И. К. ПАРНО (Белоусов, Нягу) 1970 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: В этой небольшой научно-популярной книге освещается сложный и плодотворный творческий путь видного молдавского педагога-математика, кандидата педагогических наук, доцента, Заслуженного учителя школы, Заслуженного деятеля науки Молдавской ССР, Ивана Константиновича Парно (1896—1979).
Прослеживаются научная, педагогическая и общественная деятельность И. К. Парно, его вклад в дело становления и развития народного образования в республике на протяжении почти 60 лет. Особое внимание уделяется вкладу, внесенному им в область развития математико-методической мысли в Молдавии, и его роли в подготовке высококвалифицированных учителей математики для средних школ, а также преподавателей математических кафедр вузов республики.
Книга рассчитана на студентов физико-математических факультетов, учителей математики и начальных классов, руководителей школ и органов народного образования, на тех, кто интересуется историей науки и культуры молдавского народа.
Работу рецензировали и рекомендовали к изданию доктор физико-математических наук Н. Д. Филипп, кандидат педагогических наук 3. И. Турлакова, заслуженные учителя Молдавской ССР И. X. Спатару и К. Г- Спатару.
© «Штиинца» Кишинев 1983
Авторство: В.Д. Белоусов, Я.И. Нягу. Ответственный редактор кандидат педагогических наук П.К. Петрушин. АКАДЕМИЯ НАУК МОЛДАВСКОЙ ССР Ордена Трудового Красного Знамени Институт математики с вычислительным центром
Формат: PDF Размер файла: 9.55 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Детство и годы учения. 11
Работа И. К. Парно в годы оккупации Бессарабии (1918—1940) 13
Деятельность И. К. Парно в освобожденном крае (1940—1941) Зр
Деятельность И. К. Парно в годы Великой Отечественной войны 3»
И. К. Парно — выдающийся педагог-математик Молдавской ССР
Роль И. К. Парно в подготовке высококвалифицированных преподавателей математики для средней и высшей школы республики .
Последние годы жизни И. К- Парно . 83
Скачать бесплатную книгу времен СССР - И. К. ПАРНО (Белоусов, Нягу) 1970 года
СКАЧАТЬ PDF
Введение
Иван Константинович Парно относится к тому поколению ученых, которые в сложных условиях становления Советской власти в Молдавии внесли большой вклад в развитие народного образования.
Деятельность Ивана Константиновича — это история развития математико-методической мысли в республике, а его жизнь — образец бескорыстного служения (около шестидесяти лет) просвещению широких масс трудящихся нашего края.
И. К. Парно приходилось учиться и работать в тяжелых условиях. Благодаря большому трудолюбию и природному уму юноша блестяще заканчивает в 1914 году Бельцкую гимназию, а в 1918 году — математическое отделение Новороссийского университета (г. Одесса). Уже в период учебы, а также в первые годы работы в школе формируются незаурядные качества личности И. К. Парно, снискавшие ему большую популярность среди учащихся, особенно среди выходцев из бедных семей.
Полное применение своих знаний, богатого опыта и неиссякаемой энергии И. К. Парно нашел только в учебных заведениях Советской Молдавии, где трудно найти среднюю школу и высшее учебное заведение, в которых ни работали бы питомцы И. К. Парно.
Восстановление Советской власти в Бессарабии и образование Молдавской ССР (1940) имели огромное значение. В истории молдавского народа открылась новая страница. В республике началось строительство социалистической экономики и культуры. В этот пери-
Роль И, К. Парно в подготовке высококвалифицированных преподавателей математики для средней и высшей школы республики
Подготовку высококвалифицированных преподавателей для молдавской средней школы Иван Константинович считал делом первостепенной важности. Работая в Кишиневском пединституте и государственном университете, весь свой многолетний преподавательский опыт, все свое педагогическое мастерство И. К. Парно вкладывал в дело подготовки молодых специалистов. Особое внимание он уделял подготовке научно-педагогических кадров для высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Молдавии.
Выпускница КГУ 1953 года К. А. Филатова, учительница математики средней школы № 7 Кишинева, автор ряда учебных пособий, посвященных внеклассной работе по математике в школе, вспоминает, что лекции И. К. Парно отличались исключительной научностью, были интересно построены, с большим знанием школьной практики. Каждую тему по методике преподавания математики он сопровождал очень ценными методическими рекомендациями. Многие вопросы излагались так, как следовало бы их преподносить учащимся.
«С тех пор, как я слушал лекции по методике преподавания математики, — вспоминает ректор Тираспольского пединститута А. 3. Харитон, — прошло почти четверть века, однако я и сегодня мысленно советуюсь со своим любимым учителем, вспоминаю, как он строго подходил к любому математическому понятию, к анализу различных методических приемов формирования этого понятия у учащихся».
Нам, авторам этих строк, также в свое время посчастливилось слушать курс методики преподавания математики у И. К. Парно.
И. К. Парно был талантливым педагогом. Для него преподавание — любимое дело, ему он с увлечением отдавал все свои силы, неиссякаемую энергию. Курсы лекций по теоретической механике, методике преподавания математики, астрономии, истории математики и по другим предметам, которые читал Иван Константинович в разное время, глубокие по содержанию, оригинальные и увлекательные строились им в соответствии с современными требованиями методики.
С признательностью вспоминает об Иване Константиновиче как о замечательном педагоге и талантливом пропагандисте педагогических знаний его ученик по Кишиневскому университету 40-х годов академик АН МССР, доктор физико-математических наук, профессор К. С. Сибирский: «Иван Константинович был очень эрудированным. Читаемые им курсы знал прекрасно. Материал излагал просто и доходчиво. На протяжении всей лекции он поддерживал тесный контакт с аудиторией. Никогда не повышал голоса, говорил спокойно, интересно. Мы, студенты, видели в своем учителе человека-труженика, образец для подражания».
На лекциях, практических занятиях или в частной беседе Иван Константинович держал себя скромно, с достоинством. Он уважал это и в своем собеседнике.
На занятия И. К. Парно приходил точно по звонку. Никто из учеников Ивана Константиновича не может вспомнить случая, когда бы он опоздал на лекцию. «По И. К- Парно можно было сверять часы», — дружно вспоминают его бывшие питомцы. Если же по дороге в аудиторию кто-то из студентов-заочников, аспирантов или учителей математики, которых он часто консультировал, останавливал его для беседы, Иван Константинович поглядывал на свои карманные
часы и тут же предупреждал собеседника, что в их распоряжении столько-то времени. Далее он говорил, что беседу можно возобновить через 45 минут; т. е. во время следующей перемены, или после учебных занятий. Вот что вспоминает по этому поводу проректор по учебной работе Кишиневского пединститута нм. И. Крянгэ, отличник просвещения Молдавской ССР, кандидат физико-математических наук, доцент В. Я- Герчиу: «В 1961 году я, в то время студент V курса физико-математического факультета Кишиневского госуниверситета, был приглашен домой к Ивану Константиновичу. На звонок дверь открыла его супруга Александра Васильевна. Я представился и сказал, что пришел по приглашению Ивана Константиновича. Александра Васильевна, посмотрев на часы, сообщила, что до назначенного мне времени осталось еще четыре минуты. В данный момент Иван Константинович слушает первый концерт П. И. Чайковского для скрипки с оркестром и, что, если я желаю, могу присоединиться. Я не посмел помешать своему учителю, стал ждать назначенного времени. Ровно в 16.00 Иван Константинович вышел из своего рабочего кабинета и пригласил меня к себе.
Я не был «любимчиком» Ивана Константиновича, — заканчивает свое воспоминание В. Я. Герчиу, — и не слышал от него каких-либо особых похвал в свой адрес. Но я никогда не забуду, с каким радушием и доброжелательностью был принят».
К Ивану Константиновичу можно было подойти и посоветоваться по любому вопросу. Большой знаток душ студентов, он умел вызвать их на откровенный разговор о самом волнующем. Эти беседы оставляли глубокий след в сознании учащихся, существенно влияли на их поведение и отношение друг к другу. Бывало и так, что Иван Константинович не мог сразу дать исчерпывающего ответа на тот или иной вопрос
студентов во время лекции или практического занятия. Он не стеснялся в таких ситуациях говорить, что полный ответ на поставленный вопрос даст на следующем занятии. Никто не помнит такого случая, чтобы наш учитель забыл об обещанном, причем ответ на следующем занятии был полным, исчерпывающим, научно обоснованным.
Академик АН МССР Т. И. Малиновский вспоминает, что Ивану Константиновичу не нравилось, когда студенты все, что говорилось на лекции, принимали на веру. Он любил повторять, что девизом каждого человека, особенно в науке, должны быть сомнение и поиск.
«Мое первое знакомство с И. К. Парно состоялось в начале 1953/54 учебного года, когда я был студентом I курса физико-математического факультета Кишиневского пединститута, — вспоминает директор средней школы с. Липник Окницкого района Молдавской ССР, внештатный член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени В. И. Ролинский.—Иван Константинович был в то время деканом факультета и вел в нашей учебной группе методику преподавания математики и истории математики. И. К. Парно не только прекрасно знал и излагал учебный материал на своих лекциях, но и хорошо понимал психологию ученика, студента и учителя.
Меня как председателя профбюро физико-математического факультета, — вспоминает далее Владимир Иванович, — поразил огромный интерес, который проявлял наш декан к повседневной жизни студентов факультета. Его интересовало все: и быт студента, и его настроение, отношение к учебе и науке, увлечения и т. д. И на своих лекциях, и во время педагогической практики студентов Иван Константинович любил сравнивать учителя с печником. Он говорил, что су
ществуют хороший печник (печник с большой буквы «П») и плохой печник (печник с маленькой буквы «п»). У хорошего печника печка горит без дыма и шума и хорошо греет, а плохая печка и шумит и дымит. Так и плохой учитель на своих уроках много говорит, без всякой системы и логики, и в результате его ученики слабо усваивают материал. Выпускники нашего факультета, говорил Иван Константинович, должны стать учителями с большой буквы».
Мы уже говорили о том, что обращаться к Ивану Константиновичу можно было по любому вопросу. Автор этих строк (Я. Н.) вспоминает беседу учебной группы отделения математики физико-математического факультета Кишиневского госуниверситета (1953— 1958), которую вели они с И. К. Парно в середине 50-х годов по вопросу языка преподавания на физико- математическом факультете.
Как известно, до 1960/61 учебного года во всех группах* факультета преподавали на русском языке. Обучение же в общеобразовательных школах, а также в средних специальных и высших учебных заведениях МССР (в том числе и на некоторых факультетах университета) велось и в настоящее время ведется в основном на двух языках — молдавском и русском.
Иван Константинович говорил, что преподавание в школах на родном языке является величайшим завоеванием Октябрьской революции, народов СССР, в том числе и молдавского. Вместе с тем на территории Бессарабии в годы румынской оккупации (1918—1940) не было ни одного высшего учебного заведения, ни одного научно-исследовательского института, и поэтому здесь полностью отсутствовали научно-педагогические кадры (особенно математики). И. К- Парно глу
* Группы факультета были смешанные, т. е. в одной и той же группе занимались выпускники русских, молдавских, украинских и других школ.
боко верил, что пройдет немного времени, вырастут национальные научные кадры и тогда преподавание будет вестись на двух языках — русском и молдавском.
И действительно, в середине 50-х годов на математических кафедрах университета (кафедре математического анализа и кафедре алгебры и геометрии) насчитывалось несколько штатных дипломированных специалистов, и ни один из них не владел молдавским языком. Теперь же почти всюду имеются группы с русским и молдавским языками обучения.
В 1957/58 учебном году при физико-математическом факультете Кишиневского пединститута им. И. Крянгэ было открыто новое отделение по подготовке учителей для начальных классов и пения. Вести математику на этом отделении поручают опытному педагогу И. К. Парно.
«Лекции Ивана Константиновича представляли собой образец умелого применения общедидактических принципов в практике обучения», — вспоминают первые студенты этого отделения С. Ф. Кроитору (ныне — доцент, заведующий кафедрой музыки Бельцкого пединститута) и Е. М. Марин-Чобану (ныне — зам. директора по учебной работе молдавской средней школы № 1 Кишинева, отличник просвещения Молдавской ССР).
В 1959 году И. К. Парно избирается заведующим кафедрой педагогики и методики начального обучения. В 1960 году, как известно, Кишиневский пединститут нм. И. Крянгэ был расформирован. Большинство факультетов присоединили к соответствующим факультетам Кишиневского университета, а отделение по подготовке учителей для начальных классов и пения перевели в Бельцкий пединститут.
В 1960 году И. К. Парно избирается заведующим кафедрой алгебры и геометрии Кишиневского государ
ственного университета. В этой должности он проработал до 1967 года.
Поистине счастливыми были те студенты пединститута и университета, которые проходили педагогическую практику под руководством И. К. Парно. Большую пользу получали и учителя, принимавшие в свои классы на педпрактику студентов Ивана Константиновича. Вот что вспоминает по этому поводу упомянутая уже нами бывшая студентка И. К. Парно Ф. С. Сме- лянская: «Закончив институт, я стала преподавателем математики в молдавской средней школе № 1
им. Г. И. Котовского Кишинева. Судьба была благосклонна ко мне: в течение многих лет работы в школе я беспрерывно общалась с Иваном Константиновичем. Он руководил педагогической практикой студентов университета в моих классах. Каждая встреча с бывшим учителем была для меня радостной, так как эти встречи способствовали совершенствованию моего методического мастерства. Всю свою жизнь я училась у моего учителя принципиальности, человечности, воспитанности. Помню, — продолжает Фаина Семеновна, — как он с удовольствием слушал мое выступление перед студентами. Я объясняла им мои требования, делала анализ проведенного студентами урока, и у нас с Иваном Константиновичем никаких расхождений в оценках не было. Все это было для меня огромной радостью, ведь я чувствовала, что оправдала надежды своего любимого учителя. Я понимала, что и Иван Константинович доволен моей педагогической деятельностью, он видел во мне результат своей работы».
А вот что вспоминает бывшая студентка математического отделения КГУ Ксения Анатольевна Филатова, которая в 1952/53 учебном году проходила педагогическую практику в русской средней школе К? 37 Кишинева (руководил педпрактикой Иван Константинович): «Особое внимание он уделял составлению пла
нов-конспектов уроков, причем всегда поддерживал творческую инициативу студентов, прислушивался к их мнениям и суждениям, мягко и тактично указывал на промахи, деликатно подсказывал наилучшие пути ведения урока и преподнесения материала. В характере Ивана Константиновича сочетались мягкость и деликатность, спокойствие и большой такт с умением убедить слушателя или собеседника в своей правоте, настоять на своем. В повседневной жизни, — подчеркивает Ксения Анатольевна, — наш учитель был добрым, веселым и очень остроумным старшим товарищем, отзывчивым и внимательным, всегда готовым прийти на помощь советом и делом. В нем было много жизнеутверждающей мудрости и здравого смысла, и я не раз пользовалась его советами, глубже понимая не только смысл моей учебно-воспитательной работы, но и сложность окружающего мира. Высокая культура в работе, энциклопедические знания, огромный практический опыт способствовали тому, что авторы учебных пособий, в том числе и я, — заключает К. А. Филатова, — были счастливы, когда научным редактором наших работ назначался И. К. Парно».
«Я проходил педагогическую практику под руководством И. К. Парно, — вспоминает ректор Тираспольского пединститута А. 3. Харитон. Очень хорошо запомнилась мне помощь Ивана Константиновича при подготовке к уроку на тему «Умножение положительного рационального числа на дробь». Он говорил, что методика изложения этого вопроса не так проста, как представляют себе иногда студенты-практиканты или даже некоторые учителя. При изложении данного материала он всегда предупреждал практикантов о многих возможных ошибках».
Другая его студентка 40-х годов 3. И. Турлакова вспоминает, что Иван Константинович объяснял, что определение умножения числа «а» на натуральное
число «Ь» (взять число «а» слагаемым «Ь» раз) нельзя обобщать на тот случай, когда число «Ъ» дробно. Нельзя брать число множителем дробное число раз. Необходимое новое определение. Умножение на дробь следует определить так, чтобы задачи, которые решаются умножением, в том случае, когда данные задачи являются натуральными числами (например, нахождение площади прямоугольника по его длине и ширине, нахождение стоимости покупки по количеству и цене и др.), решались умножением и в том случае, когда данные задачи — дробные числа. Итак, чтобы прийти к нужному определению, надо исходить из задачи. И. К. Парно рекомендовал студентам-практикантам с целью закрепления этого материала решать как можно больше задач. Для домашней работы Иван Константинович советовал давать в основном численные примеры для закрепления навыков вычислительной техники учащихся.
Многие выпускники института и университета — бывшие питомцы И. К. Парно стали подлинными мастерами-педагогами. Мы уже называли известных дипломированных преподавателей вузов Молдавии, которые успешно трудятся на научно-педагогическом поприще. Назовем и известных в Молдавии учителей математики, прославившихся в учебно-воспитательной работе. Это — упомянутый нами В. И. Ролинский — внештатный член-корреспондент АПН СССР, директор средней школы с. Липник Окницкого района, отличник просвещения СССР; В. Г. Кику — учительница математики средней школы № 1 пос. Криуляны, отличник просвещения СССР; К. С. Слоновский — зам. директора по учебной работе Згурицкой средней школы Дрокиевского района, отличник просвещения СССР; М. А. Стратан — учительница математики средней школы № 1 Кишинева, кавалер ордена Лени-
6 Белоусов В. Д., Нягу Я. И.
81
на, депутат Верховного Совета Молдавской ССР; П. П. Иродой — учитель физики и математики восьмилетней школы села Пушкино Ниспоренского района, отличник просвещения Молдавской ССР; И. Приса- ренко — учитель математики средней школы села Сена- товка Каменского района, отличник просвещения Молдавской ССР; А. И. Райлян — зав. кабинетом математики ИУКУ, отличница народного образования Молдавской ССР и др.
Последние годы жизни И. К. Парно
«Чествование Ивана Константиновича в связи с 60-летием и 70-летием поистине превращалось в расширенное торжественное заседание общегородской секции учителей математики», — вспоминает Ф. С. Сме- лянская.
«Сколько теплоты и любви выразило учительство города, празднуя 75-летие И. К. Парно, — вспоминает другая учительница математики, ныне — инспектор Управления школ МП МССР, отличница просвещения МССР Л. И. Степан. Присутствующие выразили огромную благодарность юбиляру за его разностороннюю деятельность по улучшению преподавания математики».
Восторженные овации, а также слова любви и признательности на юбилеях И. К. Парно и в университете, и в школах Кишинева свидетельствовали о том, каким огромным уважением пользовался Иван Константинович среди ученых, преподавателей вузов и учителей общеобразовательных школ города.
В конце 1970/71 учебного года Иван Константинович в возрасте 75 лет ушел на заслуженный отдых. Находясь на пенсии, И. К. Парно не может расстаться с любимым делом. В 1971/72 учебном году он по-прежнему читает методику преподавания математики, ведет педагогическую практику, руководит курсовыми и дипломными работами, занимается с аспирантами, продолжает вести факультативные часы по математике в IX—X классах средней школы № 1 Кишинева.
В 1972/73 учебном году И. К. Парно работает в университете в качестве преподавателя-почасовика кафедры алгебры и геометрии, а в 1973/74 учебном году — преподавателем-почасовиком кафедры алгоритмических языков. Это был последний, 28-й учебный год преподавателя университета Ивана Константиновича.
«И после выхода на пенсию Иван Константинович, — вспоминает К. Г. Спатару, — был активным членом оргкомитета Республиканской математической олимпиады. Он помогал в составлении текстов задач для последнего тура этого соревнования школьников, активно принимал участие в проверке работ участников олимпиады».
Перу Ивана Константиновича принадлежит около 40 статей, написанных в 70-е годы по математике, методике ее преподавания и астрономии, напечатанных в семи томах Молдавской Советской Энциклопедии.
И. К- Парно работал рецензентом республиканских издательств «Лумина» («Свет») и «Картя Молдовеняска» («Молдавская книга»), был научным консультантом Молдавской Советской Энциклопедии по разделу «Астрономия» (совместно с Т. И. Малиновским), изданной в 1970—1979 годах в Кишиневе.
Не менее плодотворна его деятельность и на посту председателя секции атеизма общества «Знание» Молдавской ССР. Это была одна из ведущих секций общества, так как в условиях республики, где определенная часть населения еще находилась под влиянием религиозных воззрений, исключительную роль в воспитании населения играло улучшение атеистической пропаганды.
О совместной работе в этой секции вспоминает и академик АН МССР Т. И. Малиновский: «Первое мое знакомство с Иваном Константиновичем состоялось в Республиканском обществе «Знание». Моя публичная
лекция «О строении Вселенной» попала к нему на рецензирование. И. К. Парно не только добросовестно отрецензировал работу, но и провел со мной беседу. Указав на все недостатки лекции, посоветовал, как улучшить текст лекции, какие источники при этом надо использовать. Мы сотрудничали в обществе «Знание» на протяжении долгих лет, возглавляя секции Республиканского общества: Иван Константинович был председателем атеистической секции, а я — астрономии и космонавтики. Позже судьба сблизила нас еще больше, — продолжает свои воспоминания Тадеуш Иосифович. Это случилось после того, как я был избран председателем научно-методического совета планетария, а И. К. Парно — его членом. Я должен признать, что он нас всех учил, как надо организовывать лекции, обсуждать их, как работать над рукописью. Все это делалось очень доброжелательно. Несмотря на свой преклонный возраст (более 80 лет), Иван Константинович проводил в планетарии огромную работу с лекторами и как председатель атеистической секции, а также как член научно-методического совета планетария».
Во многом способствовал Иван Константинович улучшению работы секции математики учебно-методического Совета (УМС) Министерства просвещения Молдавской ССР. Председателем секции УМСа И. К. Парно был избран в день организации Совета — в 1956 году. Занимал он эту почетную должность около 15 лет. В начале 70-х годов председателем стал член-корресподнент АПН СССР, доктор физико-математических наук профессор В. Д. Белоусов, а Иван Константинович продолжал оставаться членом секции.
Еще в конце 50-х годов члены УМСа во главе с И. К. Парно принимают решение, чтобы все учебники и учебные пособия (в том числе и переводы) по математике, издаваемые в издательствах республики,
предварительно рассматривались на секции. Эта добрая традиция сохранена в настоящее время и, безусловно, она способствовала и способствует улучшению издаваемой в республике литературе по математике.
И. К- Парно был частым гостем учителей и студентов вузов города, а также республики, выступал перед ними. Ему было дорого все то, во что он на протяжении многих десятилетий вкладывал свой труд, свою мечту.
В мае 1976 года, например, ректорат и кафедра алгебры и геометрии Бельцкого пединститута им. А. Руссо приглашают Ивана Константиновича выступить с небольшим спецкурсом лекций по «Современным вопросам преподавания математики в средней школе» перед студентами математического отделения физико- математического факультета института.
Представив на утверждение кафедры рабочий план своего курса, он строго по расписанию стал читать лекции. На занятиях у известного педагога присутствовали не только студенты-математики, но и все преподаватели математических кафедр института (кафедры алгебры и геометрии и кафедры математического анализа), свободные от занятий. Лекции отличались оригинальностью построения, глубиной содержания, сопровождались интересными примерами из практики. Перед студентами и преподавателями выступал тот же, что и в былые годы, располагающий к себе, добрый и остроумный человек.
И. К. Парно читал курс лекций студентам III — IV курсов. Но и студентам младших курсов (I—II) было известно о том, что в институте находится автор учебных пособий по элементам высшей математики для старших классов средней школы И. К. Парно. Во время перемен, когда Иван Константинович отвечал на вопросы слушателей, вокруг собиралось много сту
дентов факультета, которые хотели посмотреть на «живого Парно».
Это было последнее, пребывание Ивана Константиновича в родном городе.
В январе 1979 года Иван Константинович заболел, был госпитализирован, а 21 января скончался от кровоизлияния в мозг. Перестало биться сердце человека, которое, казалось, никогда не знало усталости. Навсегда ушел от своих друзей, учеников и любимого дела Иван Константинович, оставив заметный след в развитии народного образования Молдавии.
Партия и правительство высоко оценили научнопедагогическую деятельность молдавского математика- методиста.
Мы уже отмечали, что в августе 1945 года за плодотворный труд на ниве народного образования он был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Молдавской ССР, 20 мая 1946 года — медалью «За доблестный труд в Отечественной войне Советского Союза».
Министерство просвещения республики 15 июля 1947 года наградило И. К. Парно в связи с его 50-летием значком «Отличник просвещения МССР», а спустя несколько месяцев, 6 ноября 1947 года, за выдающиеся заслуги в области народного образования, за долголетнюю и плодотворную педагогическую деятельность Президиум Верховного Совета Молдавской ССР присвоил И. К. Парно почетное звание Заслуженного учителя Молдавскй ССР.
И. К. Парно 31 октября 1960 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени, 14 февраля 1962 года — второй Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Молдавской ССР, а 8 августа 1967 года — орденом «Знак Почета». В этом же году ему было присвоено высокое звание Заслуженного деятеля науки Молдавской ССР.
Биографии знаменитых математиков

Математика - Биографии - работы - авторов

Автор - Парно И.К., Серия - Страницы жизни и творчества, Биографии знаменитых математиков, Автор - Белоусов В.Д., Автор - Нягу Я.И., Автор - Петрушин П.К.