Арифметическим задачник для деревни - первый год обучения (Астряб) 1924 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Научно-Педагогическим Комитетом Главсопвоса Наркомпроса Украины допущен к употреблению в школах социального воспитания.
Выпуск 1-й (изучение первого десятка)
© ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ 1924
Авторство: А.М. Астряб
Формат: PDF Размер файла: 6.09 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо оглавления
ПЕРВЫЙ ПЯТОК.
Тема. |
Глав 1
Вокруг Васиной избы. I
Наш сад
Наш огород Математический материал.
а 1.
Числа 1, 2, 3, 4 и 5 (устно).
Точка. Прямая линия. Квадрат.
Много. Один.
Прямая линия. Точка.
Число: два (стр. 3—1).
Число: три (стр. 5).
Наш лесок Число: четыре. Квадрат (стр. 6)
Наша пасека Число: пять (стр. 7).
Наша река
Глас
Вася собирается в школу. Повторение всех чисел п ер в о г о пятка (стр. 8—9). :а 2.
। Сложение и вычитание первого | пятка (устно). ।
Что делал Васи сегодня утром?
Главы 1
Вася в школе. 1
1 Сложение и вычитание первого пятка (устно). Измерение стаканами
' (стр. 10—16).
Запись чисел первого пятка и действий над ними.
Что делал Вася в школе. Первые пять цифр (стр. 17—18).
Упражнения и игры (стр. 19—21)
Что делали дети во время перемены. Запись действий знаками -| = (стр. 21—24).
Упражнения и игры (стр. 25—29).
ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК.
Тема.
Математический материал.
Глава 5.
Как Вася осенью овощи собирал.
Глава 6;
Работа на поле.
Косовица Все числа первого десятка. Куб. Измерение метрами (стр. 30—38).
S1-83.
Сложение и вычитание в пределах первого десятка.
; § I. Сложение и вычитание числа 1.
Рисование прямого угла и квадрата. Упражнения (стр. 39—43).
Возовица и молотьба § 2. Сложение и вычитание числа 2. Рисование круга и прямоугольника. Упражнения и игры (стр. 43—51).
। Как Вася иас осенью коров 84-
Работа для школы. ' § 3. Сложение и вычитание числа 3. Упражнения и игры (стр. 51—54).
-§5.
Сложение и вычитание в пре-делах первого десятка (продолжение).
Как мы рубили дрова для школы . .
Сложение и вычитание числа 4.
Упражнения (стр. 55—57).
Как мы сегодня убирали нашу школу. Сложение и вычитание числа 5. Упражнения (стр. 57—59).
Возвращение из школы домой.
Сложение и вычитание в пределах первого десятка (окончание).
Как Вася возвращался из школы домой
Сложение и вычитание чисел 6, 7 8 и 9.
Метр и сантиметр (стр. 60—78).
Скачать бесплатный учебник СССР - Арифметическим задачник для деревни первый год обучения (Астряб) 1924 года
СКАЧАТЬ PDF
Мама с тетей Пелагеей вязали снопы. Пелагея крутила связла, а мама вязала снопы. Начали и мы с Машей крутить связла. Маша скрутила 2 связла, а я только 1. Отдали мы тете Пелагее наши 3 связла, а она 1 Машут- кино связло откинула. Сказала, что Маша плохо скрутила его. (Сколько наших связел оставила себе тетя Пелагея?).
5 „А не пора-ли нам полдничать?" спросил отец. „Подожди немного, говорит ему мама, я сейчас свяжу еще 1 сноп, тогда у меня будет связано всего 6 снопов, а покамест пусть дети сбегают на огород за огурцами". Начал я подсчитывать, сколько снопов связала мама, и насчитал ......... снопов.
6. Побежали мы с Машей на огород и сорвали там по 9 огурцов. Моя сестрица Маша еще маленькая. Ей было трудно нести все огурцы, а потому я взял 1 ее огурец и положил его к своим огурцам. (Сколько огурцов нес я, и сколько огурцов несла Маша?)
7. Принесли мы свои огурцы на поле. Я принес 10 огурцов, а Маша только 8. Мама и говорит нам: „Возьмите, дети, себе по 1 огурцу, а остальные положите в чашку. Сейчас отец кончит косить свой рядок и будем полдничать". (Сколько огурцов положил я в чашку, и сколько их положила Маша?)
8. Мама поела и говорит отцу: „Ты покури, а мы с тетей Пелагеей свяжем еще по 1 снопу, а то я связала только 7 снопов*.—„Ну, говорит тетя Пелагея, а я связала еще меньше: у меня связано только 5 снопов*.
Усмехнулся отец, да и говорит Маше: „Ну-ка, Ма- шутка, высчитай-ка, сколько всего снопов свяжет мама, а сколько тетя Пелагея". Смутилась наша Маша: „Что это ты, отец, смеешься надо мною. Ну, как мне это узнать? 41
Прибавление и вычитание числа 4.
КАК МЫ РУБИЛИ ДРОВА ДЛЯ ШКОЛЫ.
1. На дворе уже холодно. Холодно и у нас в школе, а дров нет. Вот и порешили мы всей школой ехать в лес за дровами. Учитель наш Петр Иванович сказал, чтобы за дровами ехали только старшие ученики. Но пришли 8 маленьких учеников и стали они просить взять их в лес. Петр Иванович сначала пе хотел брать их, но потом взял из них тех 4 учеников, у которых была теплая одежа. (Сколько же маленьких учеников не поехали в лес?).
2. Старших учеников на рубку дров поехало 6, да Петр Иванович взял еще 4 маленьких учеников. (Сколько всего учеников поехало на рубку?)
3. Сели дети на телегу да вспомнили о топорах. Оказалось, что взяли только 2 топора. Тогда Петр Иванович послал детей еще за топорами. Принесли дети еще 4 топора. (Сколько всего топоров взяли с собою дети?)
4. Всех учеников поехало в лес 10. Ехали они двумя телегами. На одну село 4 ученика, а остальные дети сели на вторую телегу. (Сколько детей село на эту вторую телегу?)
5. Когда поднимались на пригорок, то с одной телеги (где сидели 4 ученика) спрыгнуло 3 детей. (Сколько детей осталось на этой телеге?)
Со второй телеги, где сидело 6 учеников, спрыгнули на землю 4 детей. (Сколько детей осталось на этой телеге?)
6. Вот приехали в лес. Стали выбирать деревья для рубки. Решили срубить 3 березки и 4 сосны. Дружно принялись за работу. (Сколько всего деревьев срубят ученики?)
7. Пока старшие ученики рубили деревья, маленькие гуляли по лесу. В лесу было много елей. Вася собрал под одной елью 5 еловых шишек, а под другой 4 шишки. (Сколько еловых шишек собрал Вася?)
8. Начал Вася играть своими 9 еловыми шишками, да вспомнил про свою маленькую сестрицу и решил подарить ей часть своих шишек. Он отложил сестре 3 шишки. (А сколько шишек Вася оставил себе?)
9. Листья с деревьев почти все уже опали и лежали на земле. Стал Вася рассматривать их. А Петр Иванович и говорит ему: „Выбери-ка, Вася, листья покрасивее и возьми их с собою, мы украсим ими наш класс". Вася выбрал 4 кленовых листочка и 4 дубовых и дал их Петру Ивановичу. (Сколько листьев собрал всего Вася?)
10- Срубили дети целых 7 деревьев и начали класть их на подводы. На одну телегу положили 4 дерева, а остальные положили на вторую. (Сколько деревьев положили дети на вторую телегу?)
Хотя и усталые, но веселые и довольные, поехали все дети в школу: ведь теперь в школе будет тепло, не придется мерзнуть.
3. Мы прежде всего начали выносить на класса парты. Всех парт было у вас 10. Сами мы вынесли только 5 парт, а остальные парты помогли вынести старшие ученики, потому что нам было тяжело. (Сколько наших парт вынесли старшие ученики?)
4. Девочки начали мыть пол. У нас было б девочек. Из них 5 взялись мыть пол, а остальные начали мыть окна. (Сколько девочек мыли окна?)
5. Одной девочке трудно было мыть окна. Она успела помыть только 2 стекла. Тогда к ней пришли на помощь еще две девочки, которые помыли еще 5 стекол. (Сколько всех стекол помыли девочки?)
6. Мальчики побежали за водой. Они обещали принести для мойки полов 7 ведер воды, а принесли только 5. Девочки и спрашивают „Почему вы не принесли, сколько обещали?". А мальчики смеются и говорят: „Мы-то выта. щили из колодца все 7 ведер, да только остальную воду нага Петя опрокинул, когда нес“. (Сколько ведер воды опрокинул Петя?)
7. Когда окна и полы были помыты, принялись мы украшать стены. Мы решили украсить стены сперва портретами; прежних у нас было 4, да мы нарисовали с учителем новых 5 портретов. Вот все эти портреты и начали мы прибивать. (Много ли портретов развесили мы в нашем классе?)
8. Во второй группе повесили в классе всего 10 портретов, из них старых портретов было 5, а остальные они нарисовали заново. (Сколько новых портретов повесила вторая группа?)
9. Портреты мы украсили сухими листьями, что принесли из лесу. Девочки начали сплетать из этих листьев , гирлянды" и спрашивают нас: „Сколько же гирлянд надо нам связать из листьев?". Мы решили на одну стену повесить 3 гирлянды, а другую стену украсить 5 гирляндами. (Сколько всех гирлянд должны связать девочки?) 68
Мама начала звать всех ужинать, но отец говорит: „Подожди немного, вот кончу рубить дрова*.— „А много ли тебе еще осталось?*—„Нет, говорит отец, я привез всего из лесу 7 бревен, да из них еще утром распилил 6 бревен. (Сколько еще бревен осталось допилить Васиному отцу?)
9. Сели все ужинать. Мама принесла в лукошке сначала 1 огурец, а потом добавила еще 9 огурцов. (Сколько всего огурцов принесла мама на ужин?)
Начала мама резать хлеб да и говорит: „Опять завтра придется хлеб печь. На прошлой неделе испекла 8 Глебов,
а уж 7 хлебов мы с’ели*. Начал Вася высчитывать, сколько еще хлебов осталось у них. Да никак не мог высчитать. Помогите ему!
Подле стола сидел кот Васька. Да вдруг как бросится за печку, — и выбежал оттуда с мышкой в зубах. „Вог, говорит мама, молодец наш Васька. Сейчас опять поймал одну мышь, да раньше еще поймал 8 штук. А ну-ка, скажи, Васютка, сколько всего мышей поймал ваш Васька на этой неделе?
Вздохнул Вася и говорит: „А мне, мама, жалко бедных мышат*.—„Вестимо— жалко, говорит отец, я бы и не трогал их, если бы они не делали нам столько вреда. Ведь ты знаешь, Вася, как они портят хлеб. Прошлой осенью я оставил для посева 9 мешков зерна, а весною собрал 8 мешков. Остальное зерно попортили мыши. Вот и высчитай сам, сколько мешков зерна уничтожили вам твои мыши?
квадраты, написали на них номера и привесили к своим будкам. Получилась у них железная дорога.
Железная дорога шла от станции Рудки до станции Горки (где стояла будка с № 10). Поезд проехал сначала 3 метра. Подле которой (номер ее) будки остановился Вася? Затем поезд проехал еще 4 метра. А теперь у которой будки стоит Вася? Наконец, поезд проехал еще 3 метра. У которой будки стоит поезд?
2. Дети изменили игру в железную дорогу так: Вася сделался начальником станции Рудка, а Петя начальником станции Горка. Поезд выехал вместе с кондуктором Степой из Рудки и, проехав 4 метра, остановился набрать воды. Кондуктор должен был выкрикивать обоим начальникам станций, на каком расстоянии от этих станций стоит поезд. Найдите это расстояние. Затем поезд проехал еще два метра и остановился набирать дрова для паровоза, а кондуктор опять выкрикивает, на каком расстоянии стоит теперь поезд. Найдите и вы это расстояние.
3. Новый поезд составили так: Вася был паровозом, а к нему прицепили еще 5 вагонов. Начальником станции Рудка был Сережа, а Горки—Петя. Лиза звонила в звонок, а Степа был кондуктором. (Сколько всех детей играло в железную дорогу?)
Перед отходом поезда кондуктор написал на записке, сколько у него было вагонов вместе с паровозом, и записку передал начальнику станции. (Какое число было написано на записке?). Начальник станции, Сережа, крикнул: „Давай третий звонок! Поезд идет до 5-й будки“. Лиза зазвонила в звонок. Кондуктор свистнул, ему ответил паровоз, п поезд покатил.
Когда поезд остановился, то кондуктор по телефону должен был сказать обоим начальникам станции, на каком расстоянии от них стоит поезд. (Что сказал кондуктор? Как узнал кондуктор расстояние до станции Горки?) Начальник станции Горки крикнул кондуктору, чтобы поезд проехал еще два метра. (Где теперь стоит поезд? Па каком расстоянии находится он от каждой станции?)
4. Заигрались дети, не заметили даже, как и смеркаться начало. Надо итти домой. Решили завтра утром пораньше прибежать в школу и опять устроить железную дорогу. А Вася и говорит: „Знаете, ребята, что я выдумал? Больно уж много тратим мы времени на то, чтобы укладывать каждый раз отдельные метры. Возьмем-ка лучше длинную веревку, приложим ее к нашей дороге и привяжем на ней узлы в тех местах, где кончается метр.“— „А как же мы узнаем, спросил Петя, какой номер имеет каждый метр?" А Вася отвечает: „Ну, что-же, можно в конце каждого метра привязать по порядку номера". Так и порешили сделать. Получилась у них веревка, по которой легко было узнавать, сколько укладывается на ней метров.
5. Пришли ребята утром в школу, и захотелось им узнать, сколько метров укладывается вдоль забора. Начали они укладывать по порядку все свои метры, как делали это прежде, а потом вспомнили про свою веревку, в которой отмечены были концы метров, и при помощи этой веревки очень скоро вымерили, сколько метров уложилось бы вдоль забора. (Как сделали это дети? Проделайте то же самое и вы).
Маленький Петя усомнился, правильно ли измерили они веревкой длину забора. Взял да и уложил вдоль забора свои метры. Вышло—правильно.
6. Возьмите веревку и, уложив вдоль нее аршины, завяжите в конце каждого метра по узлу и привяжите к нему номер метра по порядку. Узнайте с помощью такой веревки, сколько метров уложится вдоль вашей комнаты. Проверьте это, укладывая отдельные метры.
7. Станьте „на глаз" друг от друга на расстоянии одного метра, 3 метров, 5 метров, Юмегров, 8 метров. Проверьте,правильно ли стали вы, измерив расстояние вашей измерительное веревкой.
Сегодня на дворе дождь, а потому дети не могли играть в железную дорогу. Тогда они изменили свою игру так:
укладывать метры им было неудобно, а потому дети решили приготовить палочки покороче. Петр Иванович посоветовал им укладывать вот такой длины палочки:
Он сказал, что они называются сантиметрами. Нарезали дети из соломинок много таких сантиметров и стали думать, как легче запомнить длину этой новой меры. У Васи была в кармане коробочка спичек. Он начал укладывать вдоль спички сантиметры, и оказалось, что легло ровно 5 штук.
Дети нарезали себе из соломинок много сантиметров и стали играть ими. Они нарисовали прямую, уложили вдоль нее свои сантиметры и начали считать их. Чтобы легче было считать их, дети у начала первого сантиметра написали 0. Там, где кончился первый сантиметр, поставили цифру 1, где кончился второй—цифру 2, и так далее. Получилась у них такая дорожка из десяти сантиметров:
1 2 3 4 5 6 7 3 9 10
По этой дорожке прыгали кузнечики. (Кузнечиками были у них семечки). А Вася взял кубик с неодинаковым числом кружков на стенках, бросал кубик на стол
и громко читал число кружков на той стенке, которою лег кубик кверху, а кузнечики перепрыгивали такое же число сантиметров. Выиграл тот кузнечик, который прыгнул дальше всех.
Так как положенные в ряд отдельные сантиметры двигались и мешали кузнечикам прыгать, то дети сняли 69
их и у них осталась только нарисованная прямая линия, составленная из сантиметров. Нарисуйте и вы такую прямую, поделенную на сантиметры, и поиграйте на ней в кузнечики.
КАК ДЕТИ САМИ СОЧИНЯЛИ ЗАДАЧИ.
Сегодня был у нас свободный урок. Бегать по двору нельзя было: шел дождь. Тогда мы решили сами „сочинять" задачи. Коля первый выдумал такую задачу: „На одной грядке было 4 огурца, а на другой 5 огурцов. Пришла мама и сорвала 6 огурцов. Сколько огурцов осталось на грядке?“
Сочинил задачу и Степа: „У утки было 10 маленьких утят. Они плавали на пруде. Вдруг прилетел ястреб и унес 4 утят, а 2 утят спрятались в камыши. Сколько утят осталось? “
- А я, говорит Лиза, выдумала задачу про класс: „В классе сидело на первой парте 3 девочки, а на второй 7 девочек. Одна девочка встала и подошла к доске. Сколько девочек осталось на двух партах?"
Вася никак не мог выдумать задачи, рассердился и начал смотреть в окно. Он увидел, что на заборе сидит, весь мокрый от дождя, воробышек; скоро прилетели и сели возле него еще 7 воробышков. Вдруг издали подкрадывается к воробьям кот Васька, но воробышки во время его заметили. Два из них вспорхнули и сели на дерево, а остальные воробышки улетели совсем. Стал Петя думать, сколько же воробышков улетело, да никак не мог высчитать и попросил товарищей сделать это. А те смеются и говорят: „Вот Вася и сочинил задачу!" Решите ее!
„Когда я сегодня шел в школу, говорит Степа, то в один карман положил 2 яблока, а в другой 6 яблок, но по дороге я несколько яблок с’ел“. — „Сколько же ты их с’ел?“ спросил Коля.—„Да, право, позабыл, давайте лучше по- считаем, сколько у меня осталось ещё яблок". Начали дети 70
считать; на лицо оказалось только 3 яблока. „Ну, говорит Коля, теперь я легко узнаю, сколько ты с’ел яблок". (Как Коля это узнал? Запишите!)
Вера в это время рисовала картинку. Она нарисовала 2 елочки, 3 дуба, а потом начала рисовать березки, да и спрашивает: „Сколько мне нарисовать березок, чтобы вышло всего 10 деревьев?". Что ответили ей дети?
„Знаете, что случилось сегодня с моей измерительной веревкой?" говорит Сережа. „Выла она у меня длинная— в 9 метров. Сегодня утром беру я ее, а она сделалась совсем короткая, только 3 метра. Я спрашиваю, кто порезал мою веревку, а отец говорит: „Да это мне понадобилось привязать оглоблю, так я и отрезал небольшой кусок. Не горюй, я тебе достану новую веревку". Кто покажет, какой длины был тот кусок, что отрезал отец?
У степы стоял стол. Длину стены дети перед этпм измерили: она имела 8 метров. Измерили также дети, па каком расстоянии стоит этот стол от углов комнаты. Оказалось, что от одного конца стены стол был на расстоянии 5 метров, а от другого на расстоянии только 1 метра. Стали дети высчитывать, какой же длины этот стол. (Нарисуйте эту стену и покажите на рисунке, как стоял этот стол, рисуя каждый метр в виде сантиметра).
Перед Соней на столе лежали камешки. Она прикрыла рукой несколько камешков и говорит: „Кто высчитает, сколько я прикрыла камешков?"—„А сколько у тебя их всех было?" спросил Петя.—„Десять".— „Ну, тогда я тебе быстро отвечу". Сосчитал Петя те камешки, что остались неприкрытыми. Их оказалось 3. Тогда Петя сразу сказал, сколько камешков прикрыла Соня рукою. Соня проверила. Оказалось, что Петя высчитал правильно. Как Петя решил эту задачу? Попробуйте и вы так высчитывать.
Пришел сторож и стал растапливать в классе печку. Он положил в печку 6 полен и поджег их.
Математика - 1 КЛАСС
Математика - ЗАДАЧИ - РЕШЕНИЯ - УПРАЖНЕНИЯ
КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО АРИФМЕТИКЕ
Математика - Арифметика, Математика - Старинные издания, Математика - Задачи - Решения - Упражнения, Математика - 1 класс, Математика - для младших классов, Автор - Астряб А.М.