Развитие методики преподавания математики (Гольтинов) 1966 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: Настоящая брошюра посвящена историческому обзору и критическому анализу некоторых русских учебников геометрии для средней школы, созданных в XX веке (до 1917 г.), а также выявлению положительного методического опыта старой школы. Прослеживается развитие методических идей в преподавании геометрии в России и в других странах. Рассматриваемые в брошюре учебники геометрии, написанные рядовыми учителями средних школ России, представляют значительное явление в нашей учебной литературе; в них ставятся и так или иначе решаются многие научно- методические вопросы, связанные с улучшением преподавания геометрии, не потерявшие живого практического интереса и в наши дни.
Разбор иностранных учебников геометрии (Борель, Филипс и Фишер) знакомит учителя с передовыми методическими идеями иностранных педагогов.
Брошюра предназначается для учителей-математиков средней школы и студентов педагогических институтов.
© Южно-уральское книжное издательство Челябинск 1966 Курганский областной институт усовершенствования учителей
Авторство: Вениамин Федорович Гольтиков
Формат: PDF Размер файла: 5.42 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Развитие методических идей по геометрии в начале XX века 6
II. Русские учебники геометрии XX века 21
Заключение 55
Развитие методики преподавания математики.
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Развитие методики преподавания математики (Гольтинов) 1966 года
СКАЧАТЬ PDF
В связи с дальнейшим усовершенствованием преподавания математики в духе закона 1958 года о школе назрела потребность в пересмотре содержания, структуры и методики преподавания геометрии в нашей общеобразовательной школе. Важным условием успешной перестройки преподавания является проблема школьного учебника, этого «фундамента хорошего преподавания», по выражению К- Д. Ушинского. При подготовке учебника геометрии, отвечающего современным задачам школы и требованиям науки, необходимо сочетать смелые поиски нового с бережным отношением к методическому опыту, накопленному ‘русской школой и педагогикой прошлого.
Ответственный редактор кандидат физ.-мат. наук Ф. П. ЖИРНОВ.
ВВЕДЁН ИЁ
В начале 90-х годов XIX века в России ставится Вопрос о реформе преподавания всего курса математики' в средней школе. Начало этому было положено рефератом В. Е. Сердобинского1 и статьями В. П. Шереметьевского2. Оба автора высказались за развитие идеи функциональной зависимости в каждом из предметов школьного курса математики.
С этой точки зрения, как отмечал В. Е. Сердобин- ский, задачи на построение в геометрии должны иметь особо важное образовательное значение. Некоторые дидактические требования реформы были высказаны- Д. -Д. Галаниным3; который боролся за устранение догматизма в преподавании, за необходимость введения пропедевтического курса геометрии в гимназиях.
Методологическая основа рассматриваемой реформы (как и всей методики преподавания математики) складывалась -под влиянием развития русской прогрессивной общественной мысли, математической науки и передовой школьной практики. Материалистическая основа методики математики была определена црежде всего в выступлениях- русских революционеров-демократов Чернышевского, Добролюбова и Писарева, подвергших острой критике формализм и схоластику в преподавании математики, требовавших органической связи преподавания ее с практической жизнью и естествознанием, боровшихся за воспитание у юношества активного математического мышления. Значительную
1 Отчет о деятельности комиссии преподавателей матем-атики при учебном отделе общества -распространения технических знаний за"' 1892 год. М., 1893, стр. 15—17.
2 «Русская мысль», 1895, кн. 5, стр. 105—125, ст. В. П. Шереметьевского «Математика как наука и ее школьные суррогаты».
3 Отчет о; деятельности педагогического общества, состоящего при Московском -университете, М., 1899, стр, - 80,
роль сыграли в этом деле передовой опыт и творческая деятельность рядовых преподавателей математики средней школы, указания М. В. Остроградского и П. Л. Чебышева о путях развития русской методики преподавания математики «в реальном» направлении, признание научных идей Н. И. Лобачевского, выяснение их педагогического значения.
В результате совместных усилий ученых, педагогов- математиков и учителей-практиков к началу XIX века в России были выработаны положения, которые легли в основу международного движения за реформу преподавания математики в XX веке.
Эти положения, в основном, сводились к следующему:
1. Обучение математике должно быть подчинено развитию науки и требованиям жизни, программы школьного курса математики — соответствовать современному состоянию науки, а основное содержание курса — строиться вокруг идеи числа, функции, графического изображения функциональной зависимости, включать элементы высшей математики и способствовать развитию пространственных представлений у учащихся.
2. Из программы и учебников должен быть исключен ряд вопросов, не имеющих первостепенной научной и практической ценности.
3. Требовалось уделять больше внимания практическим приложениям в школьных учебниках математики и усилить связь между математикой и другими дисциплинами.
4. Методы преподавания математики в средней школе должны находиться в полном соответствии с новейшими данными педагогики и психологии. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. Отсюда на ранних ступенях обучения математике следовало отказаться от неоправданной отвлеченности и дедуктивных выводов и, наоборот, усилить наглядность обучения и конкретность истолкований математических понятий.
Таким образом, в конце XIX века передовые ученые- математики и педагоги выступили за коренной пересмотр содержания, системы и методов преподавания математики в средней школе и, следовательно, за соответствующую переработку учебной литературы.
Система геометрического образования в средних школах России поддерживалась учебниками А. Ю. Давидова, А. Ф. Малинина, А. П. Киселева и других, абстрактно-дедуктивное построение которых не отвечало современному состоянию педагогической мысли. Эти учебники в известной мере отражали устоявшиеся еще с евклидовских времен научные и методические особенности учебника геометрии.
В результате деятельности ученых-математиков и педагогов (особенно плодотворной во второй половине XIX века) были выработаны принципы в вопросах построения школьного учебника геометрии. Был дан и общий план их построения: перед изложением систематического курса геометрии нужен наглядный пропедевтический, а сам систематический -курс должен быть переработан в духе основных идей предлагаемой реформы.
Итак, с возникновении новых научно-методических идей в области преподавания геометрии в средней школе в предреволюционные годы XX века в России продолжается деятельный критический пересмотр учебной литературы, выпускаются интересные и оригинальные учебники геометрии, не потерявшие своего значения и в наши дни.
В решении методических вопросов все большую роль начинают играть рядовые преподаватели средних школ, которые активно включаются в создание учебной литературы на уровне современных научных и методических требований. Делаются попытки отражения в учебниках геометрии научных достижений в вопросах оснований геометрии (П. А. Долгушин и др.), некоторых вопросов геометрических преобразований (симметрия, вращение, гомотетия и др.). Более полно и строго излагаются отделы, связанные с построением изображений в школьном преподавании геометрии, с решением задач на построение в стереометрии (П. А. Долгушин, Б. А. Маркович). С системой конструктивно-генетического построения школьного курса геометрии выступает Н. Извольский. Определения некоторых геометрических понятий (треугольник, четырехугольник и др.) даются Н. Извольским с использованием идей проективной геометрии.
Лучшие методические идеи дореволюционных педагогов не могли найти сколько-нибудь существенного отражения в практике работы школ царской России. Только советская школа, находящаяся на пути нового подъема, руководствуясь задачами коммунистического воспитания молодежи, может и должна взять все лучшее, что оставлено нам методикой и практикой работы дореволюционной школы. Тщательное изучение и стрии русского геометрического учебника, его критическое осмысливание будет способствовать ловышению теоретического уровня подготовки советского учителя математики и активизации его творческой деятельности.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Математика - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Книги и учебники по ГЕОМЕТРИИ для учителей

Педагогическое образование, Методика преподавания математики, Математика - Для Учителей, Геометрия - Методика преподавания, Автор - Гольтинов В.Ф.