Логические упражнения по элементарной математике (Драбкина) 1965 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Допущено министерством высшего, среднего специального и профессионального образования БССР в качестве учебного пособия для студентов математических факультетов педагогических вузов.
Основной целью содержащихся в настоящем сборнике упражнений является применение символики математической логики для анализа логической структуры математических предложений элементарной математики (преимущественно школьного курса). Умение производить такой анализ весьма важно для преподавателя математики и должно быть обязательным элементом его математической и логической подготовки.
© «Высшая школа» Минск 1965
Авторство: Драбкина Мария Ефимовна
Формат: PDF Размер файла: 10.8 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Глава I. Алгебра высказываний
- 1 Высказывания 5
. § 2. Логические операции 6
- 3. Формулы алгебры высказываний 13
- 4. Равносильность формул 18
- 5. Преобразование формул 23
- 6 Двойственные операции 27
- 7. Нормальные формы 28
- 8. Тождественно истинные формулы 31
- 9. Логические следствия 35
- 10. Совершенные нормальные формы 42
- 11. Образование следствий из данных посылок и посылок для данного следствия . 47
Глава II. Элементы логики предикатов
- 1. Предикаты 55
- 2. Кванторы 61
- 3. Численные кванторы 68
- 4. Равносильные формулы 72
- 5. Теоретико-множественный смысл и геометрическое изображение предикатов 77
Глава III. Применение символики математической логики к изучению некоторых вопросов курса математики
- 1. Необходимые следствия и достаточные основания 91
- 2. Отыскание необходимых следствий и достаточных оснований 103
- 3. Обратные теоремы. 113
- 4. Прямое и косвенное доказательство. 121
- 5. Числовые множества . 129
- 6. Уравнения и неравенства 133
Ответы . 141
Литература 159
Скачать бесплатный учебник СССР - Логические упражнения по элементарной математике (Драбкина) 1965 года
СКАЧАТЬ PDF
Теоретической основой для включенных в сборник упражнений служат элементы алгебры высказываний и частично логики предикатов. То, что рассматриваемые в этих теориях понятия (высказывания, предикаты, операции над ними) трактуются в обычном, принятом в традиционной логике смысле, согласуется с вышеназванной основной целью упражнений. Вопросы, связанные с аксиоматическими логическими исчислениями, в сборнике не затрагиваются.
В гл. I и II особенно важны упражнения, связанные с понятием логического следствия, правильным построением отрицаний, теоретико-множественным представлением предикатов. Материал первых глав применяется в гл. III для более полного рассмотрения некоторых вопросов, отчетливое понимание которых имеет существенное значение при изучении математики (необходимость и достаточность, обратные предложения, прямое и косвенное доказательство, отношения основных числовых множеств и др.).
Так как теоретические положения, знание которых требуется для выполнения упражнений, можно найти только
в различных книгах, в начале каждого параграфа сборника помещены краткие теоретические сведения (без доказательств), разъясняется смысл терминов, символов, приводятся примеры выполнения упражнений. Для изучения рассматриваемых вопросов в полном объеме необходимо обратиться к соответствующей литературе.
Ввиду того что все упражнения сборника построены на материале элементарной математики (кроме нескольких упражнений нематематического содержания), работа над ними не требует специальной подготовки. Большая часть упражнений снабжена ответами и указаниями.
Сборник построен на основе материалов спецсеминара и спецкурса по изучению элементов математической логики (Витебский педагогический институт).
Автор выражает глубокую признательность Б. Ю. Пильчак, А. А. Столяру и А. И. Фетисову за ценные советы и замечания при просмотре рукописи, существенно способствовавшие ее улучшению.
Глава I
АЛГЕБРА ВЫСКАЗЫВАНИЙ
- 1. ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Основными объектами алгебры высказываний служат высказывания. Любое высказывание обязательно должно быть либо истинным, либо ложный, но не тем и другим одновременно. Например, «Сумма углов всякого треугольника равна 2d» ;«2 > 5»—высказывания, притом первое из них, как известно из элементарной математики, истинно, а второе ложно. С первым из них можно сопоставить символ И («истина»), а со вторым — Л («ложь»). Но в предложениях:
3 4
1) «Разделите число а на число Ь»; 2) «у кратно у»; 3) «х-|-2>5»— предъявленное выше требование не удовлетворено. В первом не имеет смысла говорить об истинности или ложности. Во втором невозможно ответить на вопрос об истинности или ложности, так как понятие «число а кратно числу Ь» определено в арифметике только для целых чисел. Предложение третье не является определенным высказыванием, оно ни истинно,, ни ложно до тех пор, пока переменное х не будет заменено определенным числом или пока не будет указано, считаем ли мы неравенство х-р 2>5 справедливым для всех чисел х из данной числовой области или только для некоторых.
Алгебра высказываний оперирует с высказываниями, для которых истинность или ложность тем или иным способом может быть установлена.
Математика - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Математическая логика
★ВСЕ➙ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, Математическая логика, Педагогическое образование, Элементарная математика, Математика - ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, Математика - Элементарное, Автор - Драбкина М.Е.