За высокое качество знаний по математике - Сборник статей 1966 год - старые книги
Советская нехудожественная литература
Описание: Сборник статей.
На секционном заседании по математике и физике с докладами выступили передовые учителя республики и преподаватели Марпед-института.
Настоящий сборник включает сокращенное изложение отдельных докладов.
Статьи И. А. Балабаева, П. М. Азарской, Н. С. Брыляковой, В. Г. Охотниковой и П. Н. Зубарева посвящены вопросам воспитания и обучения математике, развитию у учащихся способностей и интересов к математике.
Вопросам внеклассной работы учащихся и ее связи с учебой посвящены статьи Ф. Ю. Сулейманова и П. А. Баранова.
Изложению опыта применения технических средств при обучении математике посвящена статья учителей Моркинской восьмилетней школы Л. П. Николаева и Г. К- Шабалиной.
Н. К- Рузин в своей статье высказал принцип политехнической целесообразности арифметических задач.
В статье Н. А. Семенова рассказывается об экспериментальной работе по выявлению и проверке эффективных приемов обучения физике.
© Марийское книжное издательство Йошкар-Ола 1966 Марийский институт усовершенствования учителей
Авторство: И. А. Балабаев, П. М. Азарская, Н. С. Брылякова, В. Г. Охотникова и П. Н. Зубарев
Формат: PDF Размер файла: 9.27 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 2
И. А. Балабаев. Творческий труд учителей республики . . 3
П. М. Азарская. Воспитание учащихся в процессе преподавания математики 7
Н. С. Брылякова. О развитии интереса к математике . 12
В. Г. Охотникова. Как я добиваюсь прочных знаний по математике 21
Ф. Ю. Сулейманов. Из опыта внеклассной работы по математике 26
П. Н. Зубарев. Развивать математические способности учащихся 29
77. А. Баранов. Кабинет математики в школе 32
Л. П. Николаев, Г. К. Шабалина. Из опыта применения технических средств на уроке 36
Н. К. Рузин. Принцип политехнической целесообразности арифметических задач . 43
Н. А. Семенов. Способы организации учебной работы уча
щихся как средство повышения эффективности уроков физики 50
Скачать бесплатную книгу времен СССР - За высокое качество знаний по математике - Сборник статей 1966 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
В конце марта 1965 года в г. Йошкар-Оле проходила конференция мастеров педагогического труда МАССР, посвященная проблеме борьбы со второгодничеством и поискам эффективных методов обучения и воспитания.
И. А. Балабаев, заслуженный учитель школы МАССР, зав. кабинетом математики ИУУ
ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ
За последние годы в школах Марийской республики усилилась борьба за повышение качества знаний и навыков учащихся по математике. Проблема ликвидации второгодничества успешно решается рядом учителей и по этому трудному предмету для многих учащихся.
Повышение познавательной активности учащихся, индивидуальная работа на уроках и во внеурочное время, различные приемы рациональной организации урока,, творческое применение передового опыта — вот далеко неполный перечень вопросов, над которыми работают многие учителя математики.
В целях повышения познавательной активности учащихся учителя стали больше уделять внимания подготовке учащихся к восприятию нового материала. Для этого повторяется ранее изученный материал, решаются практические задачи, проводятся небольшие лабораторные работы. Например, учительница Советской средней школы А. П. Виногорова на уроке алгебры в VII классе перед изучением разложения многочленов по формуле разности квадратов двух чисел предложила учащимся для самостоятельного решения ряд умело подобранных примеров на все известные случаи и в конце предложила примеры, для решения которых необходимо знать формулу разности квадратов. Учащиеся убедились в недостаточности их знаний и в необходимости применения новой формулы. Многие учителя изучение теорем о средних линиях треугольника и трапеции, о сумме внутренних углов треугольника, теоремы Пифагора и другие вопросы геометрии начинают с выполнения небольших практических работ, связанных с измерениями и вычислениями. На основе изучения отдельных соотношений и
свойств явления они делают общий вывод, который затем получает теоретическое обоснование и подтверждение. При изучении нового материала отдельные учителя часто предлагают теоремы в виде задач на доказательство.
Повышению познавательной активности учащихся во многом способствует систематическое повторение пройденного материала, т. к. ученик сознательно будет воспринимать новое только при прочных знаниях пройденного. Поэтому лучшие учителя всегда придают важное значение содержанию и организации повторения. Умело и систематически проводят повторение учителя В. Г. Охотникова (Краснооктябрьская средняя школа), О. П. Егорова (Звениговская средняя школа) и другие.
Повышению активности учащихся в процессе овладения знаниями способствует проведение различных лабораторных и практических работ по измерению и вычисление периметров, площадей, поверхностей и объемов; учащиеся на таких занятиях получают навыки измерений и приближенных вычислений.
Большое значение в повышении познавательной активности учащихся имеет создание перспективы в процессе обучения, развитие интереса к предмету.
Развитию интереса учащихся к математике значительно способствует решение задач повышенной трудности, проведение различных творческих работ по решению задач и примеров разными способами, по составлению задач самими учащимися. Такую работу часто проводят учителя Н. С. Брылякова (школа-интернат № 2 г. Йошкар-Олы), Л. И. Бабина (Медведевская средняя школа), П. И. Желонкин (Моркинская средняя школа), К. Ф. Анкудинов (Н-Торъяльская средняя школа).
Повышению активности учащихся на уроках во многом помогает применение различных наглядных пособий и дидактического материала. Во многих школах широко практикуется изготовление самодельных пособий.
Много делается по этому вопросу в Моркинской средней школе под руководством учителя П. А. Баранова. Здесь почти все учащиеся вовлечены в работу по изготовлению наглядности. Создан кабинет, в котором находятся самодельные пособия к доказательству большинства теорем и к решению многих задач. Всего изготовлено около 200 пособий. С созданием кабинета
значительно возрос интерес учащихся к математике. Уделяется внимание изготовлению наглядных пособий в школе № 2 Йошкар-Олы, Параньгинской школе-интернате.
Передовые учителя математики республики отказались от штампа в проведении урока, находят пути рациональной его организации. На уроках учителей Н. И. Краевой, А. Ф. Царегородцевой (Оршанская средняя школа), Д. В. Добровольцева (школа № 1 г. Козьмо- демьянска), Н. М. Светлакова (Куженерская средняя школа) всегда работает творческая мысль ученика, в течение всего урока ученики заняты интересным и полезным делом. Уроки этих учителей разнообразны по приемам и методам, насыщены учебным материалом.
За последние годы лучшие учителя больше стали проводить устных упражнений на уроках математики. Устные упражнения используются во всех классах с различной целью: для подготовки к восприятию нового, для закрепления, для развития умений и навыков учащихся, логического мышления, хороших вычислительных навыков, выработки умения пользоваться рациональными приемами вычислений и тождественных преобразований, для воспитания внимания, для развития интереса к математике.
Устные упражнения позволяют экономить время и способствуют более глубокому усвоению материала. Учительница Краснооктябрьской средней школы В. Г. Охотникова проводит их как в начале урока во время повторения пройденного для подготовки учащихся к восприятию нового материала, так и после объяснения нового материала.
Активизации учащихся помогает умелое применение метода беседы. Часто применяет этот метод учительница Килемарской средней школы И. С. Чучелина. Умелой постановкой вопросов она подводит учащихся к самостоятельным выводам, открытиям.
Учитель Маритурекской средней школы П. Н. Зубарев большое внимание уделяет работе с сильными учащимися и индивидуальной работе на уроке, что делает уроки более содержательными и продуктивными. На его уроках каждый учащийся выполняет задание в меру своих сил и работает с интересом.
Многие учителя математики республики применяют
лередовои опыт рациональной организации уроков: поурочный балл, комментирование, переносные доски. Больше стало уделяться внимания самостоятельной работе учащихся, разнообразию приемов и методов работы на уроке, занятости всех учащихся полезным делом в течение всех 45 минут урока. Перестраиваются в своей работе не только отдельные учителя, но и коллективы школ. Слаженно, например, работает коллектив учителей математики Марковской восьмилетней школы Оршанского района. Учителя этой школы добиваются глубоких и прочных знаний, вплотную подошли к работе без второгодников.
Хорошо здесь работает предметная комиссия — все .хорошее в работе каждого учителя становится достоянием всех. Марковские учителя начали работу с начальных школ куста, откуда идут учащиеся в первый класс: присутствовали на уроках. в начальных классах, помогали учителям повысить успеваемость, проводили открытые уроки для них и т. п. Все это положительно сказалось на знаниях поступающих в V класс учащихся, и создались условия для успешной работы в старших классах.
Успешно идет работа по применению технических средств и элементов программированного обучения. В Моркинской восьмилетней школе, например, применяют проекционную аппаратуру и перфокарты. Учитель Л. П. Николаев изготовил приборы для проверки знаний учащихся — гидроэкзаменатор и электроэкзаменатор — и применяет их на уроках и внеклассных занятиях. Коллектив школы упорно добивается полной ликвидации второгодничества и добился больших успехов в этом.
С каждым годом более широкий размах получает внеклассная работа по математике. В большинстве школ работают кружки, проводятся конкурсы и олимпиады, математические вечера; в ряде школ организуются математические общества.
Хорошо организована внеклассная работа в Парань- гинской школе-интернате и в школе-интернате № 2 города Йошкар-Олы.
Учащиеся этих школ успешно выступают на олимпиадах, интересуются математикой.
Распространение передового опыта ведется главным образом путем обмена мнениями на занятиях предмет
ных комиссий и на педагогических чтениях. Хорошо работают предметные комиссии при Оршанской средней школе Советского района и при школе № 5 города Йошкар-Олы. На занятиях комиссии учителя получают действенную помощь.
В республике имеется много учителей математики, работающих творчески. Их опыт частично изучен, обобщен и успешно применяется в практике работы других учителей.
Но у нас еще нет массового движения учительства за творческий труд, мало еще обобщается и распространяется передовой опыт, нет настоящей борьбы за ликвидацию второгодничества.
Задача коллективов школ состоит в том, чтобы поднять уровень преподавания и добиться высокой математической подготовки учащихся.
П. М. Азарская, ст. преподаватель Марпединститута
ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Привитие навыков логического мышления является первой воспитательной задачей, которую нужно решить в процессе преподавания математики. В решении этого вопроса задача преподавателя математики состоит в том, чтобы на материале изучаемого курса организовать целенаправленную и систематическую работу, помогающую учащимся правильно и сознательно применять законы логического мышления в таких его формах, как понятия, суждения, умозаключения.
В работе по развитию логического мышления следует учитывать возрастные особенности учащихся. Учащиеся V—VIII классов усваивают, главным образом, сам предмет, но не осознают еще закономерностей своего мышления. Поэтому детей этого возраста надо учить оперировать понятиями, делать суждения и умозаключения, доказательства проводить так, чтобы внимание учащихся было направлено на определенный конкретный предмет мысли.
Например, в VI классе при изучении первой темы
учащиеся знакомятся с новыми понятиями: геометрическое тело, поверхность, линия, точка, прямая линия, луч и т. д. Здесь нужна подготовительная работа по формированию понятия на модели, чертеже, выполненном самим же учеником. Сказанное можно отнести к многим изучаемым темам. Большое число теорем геометрии и алгебры учащиеся могут доказать вполне самостоятельно. При знакомстве с окружностью с учащимися можно провести такую работу. Сначала на плакате с различными кривыми линиями они устанавливают их сходство и различие, учитель заостряет внимание на одной из кривых — окружности, затем учащиеся сами вычерчивают окружность определенного радиуса. Отсюда делают вывод, что: 1) на чертеже получилась замкнутая кривая линия; 2) расположена она на плоскости; 3) все точки ее удалены от одной точки на одном и том же расстоянии. После этого учащиеся сами дают определение окружности. При формулировке определений не должно быть ничего лишнего, и в то же время должны быть охвачены все признаки данного понятия. С этой целью полезно дать такие вопросы: Найдите ошибку в определениях: а) диаметром называется наибольшая из хорд, проходящая через центр; б) окружностью называется кривая линия на плоскости, все точки которой одинаково удалены от одной точки.
