Что такое высшая математика, чем она отличается от школьной, зачем она нужна 1965 - Скачать старые книги
Советская нехудожественная литература бесплатно
Описание: Эта книга — не учебник. Она не научит читателя высшей математике. Правила, которые он здесь усвоит, не носят обобщающего характера, поэтому их нельзя применять к решению любого примера или задачи, в том числе и практических. Не адресована книга и студенту. Она имеет другую цель: ответить на вопросы, поставленные в заглавии.
И читатель ее совсем другой. Есть учащиеся средней школы, твердо уверенные в своем призвании — быть творцами новой техники или искателями в науке; молодые рабочие и солдаты, рассчитывающие через год-два поступить в техникум или институт; есть пожилые рабочие, строители, механизаторы с пытливым умом и неостывающим интересом к жизни; есть, наконец, люди таких профессий, которым никогда не столкнуться с математикой, но которые хотели бы узнать, что же скрывается за хорошо знакомым названием — «высшая математика». Юристы, врачи, экономисты замечают, что математика «наступает», что ее влияние все больше ощущается в «новинках» их профессии. Всем этим людям и адресована книга. Чтобы ее читать, достаточно знать математику в объеме 7—10 классов средней школы, а главное — проявить внимание и интерес к делу.
Эта книга — не развлечение. Она не относится к типу «занимательных» («Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия» и т. д.). Ее надо читать не спеша, с карандашом и бумагой, решая примеры, приведенные и очень подробно разобранные в тексте, для того, чтобы усвоить теоретические рассуждения.
Автор считает необходимым обратиться с несколькими словами и к читателю математику на случай, если эта книга попадет ему в руки. Специалист заметит без труда, что требования строгости соблюдены далеко не достаточно. Однако наиболее фундаментальные понятия — производная и определенный интеграл — имеют определения, по-видимому, вполне корректные, и ограничены определенными условиями существования. Конечно, условия существования даны в очень узкой редакции и не доказаны — читатель поймет, чем это вызвано.
Некоторые утверждения снабжены ссылками на то, что они имеют доказательства, другие вместо доказательств имеют геометрические пояснения. Так, приведено гео-метрическое изображение процесса уменьшения погрешности при вычислении площади криволинейной трапеции.
Допущены также некоторые вольности, например, в определении степенной функции. Эти отклонения от общепринятого несущественны и не искажают общий характер математического мышления, который, как надеется автор, выдержан на протяжении всей беседы с читателем.
Научно-популярная серия
© "НАУКА" Москва 1965
Авторство: Леон Семенович Фрейман
Формат: PDF Размер файла: 9.02 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Предварительные сведения
8. Производная
4. Анализ
5. Ряд Маклорена
6. Определенный интеграл
7. Применение определенного интеграла
8. Заключение
От автора 5
1. Введение 7
2. Предварительные сведения 16
Функция и ее график - 16
О графиках важнейших функций 21
Приращение аргумента и приращение функции 28
8. Производная - 33
Мгновенная скорость как предел средней - 33
Производная 38
4L. Анализ. - - 54
Общие соображения 54
Возрастание п убывание функций 55
Экстремум 61
Применение теории к практике 71
5. Ряд Маклорена 78
Вывод формулы 79
Разложение синуса 84
Биномиальный ряд 89
в. Определенный интеграл 95
Задача о площади криволинейной трапеции 95
Интегральная сумма и определенный интеграл 99
Вычисление определенного интеграла 105
Формула Ньютона-Лейбница 113
7. Применение определенного интеграла 117
Геометрические задачи 118
Механические задачи 129
Разные задачи 136
8. Заключение 145
Скачать бесплатную книгу времен СССР - Что такое высшая математика, чем она отличается от школьной, зачем она нужна (Фрейман) 1965 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
Познакомимся с тремя задачами. Все они взяты из практики, все очень важны, все на первый взгляд довольно просты. К сожалению, ни одну из них нельзя решить точно с помощью школьной математики. Слово «точно» подчеркнуто, потому что приближенные решения этих задач известны давным-давно, но современный уровень науки требует, чтобы погрешности в расчетах отсутствовали. Такие расчеты и называются точными.
В последующих главах будет показано, как находятся точные решения этих задач и какие новые приемы надо для этого применить. Эти приемы, новые лишь по отношению к школьной математике, познакомят вас с основными понятиями высшей математики.
ЗАДАЧА ПЕРВАЯ
Скорость переменного движения
Если тело движется так, что все его точки имеют одну и ту же скорость, то для изучения такого движения достаточно, конечно, следить за движением одной какой- нибудь точки. Обычно в качестве такой точки выбирается центр тяжести тела. Считается, что вся масса тела сосре-доточена в его центре тяжести. Короче говоря, изучение движения тела заменяется изучением движения матери-альной точки. Всюду, где в этой книге говорится о движении тела или материальной точки, подразумевается именно такое движение.
Из школьного курса физики известно, что скоростью движения тела называется путь, проходимый в единицу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заглавии книги поставлены три вопроса. В поисках ответов на них читатель проделал долгий путь. Пришлось познакомиться с новыми понятиями, с новыми матема-тическими приемами. Быть может, пришлось изменить свою точку зрения на математику как на науку в целом и на значение математики для его, читателя, профессии. Но главный результат затраченного труда тот, что получен ответ на поставленные в заглавии вопросы. Подведем итоги.
1. Что такое высшая математика?
Как математика — она занимается величинами. Как высшая математика, она занимается почти исключительно переменными величинами. Нами были рассмотрены свойства переменного движения, переменной скорости, работа переменной силы, переменное давление жидкости на по-груженное тело и т. д. Даже те величины, которые в школьной математике считаются постоянными, высшая математика рассматривает в движении. В задаче о наивы-годнейших размерах сосуда его диаметр и высота не оставались неизменными. Наоборот, мы предположили, что они непрерывно изменяются. Это позволило из всех возможных размеров выбрать именно те, которые удовлетворяли условиям задачи. Переменные величины рассматриваются не изолированно. Они связаны между собой. Изменение одной из них вызывает изменение другой. Переменные находятся в функциональной зависимости. Изучение этих зависимостей составляет сущность высшей математики. Итак, на первый вопрос получен следующий ответ: высшая математика — это математика переменных величин и функциональных зависимостей; это математика, изучающая явления мира в пх изменении, в их взаимной связи.
2. Чем высшая математика отличается от школьной?
Переход от постоянных величин к переменным потре-бовал не только открытия новых математических действий и приемов; пришлось развить новые взгляды на самые основные математические понятия. Высшая математика имеет много существенных отличий от школьной, и это понятно. Перечислим их вкратце:
а) в высшей математике уделяется гораздо большее вни-мание переменным величинам, чем в школьной;
б) подход к изучаемым величинам отличается значи-тельно большей глубиной. Например, связь функции с рядом Маклорена глубоко раскрывает ее сущность. Достаточно сослаться хотя бы на то, что только разложение функции в ряд объясняет нам, каким образом из аргумента х получается sin х или другая функция. Такие операции, как исследование функций, в школьной математике отсутствуют совсем;
в) в высшей математике основную роль играют новые (по сравнению со школьной) идеи. Большое значение имеют такие процессы, как стремление к нулю (вспомните Ах —> 0 и Ai/—>0), потому что, например, важнейшее понятие производной без знания такого процесса получить невозможно. С другой стороны, не меньшее значение имеет и прямо противоположный процесс — стремление к бесконечности: мы видели, что число слагаемых интеграль-ной суммы неограниченно возрастает; число членов ряда бесконечно велико.
Решающее значение имеет понятие предела. Только применяя его, можно получить производную из отношения , а ведь производная — это основа высшей математики. Предел интегральной суммы приводит нас к определенному интегралу — важнейшему инструменту для решения задач практики;
г) в высшей математике еще и большее число математи-ческих действий: появились новые действия — отыскание производной и первообразной.
Хотя здесь перечислены далеко не все отличия, их все же достаточно, чтобы оценить, насколько сильно разнится идейная и оперативная части высшей математики от школьной. Коротко ответ на второй вопрос можно изложить следующим образом.
В высшей математике а) более глубокий подход к ма-тематической величине, б) используется ряд новых идей (идеи стремления к нулю, неограниченного роста и т. д.); в) применяются новые математические действия, г) как следствие предыдущего, новые приемы решения задач.
8. Для чего нужна высшая математика?
Область применения высшей математики безгранична. Одно перечисление вопросов, разрешаемых с ее помощью, составило бы, вероятно, книгу, не меньшую, чем эта. Сравнительно недавно считалось, что существенную роль высшая математика играет лишь в точных науках: механике, астрономии, физике и т. д. Что же касается экономических наук, биологии и т. д., то в них высшая математика использовалась лишь эпизодически. Однако за последние 20—25 лет и здесь произошли колоссальные изменения. Принципы кибернетики, теория информации и другие важнейшие отделы высшей математики проникают в такие области, которые никогда и не помышляли о привлечении математики. Упомянем лишь одну науку: лингвистику — науку о языках. Кто когда-нибудь мог подумать, что филологи будут изучать высшую математику? А теперь уже появились представители новой специальности—математической лингвистики. Эти специалисты управляют машинами, которые выдают библиографические справки, переводят книги с одного языка на другой и даже сочиняют стихи.
Ответ на третий вопрос самый короткий: высшая мате-матика нужна во всех областях человеческой деятельности.
В настоящее время, как правило, всякий специалист подходит к своему делу творчески. Он стремится овладеть своей профессией в совершенстве, внести что-то новое, прогрессивное. Для этого приходится много читать, а в статьях научно-технических журналов и в учебниках в большом количестве используется высшая математика. Нередко читатель вынужден отложить статью и сказать со вздохом сожаления: «Не по зубам». Знание же основ высшей математики могло бы необыкновенно расширить воз-можности использования литературы и тем самым открыть новые пути к овладению вершинами мастерства.
Автор будет рад, если его книга побудит читателя заду-маться над вопросом: «А не следует ли мне основательно ознакомиться с этим мощным орудием знания?»
В заключение дадим несколько советов тем, кто захотел бы познакомиться с математикой более основательно.
Прежде чем обращаться непосредственно к изучению анализа, надо добиться, чтобы знания школьной математики были и достаточно прочными. При таком уровне знаний ссылки на правила и теоремы алгебры, геометрии и тригонометрии (они встречаются постоянно) не будут соз-давать дополнительные трудности в изучении и без того не легких вопросов высшей математики. Особенное внимание надо уделить второй части алгебры и всей тригонометрии, без которых совершенно невозможно продвинуться вперед в понимании анализа.
При самостоятельном изучении высшей математики первостепенное значение имеет самопроверка. Лучшая проверка — решение задач. Нередко кажется, что теория понятна, когда же пытаешься применить ее на практике, обнаруживается, что отдел теории требует еще изучения и изучения. Надо взять себе за правило: не считать раздел усвоенным, пока из него не решено несколько задач.
Математика не терпит поверхностного отношения. В математике ничего не принимается на веру. Поэтому при вдумчивом отношении к предмету у изучающего появляется множество вопросов. Иногда найти ответ на вопрос далеко не просто. Вот почему даже при самостоятельных занятиях высшей математикой необходимо время от времени беседовать со специалистом-математиком.
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Популярная математика - ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Математика - ВНЕКЛАССНЫЕ - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Высшая математика (основы), Популярная математика, Математика - Внеклассные - Дополнительные занятия, Математика - ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, Серия научно-популярных изданий АН СССР, Подсерия - Научно-популярная серия, Автор - Фрейман Л.С.