Skip to main content

Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся - Выпуск первый (Четверухин) 1964 год - старые книги

Советская нехудожественная литература

Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся - Выпуск первый (Четверухин) 1964

Описание: Настоящий сборник статей составлен на основе докладов, прочитанных их авторами на научно-методическом семинаре «Развитие пространственных представлений у учащихся», работающем под руководством профессора Н. Ф. Четверухина при Институте общего и политехнического образования АПН РСФСР.
Сборник содержит 11 статей. В первой группе статей рассматриваются вопросы методики формирования и развития пространственных представлений и понятий у учащихся средней школы. Вторая группа статей посвящена преимущественно психологическим вопросам формирования и развития пространственных представлений.

Работы сборника освещают исследуемую проблему как в общетеоретическом, так и в конкретно-методическом плане. Сборник отвечает потребностям преподавателей школы, методистам математики и черчения, студентам математических факультетов и научным работникам в области методики математики и психологии.

Печатается по решению Ученого Совета Института общего и политехнического образования АП И РСФСР

© "Просвещение" Москва 1964 Академия педагогических наук РСФСР Институт общего и политехнического образования

Авторство: Труды научного семинара под редакцией проф. Н.Ф. Четверухина

Формат: PDF Размер файла: 11.3 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Н. Ф. Четверухин. О развитии пространственных представлений и понятий у учащихся в связи с выполнением и чтением чертежей 5

А. Д. Семушин. Формирование понятия «проекция» в курсе геометрии средней школы 17

А. И. Фетисов. Формирование пространственных представлений при изучении геометрических преобразований 42

Г. Г. Маслова. Развитие пространственных представлений у учащихся при решении задач по геометрии в восьмилетней школе. 58

Е. Н. Кабанов а-М е л л е р. Формирование приемов воображения в курсе черчения 75

Л. Л. Г у р о в а. Психологическое обоснование использования моделей при решении стереометрических задач 84

И. С. Якиманская. О роли пространственных представлений в процессе решения технологических задач. 98

Е. В. Зеленин. Развитие глазомера в средней школе. 110

В. И. Зыкова. Абстрагирование пространственных свойств и отношений шестиклассниками при овладении измерительными работами на местности. 123

И. А. Р е й и г а р д. Чтение и процесс восприятия «комплексных чертежей» 133

Г. Ф. Быкова. Метод моделирования в курсе начертательной геометрии 140

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся - Выпуск первый (Четверухин) 1964 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время перед школой поставлена ответственная задача подготовки учащихся к практической деятельности по окончании школы. Одним из важных направлений в решении этой задачи является формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. В самом деле, хорошо развитые пространственные представления и воображение необходимы каждому человеку в повседневной жизни, в производственной деятельности и для продолжения образования по окончании школы.

Уроки математики, черчения и других школьных предметов открывают широкие возможности для проведения планомерной работы по формированию и развитию пространственных представлений у учащихся.

Исследованием этих вопросов в течение ряда лет занимается научный семинар «Формирование и развитие пространственных представлений и понятий у учащихся», работающий при секторе обучения математике Института общего и политехнического образования Академии педагогических наук РСФСР. В работе семинара принимают участие педагоги, психологи, методисты, а также преподаватели математики и графических дисциплин в средней школе. Семинар работает под общим руководством действительного члена АПН РСФСР проф. Н. Ф. Четверухина.

Настоящий первый сборник трудов семинара составлен на основе докладов его участников. Статьи сборника с разных сторон освещают рассматриваемую проблему, уде

ляя преимущественное внимание методическим и психологическим вопросам. Эти статьи призваны организовать усилия учителей, методистов и научных работников на дальнейшую конкретную разработку методики формирования и развития пространственных представлений и понятий у учащихся на разных ступенях обучения.

В составлении сборника и подготовке его к печати активное участие приняли научные сотрудники Института общего и политехнического образования А. Д. Семушин и А. И. Фетисов, а также научный сотрудник Института психологии АПН РСФСР Е. Н. Кабанова-Меллер.

Замечания и пожелания о сборнике просьба направлять по адресу: Москва, ул. Макаренко, дом 5/16, Институт общего и политехнического образования, сектор обучения математике.

Н. Ф. ЧЕТВЕРУХИН, Действительный член АПН РСФСР

О РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ В СВЯЗИ С ВЫПОЛНЕНИЕМ

И ЧТЕНИЕМ ЧЕРТЕЖЕЙ

Задача развития пространственных представлений и пространственного воображения у учащихся является одной из важнейших в преподавании геометрии, черчения и рисования в школе. В какой-то мере и другие предметы школьного курса уделяют внимание этому вопросу.

Недостаточное развитие пространственных представлений и понятий у учащихся дает себя знать в учебных мастерских и при прохождении производственной практики. О трудностях, которые испытывают окончившие среднюю школу при выполнении и чтении чертежей на производстве и при изучении технических дисциплин во втузах, написано и сказано немало.

Однако этот недостаток все еще остается, и, по-види- мому, мы не имеем ни достаточно полного анализа его, ни методически продуманных предложений о его преодолении. Поэтому приходится снова возвращаться к исследованию вопроса о развитии пространственных представлений и понятий у учащихся и особенно о такой степени развития, которая могла бы вполне удовлетворить потребности техники и производства.

Решение этой задачи во многом зависит от методики обучения построению и чтению проекционных чертежей. План обучения должен учитывать все его этапы от первого знакомства с основными понятиями и операциями до самого трудного — умения читать комплексный чертеж из 2 или 3 ортогональных проекций.

Выводы

Наши трехмерные пространственные представления формируются в результате опыта. Конструктивно-графическое выражение динамических чертежей в полной мере способствует приобретению этого опыта, ибо каждый динамический чертеж является подлинным инструментом исследования реально существующего геометрического пространства. Он раскрывает специфику мыслительных операций, характерных для самостоятельных поисков решения, в ходе которых создаются и закрепляются ассоциации между задачей, необходимыми для ее решения знаниями и применением этих знаний на практике. При этом логическая модель не навязывает готовый рецепт решения той или иной конкретной задачи, а позволяет путем проб подойти к единственно возможной постановке вопроса. Одновременно происходит осмысленное запоминание терминологии начертательной геометрии в живой связи с конкретными геометрическими образами.

Итак, способствуя формированию умственных действий, логическая модель помогает преодолеть разрыв, существующий между решением учебных и творческих задач.

Можно отметить также некоторые технически положительные свойства предлагаемых чертежей: такой чертеж позволяет, не нарушая заданной графическим условием конструкции пространства, произвести неограниченное количество повторных объяснений с того момента, восприятие которого представило для студентов определенную трудность; чертежи транспортабельны, просты в изготовлении, следовательно, могут быть подготовлены и использованы каждым преподавателем.

Предлагаемые логические модели могут найти применение как в средней школе, так и в высших учебных заведениях при изложении различных предметов, в частности, они чрезвычайно удобны для демонстрации в курсе черчения.

Динамические чертежи дают простор творческой инициативе педагога, открывая перед ним широкие методические возможности, так как могут быть средством:

1) предупреждения, а также исправления ошибок;

2) развития наблюдательности;

3) ускорения понимания процесса решения задачи;

Сборники статей по математике

БОЛЬШЕ НЕТ

КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Автор-учебника - Четверухин Н.Ф., Педагогическое образование, Автор - Попов В.Д., Психологические дисциплины, Методика преподавания математики, Методология педагогики, ★ВСЕ➙Сборники статей, Математика - Для Учителей, Математика - Сборники статей, Серия - научно-методический семинар - Развитие пространственных представлений у учащихся

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА (НАУКА)

БОЛЬШЕ НЕТ

НАУКА МАТЕМАТИКА СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика