Измерительные работы на местности в курсе математики (Трунов) 1956 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Учебное пособие для средней школы
© "Учпедгиз" Москва 1956
Авторство: Трунов И.П.
Формат: PDF Размер файла: 3.28 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Перечень работ
Организация работ
Указания к проведению работ
Описание устройства измерительных приборов
Скачать бесплатный учебник СССР - Измерительные работы на местности в курсе математики (Трунов) 1956 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед всеми учителями встают важнейшие задачи, разрешение которых должно значительно повысить уровень знаний учащихся и, главное, научить их применять эти знания на практике.
В числе других задач, которые должны разрешить учителя математики, осуществляя принцип политехнизации, является привитие учащимся практических навыков и, в частности, проведение всевозможных измерительных работ на местности.
Однако до сего времени измерительным работам на местности не уделялось почти никакого внимания, и если некоторые из учителей и проводили со своими учащимися эти работы, то характер их был случайный, и выполнялись они преимущественно учащимися VIII классов.
Целью настоящей работы является оказание помощи учителям математики при проведении измерительных работ на местности.
Приведенные в настоящем сборнике задачи дадут возможность учителю увязать теоретический материал с практикой (построение перпендикуляра к прямой методом засечек, применение равенства треугольников, свойства средней ливни треугольника и т. п.).
Достаточное количество разбираемых ниже задач позволит учителю отобрать из них те, выполнение которых он найдет наиболее целесообразным в условиях своей школы, своего класса.
Желательно на проведение измерительных работ отвести:
в V классе 8 - 9 учебных часов
" VI " 10 -12 " "
" VII " 6 - 8 " >
. VIII " 10 -12 " >
" IX " 5 - 6 "
" X > 5 - 6 " "
Работы на местности не следует обязательно относить на весенний период; их можно проводить в любое время года (даже зимой, в хорошие солнечные дни), особенно те, выполнение которых целиком базируется на изучаемом теоретическом материале (построение перпендикуляра методом засечек, провешивание прямой, параллельной данной прямой, определение расстояния между двумя точками применением свойства средней линии треугольника и многие другие).
Работы рассчитаны па выполнение их с помощью самодельных приборов: эккера, астролябии, мензулы, эклиметра, высотометра, уровня, отвеса, реек, вешек и мерной верёвки (если нет рулетки).
Описание устройства измерительных приборов в соответствующие чертежи даны в конце книги.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ
1. Для практических работ каждый из учащихся должен иметь полевой журнал, куда во время работы заносятся все результаты измерений, схематические зарисовки и вычисления.
2. Ещё до выхода на местность каждая работа должна быть разобрана в классе на уроках.
Исключительный эффект да 6т разъяснительная работа учителя в классе на настольном полигоне. На большой чертёжной доске 60 см X 100 см (рис. I) наклеивается чертёжная бумага, на неё наносятся река, роща и другие объекты, относительно которых предстоит решить те или иные задачи. Изготовляются модели эккера, астролябия и вешек. Все эти модели устанавливаются на полигоне с помощью катушек (из-под ниток), распиленных на две части.
При помощи таких вешек-моделей учитель в классе демонстрирует, как проводится провешивание прямой, как строятся углы с помощью эккера и с помощью астролябии. На этом же настольном полигоне решаются задачи, которые затем будут решаться учащимися на местности: построение равных и подобных треугольников при определении расстояний до велоступных точек и др.
В нужных случаях учащиеся в своих полевых журналах должны подготовить по указанию учителя таблицы, которые при работе на местности заполняются числовыми данными произведённых измерений
3. Необходимый инструмент учащиеся изготовляют заранее сами в нужном количестве по указанию н под руководством учителя (если школа не распо-лагает готовым).
Рис т
4. Устройство всех измерительных приборов в приёмы пользования ими должны быть хорошо изучены учащимися ещё до выхода в поле.
5. Перед первым выходом а поле в классе должны быть созданы бригады е количеством учащихся от 4 до 6 в каждой.
Бригады подбираются равноценными по теоретической подготовке и по активности их членов. Во главе каждой бригады должен стоять бригадир на числа наиболее инициативных, аккуратных и дисциплинированных учащихся.
6. На обязанности бригадира лежит подготовка я сдача всех принадлежностей для производства работ, расстановка членов бригады и наблюдение за правильностью хода работ в бригаде а целом.
7. Внутри бригады в каждом отдельном случае работа распределяется равномерно между членами бригады я притом так, чтобы в результате всех проведённых работ каждый из учащихся изучил приёмы работ с каждым из измерительных приборов.
8. Измерение каждого из отдельных элементов (углов, расстояний и т. п.) производится по возможности 3-4 раза и находится среднее значение этих измерений.
Обработка материала
Обработка материала каждой проведённой практической работы производится коллективно членами всей данной бригады под общим руководством бригадира.
В соответствии с записями и зарисовками в индивидуальных полевых журналах согласовываются числовые результаты произведённых измерений; на основе их решается данная задача отдельно каждым из членов бригады. При наличии единства ответов бригада приступает к оформлению бригадного дневника (отчёта).
В дневник заносятся:
I. Список членов бригады.
2. Номер работы.
3. Наименование работы.
4. Эскиз или план (при съёмках плана).
5. Таблица с результатами произведённых измерений.
6> Описание всего процесса выполнения работы.
7. Вычисления с надлежащим объяснением.
При оформлении дневника должен осуществляться принцип разделения труда: один нз членов бригады 15
составляет описание всего процесса работы и даст решение задачи с объяснением (вчерне), другой оформляет чертежи, третий переписывает весь материал по данной работе.
В работу по оформлению последующих задач вовлекаются другие члены бригады, чтобы таким образом все члены бригады приняли посильное участие в оформлении дневника.
Оценка работы
Оценка производится учителем на основе записей в бригадном журнале, просмотра индивидуальных тетрадей-журналов. наблюдений за активностью и сте* пенью самостоятельности каждого учащегося при проведении измерительных работ и, наконец, на основе индивидуального опроса учащихся по итогам произведённых работ.
Чтобы повысить ответственность учащихся за полную самостоятельность при выполнении измерительных работ на местности, следует включать описание решения некоторых практических задач в контрольные классные работы, а также в экзаменационные билеты.
Автор-учебника - Трунов И.П. , ★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия, Математика - Практикум - Практические занятия