Учащиеся лучше усваивают геометрические понятия, если они видят их применение в окружающей жизни: например, угол, образованный стрелками часов; радиус — спица колеса и т. п. Усвоению геометрических понятий способствует изготовление наглядных пособий самими учащимися.
Учащиеся очень восприимчивы к сравнениям и аналогиям. Например, в IX классе полезно по аналогии с биссектрисой угла на плоскости определить понятие биссектральной плоскости двугранного угла и сделать заключение, что она есть геометрическое место точек пространства, равно удаленных от граней двугранного угла. Но учащиеся должны привыкнуть к тому, что аналогия может быть лишь способом наведения, но не больше. Она может помогать поиску решения, но не служит еще доказательством.
Очень важно выработать у учащихся навыки самоконтроля. Самоконтроль приучает учащихся к самостоя
тельной работе, воспитывает уверенность в себе и предостерегает от ошибок. К самоконтролю прежде всего относится проверка решения задачи путем составления обратной задачи, проверка решения по содержанию, решение другим способом. Поиски же новых решений воспитывают у учащихся целенаправленное мышление, сосредоточенность.
Учащихся необходимо учить оперировать математической символикой, учить сжатой, строгой математической речи.
Вторая воспитательная задача преподавания математики — воспитание материалистического мировоззрения, материалистического взгляда на математику. Для школьника самым важным и доступным в этой области является вопрос о происхождении математики. Следует объяснять, что математика — не свободное творчество людей, она возникла из практических потребностей человека, надо разъяснить учащимся слова Энгельса: «Понятия числа и фигуры взяты не откуда-нибудь, а только из действительного мира». История математики на всем протяжении подтверждает возникновение новых понятий и идей в математике как практическую необходимость. Например, учащимся необходимо указать, что понятия точки, линии возникли в результате практической деятельности людей (при измерении длин). Непосредственно на опыте человек убедился, что толщина при измерении длины не имела значения, отсюда через абстракцию получилось понятие о линии, определяемой у Евклида как «длина без ширины».
Благоприятный материал дает математика для раскрытия противоположности науки и религии. На уроках и внеклассных занятиях преподаватель может рассказать, с одной стороны, об открытой борьбе материалистов против религии, с другой стороны, раскрыть многообразие форм борьбы религии с наукой. Многочисленные исторические факты показывают, что в своей ненависти ко всему прогрессивному церковь не останавливается ни перед чем, вплоть до физического истребления передовых ученых. Глава инквизиции в Испании Торквемада в 1486 г. отправил на костер испанского математика Валь- меса за утверждение, что он нашел решение уравнения 4-й степени, которое, как утверждали, по воле бога недоступно человеческому разуму.
В преподавании математики должны находить живой отклик политические события, экономика и культура жизни страны, научные открытия и достижения, сопоставление условий страны в прошлом и настоящем, показ преимущества советского строя.
Одним из средств воспитания советского патриотизма является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью русских и советских ученых, историей развития математики у народов нашей страны.
Хорошо могут быть использованы научные идеи Н. И. Лобачевского. Проведенная беседа о нем может содействовать, с одной стороны, понимаю идеи аксиоматического мышления, а с другой стороны — глубокому уважению как к научному гению Лобачевского, так и к его теоретической стойкости, великой силе его убеждения. Великий дух новаторства был присущ П. Л. Чебы- шебу не в меньшей мере, чем Н. И. Лобачевскому. Для учащихся средней школы особенно доступны и поучительны его достижения в теории чисел. Следует обратить внимание учащихся на то, что в арифметике и геометрии центральные проблемы — распределение простых чисел и теория параллельных — в течение многих веков не поддавались усилиям целых поколений ученых. Наконец, в 19 веке обе проблемы были сдвинуты с мертвой точки. В геометрии это сделал Лобачевский, в арифметике — Чебышев. Заинтересовав учащихся вопросами распределения простых чисел, можно рассказать им о знаменитой гипотезе Гольдбаха и сообщить о блестящих достижениях советского академика И. М. Виноградова.
Важную роль в воспитании играют задачи практического характера из нашей советской действительности, из жизни страны, республики, района, города. Творчески в этом вопросе работают многие учителя нашей республики: Н. И. Краева (Оршанская средняя школа), 3. И. Комиссарова (школа № 3, гор. Йошкар-Олы) и др.
Добросовестная работа в любой области математики требует от учащегося систематичности, умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При правильном руководстве учителя подобная работа неизбежно воспитывает у учащихся такие важные черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в достижении намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями, при неудачах не впадать в уны
ние. Что именно в математике воспитывает данные качества? Прежде всего — четкая определенность поставленной цели, перспективы. Ведь знание того, для чего изучаем, способствует пониманию того, что изучаем. Допустим, ученик решает задачу. Он должен знать, что решение должно быть безошибочным, обоснованным, исчерпывающим, по возможности простым, надлежащим образом оформленным.
Второй, значительно более глубокой и важной чертой в воспитании перечисленных черт известный советский математик и педагог А; Я. Хинчин считал творческий характер математических заданий. Учащийся, раз получивший творческое наслаждение, никогда не пожалеет усилий, чтобы вновь испытать эту радость. Никакие трудности его не остановят; наоборот, его усидчивость и выдержка в преодолении препятствий будут крепнуть, и перед неудачами он не опустит руки. Большую роль в выработке у учащихся умения находить самостоятельное решение имеют обобщения и указания относительно приемов, методов, способов доказательства, решения задач и примеров. Такая постановка вопроса вызывает у учащихся интерес к предмету.
За последние годы учителя добились значительных успехов в воспитании интереса к математике. Об этом свидетельствует быстрый рост числа школ со специализацией по математике, говорят успехи наших школьников на районных и республиканских математических олимпиадах.
Прививают любовь и повышенный интерес к математике учителя Ю. Ф. Сулейманов (Параньгинская школа- интернат), Н. С. Брылякова (школа-интернат № 2 г. Йошкар-Олы), В. А. Петухов (Параньгинская средняя школа), Т. И. Александрова, А. Н. Куклина, А. М. Леж- нин (школа № 11 г. Йошкар-Олы), Д. Н. Шалагин (Советская школа-интернат) и многие другие. На уроках всегда решают примеры, задачи, которые содержат элементы догадки, сообразительности, логики. Много внимания они уделяют решению занимательных задач, стремятся разнообразить формы и методы работы.
В процессе преподавания математики осуществляется и эстетическое воспитание учащихся. Следует заметить, что эстетическое воспитание является педагогической целиной. Многие учителя не задумываются над тем,
что же ими сделано для воспитания у учащихся чувства прекрасного. Уделяя большое внимание применению наглядности, мы порой допускаем небрежность в изготовлении наглядных пособий, в демонстрации и хранении их. Безразличие к эстетической стороне педагогической работы нередко проявляется в однообразии уроков, в невыразительности речи учителя, в неприглядных чертах деятельности самого учителя (забывчивость, несвоевременная проверка контрольной работы, небрежное написание математических знаков и записей на доске).
В число элементарных задач эстетического воспитания учащихся входит развитие у них чувства соразмерности, особенно благоприятствует этому геометрический материал (см. журнал «Математика в школе», № 4, 1963). Примеры использования симметрии и пропорций архитекторами и скульпторами представляют широкие возможности для осуществления эстетического воспитания учащихся. Эстетика в математике проявляется также в поисках оригинальных, «красивых» решений задач.
В наше время математика является не только культурной, но и реальной силой, и от ее состояния в значительной мере зависит экономическая, техническая, научная и оборонная мощь нашей страны. Вот почему мы, учителя, должны работать так, чтобы суметь вселить в своих учеников стремление узнать больше, привить самостоятельность в работе, пытливость, логическую строгость, веру в мощь математических методов, привычку к поиску рационального решения.
Н. С. Брылякова, учительница математики школы-интерната № 2 гор. Йошкар-Олы
О РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ
Овладение математикой, получение систематических и прочных знаний учащимися невозможно без привития им с первых лет обучения интереса и любви к предмету, в частности, к арифметике.
Необходимо помнить, что учащиеся пятого класса мыслят конкретно, усваивают предмет, еще не осознавая закономерностей своего мышления. Поэтому в пя
том классе надо учить учащихся так, чтобы они оперировали понятиями, делали суждения и умозаключения, опираясь на определенный, конкретный материал, понятный и близкий им.
Это может быть достигнуто лишь тогда, когда учитель будет все время связывать преподавание математики с жизнью и показывать учащимся практическое значение математики.
Обратимся к примерам.
1. При изучении темы «Чтение и запись десятичных дробей» я провожу в пятых классах самостоятельную работу. Каждый ученик получает газетную вырезку и билетик. Числа, имеющиеся в газетной вырезке, нужно записать словами, а по билетику нужно выполнить обратную задачу. Работа занимает всего 7—10 минут, ребята работают с большим интересом.
2. Аналогичная работа проводится и при изучении темы «Проценты». По газетной вырезке выразить имеющиеся там проценты в виде дробей, а по билетику — выполнить обратную задачу.
3. При изучении процентов и действий с десятичными дробями часто использую материал из сборника «Догоним и перегоним» (сравнительные цифры экономического соревнования СССР и стран капитализма), а также материал из газет под рубрикой «Яркие цифры нашего завтра». Например, выписываю на доску из сборника цифры, характеризующие рост производства электроэнергии в нашей стране (в млрд. квт. часов) 1913 г.—1,9; 1937 г.—36,2; 1959 г.—265; 1965 г.—500-520; 1970 г.—900.
Показываю для наглядности диаграмму. Предлагаю составить по этим данным задачи.
4. Конкретные данные использую и при построении диаграмм: линейных, столбчатых и секторных. Например, строились диаграммы: линейная — рост количества «ударников» в классе и школе в течение учебного года; столбчатая — рост продукции пришкольного участка за два года; секторная — доля стран социализма в территории, населении и промышленной продукции мира в 1961 году.
Есть и другие темы, которые интересны учащимся уже по самому их содержанию. Это — практическая работа на местности, задачи с геометрическим содержанием, составление сметы, определение по плану или
карте расстояния между двумя пунктами земной поверхности. Но и эти темы можно сделать еще более интересными для ребят. Например, в своем классе мы определяли по карте путь будущего летнего похода на Волгу (и действительно совершили этот поход); составляли смету на ремонт классной комнаты, на содержание одного учащегося в школе-интернате; определяли кубатуру воздуха на одного учащегося в классе и спальне; попутно с решением задач с геометрическим содержанием учились делать развертку куба и прямоугольного параллелепипеда.
При изучении римской нумерации я попутно рассказывала ребятам и о греческой нумерации (в них много сходного), и о «малом» и «великом» славянском счете, и о многом другом из истории арифметики.
Исторические экскурсы очень оживляют уроки. Ребята сами готовят необходимые наглядные пособия к таким темам и даже сами делают небольшие сообщения.
Плохая успеваемость по математике нередко объясняется отсутствием интереса учащихся к этому предмету. Это объясняется и тем, что к умственному труду всегда труднее приучить, чем к физическому. Например, замечательный русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Мальчик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить ее механически, нежели подумать серьезно несколько минут».
Основным побудителем к умственному труду является интерес. Чем больше мы будем включать элементов занимательного в уроки, тем больший интерес будет вызван у учеников. При этом под занимательностью, конечно, не надо понимать «пустую забаву», искусственно введенную в урок.
Приведу несколько примеров.
1. Задаю учащимся вопрос: Сколько действий в этом примере вам нужно сделать, чтобы получить ответ?
(2^— 0,645 : 0,3) ■ (4 : 6-1~ 0,2 + -у ■ 1,96) =
Они, конечно, отвечают: «В примере 7 действий». Я говорю: «Неверно». Ребята удивлены, начинают считать снова. Опять получается 7 действий. Тогда я говорю: «Ну, что же! Начните решать!» Они, конечно, с боль
на дно кусочек льда, обмотав его предварительно проволочкой. Слегка наклонив, держите пробирку над пламенем так, чтобы нагрелась вода только в верхней части пробирки. Внимательно наблюдайте и сделайте вывод».
После выполнения практической работы учащиеся с помощью учителя в коллективной беседе устанавливают понятие теплопроводности, приводят примеры хороших и плохих проводников тепла. Затем учитель объясняет явление теплопроводности с точки зрения молекулярнокинетической теории строения вещества.
При такой организации изучения нового материала, когда сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная способы учебной работы, достигается воспитание познавательной самостоятельности учащихся, а карточная система отчета позволяет учителю проследить степень самостоятельности учащихся в выполнении работы.
За последние годы многие учителя добились умелой организации деятельности учащихся на уроках изучения нового материала. Но существенные недостатки есть в проведении уроков повторения. На большинстве таких уроков учителя применяют вопросно-ответную форму проверки знаний, что не способствует развитию познавательной самостоятельности, т. к. большинство учащихся остается пассивными слушателями. Некоторые данные опытной проверки, проводимой нами в школе № 9 гор. Йошкар-Олы, дают основание считать, что одной из действенных форм организации проверки знаний, углубления и закрепления пройденного материала на уроке в младших классах являются физическая викторина и олимпиада. Проведение урока в форме викторины, т. е. индивидуального соревнования любознательных, смекалистых и пытливых умов, требует тщательной предварительной подготовки. Сущность ее сводится к следующему. Во-первых, необходимо четко определить круг основных вопросов для повторения (для одного урока не более 2—3 узловых вопросов) и продумать методику постановки этих вопросов. Например, на уроке повторения в форме викторины в 6 классе по теме «Удельный вес. Давление тел» мы предлагали учащимся такие вопросы: «Какой смысл в том, что острый конец гвоздя имеет очень малую площадь опоры, а фундамент высокого здания — большую?», или «Что больше, 60 г/см2
или 6 кг/дм2?» и т. д. Вопросы викторины должны быть поставлены в такой последовательности, чтобы они в своей системе целеустремленно раскрывали физический смысл изученных тем. Ответы по возможности должны сопровождаться опытами и другими видами практической работы. Во-вторых, следует подобрать демонстрации, лабораторно-практические работы, физическая сущность которых известна учащимся, но методика и техника их проведения несколько видоизменяется. Это также поможет активизировать познавательную самостоятельность, выяснить прочность и глубину знаний учащихся. Таких заданий следует давать не более двух. На упомянутом выше уроке в 6 классе по теме «Удельный вес. Давление» мы предлагали следующие практические работы: «Определить давление, которое производит деревянный брусок на поверхность стола», «Определить вес тела, зная его размеры, без взвешивания на весах». В программу урока-викторины должно быть включено не более 5—6 вопросов, несколько опытов и экспериментальных задач. Проведение такого урока возлагается на жюри викторины, куда входят лучшие учащиеся. Предварительно учитель обсуждает с членами жюри примерную программу урока, распределяет задания между ними. В том случае, когда ученики не сумеют дать правильного исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, члены жюри делают соответствующие разъяснения. Подсчет очков и объявление победителей викторины производит жюри при консультации учителя. Условия оценки заранее согласовываются и в начале урока сообщаются учащимся.
На одном из уроков в 6 классе были приняты такие условия: за решение экспериментальной задачи члены жюри ставили до 10 баллов, за устный ответ — до 8 баллов, за изготовление и демонстрацию наглядного пособия — до 7 баллов, дополнения и исправления — до 3 баллов. Наряду с этим учитель оценивает ответы учеников по пятибальной системе и ставит оценки в классный журнал.
На всех уроках-викторинах, проведенных нами, реакция учащихся характеризовалась активностью и заинтересованностью, многие стремились быть победителями, передать свои знания и умения своим товарищам. Активность и самостоятельность была выше, чем на обыч
ных уроках повторения этого же материала, проводимых в вопросно-ответной форме. Об этом говорят итоги уроков. Если на уроке-викторине в 6 классе все принимали активное участие в повторении (из 35 учащихся в этой или иной форме отвечали 31) и 10 учеников получили отличные и хорошие оценки, то в контрольном классе при повторении того же материала, но в вопросно-ответной форме, приняли участие 10 человек из 37, причем оценены были ответы 7 учащихся. Надо отметить, что многие ребята после уроков-викторин обращаются к учителю с различными вопросами, просят указать литературу, где бы они могли найти ответ на интересующие их вопросы.
Умелый и творческий подход к использованию такой формы организации повторения даст простор для развития творческой активности, самостоятельности учащихся. Надо иметь в виду, что урок-викторина может превратиться в обычный урок повторения или проверки знания, если его материал не представит для школьников известной новизны, не будет для них интересным и увлекательным, а вопросы потребуют слишком пространных ответов. Урок-викторина в какой-то мере должен носить игровой характер.
Другой формой повторения являются уроки-олимпиады, которые проводятся в форме соревнования небольших коллективов за лучшую постановку опыта, объяснение физического смысла явления, за наиболее рациональное решение задачи.
Определенную роль в развитии познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроке играет организация рецензирования ответов, опытов, демонстраций. Рецензирование проводится следующим образом: учитель ставит вопрос, который требует или устного ответа, или выполнения демонстрации практической работы одного ученика класса. Определенной группе учащихся дается задание прорецензировать умение отвечающего раскрыть содержание или физический смысл рассматриваемого вопроса, другой группе — следить за правильностью речи. Можно организовать .перекрестное взаимное рецензирование. Оно вызывает интерес к занятиям у учащихся всего класса. После ответов и рецензий на них выясняется мнение остальных учащихся о качестве ответов и правильности рецензий.
В развитии познавательной активности школьников большую роль играют такие способы организации обучения, которые являются подготовительной ступенью для проведения урока и выходят за его пределы. Так, можно поручить группе учащихся, чтобы они по тому материалу, который был изучен на уроке, подобрали дополнительно (по рекомендованной литературе) новые данные, интересные факты и сведения, занимательные опыты. Такого рода задания могут быть проделаны под названием «Эврика».
В заключении надо отметить, что способы организации обучения на уроке, наряду с его другими сторонами, имеют большое значение в решении тех основных задач, которые стоят перед школой, а именно: они способствуют формированию познавательной самостоятельности, следовательно, и улучшению успеваемости учеников. Каждому понятно, что если повысится успеваемость учащихся, то это, в свою очередь, позволит ликвидировать такой закоренелый недуг в работе школы как второгодничество. Поэтому первоочередная задача учителей заключается в том, чтобы продолжать поиски таких способов организации обучения, которые позволяют формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся в учебном процессе.
Сборники статей по математике
КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
★ВСЕ➙Сборники статей, Математика - Для Учителей, Математика - Из опыта работы, Математика - Сборники статей