Экскурсионный метод в математике (Шемянов) 1925 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Экскурсионный метод в математике (Шемянов) 1925

Назначение: Пособие начала 20 века по общей методике преподавания математики. Рассматриваются вопросы по организации и проведении экскурсий по математике.

© "Основа" Иваново-Вознесенск 1925 

Авторство: Шемянов Н.Н.

Формат:DjVuРазмер файла: 0.6 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Экскурсионный метод в школе. Математические экскурсии .... 3

Глава II. Практика математических экскурсий 9

Глава III. Математические экскурсии л краеведение 27

Глава IV. Справочные сведения 35

Глава V. Словарик 47

Глава VI. Литература 49

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Экскурсионный метод в математике (Шемянов) 1925 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Экскурсионный метод в школе. Математические экскурсии.

Не так далеко ушло то время, когда даже сами работники школы, не говоря уже о лицах, к ней непричастных, были склонны смотреть на экскурсии, как на что-то мало серьезное, неведомо зачем придуманное, мешающее мирному ходу школьной жизни. В лучшем случае, видели в экскурсии приятную и, пожалуй, даже полезную для физического развития ребят прогулку. У меня до сих пор в памяти слова одного естествоведа, сказанные лет 15 тому назад после якобы ботанической экскурсии в лес: * «ничего себе, славно погуляли, купались, пили чай, ребята играли в мяч!» ,

Объясняется-ли такой взгляд на экскурсии, как некоторые мыслят, -недостаточной разработанностью методики экскурсионного дела или какими-либо другими причинами,—-сказать трудно. Можно лишь констатировать факт, что и в наши дни, когда методика экскурсий, казалось бы, вышла из первичного состояния, экскурсии все еще не завоевали себе достаточно прочного положения в массовой, в' сельской школе и нередко продолжают носить характер более или менее случайной развлекающей прогулки, которая к тому же весьма часто утомляет ребят массой самых бессвязных впечатлений.

Д. Н. Кайгородов (умер 21/II—24 г.} в 1901 г. сделал попытку положить экскурсии в основу преподавания природоведения: «Без широкого развития системы экскурсий нельзя как следует научиться ведать природу»*).

Далее в течение 20 слишком лет коллективная мысль методистов, главным образом, естественников, не выдвигая экскурсий, подобно Кайгородову, на первый план, все более и более склонялась к переходу от наглядности обучения к моторности, к координированию мышления с мускульным движением, к объединению мысли с делом, которое и нашло себе место в практических, лабораторных занятиях и в экскурсиях. Не даром последние называют «видом моторного завоевания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве».

В трудовой школе экскурсии одно из звеньев всей системы преподавания. Не редко высказывается, на наш взгляд вполне правильная мысль, что от разумной постановки экскурсий в школе много зависит успех преподавания и что дщщлатрачешше на экскурсии, вполне могут заменить чуть ли не месяцы классных занятий.

Увы, не так-то скоро прививаются в массовой школе достижения передовой педагогической мысли. Экскурсии отнюдь не прихоть последней, не каприз. Являясь для школьника активным методом изучения окружающей его жизни, методом обучения внеклассной обстановки, экскурсии в высокой мере развивают детскую наблюдательность и дают весьма ценный материал для заполнения программ ГУС‘а местным содержанием.

*) Дм. Кайгородов. На разные темы, преимущественно педагогические. Изд. 2-е, 1907 г. Стр. 74.

Для того, чтобы экскурсия наилучшим образом достигла цели, она должна быть:

а) увязана с текущей классной работой, -

в) строго продумана руководителем и

с) проведена по всем правилам методики, которые Б. Е. Райковым мастерски заключены в рамки его десяти заповедей:

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можешь показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями, они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей их правильно смотреть, всем должно быть все видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов, они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти участников последующей проработкой материала.

Эти выработанные практикой советы надлежит помнить каждому учителю, и классному, и предметному, ибо нет ни одной области знания, ни одной школьной дисциплины, которая бы в той или иной мере не испытывала потребности в экскурсионном методе обучения, являющимся одним из основных в нашей трудовой школе с ее комплексной системой, с ее жизненным подходом к изучению, к исследованию окружающей ребенка действительности.

 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика