Skip to main content

Математика (наука)

Развитие методики преподавания математики (Гольтинов) 1966 - Скачать старые книги

Советская нехудожественная литература бесплатно

Развитие методики преподавания математики (Гольтинов) 1966

Описание: Настоящая брошюра посвящена историческому обзору и критическому анализу некоторых русских учебников геометрии для средней школы, созданных в XX веке (до 1917 г.), а также выявлению положительного методического опыта старой школы. Прослеживается развитие методических идей в преподавании геометрии в России и в других странах. Рассматриваемые в брошюре учебники геометрии, написанные рядовыми учителями средних школ России, представляют значительное явление в нашей учебной литературе; в них ставятся и так или иначе решаются многие научно- методические вопросы, связанные с улучшением преподавания геометрии, не потерявшие живого практического интереса и в наши дни.
Разбор иностранных учебников геометрии (Борель, Филипс и Фишер) знакомит учителя с передовыми методическими идеями иностранных педагогов.
Брошюра предназначается для учителей-математиков средней школы и студентов педагогических институтов.

© Южно-уральское книжное издательство Челябинск 1966 Курганский областной институт усовершенствования учителей

Авторство: Вениамин Федорович Гольтиков

Формат: PDF Размер файла: 5.42 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

I. Развитие методических идей по геометрии в начале XX века 6

II. Русские учебники геометрии XX века  21

Заключение 55

Развитие методики преподавания математики.

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатную книгу времен СССР - Развитие методики преподавания математики (Гольтинов) 1966 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

В связи с дальнейшим усовершенствованием преподавания математики в духе закона 1958 года о школе назрела потребность в пересмотре содержания, структуры и методики преподавания геометрии в нашей общеобразовательной школе. Важным условием успешной перестройки преподавания является проблема школьного учебника, этого «фундамента хорошего преподавания», по выражению К- Д. Ушинского. При подготовке учебника геометрии, отвечающего современным задачам школы и требованиям науки, необходимо сочетать смелые поиски нового с бережным отношением к методическому опыту, накопленному ‘русской школой и педагогикой прошлого.

Ответственный редактор кандидат физ.-мат. наук Ф. П. ЖИРНОВ.

ВВЕДЁН ИЁ

В начале 90-х годов XIX века в России ставится Вопрос о реформе преподавания всего курса математики' в средней школе. Начало этому было положено рефератом В. Е. Сердобинского1 и статьями В. П. Шереметьевского2. Оба автора высказались за развитие идеи функциональной зависимости в каждом из предметов школьного курса математики.

С этой точки зрения, как отмечал В. Е. Сердобин- ский, задачи на построение в геометрии должны иметь особо важное образовательное значение. Некоторые дидактические требования реформы были высказаны- Д. -Д. Галаниным3; который боролся за устранение догматизма в преподавании, за необходимость введения пропедевтического курса геометрии в гимназиях.

Методологическая основа рассматриваемой реформы (как и всей методики преподавания математики) складывалась -под влиянием развития русской прогрессивной общественной мысли, математической науки и передовой школьной практики. Материалистическая основа методики математики была определена црежде всего в выступлениях- русских революционеров-демократов Чернышевского, Добролюбова и Писарева, подвергших острой критике формализм и схоластику в преподавании математики, требовавших органической связи преподавания ее с практической жизнью и естествознанием, боровшихся за воспитание у юношества активного математического мышления. Значительную

1 Отчет о деятельности комиссии преподавателей матем-атики при учебном отделе общества -распространения технических знаний за"' 1892 год. М., 1893, стр. 15—17.

2 «Русская мысль», 1895, кн. 5, стр. 105—125, ст. В. П. Шереметьевского «Математика как наука и ее школьные суррогаты».

3 Отчет о; деятельности педагогического общества, состоящего при Московском -университете, М., 1899, стр, - 80,

роль сыграли в этом деле передовой опыт и творческая деятельность рядовых преподавателей математики средней школы, указания М. В. Остроградского и П. Л. Чебышева о путях развития русской методики преподавания математики «в реальном» направлении, признание научных идей Н. И. Лобачевского, выяснение их педагогического значения.

В результате совместных усилий ученых, педагогов- математиков и учителей-практиков к началу XIX века в России были выработаны положения, которые легли в основу международного движения за реформу преподавания математики в XX веке.

Эти положения, в основном, сводились к следующему:

1. Обучение математике должно быть подчинено развитию науки и требованиям жизни, программы школьного курса математики — соответствовать современному состоянию науки, а основное содержание курса — строиться вокруг идеи числа, функции, графического изображения функциональной зависимости, включать элементы высшей математики и способствовать развитию пространственных представлений у учащихся.

2. Из программы и учебников должен быть исключен ряд вопросов, не имеющих первостепенной научной и практической ценности.

3. Требовалось уделять больше внимания практическим приложениям в школьных учебниках математики и усилить связь между математикой и другими дисциплинами.

4. Методы преподавания математики в средней школе должны находиться в полном соответствии с новейшими данными педагогики и психологии. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. Отсюда на ранних ступенях обучения математике следовало отказаться от неоправданной отвлеченности и дедуктивных выводов и, наоборот, усилить наглядность обучения и конкретность истолкований математических понятий.

Таким образом, в конце XIX века передовые ученые- математики и педагоги выступили за коренной пересмотр содержания, системы и методов преподавания математики в средней школе и, следовательно, за соответствующую переработку учебной литературы.

Система геометрического образования в средних школах России поддерживалась учебниками А. Ю. Давидова, А. Ф. Малинина, А. П. Киселева и других, абстрактно-дедуктивное построение которых не отвечало современному состоянию педагогической мысли. Эти учебники в известной мере отражали устоявшиеся еще с евклидовских времен научные и методические особенности учебника геометрии.

В результате деятельности ученых-математиков и педагогов (особенно плодотворной во второй половине XIX века) были выработаны принципы в вопросах построения школьного учебника геометрии. Был дан и общий план их построения: перед изложением систематического курса геометрии нужен наглядный пропедевтический, а сам систематический -курс должен быть переработан в духе основных идей предлагаемой реформы.

Итак, с возникновении новых научно-методических идей в области преподавания геометрии в средней школе в предреволюционные годы XX века в России продолжается деятельный критический пересмотр учебной литературы, выпускаются интересные и оригинальные учебники геометрии, не потерявшие своего значения и в наши дни.

В решении методических вопросов все большую роль начинают играть рядовые преподаватели средних школ, которые активно включаются в создание учебной литературы на уровне современных научных и методических требований. Делаются попытки отражения в учебниках геометрии научных достижений в вопросах оснований геометрии (П. А. Долгушин и др.), некоторых вопросов геометрических преобразований (симметрия, вращение, гомотетия и др.). Более полно и строго излагаются отделы, связанные с построением изображений в школьном преподавании геометрии, с решением задач на построение в стереометрии (П. А. Долгушин, Б. А. Маркович). С системой конструктивно-генетического построения школьного курса геометрии выступает Н. Извольский. Определения некоторых геометрических понятий (треугольник, четырехугольник и др.) даются Н. Извольским с использованием идей проективной геометрии.

Лучшие методические идеи дореволюционных педагогов не могли найти сколько-нибудь существенного отражения в практике работы школ царской России. Только советская школа, находящаяся на пути нового подъема, руководствуясь задачами коммунистического воспитания молодежи, может и должна взять все лучшее, что оставлено нам методикой и практикой работы дореволюционной школы. Тщательное изучение и стрии русского геометрического учебника, его критическое осмысливание будет способствовать ловышению теоретического уровня подготовки советского учителя математики и активизации его творческой деятельности.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Книги и учебники по ГЕОМЕТРИИ для учителей

БОЛЬШЕ НЕТ

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

Педагогическое образование, Методика преподавания математики, Математика - Для Учителей, Геометрия - Методика преподавания, Автор - Гольтинов В.Ф.

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНОЕ ИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА (НАУКА)

БОЛЬШЕ НЕТ

НАУКА МАТЕМАТИКА СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика