Skip to main content

Математика (наука)

О рациональной организации урока - Из опыта передовых учителей Липецкой области - Ученые записки - Выпуск шестой - 1967 год - Скачать старые книги

Советская нехудожественная литература бесплатно

О рациональной организации урока - Выпуск шестой - 1967 год

Описание: ТРУДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Липецк — 1962

Эта брошюра представляет собой сборник научно-педагогических трудов, изданный в 1962 году Елецким государственным педагогическим институтом. Она адресована преподавателям, методистам и педагогам-практикам, интересующимся вопросами эффективной организации учебного процесса. В центре внимания авторов — передовой опыт учителей Липецкой области по рациональной организации уроков по различным предметам: от математики до иностранных языков. Особую ценность представляют практические рекомендации по повышению эффективности преподавания, разработанные заведующим кафедрой математики В.Ф. Гузняевым и другими авторитетными педагогами. Сборник охватывает широкий спектр вопросов: от методических приёмов и межпредметных связей до влияния организации урока на утомляемость учащихся. Материалы основаны на реальном опыте школ региона и предлагают конкретные решения для оптимизации учебного процесса.

© Елецкий государственный педагогический институт Липецк — 1962

Авторство: В.Ф. ГУЗНЯЕВ, зав. кафедрой математики.

Формат: PDF Размер файла: 3.46 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Поликаркин Н. Ф. О дальнейшем совершенствовании опыта рациональной организации урока 3

Аккерман С. И. Педагогический анализ опыта передовых учителей

Липецкой области по рациональной организации уроков 11

Гузняев В. Ф. Передовой опыт в рациональной организации уроков математики 34

Гузняев В. Ф. Комментированные упражнения на уроках математики 43

Провоторова В. Н. Пути повышения эффективности урока 61

Фигуровский И. А. О комбинированном и рационально организованном уроках русского языка. 62

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ

Леонова Н. А. О межпредметных связях рационально организованного урока. 74

Львов П. П. К вопросу об эффективности уроков литературы и их рациональном построении 82

Краснова С. В. Из опыта преподавания литературы в старших классах средней школы 90

Севрюгина Л. В. Развитие устной речи на рационально организованных уроках иностранного языка (из опыта Елецких и липецких учителей) 107

Иванчинова О. Н. Рациональная организация уроков иностранного языка (на материале уроков учителей г. Ельца и Елецкого района) 119

Руднев И. И. Рационализация методов обучения в начальных классах 134

Колпачёв В. П. Рационал ьная организация урока и утомляемость учащихся 146

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - О рациональной организации урока - Из опыта передовых учителей Липецкой области - Ученые записки - Выпуск шестой - 1967 год года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ В РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

В ближайшие годы в значительной степени возрастут требования к объему и характеру математической подготовки выпускников средних школ. Улучшение постановки преподавания математики — одна из актуальнейших задач, стоящих перед советской школой.

Анализ учебных планов общеобразовательных школ показывает, что нет оснований ожидать увеличения числа часов, отводимых на изучение математики- Для улучшения постановки преподавания математики надо искать внутренние резервы. В настоящее время педагогическая общественность проявляет особый интерес к проблеме повышения эффективности уроков математики.

Изучение опыта работы учителей математики ряда школ Ельца и Липецкой области показывает, что для уроков передовых учителей математики характерны следующие особенности:

1. Умелое осуществление на уроках связи преподавания математики с жизнью, с подготовкой учащихся к общественно полезному и производительному труду.

2. Решительный отказ от шаблона, трафарета в построении уроков. Выбор структуры урока в соответствии с изучаемым материалом и дидактическими целями урока.

3- Слияние в единый педагогический процесс обучения, повторения и выявления знаний, умений и навыков.

4. Широкое использование приемов и методов, активизирующих мышление учащихся.

5- Стремление на уроке формировать у учащихся умения и навыки применять полученные знания по математике.

6. Проведение на уроках систематической индивидуальной работы с неуспевающими и одаренными учащимися.

7. Использование для целей обучения и воспитания каждой минуты урока, продуманная борьба с непроизводительными затратами учебного времени.

Передовые учителя математики, по-новому организуя работу на уроке, не только мастерски используют методы обучения, оправдавшие себя в многолетней практике, но настойчиво ищут более эффективные приемы обучения. Для передовых учителей математики характерен творческий подход к организации каждого урока, разнообразная педагогическая техника, использование методов обучения, позволяющих максимально активизировать работу учащихся.

Рассмотрим некоторые методические приемы, используемые передовыми учителями математики для рациональной организации урока.

1°. Подготовка класса к уроку

Передовые учителя математики, как правило, готовят класс к работе до урока. С этой целью на перемене просматриваются тетради учащихся с выполненными домашними работами, с помощью дежурных проверяется, все ли у учащихся подготовлено к уроку, подбираются наглядные пособия, готовятся записи на классной доске, необходимые для работы на уроке, раздаются карточки для самостоятельной работы учащихся и т. д. Опыт передовых учителей математики показывает, что предварительная подготовка класса к работе позволяет экономить около 5 минут времени урока-

2°. Проверка выполнения домашнйх заданий

При проведении урока смешанного типа начало урока обычно посвящалось проверке домашнего задания. На проверку домашнего задания тратилось 15—20 минут- Это время, как правило, использовалось крайне непродуктивно.

Опыт передовых учителей математики показывает, что нет никакой необходимости проверять в классе коллективно каждое домашнее задание.

В настоящее время в школах широко используются следующие формы контроля за выполнением домашних заданий:

1) до начала урока (или в начале урока) проверяется факт выполнения учащимися домашней работы, на уроке работа не проверяется, тщательная проверка домашних работ проводится учителем дома;

2) в некоторых случаях, установив факт выполнения домашнего задания, учитель задает учащимся два — три контрольных вопроса, выясняющих степень сознательности выполнения домашнего задания;

3) в начале урока даются несколько упражнений, аналогичных тем, которые учащиеся выполняли дома;

4) чтобы повысить ответственность учащихся за выполнение домашних работ, иногда проводятся контрольные работы по текстам домашних работ;

5) если домашняя работа является основой классной работы, то она проверяется в классе коллективно; проверка должна сопровождаться активной деятельностью учащихся и носить обучающий характер (обоснование найденных решений, объяснение ошибок товарища, иллюстрация правил своими примерами и т. д.).

Передовые учителя математики стараются не выделять проверку домашнего задания в самостоятельный этап урока; используют для проверки домашних работ разнообразные приемы, отдавая предпочтение тем, которые наиболее экономны и позволяют максимально активизировать работу учащихся.

3Организация работы учащихся на уроке

Очень важно, чтобы с первой же минуты урока все учащиеся были включены в работу. На практике чаще всего используются следующие формы организации начала урока:

1) урок начинается с небольшой самостоятельной работяг, не требующей особого разъяснения;

2) в начале урока дается задание повторить по учебнику правила, нужные для объяснения нового материала;

3) учащимся предлагается написать небольшой математический диктант;

4) проводится работа над ошибками, допущенными учащимися в тетрадях;

5) урок начинается с решения задач, записанных на плакатах;

6) в начале урока проводится серия устных упражнений. Конечно, возможны и другие формы организации начала урока-

Опыт передовых учителей математики убедительно показывает, что умелое включение всех учащихся в работу с самого начала урока не только экономит время, но позволяет мобилизовать волю и внимание учащихся и обеспечивает хороший темп работы на уроке.

Программа по математике построена так, что на большинстве уроков приходится объяснять новый материал. Передовые учителя математики, как правило, 1) не выделяют объяснение нового материала в изолированный этап урока, 2) при объяснении нового материала широко используют приемы, позволяющие активизировать мышление учащихся и обеспечивающие активное участие в работе всех учащихся класса-

Опыт передовых учителей математики подтверждает педагогическую эффективность следующих методических приемов, применяемых при объяснении нового материала.

1. Метод целесообразно подобранных задач.

Выполняя систему целесообразно подобранных упражнений, учащиеся сами открывают и обосновывают математические закономерности.

Примеры.

а) Урок алгебры в 6 классе «а» школы № 3 г. Ельца (учительница Н. И.Орехова).

Изучается правило умножения нескольких рациональных чисел- На доске во время перемены записываются примеры. Для записи знаков + и — используются цветные мелки. Учащиеся находят записанные произведения, выполняя последовательное умножение сомножителей- После этого учительница предлагает учащимся подметить, как можно определить знак произведения, не выполняя умножения. Подумав, учащиеся самостоятельно формулируют нужную закономерность. Затем проводятся рассуждения, устанавливающие, почему подмеченная закономерность имеет место для произведения любого числа сомножителей.

б) Урок алгебры в 8 классе «а» школы № I г. Ельца (учитель В. И. Исаев). Изучается теорема о соотношении между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. На доске записывается несколько квадратных уравнений с числовыми коэффициентами. Учащиеся находят корни записанных уравнений. По требованию учителя учащиеся подмечают зависимость между корнями и коэффициентами решенных уравнений. Ставится вопрос: «Для любых ли квадратных уравнений справедлива подмеченная закономерность?

Как это проверить?» После этого проводится доказательство подмеченной закономерности в общем виде-

2. Аналитико-синтетический метод изложения математических доказательств-

Сущность аналитико-синтетического метода изложения математических доказательств заключается в том, что сначала обращается внимание на аналитический подход к решению данного вопроса, на отыскание пути доказательства, а затем найденное доказательство излагается синтетическим методом.

Метод целесообразно подобранных задач и аналитикосинтетический метод изложения доказательств часто используются совместно.

Пример.

Урок геометрии в 10 классе «а» школы № 3 г. Ельца (учительница Р. Ф'. Дерюгина),

Изучается теорема о вычислении объема усеченной пирамиды. Проведя небольшую беседу, учительница показала, что решение ряда практических задач сводится к вычислению объема усеченной пирамиды, что задача о вычислении объема усеченной пирамиды пришла в математику из жизни. Затем решаются задачи на вычисление объема усеченной пирамиды с числовыми данными. Учащиеся подмечают прием вычисления объема усеченной пирамиды. После этого задача решается в общем виде- Полученный результат истолковывается. Учащиеся самостоятельно приходят к известной теореме об объеме усеченной пирамиды-

3. Работа с учебником.

Передовые учителя математики при объяснении нового материала используют разнообразные формы работы с учебником (например, повторение по учебнику правил, необходимых для изучения нового материала, чтение по учебнику материала, объясненного на уроке, самостоятельное изучение по учебнику нового материала, составление конспекта изученного материала и т. д.). Передовые учителя проводят работу с учебником во всех классах- Широкое использование при объяснении нового материала учебника совершенно необходимо, так как школа должна привить учащимся умение самостоятельно разбираться в простейших математических текстах-

4. Проведение на уроках практических работ.

Практика показывает, что нецелесообразно, особенно в младших классах, использовать при объяснении нового материала только вычисления и логические рассуждения. Такая

работа быстро утомляет учащихся. Поэтому передовые учителя стали смелее внедрять при объяснении нового материала разнообразные практические работы. В процессе изучения нового материала учащиеся чертят, измеряют, изготовляют модели и т. д. Практические работы способствуют появлению у учащихся интереса, повышают активность и работоспособность и улучшают качество усвоения учебного материала. Пример.

Урок геометрии в 6 классе «а» школы № 1 г. Ельца (учительница О. А. Милишенко).

Изучается теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. В процессе изучения указанной теоремы учащиеся выполнили следующую практическую работу: измерили стороны и углы начерченных треугольников, сравнили стороны и лежащие против них углы. Указанная работа позволяет лучше усвоить изучаемый материал, способствует формированию важных практических навыков.

5. Проведение на уроках математики лабораторных работ.

Передовые учителя математики при объяснении нового материала умело используют лабораторные работы. Проведение лабораторных работ активизирует мышление учащихся, позволяет показать практическое применение математики, облегчает формирование умений и навыков производить измерения и вычисления.

6. Проведение математических экскурсий с последующей обработкой собранного материала.

Передовые учителя математики при объяснении нового материала используют материалы, собранные во время математических экскурсий- Указанный прием повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, позволяет осуществлять связь преподавания математики с жизнью-

В процессе изучения математики учащиеся должны получить не только определенный объем знаний, но приобрести умения и навыки применять полученные знания.

Опыт передовых учителей математики показывает, что при рациональной организации урока можно на самом уроке сформировать умения и навыки применять полученные знания.

В настоящее время получили широкое распространение следующие методические приемы, способствующие формированию у учащихся на уроке умений и навыков применять полученные знания.

. 1. Комментирование упражнений.

Комментирование упражнений на уроках математики проводится следующим способом: во время самостоятельного выполнения учащимися работы один из них, не отрываясь от работы^ объясняет, какие математические действия необходимо выполнить для решения примера или задачи и какие правила при этом надо использовать При комментировании упражнений обучающего характера все учащиеся работают одновременно. Для комментирования вызываются обычно средние или слабые учащиеся. Упражнение комментируется одним учеником полностью или применяется комментирование упражнения по частям, когда по требованию учителя комментирование одного упражнения выполняют по очереди несколько учащихся. Иногда применяется частичное комментирование, например, комментируется план решения задачи, а вычисления проводятся учащимися самостоятельно, или читается формула или правило, а соответствующие действия каждый учащийся выполняет самостоятельно-

Во время комментирования упражнений учитель ходит по классу, контролирует работу учащихся, помогает отстающим.

