Skip to main content

Числовые суеверия (Чистяков) 1927 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Числовые суеверия (Чистяков) 1927

 

Назначение: Научно - Педантической Секцией Государственною Ученого Совета допущено для школьных библиотек II ступени

© Государственное издательство МОСКВА 1927 ЛЕНИНГРАД

Авторство: ПРОФ. Чистяков И.И.

Формат: PDF Размер файла: 3.94 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение.

Живучесть числовых суеверий 3

Глава I. Родина числовой мистики 7

Глава II. Распространение халдейской числовой мистики 16

Глава III. Числовые суеверия в средние века .

Глава IV. Числовые суеверия в новое время .

85 К

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Числовые суеверия (Чистяков) 1927 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

ВВЕДЕНИЕ.

ЖИВУЧЕСТЬ ЧИСЛОВЫХ СУЕВЕРИЙ.

Когда деревенская знахарка дает больной семь пакетиков с лечебною травкой и советует настоять ее на семи водах, а затем в течение семи дней пить ежедневно по семи ложек этого лекарства, то мы с сожалением усматриваем в таком способе лечения числовое суеверие, являющееся результатом народной темноты и невежества. Однако, не менее, если не более, чем в народной среде, числовые предрассудки распространены у нас и на Западе среди так называемого образованного общества. Когда игроки в карты, в рулетку, или «тотошники» на бегах убежденно считают счастливыми для себя одни номера и несчастными другие, когда усевшиеся обедать со смущением замечают, что их—«чортова дюжина», т.-е. тринадцать, за столом,— мы убеждаемся, что числовые суеверия еще очень живучи и среди лиц, считающих себя образованными. Те же, кто не разделяет подобных предрассудков, признаются, и сами готовы считать себя чуть ли не вольнодумцами и героями. Такая исключительная семья вольнодумцев — Ажогиных — выводится в превосходном рассказе А. Чехова «Моя жизнь», где героем является молодой человек, который, будучи возмущен пошлостью и ханжеством окружающей его буржуазной среды, уходит из нее

и становится простым рабочим-маляром. «В зале, на столике, на рояли, на сцене»,—читаем мы в этом рассказе, — «горели свечи, везде по три, и первый спектакль был назначен на тринадцатое число, и теперь первая репетиция (любительского спектакля) была в понедельник, тяжелый день. Борьба с предрассудками!» Увы, из дальнейшего мы узнаем, что это вольнодумство было лишь тонким налетом на коре грубейших предрассудков мещанской морали Ажогиных и им подобных.

В недавно вышедшей книге «1920-й год» известного монархиста В. Шульгина мы находим характерное описание его попытки проникнуть морем из Крыма, занятого тогда генералом Врангелем, в Одессу, взятую большевиками. В «два часа дня мы отошли. имел неосторожность пересчитать, сколько человек было в шаландах, — оказалось тринадцать. Я пересчитал также и тех, что оставались. Их было двенадцать. Нет, их тоже было тринадцать: за спинами людей, неподвижный, но выразительный, стоял двухкольчатый маяк». И мрачное предчувствие, действительно, не обмануло автора: его попытка пробраться в Одессу не удалась, да и оставшимся в Крыму его друзьям тоже не повезло.

Откуда же взялись столь распространенные и живучие числовые предрассудки? История культуры показывает, что они были свойственны людям с отдаленных времен. Особенно широко они были распространены в мрачное время Средних веков, когда в них слепо верили на ряду с простым народом короли, знать, духовенство и даже ученые. Но и образованные народы классической древности—греки и римляне — не могли похвалиться свободою от числовых суеверий. При этом, во все времена колыбелью числовой мистики, так же как и других тайных

наук, считалась прославленная изучением всего таинственного, своею астрологией, алхимией и магией, древняя Халдея, или Вавилон. Именно у халдейских мудрецов и предсказателей издревле стремилось человечество найти ответы на волнующие его вопросы о будущем. К их прорицаниям и таинственным книгам обращались еще римляне, гадая о своей судьбе. Но и для пушкинской Татьяны: «Мартын Задека, глава халдейских мудрецов, гадатель, толкователь снов»,— был временами приятнее всякого другого чтения. Поэтому обратимся к истории таинственной Халдеи и ее науки.

и само подпадало под их влияние; впоследствии то же случалось и с протестантским духовенством. Среди духовных лиц очень было распространено изучение священных текстов, или даже отдельных слов, с помощью замены букв — числами, как это практиковалось в каббалистических вычислениях евреев. В книге, напечатанной в Виттенберге в 1532 г. Георгом Равеном, изложены правила для подобных вычислений. Именно, 23 буквам латинской азбуки a, b, с, d, е, / д, h, i, к, I, т, п, о, р, q, г, s, t, и, х, у, z следует придать соответственно значения первых чисел от 1 до 23; затем, взяв сумму полученных чисел, разлагать ее на такие слагаемые, которые соответствовали бы определенным словам. Применяя этот способ к имени Иоанна Гусса, имеем:

lohannes— 84, Huss — 64; 84 -f- 64=443, Но 443=66-\-64-\-48. Этим числам соответствуют:

66 — sermo, 64—domini, 48 — dei.

Итак, lohannes Huss=sermo domini dei, t. - e. Иоанн Гусе — слово господа бога.

Этот способ вычислений допускал многие видоизменения. Так, оставляя приведенным малым буквам латинского алфавита те же значения, рекомендовалось прописным буквам той же азбуки .4, В, С.,, придавать значения 1, 3, 6, 10, 15, 21 и т. д., т.-е. различающиеся между собой на 2, 3, 4, 5 и т. д. и потом уже делать выкладки. Важную роль при этом должны были играть римские цифры. Так, складывая числа, соответствующие имени Иеговы (Jehovah), — получаем

94-5-1-84-14+20-|-14-8=65;

но это же число римскими цифрами пишется LXV; переставляя цифры, получаем L YX, что может быть прочитано lux, т.-е. свет, откуда: «Иегова -свет».

Римские цифры, обозначающие 1651-й год, т. - е. MDCLI, могут быть распространены в целую фразу

Magna Deo sanClo д Loria In or be, т.-е. велика слава богу святому на земле.

Кроме указанных способов каббалистических вычислений с буквами, употреблялись и более сложные, основанные на пифагорейских изысканиях в области теории чисел. Так, мы знаем, что числа, представляющие собою суммы чисел натурального ряда, т.-е. 1;3=14-2; 6=1+2Ц-3; 10=14-24-34-4 и т. д., пифагорейцы называли треугольными; суммы их же через 1, т.-е. 1; 4=14~3; 9 = 1 j-3—|—5 и т. д.— четыреугольными или квадратными; аналогично можно составить числа пятиугольные, шестиугольные и т. д. Из этих чисел, в свою очередь, суммируя их, можно получить числа треугольно- пирамидальные:

1; 1 4-3; Ю= 1 4~3-|-6; 20 = 1-|- з6 4"

4 Ю ит.д. затем числа квадрато-пирамидальные:

1; 5 = 1 —4; 14 = 1-[ 44-9; 30= 1 -|-4-|-9 -|-16 и пр.

Все эти ряды чисел, а также их квадраты, кубы и т. д., могут быть подставляемы вместо букв а, Ь, с. и т. д. в исследуемое слово, что дает почти безграничное поле для обширных схоластических толкований и изысканий. И многие ученые тратили на эти бесплодные изыскания нередко всю свою жизнь. Замечательно, что между ними были не только католические и протестантские богословы, но и лица, серьезно занимавшиеся математикой. Таким был известный ученый математик Михаил Штифель (1486—1567), которому принадлежат важные и ценные труды в области алгебры. Первоначально он был августинским монахом, но затем сделался последователем Лютера,

с которым был связан тесной дружбой. Занимаясь алгеброй, он не чуждался и каббалистических вычислений и, применив их к имени тогдашнего римского папы Льва X, сделал поразившее его открытие, что этот папа и есть предсказанный в Апокалипсисе зверь, т.-е. антихрист. Эта мысль осенила его, когда он сидел в ванне, и он, подобно Архимеду, выскочил из ванны, крича во всеуслышание о своем открытии. Он сообщил о нем и Лютеру; тот принял это известие с большим удовольствием, но все же советовал Штифелю не заниматься схоластическими мудрствованиями. К сожалению, Штифель не послушался этого доброго совета Он продолжал занятия каббалистикой, на основании которой предсказал, что 13 октября 1533 года предстоит кончина мира. Крестьян»* прихода Гольцдорф, где он состоял священником, зная его высокий авторитет в науке, поверили ему. Одни из них предались молитвам, другие роздали и ликвидировали свое имущество, и все перестали работать. Но когда в назначенный день ничего особенного не произошло, крестьяне были настолько раздражены против неудачного предсказателя, что ему пришлось спасаться бегством в Виттенберг. Там он был посажен в тюрьму, из которой был освобожден лишь благодаря заступничеству Лютера.

Подобно Штифелю и другие протестантские ученые стремились доказать, что римский папа — антихрист. Так, с этою целью занимались изучением и толкованием Апокалипсиса знаменитый изобретатель логарифмов Непер (1550 —1617). Кроме каббалистики, Непер занимался и магией и даже предлагал своему соседу обнаружить на его земле, при помощи магии, клад. Католическое духовенство, в свою очередь, применяя каббалистические вычисления, доказывало, что апокалипсическое число 666 совпа

дает с именем Мартина Лютера, который и есть антихрист.

Кроме вычислений, относящихся к богу и святым, в большом ходу были каббалистические и иные расчеты, касающиеся земных царей и знатных людей. При этом нередко оказывалось, что в жизни избранного лица какое-либо число играет особенную, или даже фатальную роль. Так, в жизни французского короля Генриха IV большую роль играло число 14. В самом деле, в его имени — Henri de Bom bon — 14 букв. Родился он 14 декабря 1553 г., при чем сумма цифр последнего числа равна 14; умер же он, от рукп убийцы, 14 мая 1610 г., при чем последнее число — кратное 14. Королем Франции и Наварры он состоял 3 X 14 лет. Убийца его, Равальяк, был казнен через 14 дней после преступления и т.д. Подобные же курьезные расчеты проделывались и по отношению ко всем сколько-нибудь известным или выдающимся людям.

Страны восточной Европы, Византия и Россия, в описываемую эпоху тоже были не чужды числовых суеверий. Так, в Византии, как уже было упомянуто, большим распространением пользовались магические квадраты, заимствованные византийцами от арабов. Ученый Мосхопулос, живший в Константинополе в начале XV века, указывал два способа составления подобных квадратов. Что касается наших предков — славян, то первоначально ряд натуральных чисел, которыми они пользовались, был весьма ограничен и служил, невидимому исключительно для практических целей. Наибольшим числом до принятия славянами христианства была тма, или тьма — числительное, обозначавшее 10 000 и бывшее, как и до нашего времени, синонимом бесконечно большого числа. Позднее появились заимствованные, очевидно, с Запада

числительные: легион (славянское несведь)—100 000, леодр—1000000, вран—10 000 000 и колода 100 000 000. Это расширение нумерации не было вызвано практическими потребностями русского народа, жизнь которого в то время была крайне несложна, а исключительно интересами религиозного характера. Так, в сочинениях новгородского монаха Кирика, которые относятся к XII веку и являются древнейшим памятником русской математики, мы находим схоластические вычисления чисел: месяцев, дней и даже часов, прошедших от сотворения мира, т.-е. за 6644 года, а также чисел от сотворения мира; индиктов, кругов солнечных, лунных и великих, веков мира, обновлений небес, земли, моря и вод и т. п.

В XV веке последовало расширение славянской нумерации далеко за указанные пределы. В новой системе, названной «великим счетом», в противоположность прежней, называвшейся «малым счетом», тьма уже обозначает 10е, легион = 10и, леодр = 10й, ворон = Ю48; была даже единица 49 разряда, число, более которого, как говорится в рукописях, «несть дано человеку разумети». Откуда же взялись столь громадные числа в славянской нумерации? Оказывается, что и они — религиозного и мистического происхождения. Об этом говорит уже самый вид соответствующих символов; например знак леодра — буква в лучах — напоминает солнечное сияние; знак наибольшего числа 10 — буква ы с тремя чертами внизу, с правой и левой стороны и крестом наверху— знак шестикрылого серафима. Ознакомление с произведениями богословской литературы того ясе времени показывает, что «великий счет» с его колоссальными числами был введен славянами ради исчисления ангелов, учение о которых в это время проникло к нашим предкам из Византии. В указанном

отношении славяне оказываются имеющими сходство с индусами, которые, как было упомянуто, колоссально большими числами стремились выразить могущество своего божества и количество почитаемых духов. Впоследствии из Византии проникли в Россию астрология и числовая мистика, но получили в ней гораздо меньшее распространение, чем на Западе. Однако, духовенство неоднократно объявляло «отреченными», т.-е. запрещенными, сочинения по астрономии и геометрии, не делая строгого различия между действительными и ложными областями знания. Тем не менее, тайные науки продолжали существовать, и наличность их даже во времена Петра I можно констатировать по появлению переполненного всякими предсказаниями календаря Брюса, а также по широко роспространенному в народе взгляду на Петра, как на антихриста, число которого 666.

ГЛАВА IV

ЧИСЛОВЫЕ СУЕВЕРИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

Как известно, в начале XIII века нашей эры Европа начинает пробуждаться от многовекового умственного сна. В 1214 г. францисканский монах Рожэр Бэкон выступил с сочинениями против тогдашней схоластической науки, поддерживаемой католической церковью. Он восставал против признания научных и церковных авторитетов и рекомендовал изучение точных наук и математики, как единственное верное средство для познания тайн природы, позволяющее правильно судить не только о настоящем и прошедшем, но и о будущем. Несмотря на

преследование, которому подверглись Р. Бэкон и его последователи, начатое им умственное движение продолжалось и привело в XVI и XVII веках к величайшим научным открытиям и изобретениям, которые нанесли сильнейший удар средневековому застою и суевериям. Могучим средством для борьбы с предрассудками и для распространения научных знаний явилось книгопечатание, благодаря которому наука перестала быть достоянием замкнутого круга ученых и сделалась доступной для всех классов общества.

Особенно крупные успехи в указанную эпоху были достигнуты в области астрономии, чем был нанесен сильнейший удар астрологии. В 1543 г. вышло сочинение Коперника с изложением новой системы мира, согласно которой не Земля является центром мироздания, а Солнце, вокруг которого движутся планеты, в том числе и Земля, имеющая еще движение вокруг своей оси. Теория Коперника нашла могучую поддержку и развитие в трудах Галилея, который изобретением телескопа дал возможность проверки ее непосредственным наблюдением звездного неба. Вскоре Кеплер установил математические законы движения планет, а Ньютон — закон всемирного тяготения, объясняющий эти движения. При таких условиях вера во влияние планет на судьбу людей становилась нелепостью, и астрология стала быстро терять своих приверженцев, убедившихся в ее ненаучности.

Удар, нанесенный астрологии, должен был, конечно, отразиться и на близко стоящей к ней числовой мистике. Но еще большее значение на ослабление числовых суеверий имело непосредственное развитие математических наук, сделавших, начиная с XVI века, колоссальные успехи, в частности — теории чисел, достигшей в трудах Фермата, а позже — Эйлера, Лагранжа, Гаусса и др. величайших ученых — высо

кой степени научного совершенства. Представлявшиеся таинственными свойства чисел получили в этих работах научное объяснение, часто весьма простое, исключавшее возможность суеверного отношения к ним. И мы видим, что, действительно, например, французский король Людовик XIII, сын упомянутого в предыдущей главе Генриха IV, в жизни которого считалось роковым число 14, отнюдь не был суеверен, хотя, по всем признакам, в его жизни должно было оказаться фатальным несчастливое число 13. В самом деле, его имя, buys de Bourbon, и его жены, Аппе d’Aut riche, содержат по 13 букв; притом же, когда они поженились, им было каждому тринадцать лет и пр. И все же Людовик XIII не боялся рокового числа и даже сознательно выбирал 13-е число месяца и «тяжелый день» — пятницу, когда предпринимал какое- нибудь важное дело. А накануне смерти, в четверг, он упрашивал врача как-нибудь протянуть его жизнь до следующего дня, говоря, что для него было бы утешением умереть в пятницу.

Однако, несмотря на блестящее развитие наук в XII и затем в XIII веках, числовой мистицизм не умер окончательно, и молено заметить даже рост и подъем его во второй половине XVIII и в начале XIX столетия. Это явление объясняется реакцией на быстрый рост либеральных и отрицательных идей, нашедших блестящее выражение особенно во Франции, в сочинениях Вольтера и энциклопедистов. Часть общества, преимущественно пз аристократических и состоятельных классов, не могла переварить новых идей и ударилась в противоположную крайность. Вновь оживился интерес к забытым учениям Пифагора и Платона; образовалось множество сект и кружков религиозно-мистического направления. Особенно получили развитие масонские учения, проникнутые край

ним мистицизмом и ставящие себя в прямую связь с пифагорейцами. В результате появилась обширная литература мистически-числового характера. Образцом ее может служить переведенное и на русский язык сочинение Г. Эккартсгаузена: «Ключ к таинствам натуры», Спб., 1804 г., в четырех частях.

В этой книге сообщается фантастическая история деятельности общества «друзей мудрости», при чем она ставится в преемственную связь не только с работою пифагорейцев, но даже с деятельностью халдейских и вавилонских жрецов и Моисея. Но особенно будто-бы оживилась деятельность общества со времени Бэкона Веруламского, под влиянием которого в Англии образовалось «общество мудрых», члены которого были рассеяны по всем странам мира. Далее в чрезвычайно туманной форме излагаются сведения из области мистики, астрологии и магии, с приложением небесных карт, азбуки евреев, таинственных фигур, изображений египетских божеств и т. п. Изложение везде перемешано с нравственными сентенциями о любви к ближнему, благости, разуме, истине и пр. В особой главе излагаются «правила для каббалистических вычислений», но в крайне сжатой и неясной форме, при чем в объяснение краткости говорится, что ищущий мудрости должен собственными силами извлечь из этих предписаний то, что ему нужно.

Числовой символике посвящена IV-я часть книги Эккартсгаузена, при чем в ней явно чувствуется влияние учения Пифагора. Особенное внимание уделяется мистическому истолкованию чисел от 1 до 10, из которых главнейшими являются 1, 3, 7 и 10. Числа 1, 2, 3, 4 считаются в совокупности равными 10; поэтому часто употребляется символическое равенство.

____ 12____ =1 14-24-34-4  1

Как и у пифагорейцев, числа разделяются на мужские и женские и пр. Но многое автором заимствовано, по его словам, из каббалы евреев. Он дает и истолкование чисел от 1 до 100, при чем числа, которые пишутся одними и теми же цифрами в обратном порядке, имеют и обратный смысл. Например:

«23 есть отношение трех первых начал всех вещей к телесному миру.

32 есть отношение телесного мира к первым началам» и т. п.

Над числами производятся выкладки, впрочем, весьма несложные, главным образом, сложение и умножение. Складыванье цифр чисел, часто приводящее к равенству результатов (наша поверка числом 9), дает повод автору к мистическим выводам. С тою же целью употребляются геометрические фигуры, особенно треугольники, с помещенными внутри буквами или цифрами. Иногда автор пользуется числом перестановок, при чем, конечно, получает огромные числа. Для читателей была дана таблица этих чисел от 1 до 50 элементов. В вычислениях, даже несложных, автор иногда делает ошибки, или натяжки. В общем же, смешение в книге математики с вопросами религии, философии, естествознания и мистики производит на современного читателя чрезвычайно странное впечатление. И большой успех, который имела книга Эккартсгаузена и подобные ей мистические сочинения, можно объяснить в значительной степени результатом испуга, который испытало буржуазное и аристократическое общество у нас и в западной Европе под влиянием великой французской революции, рассматриваемой как следствие вольнодумства и атеизма французского общества XVIII века.

Весьма замечательно, что в XIX веке были не чужды числовых предрассудков и некоторые ученые. 42

К числу их, странным образом, должен быть отнесен и знаменитый автор «Системы положительной философии»— Огюст Конт. В своей книге: «Система положительной политики», т. III, посвященной философии религии, он много занимается вопросом о связи развития религиозных культов с развитием математики. При этом он останавливается на «поистине философских и религиозных свойствах чисел, которых не признают наши академические ученые». * Из этих священных чисел, по Конту, единица представляет всякую систематизацию, д в а—определяет соединение и три — прогрессию. «Всякое существование, рассматриваемое динамически, представляет три последовательных состояния: начало, середину и конец. Рассматриваемое статически, оно представляет результат постоянного столкновения двух элементов противоположных, но сравнимых. Взятое во всем целом, оно всегда представляется, как одно». Далее он особенно останавливается на значении для философии простых чисел, как всеобщих корней. Между ними следует выделить число семь, «которое двояко проистекает от трех корней, являясь результатом следования или предшествования синтеза, то паре прогрессий, то прогрессии двух пар» (т.-е. 1 перед или за двумя тройками, или же за тремя двойками), «смотря по статическому или динамическому назначению числа 7».

Не чужд числовому мистицизму был и Гегель, как и некоторые из его последователей.

Многие выдающиеся и другие лица XIX века были подвержены числовым суевериям. Так, Бисмарк придавал большое значение числу 3, и девизом его было in trinitate robur (в троичности сила). После

* A. Comte. Systfeme de politique positive, t. Ill, p.p. 129, 130.

его смерти французская пресса доказывала, что это число, действительно, играло важную роль и в его частной, и в его общественной жизни. Так, он служил при трех императорах, принимал участие в трех войнах—с Данией, Австрией и Францией, подписал три мирных договора, был устроителем тройственного союза и свидания трех императоров, боролся с тремя политическими партиями. Он имел троих детей, владел тремя поместьями и т. д.

Заметим, что у французов осталось и до настоящего времени в большом употреблении составление числовых выкладок для доказательства, что в жизни того или другого исторического лица, или в каком- либо событии, определенное число играло особенную роль. Так, существуют вычисления, относящиеся к великой французской революции, к июльской революции, к правлению Наполеона I, Бурбонов и пр. Например, в жизни Наполеона III будто-бы играло особую роль число 17. Действительно, родился он в 1808 г., но сумма этих цифр равна 17. Супруга его родилась в 1826 г., что тоже приводит к числу 17; поженились они в 1853 г., но эти цифры тоже дают сумму 17.

Империя Наполеона III просуществовала 17 лет (с несколькими месяцами)! Впоследствии французские газеты указывали, что число 17 и месяц октябрь — играли фатальную роль и в жизни другого незадачливого императора—Николая II: катастрофа с царским поездом 17 октября 1888 г., манифест 17 октября, октябрьский переворот 1917 г

Из приведенного краткого очерка истории числовых суеверий мы видим, что они уходят своими корнями в отдаленную древность, ко временам хал- 44

дейской и сумерийской культуры, которая, на ряду со своими положительными достижениями, передала последующим поколениям и свою теневую сторону в виде разного рода суеверий. Успех их распространения и живучести объясняется склонностью людей к познанию всего неизвестного и таинственного, в особенности—непреодолимым желанием человечества знать свое прошедшее и будущее. Заменяя в донаучный период точные знания, суеверия дают ответ на эти волнующие людей вопросы. При этом они стоят в связи с религиозными культами, которые берут на себя решение тех же вопросов. С распространением точного научного знания должны были пасть и числовые суеверия, и, действительно, в настоящее время, среди образованных людей они держатся лишь как пережиток. Но среди отдельных суеверно настроенных людей малообразованных классов цивилизованных наций и в среде мало культурных и совсем не культурных народов они долго еще будут жить, пока всеобщее распространение положительных знаний окончательно не рассеет туман всяких предрассудков.

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ Внеклассные - Дополнительные занятия, ★ВСЕ➙ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, Популярная математика, Автор - Чистяков И.И., Математика - Внеклассные - Дополнительные занятия, Математика - ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика