем это сравнение не с целью умалить одного и возвысить другого, а с целью на примере этого сопоставления ярче подчеркнуть различие между двумя типами— ученого и изобретателя.
Надо определенно сказать, что Эдисон не был ученым, открывающим новые законы природы, понимающим по-новому уже открытое и продвигающим вперед теорию вашего знания. Эдисон был изобретателем, воплощающим в плоть и кровь открытое другими, дающим известным вещам такое оформление, когда они делаются доступными для промышленного воспроизводства, когда они, диалектически развиваясь, делаются новой силой, новым средством для нового овладения силами природы.
Он до тех пор не считал открытия законченным, пока не было поставлено производство. Он входил в мельчайшие детали производства, и его основное изобретение часто требовало от него огромной работы над целым рядом побочных изобретений, без которых основное не могло быть внедрено в промышленность. Эта полнота охвата задачи необычайно характерна для Эдисона и является основной причиной успеха всех его изобретений.
Наука с именем Эдисона связывает открытие явления «эффекта Эдисона»— униполярной проводимости разреженного газа от накаленного одного электрода к другому. Эффект Эдисона был открыт им в 1884 г. при работах над усовершенствованием электрической лампочки. Это явление объясняется вылетанием электронов из накаленного тела и лежит в основе устройства катодной лампы. Эдисон не сумел извлечь из этого явления всех его следствий и понадобились работы многих ученых, чтобы овладеть этим явлением. Понадобилось развитие электронной теории (Крукс, Дж. Дж. Томоон и др.), чтобы Ли де Форест (1905) и Флеминг могли впервые создать прародительницу этой катодной лампы, которая уже открыла нам чудеса радио и открывает нам «чудеса дальновидения».
Если сопоставить с этим открытием Эдисона проведение Фарадеем электромагнитной теории света из опытов над вращением плоскости поляризации магнитным полем, то, пожалуй, сравнение будет не в пользу Эдисона.
С другой стороны, нельзя не удивляться, с какой последовательностью и настойчивостью Эдисон решал поставленные им себе задачи. Рассмотрим, как шло изобретение фонографа. Возможность записи звука и его воспроизведения была известна до Эдисона, в сущности известные колеса Савара есть пример возможности воспроизвести звук тем же способом, каким Эдисон воспользовался для фонографа. Однако от понимания возможности изобретения до его осуществления в виде тысяч и десятков тысяч аппаратов лежит огромной трудности путь, с необыкновенным упорством и настойчивостью преодоленный Эдисоном. Он шел ощупью от опыта к опыту. Сначала звук записывался на оловянной фольге, оказалось плохо, и началась работа над сплавами, пригодными для изготовления валиков. Сначала мембрана была из стекла, потом она была заменена слюдой. Сколько труда потребовал механизм вращения валика, винт, регулятор скорости. Если собрать старые фонографы, то можно проследить постепенную эволюцию этой удивительной машины. Первый фонограф был построен Эдисоном в 1877 г., но мировую известность он получил лишь после выставки в 1889 г. в Париже, где сам Эдисон докладывал о своем изобретении во Французской академии наук, рекомендуя записать на валиках речи знаменитых академиков и этим еще более приблизить их к бессмертию. Это предложение показывает, что к этому времени фонограф уже достиг большой степени совершенства. Изобретение, как и знание, может быть или «стерильным» или «плодоносящим». Довести изобретение до плодоносящей степени есть такая же обязанность изобретателя, как и само изобретение. Как часто малая случайная потребность, какой-нибудь несчастный «винтик» делает неосуществимым великолепное по описанию изобретение. Как довести изобретение до «плодоносящей» стадии? Это возможно рядом бесконечных экспериментов, последовательно следующих друг за другом. Изобретатель должен быть безжалостен к рождаемым его мыслью детям. Все несовершенное должно быть немедленно откидываемо и заменяемо лучшим и снова откидываемо, снова заменяемо еще лучшим и так почти без конца. Эта безжалостность в высокой степени была свойственна Эдисону и часто далеко бывает несвойственна многим, очень многим изобретателям. Другой путь—это путь теории, это путь научной мысли, сразу приводящий к цели, но не часто теория обгоняет изобретателя. Фонограф был изобретен в 1877 г., а только сейчас, через 50 лет, мы овладеваем теорией постройки пишущего и воспроизводящего аппарата для записи звука 1.
Разве Эдисон должен был ждать теории, разработанной только после открытия радиотелефона, постройки громкоговорителей и пр. и пр.? Могла ли бы появиться теория без опытов Эдисона? Процесс овладения какой-нибудь технической проблемой есть диалектический процесс, из которого нельзя по произволу выкидывать одно необходимое звено. Работая над фонографом, Эдисон усовершенствовал телефон, создал целый ряд приборов, которые "мы сейчас называем громкоговорителями—мегафон, аэрофон, где звук создавался струей воздуха; попутно изобрел гармонический анализатор, прибор для измерения силы звука—фонометр и т. д.
t См. «Успехи физических наук», т. X, вып. V— VI, 1930 г., статья Ф. Тренделенбурга и журнал «Техническая физика», т. I, вып. I]—III, статья Харкевича.
Такая же—если не большая—цель изобретений связана с электрическим освещением. Если мы признавали открытие Фарадеем электромагнитной индукции, то несомненно право на наше внимание и память имеет Эдисон, который с полным правом может быть назван пионером электрификации. Изобретение электрической лампочки 1879 г. заставило его вплотную взяться за разработку всей проблемы электрического освещения, а отсюда перейти к вопросам конструкции динамо-машин, кабелей, предохранителей и т. д.; усовершенствовать насос для откачки электрических ламп, разработать способы получения волоска, лампочки из бамбука, покрытия его углем в атмосфере углеводорода и т. д.
В 1881 г. Эдисон берется за постройку электрической станции в Нью-Йорке, и все перечисленные вопросы встают перед ним. Решение их связано с целым рядом опытов, проб, решающих вопрос иногда гениально просто и изящно, например, изобретенный в 1881 г. и применяемый до сих пор повсеместно ламповый патрон Эдисона.
Перечислим остальные изобретения Эдисона: проблема легких аккумуляторов долго мучила изобретателей и практически была разрешена Эдисоном после долгой работы—железно-никелевые аккумуляторы (1897 г.).
Магнитное обогащение железных руд было предложено также Эдисоном в 1891—1900 гг.
В 1885 г. Эдисон изобретает способ передачи сигналов на движущиеся поезда и суда при помощи индукции, в 1891 г.- камеру для киносъемки.
Во время мировой войны Эдисон разработал способ получения фенола и других химических веществ, необходимых Америке ввиду закрытия немецкого рынка и для участия в войне.
Последние годы Эдисон увлекался проблемой каучука, решение которой ему не удалось закончить.
Жизнь Эдисона связана с эпохой процветания и развития североамериканского капитализма; его смерть в период жесточайшего кризиса как будто подводит итог исторической эпохи. Гражданская война промышленного Севера с рабовладельческим и с.-х. Югом окончилась
в 1865 г. и положила начало развитию капитализма в САСШ—в годы первых изобретений Эдисона. То своеобразие социальных отношений, которое сложилось в это время в САСШ, отразилось в рассказах Брет Гарта и О. Генри, отчасти Джека Лондона. Это время—бешеного развития производительных сил в стране, над которой не тяготели пережитки феодального строя, как в старых европейских странах. Гений Эдисона имеет все характерные черты сложившегося в эти годы американского склада. Эдисон— американец с головы до пят. Конечно, Эдисон являлся преданным слугой американского капитала. Однако, надо сказать, что его гений часто больно чувствовал эксплуатацию со стороны капитала, и некоторые намеки на протест против капиталистического строя можно отметить у Эдисона. Его дружба с Штейн- мецом1 показывает, что ему не были чужды взгляды «технического социализма»—мировоззрения, полагающего, что изменение социальных отношений происходит само собой по мере развития техники, и мировоззрения, но учитывающего необходимости жестокой классовой борьбы и для достижения социалистического строя.
Капиталистические условия, особенно в последний период загнивания капитализма, не могли способствовать широкому практическому развертыванию изобретательских идей Эдисона. Только в стране победоносного строительства социализма, только в СССР паука и техника имеют все основания для своего пышного роста и идеи изобретателей могут достигнуть полного расцвета и осуществления.
Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе
Автор - Барсуков А.Н., Автор - Березанская Е.С., Автор - Попов П.И. , Автор - Лебедев П.П., Серия - Физика, химия, математика, техника в трудовой (советской) школе