Дидактические игры и занимательные задания для первого класса четырехлетней начальной школы (Кудыкина) 1989 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для учителей первых классов, воспитателей групп продленного дня, родителей.
В пособии даются методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр с первоклассниками четырех летней начальной школы на уроках и в группах продленного дня, раскрывается содержание дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром, по обучению грамоте и закреплению навыков чтения, математике, подобраны доступные занимательные задания, загадки, задачи-шутки, предлагаются авторские и народные считалки. Игры нацелены на решение конкретных программных задач ведущих учебных предметов.
© "РАДЯНСЬКА ШКОЛА" КИЕВ 1989
Авторство: Кудыкина Надежда Васильевна
Формат: PDF Размер файла: 6.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. Использование дидактических игр и занимательных заданий в первом классе 3
2. Игры по ознакомлению с окружающим миром 18
3. Игры и занимательные задания по закреплению навыков чтения в букварный период 56
4. Дидактические игры по математике 101
Использованная и рекомендуемая литература 140
Скачать бесплатный учебник СССР - Дидактические игры и занимательные задания для первого класса четырехлетней начальной школы (Кудыкина) 1989 года
СКАЧАТЬ PDF
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Намеченный XXVII съездом КПСС курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает неуклонное совершенствование системы народного образования, т. к. школа — один из существенных факторов ускорения социально-экономического развития социалистического общества. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания учащихся. Особенно остро эта проблема стоит перед начальным звеном школы, так как по новой структуре народного образования обучение детей осуществляется с шести лет и отработанная в трехлетней начальной школе методика работы с первым классом недостаточно эффективна.
В организации учебно-воспитательной работы с шестилетними учащимися значительная роль отводится игре. В дошкольной педагогике общепризнано, что игра до семи лет является ведущим видом деятельности ребенка, т. е. таким, который обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах. С приходом в школу шестилетний ребенок занимает позицию младшего школьника и, как это традиционно считается, ведущим видом деятельности становится учеба. Кажущееся противоречие в определении ведущего вида деятельности в первом классе четырехлетней начальной школы легко разрешимо, если подходить к решению вопроса диалектически.
На основе ранее освоенного и благодаря ему человек овладевает новым для себя видом деятельности (игровой, учебной, трудовой). Естественно, что смена ведущих видов деятельности дошкольного периода все больше уступает место учебе, и со временем именно учеба определяет дальнейшее развитие школьника.
В первом классе, на рубеже дошкольного и школьного возраста, позиции игры еще достаточно прочны; объективно — это база для овладения учебной деятельностью и социальной ролью ученика, а субъективно — она доставляет ребенку радость, создает психологический комфорт. Высоко ценила игру Н. К. Крупская. Она неоднократно обращала внимание педагогов на игру как на результативное средство учебно-воспитательной работы, подчеркивая, что «игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят — самая настоящая учеба» 1. Исключительно важна игра в обучении маленьких детей — «игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания»2.
По содержанию, особенностям организации, развивающему и воспитательному влиянию игры чрезвычайно разнообразны. Среди них выделяются дидактические игры. Они направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Среди дидактических игр различаются игры с условной ситуацией; игры, построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера (адаптированные к возрастным возможностям шестилетних детей анаграммы, загадки, кроссворды, метаграммы, ребусы, шарады). Близки по педагогическому значению к дидактическим играм различные занимательные задания, иначе их называют игровыми.
Результативность дидактических игр и занимательных заданий в первом классе зависит от методики их применения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей с использованием игровых методов можно достигнуть лишь при условии нацеленности каждой игры на решение программных задач конкретных учебных предметов — ознакомления с окружающим миром, обучения грамоте, математике и т. д. Так, в курсе обучения математике программой предусмотрено формирование умения абстрагировать количественную характеристику множества
1 Крупская Н. К. Пед. соч. в шести т.— М.: Педагогика, 1980.—Т. 6.—С. 74.
2 Т а м ж е.— С. 163.
предметов от других его свойств — пространственного размещения, материала, цвета, размера. Соответственно, ряд дидактических игр имеет задачу сконцентрировать внимание учащихся на определенных качествах предметов и множеств. Программа нацеливает учителя на организацию таких действий ребенка, которые бы направляли его внимание на определенные свойства предметов. Ребенок должен осознавать их как постоянные признаки предметов, по которым эти предметы различаются.
Условием повышения результативности дидактических игр и занимательных заданий является планомерность их проведения. Как адекватное возрастным особенностям первоклассников средство решения программных задач дидактические игры используются не на отдельных уроках или внеурочных занятиях, а во всей системе работы с детьми.
Положение о планомерности применения дидактических игр и занимательных заданий в работе с шестилетними учащимися неразрывно связано с вопросом о взаимодополняемости методов и приемов учебно-воспитательной работы. В отрыве от других методов дидактические игры теряют свои потенциальные возможности и одновременно значительно обедняются такие высокопродуктивные в работе с первоклассниками методы и приемы, как экскурсии, наблюдения, беседы и т. п. Включение игр и игровых заданий вместе с другими методами и приемами в учебный процесс на уроке и в различные внеурочные занятия помогает обеспечить целесообразную смену деятельности учащихся, поддержать интерес к осваиваемому материалу, сосредоточить внимание детей на выполнении познавательных действий, избежать гиподинамии, отсрочить усталость, вызываемую трудной для шестилетних детей интеллектуальной работой.
Не менее важна в использовании дидактических игр взаимосвязь в работе учителя класса и воспитателя группы продленного дня. Дидактические игры и занимательные задания, проводимые во внеурочное время в целях закрепления, углубления и повторения пройденного, выработки разнообразных умений и навыков, формирования автоматизма в чтении и простейших вычислительных операциях, диагностики результативности обучения, усвоения программных
знаний непосредственно основываются на том, чему научил детей учитель. Ряд дидактических игр и игровых заданий, проводимых учителем на уроке в целях активизации усвоения конкретного познавательного материала, формирования умения осознанно пользоваться им и гибко применять в жизни опираются на предварительную работу с детьми воспитателя группы продленного дня. К таким играм, в частности, относятся те, которые строятся на загадках. Воспитатель, в отличие от учителя, строго не ограниченный временем урока, имеет возможность в подходящих жизненных ситуациях, последовательно направляя детей, научить их решать заключенные в загадках логические задачи, овладеть приемами отгадывания.
Очень трудно без предварительной работы проводить на уроках игры со стихотворным материалом; стихи, используемые в контексте игры, дети разучивают в группе под руководством воспитателя. Бытующая практика давать задания по разучиванию стихотворений на дом педагогически неоправдана, т. к. домашние задания в первом классе вообще не рекомендуются, и преобладающее большинство родителей не могут методически грамотно помочь ребенку.
Высокого профессионального мастерства педагога требует руководство ходом игры. В практике использования дидактических игр в учебно-воспитательном процессе наиболее распространенная ошибка — подмена игры учебными упражнениями, которые учителя называют игрой, а по сути, в них нет тех элементов, которые больше всего привлекают малышей. Игровые элементы позволяют «спрятать» от детей дидактическую задачу и таким образом облегчить на первых порах трудный для них процесс приобретения знаний. Эти элементы входят в структуру игры.
Структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача, игровой замысел, игровое начало, игровые действия, правила игры, подведение итогов.
Рассмотреть структуру игры можно на примере дидактических игр по математике.
Дидактическая задача игры определяется, исходя из программных задач конкретных учебных предметов. Например, задачи раздела «Нумерация чисел первого десятка» должны способствовать формированию у детей понятий о натуральном ряде чисел от 1
до 10; выработке умения устанавливать соответствие между числом и группой предметов, которая характеризует это число, а также между названием числа и его обозначением (цифрой); ознакомлению со свойствами натурального ряда чисел. Они находят отражение в играх: «Кто знает, пусть дальше считает», «Зайчишки, по домам!», «Наседка и цыплята».
Программа предусматривает ознакомление детей с действиями сложения и вычитания, а также формирование умения выполнять эти действия в пределах 10.
При изучении геометрического материала дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать их, определять форму предметов. Отрабатываются программные задачи по формированию геометрических понятий в играх и в играх-головоломках со счетным материалом.
Задачи игр по обучению грамоте, закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром непосредственно связаны с программными задачами соответствующих учебных курсов: в отдельных играх углубляются знания о том, что элементом речи является слово, в других — закрепляется умение составлять из букв слова, в третьих — отрабатываются навыки чтения отдельных слов или предложений, уточняются представления о родном крае и т. д.
Игровой замысел — следующий обязательный структурный элемент дидактической игры. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскировывается, она предстает перед школьниками в виде игрового замысла (задачи) — того, что интересно шестилеткам. Детей этого возраста привлекают воссоздание воображаемого сюжета, активные действия с предметами, что-то загадочное, таинственное, проверка своих возможностей соревнованием, ролевое перевоплощение, общая двигательная активность.
На активных действиях с предметами основан игровой замысел игры «Из каких материалов предметы в твоем портфеле». Примером игрового замысла, базирующегося на загадочности, может быть игра «Сюрпризы для кукол». Соревновательный элемент лежит в основе игрового замысла игр «Каких предметов больше?», «Поможем товарищу», «Двенадцать месяцев». На двигательной активности основывается игровой замысел игр «Что в мешочке?», «Найди пред
меты», «Зайчишки, по домам!», в которых движения представлены в виде перемещения по классной комнате, перебежек, отыскивания предметов с указанными свойствами на ощупь и других видов двигательной активности.
Характерно, что в основе игрового замысла редко лежит какой-то один фактор, повышающий интерес школьников — ролевое перевоплощение, активное манипулирование с наглядным материалом и т. д. Чаще всего они сочетаются друг с другом, как, например, в играх «Удачливые рыболовы», «Выбери товарища», «Где звенит колокольчик».
На создание игровой атмосферы существенно влияет игровое начало. Атмосфера игры возникает при своеобразных способах деления на команды, способах выбора ведущего и определения права первого хода. Равные по количеству участников команды образуются при различных игровых расчетах, например, когда дети называют себя именами героев известных мультфильмов или сказок, распределяются на команды путем игровых зачинов, так называемых сговоров — «Чей вопрос?», «Чародей — чародей», «Золотые ворота» и др.
Игровым путем можно выбрать ведущего и капитанов команд с помощью считалки — короткого, произносимого речитативом рифмованного текста.
Например:
Два бельчонка на опушке Сколотили две кадушки. Две кадушки сколотили, Прямо к дому прикатили. Положили в бочки Мятные листочки,
Красную бруснику, Черную чернику, Клали понемножку Желтую морошку. Замочили про запас, Будет на зиму как раз!
По своему содержанию эта считалка хорошо подходит к игре «Хоровод лесных растений».
Во многих дидактических играх приходится устанавливать, кто первый начнет игру, т. е. право первого хода. Это можно сделать с помощью считалок между капитанами и различных жеребьевок. («В какой руке камешек?», «Какая из палочек короче?», «Чей верх?» и др.)
Игровые действия взаимосвязаны с игровым замыслом, исходят из него. Являясь средством реализации игрового замысла, они в то же время включают в
себя и действия, направленные на выполнение поставленной педагогом дидактической задачи. Так, в игре «Где галчонок?» дети действуют в соответствии с воображаемой ситуацией — перемещают изображение птички и рассказывают о своих действиях товарищам. С одной стороны, учащиеся воспринимают это передвижение, которое сами и осуществляют, как полет — в детском воображении птичка весело порхает, перелетает с места на место. Это игровое действие, реализующее игровой замысел. С другой — меняя местоположение движущегося объекта, дети осознают пространственные отношения и своим рассказом закрепляют в речи соответствующую терминологию. Выполняя игровые действия и увлекаясь ими, дети легко справляются и с заложенным в игре учебным содержанием.
По содержанию игровые действия очень разнообразны. Это может быть отгадывание загадок как в играх «Сюрпризы для кукол», «Что в мешочке»; ролевые действия по воображаемой ситуации («Магазин игрушек», «Поможем Красной шапочке»); рисование по воображению («Придумай рисунок»); движения, основанные на внимании («Будь внимателен», «Запомни и нарисуй»); перевоплощение соответственно игровой ситуации («Расскажи о себе и своих соседях»); действия, включающие сравнение предметов и их классификацию («Подбери предметы по форме», «Только одно свойство», «Консервный завод»); составление заданных фигур («Танграм»); пространственные преобразования (головоломки, связанные с геометрическими понятиями) и др.
Правила дидактической игры дети воспринимают как условия, поддерживающие игровой замысел. Их невыполнение разрушает игру, делает ее неинтересной. Играя, дети осознают, что придерживаясь правил, скорее достигнешь результата. Правила дисциплинируют, формируют выдержку, терпение. Кроме того, они влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной программной задачи учебного предмета. Например, в процессе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за вычислениями, которые производят товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это он делает в соответствии с зало
женным в содержании игры правилом: получил мяч — составляй новый пример. Если это правило не соблюдается, игра не получится: — не решишь предыдущий пример или не придумаешь свой — команда также не решит игровую задачу (воды ручейка не достигнут озера).
Подведение итогов игры в связи с такой возрастной особенностью шестилетних детей, как нетерпеливость в ожидании результатов деятельности, проводится сразу же по ее окончании. Подведение итогов игры заключается в подсчете очков и определении команды-победительницы и выявлении тех детей, кто наиболее правильно выполнил игровое задание. Что касается воспитательной цели, то при этом нужно отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих ребят, проявить оптимистическое отношение к их возможностям, деликатность при формулировке оценочных суждений.
Руководство играми с условной ситуацией заключается в том, чтобы сохранить все структурные элементы игры, т. к. именно с их помощью разрешаются дидактические задачи и удовлетворяются интересы ребят.
Руководство играми интеллектуального характера сообразуется с особенностями их видов. Как отмечалось, в дидактических целях в первом классе используются кроссворды, ребусы, метаграммы, анаграммы, шарады.
Кроссворд — это игра на отгадывание слов, которыми надо заполнить фигуру из квадратов.
Во время обучения чтению используют кроссворды со словами, базирующимися на знакомых детям буквах.
В букварный период написание слов в схеме кроссворда заменяют их составлением из букв разрезной азбуки или букв для магнитной доски.
При составлении кроссвордов учитываются возрастные отличия восприятия, внимания, памяти, мышления первоклассников. Количество заданий в кроссвордах, особенно в начале букварного периода, небольшое — ответ основывается на двух-трех словах. В зависимости от особенностей конкретного класса и индивидуальных возможностей детей задания можно изменять и варьировать.
В тех случаях, когда в словах имеются не изучен
ные детьми орфограммы, с целью предупреждения возможных ошибок до отгадывания кроссворда их обозначают буквами.
Недоступную шестилетним ученикам терминологию «по горизонтали» и «по вертикали» заменяют словосочетаниями: «слева направо» и «сверху вниз».
Кроссворды с загадками предполагают формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в загадках. Учащиеся должны научиться выделять указанные в загадке признаки неизвестного предмета или явления, сопоставлять эти признаки, выявлять существующие между ними связи, на основе имеющихся признаков и выявленных связей делать итоговый вывод и находить ответ.
При отгадывании загадки педагог помогает детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в загадке признаки, т. к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибочному выводу.
Ребус — это загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв или знаков.
При ознакомлении шестилетних детей с ребусами им рассказывают о том, что когда-то люди не умели писать. Если одно племя должно было сообщить другому важную новость, то вместо слов рисовали картинки и передавали это «письмо» через гонца. Такие «письма» были неудобны, т. к. в них обо всем не скажешь. Потом люди придумали буквы и стали писать письма словами.
«Письма» с рисунками и сейчас есть, но теперь это игра. Называют ее ребусом.
В течение букварного периода дети на практике знакомятся с общепринятыми способами расшифровки ребусов:
запятые слева от картинки означают, что от названия картинки надо отбросить столько же букв, сколько запятых;
если рисунок перевернут «вверх ногами»,— слово надо прочитать справа налево;
буквы слева от картинок являются началом слова-ответа, справа — его окончанием;
расположение букв или слогов над чертой и под ней говорит о том, что в слове-ответе есть один из слогов: «на», «над», «под»;
если рисунок или буквы изображены внутри другой буквы,— значит, в слове-ответе есть буква «в»;
точка рядом с буквами означает, что часть слова читается как «точка»;
так же читаются цифры;
если на фоне одной буквы изображены другие, значит, в состав слова-ответа входит сочетание букв «по»;
при наличии изображения двух предметов (картинок) без дополнительных знаков или указаний, ответ составляют последовательным называнием имеющихся картинок;
когда над имеющимися в слове буквами стоит ряд цифр, порядок чтения букв слова-ответа соответствует указанию цифр;
если шифр представляет собой расположение букв друг за другом, в слово-ответ включается как его часть предлог «за» или «перед»;
если над картинкой перечеркнута буква, а над ней написана другая, значит, в слове-названии картинки букву надо заменить на указанную.
Особенность разгадывания ребусов с шестилетними детьми состоит в том, что оно проводится под руководством педагога, который своими вопросами направляет размышление учащихся.
Дети коллективно рассматривают картинки, называют предметы, буквы и знаки. Им надо помочь назвать то, что они видят, направить их на поиск слова, подходящего по смыслу для ответа.
После этого их поочередно знакомят с различными способами решения ребусов, закрепляя один способ в течение нескольких дней на разных по содержанию примерах.
Возвращаясь через какой-то период к известному способу расшифровки, применяемые в нем правила следует повторить на уже знакомом ребусе, а после этого расшифровывать новый.
Метаграммы — это загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова:
Я с «П» — кругла, желта, на вкус приятна, И прячусь под поверхностью земли,
Математика - Кружки и секции
★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ - Задачки на смекалку - Головоломки, ★Все➙ Руководителям Кружков-Секций, Школьные Кружки - Секции, ★Все➙ Организаторам продленного дня, Внеклассная работа, Автор - Кудыкина Н.В. , Серия - Библиотека учителя начальных классов, Все - Дидактические игры, Математика - Для Учителей, Математика - Кружки - Секции, Математика - ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, Математика - Задачки на смекалку - Головоломки, Математика - Руководителям Кружков-Секций