Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе - Ученые записки № 323 1969 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: Ученые записки кафедры педагогики МГПИ им. В. И. Ленина подготовлены лабораторией экспериментальной дидактики, разрабатывающей проблему «Оптимальное усвоение учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе». В этих ученых записках обобщаются первые результаты исследовательской работы по названной проблеме, проводимой в 30-й школе Москвы научными сотрудниками лаборатории при участии учителей этой школы.
© МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА Москва — 1969
Авторство: Под редакцией профессора И.Т. Огородникова
Формат: PDF Размер файла: 2.98 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
И. Т. Огородников. Содержание и методика сравнительного изучения эффективности отдельных методов обучения в школе 4
П. И. Пидкасистый. Сравнительная эффективность воспроизводящих и творческих работ учащихся по истории 19
В. В. Мерцалова. Сравнительная эффективность воспроизводящих и творческих работ учащихся по литературе 72
К. П. Ш н у р к о в а. Сравнительная эффективность устного изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся при изучении нового материала по естествознанию 95
3. А. Смирнова. Сравнительная эффективность общих и программированных методов обучения при изучении русского языка в школе. 109
М. Д. Кошкина. Сравнительный анализ общего и программированного построения учебного материала по математике 124
Л. А. Иванова. Сравнительная эффективность общих и программированных методов при обучении учащихся решению физических задач 146
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе - Ученые записки № 323 1969 года
СКАЧАТЬ PDF
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Московского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В. И. Ленина.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исследование сравнительной эффективности отдельных методов обучения является органическим продолжением ранее проводившейся работы по проблеме «Повышение эффективности урока по основам наук в школе». Настоящий том ученых записок надо рассматривать как продолжение предшествующих изданий кафедры педагогики: ученых записок «Вопросы повышения эффективности урока» (I960), ученых записок «Вопросы повышения эффективности урока» (1963), ученых записок «Повышение эффективности урока по основам наук в школе» (1963), ученых записок «Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся на уроках по основам наук в школе» (1967).
земы как единое целое. В связи с этим напрашивается вывод о необходимости обязательных обобщений по ходу каждого отдельного урока и о возрастающей роли специальных повторительнд-обобщающих уроков, позволяющих учащимся приводить полученные знания в систему.
5. Как всякая новая методика, программированное обучение требует предварительного обучения учащихся основным приемам работы. Опыт показывает, что на первых уроках на такую подготовку тратится много времени. Особенно много затруднений встречают те учащиеся, которые не приучены к самостяотельной работе с учебником. 'Поэтому необходимо увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся с обычным учебником как при первичном изучении, так и закреплении учебного материала.
6. Такие недостатки программированного обучения, как ослабление коллективной деятельности учащихся, ограничение возможностей развития их устной речи, уменьшение воспитательного влияния живого слова учителя и ряд других, заставляют делать вывод, что программированное обучение необходимо сочетать со всеми другими приемами и методами. Нахождение конкретных путей для такого сочетания, выявление наиболее практически целесообразных видов сочетаний является одной из важнейших задач теории и практики программированного обучения.
М. Д. КОШКИНА
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕГО И ПРОГРАММИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ
Программированное обучение осуществляется путем использования специально составленных пособий, так называемых программированных пособий.
В отличие от обычных учебных пособий программированные пособия вносят организующее начало в самостоятельную работу учащихся в изучении учебного материала и обеспечивают условия самоконтроля его усвоения.
В обычных учебных -пособиях излагается в основном необходимая информация, в программированных пособиях дается программа действий учащихся, включающая и самоконтроль как обязательный и важнейший ее элемент.
Эти качества программированных пособий вытекают из определенной, своеобразной формы подачи учебного материала в них. Для программированных пособий отличительной чертой, следовательно, является форма изложения материала, но это накладывает довольно большие требования к отбору и содержанию материала для их составления.
При составлении программированных пособий основные этапы — это' 1) отбор учебного материала, выяснение его содержания; 2) выбор системы составления пособия, системы программирования материала.
Из всех видов программированных пособий по математике наиболее целесообразно создавать пособия, программирующие подачу теоретического материала, его закрепление и выработку соответствующих умений и навыков. Такие пособия учитель может использовать по своему усмотре- 124
нию на любом этапе урока: такое пособие является лучшим помощником учащегося при самостоятельной работе дома.
Остановимся на рассмотрении отдельных программированных пособий по математике.
Совместно с учителем математики В. Д. Кокоревой нами было составлено программированное пособие по арифметике по разделу «Обыкновенные дроби».
В качестве примера приведем перечень вопросов, по которым был запрограммирован материал по первой части раздела «Обыкновенные дроби», связанный с введением понятия дроби:
1. Понятие о дроби. Изображение дроби.
2. Сравнение дробей по величине.
3. Задание к теме «Возникновение дробей».
4. Дробь правильная и неправильная.
5. Исключение целого числа из неправильной дроби.
6. Обращение целого числа в неправильную дробь.
7. Обращение смешанного числа в неправильную дробь.
8. Изменение величины дроби с изменением ее членов.
9. Основное свойство дроби.
10. Сокращение дробей.
11. Приведение дробей к общему знаменателю.
В составленном нами пособии система изложения материала определялась его содержанием и назначением. Изложение ведется по смешанной системе. В большинстве случаев использована линейнай система программирования учебного материала, в отдельных случаях материал излагается по разветвленной системе.
В пособии изложены как вопросы теории, так и ряд упражнений различного характера, обеспечивающие выработку определённых умений и навыков в решении примеров и задач по данному разделу.
Материал, данный в пособии, расположен в строгой логической последовательности. Весь изучаемый материал разбивается на отдельные доли — кадры или порции информации. Характер излагаемого материала определяет содержание кадров. Каждый кадр содержит определенную законченную мысль. Учащимся сообщается либо постановка задачи, показывающая необходимость изучения Ьопроса, либо математическое определение, либо одно из свойств величин, либо примеры операций над числами и т. д.
Основная мысль в кадре, на которую нужно обратить внимание учащихся, выделена подчеркиванием. Это может быть определение, формулировка правила решения того или другого примера и т. д.
Страницы пособия имеют следующий вид.
«2. Число, стоящее над чертой, называется числителем дроби, оно показывает число, равных долей, из которых составлна дробь (см. 2, стр. 20).
Число, стоящее под чертой, называется знаменателем дроби, оно показывает, на сколько равных частей была разделена единица (см. 2, стр. 20).
Числитель и знаменатель дроби называются членами дроби.
3 3
Возьмем дробь—?— Число 3 будет числителем дроби —?— , чис-
„ 3
ло 7 — знаменателем дроби —у—
Числитель 3 и знаменатель 7 являются дроби членами
личие от ряда пособий По математике, предназначенных для учащихся, в книге «Алгебра и элементарные функции» изложение ведется лаконично, отсутствуют громоздкие и сложные формулировки. В книге имеется большое количество упражнений, подобранных довольно удачно. Наряду с Целым рядом преимуществ этой книги по сравнению с другими, где также изложен вопрос о производной, в ней имеются и отдельные недочеты в освещении этой темы.
К недостаткам следует прежде всего отнести отсутствие такого важного понятия, как непрерывность функции. Знакомство с ним предусмотрено новой программой по математике. Отсутствие этого понятия усложняет вопрос об исследовании функции путем применения производной. Вызывает сомнение отбор материала для ознакомления учащихся с производной сложной функции. Рассмотрение производной от сложной функции только для частного случая: y=f(ax-t-b) во многом сокращает круг возможных упражнений. Кроме того производная от сложной функции с одним промежуточным аргументом не намного сложнее рассмотренного авторами частного случая. Одним из основных методических недочетов в изложении материала по теме является подход к введению самого понятия производной. Непосредственное нахождение производных отдельных заданных функций показывает наличие определенных последовательных «шагов» в этом процессе и естественным образом подводит к определению производной. Авторы книги отказались от такого подхода к введению определения производной, что во многом усложняет восприятие учащимися этого понятия и вычисление производных ряда функций. Целесообразно было бы дать и графическую иллюстрацию в связи с выяснением понятия приращения аргумента и приращения функции. К методическим недочетам этого раздела книги относится отсутствие достаточного количества задач физического, технического содержания; задач, отражающих различные жизненные ситуации.
При написании нашего пособия были сделаны попытки учесть эти отдельные недочеты в содержании материала по производной в учебном пособии для учащихся X классов средней школы «Алгебра и элементарные функции» Е. С. Кочеткова и Е. С. Кочетковой. В ближайшее время предстоит проведение экспериментальНЬй проверки программированного пособия по теме «Производная» в ряде математических классов, что позволит сделать соответствующие выводы о целесообразности его использования в процессе преподавания.
Наш небольшой опыт по осуществлению программированного обучения и наблюдения по проведению программированного обучения по другим программированным пособиям в ряде школ г. Москвы (Ns 715, 657, 30) позволяют сделать первые выводы.
1. Самостоятельная работа учащихся, осуществляемая с помощью программированных учебных пособий, то есть программированное обучение является более эффективным методом обучения, чем самостоятельная работа, осуществляемая с помощью учебника и задачника. Это объясняется спецификой программированных учебных пособий, которые в большей мере учитывают психологические и логические особенности усвоения знаний учащимися.
2. Большую пользу программированные пособия принесут учащимся для самостоятельной работы дома в случае непонимания ими вновь объясненного в классе учебного материала, в случае пропуска отдельных занятий в школе.
3. Следует отказаться от длительной индивидуальной самостоятельной работы с программированным пособием. Залогом эффективности про-
граммированного обучения является его сочетание с общими сложившимися методами обучения при руководящей и направляющей роли учителя.
4. Учитель является лицом, направляющим и определяющим успех учебного процесса. Целесообразно наряду с программированным пособи* ем для ученика составлять пособие для учителя, которое бы. помогало ему w организации занятий с программированным пособием в классе.
5. Необходимо отметить наиболее серьезный, на наш взгляд, недочет программированного обучения. Программированное обучение оставляет ученика наедине с программированным пособием. Это обстоятельство не может способствовать умению четко, кратко, ясно и содержательно излагать свои мысли, умению излагать свою точку зрения, умению вести математический спор. Все эти минусы программированного обучения еще раз говорят о необходимости его сочетания с уже сложившимися в школьной практике общими методами обучения.
Л. А. ИВАНОВА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩИХ И ПРОГРАММИРОВАННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Идея программированного обучения очень популярна и в нашей стране, и за рубежом. Но программированное обучение нуждается в серьезных исследованиях, в выявлении его сильных и слабых сторон, в теоретическом обосновании их, в определении эффективных способов сочетания его с другими методами обучения. Целью нашего исследования является проверка сравнительной эффективности общих и программированных методов при обучении учащихся решению физических задач.
Решению задач на уроках физики уделяется большое внимание. Так, согласно официальному планированию, данному в журнале «Физика в школе» в теме «Равнопеременное движение» на решение задач отводится 9 часов из 19, то есть около 50% времени; в теме «Законы Ньютона» на решение задач отводится 8 уроков из 22-х, то есть 37% времени и т. д.
Решение задач дает возможность показать учащимся применение знаний на практике, развить мышление учащихся, закрепить, уточнить и конкретизировать знание физических законов. Однако реализация этих возможностей зависит от применяемых методов обучения.
Обычно обучение учащихся решению физических задач проводится следующим образом. Вначале учитель на доске показывает, как решаются задачи данного типа (проделывает необходимый анализ и все этапы решения задачи). Затем вызывается к доске ученик и ему предлагается решить другую задачу по образцу решения первой. Предполагается, что остальные учащиеся класса самостоятельно решают эту же задачу в тетради. Если ученик, стоящий у доски, затрудняется, учитель сам или с помощью других учеников приходит к нему на помощь, давая наводящие вопросы или просто указывая ход дальнейшей работы. Считается, что в процессе такого решения нескольких задач у доски учащиеся овладевают методами решения задач по данной теме и далее могут решать задачи самостоятельно. На деле сравнительно большой процент учащихся не овладевают методами решения задач.
НОВАТОРСТВО - НОВЫЙ ОПЫТ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИННОВАЦИИ В МАТЕМАТИКЕ

МАТЕМАТИКА - УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Педагогическое образование, Математика - Для Учителей, Математика - Сборники статей, Серия - Ученые записки, Математика - новаторство - новый опыт - экспериментальное - инновации