Умело проводит комментирование упражнений учительница математики школы № 15 г. Ельца Л. Г. Якунина. Комментирование упражнений Л. Г, Якунина проводит на большей части уроков. Применение указанного методического приема в течение длительного промежутка времени дало положительные результаты: учащиеся стали лучше знать правила, теоремы, определения, стала более грамотной речь учащихся, уменьшилось число ошибок в самостоятельных работах.

Комментирование упражнений обычно вводится при подготовке учащихся к самостоятельной работе. Практика работы ряда учителей показывает, что комментирование упражнений с успехом можно использовать также при проверке выполнения домашних заданий, при закреплении и повторении пройденного материала.

2- Использование устных упражнений.

Передовые учителя математики широко используют устные упражнения не только на уроках арифметики, но и на уроках алгебры, геометрии и тригонометрии. При проведении устных упражнений используются таблицы, задачи-плакаты, запись упражнений на переносных досках, слуховые упражнения и т. д. Устные упражнения проводятся на всех этапах урока.

Разумное внедрение в практику преподавания устных упражнений дает значительную экономию времени, позволяет увеличить число упражнений, активизирует работу учащихся,

облегчает формирование умений и навыков применять полученные знания по математике.

3. Использование полу письменных упражнений.

Сущность полу письменных упражнений заключается в следующем: упражнение выполняется письменно, но все вычисления, которые можно сделать устно, выполняются устно. Такой подход к выполнению упражнений не только экономит время, но заставляет учащихся думать, облегчает формирование умения рационально проводить вычисления.

Передовые учителя математики проводят полу письменные упражнения во всех классах, требуют от учащихся полу письменных вычислений при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

4. Решение задач по карточкам.

До урока или на уроке каждому учащемуся дается карточка с записанными на ней упражнениями. Учащиеся выполняют эти упражнения, переписав их в тетрадь, или записывают решение и ответ на выданной карточке. Использование карточек экономит время и позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Передовые учителя математики проводят решение задач по карточкам во всех классах.

5. Самостоятельное составление учащимися задач.

Опыт передовых учителей математики показал, что систематическое составление задач позволяет быстрее выработать у учащихся умение решать задачи, дает возможность показать применение математики в жизни.

Передовые учителя математики систематически вводят упражнения на самостоятельное составление задач учащимися во всех классах- Получили распространение следующие приемы составления задач: составление задачи, аналогичной данной, составление задачи, обратной данной, составление задачи при указанной вариации основных соотношений, составление задачи по готовой формуле, составление задач на местном материале и т. д.

4° Учет знаний учащихся по математике

При проведении урока комбинированного типа подавляющее большинство оценок выставлялось во время проверки домашнего задания. Передовые учителя математики отказались от такой системы учета знаний по математике.

В настоящее время широкое распространение получила новая форма учета знаний по математике — выставление по

урочного балла. Сущность названной формы учета знаний состоит в следующем: перед началом урока учитель намечает себе нескольких учащихся и на протяжении всего урока наблюдает за их работой, в течение урока несколько раз спрашивает их, а в конце урока выставляет поурочный балл. Выставляя поурочный балл, учитель мотивирует каждую отметку.

Наблюдения показывают, что выставление поурочного балла активизирует деятельность учащихся на уроке, заставляет учащихся быть более внимательными, аккуратнее выполнять всю работу.

Передовые учителя математики, кроме поурочного балла, применяют и другие формы учета знаний учащихся по математике (например: индивидуальный опрос, оценка самостоятельных работ, контрольные работы, зачеты по отдельным темам и т. д.)-

Педагогическая эффективность перечисленных выше приемов рациональной организации уроков математики убедительно подтверждается опытом передовых учителей математики.

Внедрение в школьную практику приемов рациональной организации уроков повышает уровень математической подготовки учащихся.

МАТЕМАТИКА - УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ - ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

БОЛЬШЕ НЕТ

КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ - Педагогический опыт - из опыта работы, Математика - Для преподавателей ВУЗов, техникумов, ПТУ, Математика - Для Учителей, Серия - Ученые записки, Автор - Гузняев В.Ф.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА (НАУКА)

БОЛЬШЕ НЕТ

НАУКА МАТЕМАТИКА СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика