Логические задачи (Жан-Клод Байиф) 1983 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Логические задачи (Жан-Клод Байиф) 1983

Назначение: Книга французского инженера Жан-Клода Байифа, продолжающая серию книг по занимательной математике, содержит более ста задач из различных разделов математики, среди которых широко представлены задачи на разрезание, разнообразные числовые головоломки, а также всевозможные логические парадоксы и парадоксы теории вероятностей. Рассчитана на широкие круги читателей.

© "Мир" Москва 1983

Авторство: Жан-Клод Байиф; Перевод с фр. Ю. Н. Сударева

Формат: DjVu, Размер файла: 1.76 MB

СОДЕРЖАНИЕ

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 5

ЗАДАЧИ . 7

1. Пружина от будильника, пастух и бараны,

любопытный профессор и другие задачи ... 7

2. Разрезания. Преобразование прямоугольника

и параллелограмма в квадрат 11

3 Тайна Великой пирамиды, испарение воды

и игра в шары 16

4. Взвешивание монет ... 21

5. Игра в шары и карты, гребля и выборы президента клуба. . 25

6. Разрезание треугольника. . . 29

7 Истинные и ложные проблемы теории вероятностей. Стратегия игры в рулетку. 31

8. Монеты двух различных весов. 45

9. Охота на тигра, шут и девиз герцога . . 47

10. Различные разрезания ... . 50

11. Еще несколько задач о монетах и предметах

разного веса .... 54

12. Двадцать знаменитых задач 57

13. Логические парадоксы. 65

РЕШЕНИЯ ... 88

ПРИЛОЖЕНИЯ 150

ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА 165

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

 

 

Скачать бесплатный учебник  СССР - Логические задачи (Жан-Клод Байиф) 1983 года

СКАЧАТЬ DjVu

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 Эту книгу я посвящаю моему учителю профессору Орси, читавшему дополнительный курс в Ланьи, который привил мне любовь к математике... и математическим развлечениям

Вместо предисловия

История математических развлечений уходит своими корнями в глубины веков. В те времена, когда геометрия, арифметика и логика еще только «учились говорить», задачи серьезные и задачи забавные не были разделены между собой, как сегодня. Математика помогала решать задачи, возникавшие при разделе земли, в торговле, при дележе имущества и т. д.,— и неизбежно должно было случиться так, что наиболее трудные из этих задач дошли до нас в виде разного рода головоломок.

Подобные головоломки, например парадокс об Ахилле и черепахе, бессчетное множество раз возникали под рубрикой «Занимательная математика». 2500 лет назад древнегреческий математик Зенон сформулировал этот парадокс, в котором была поставлена серьезная проблема, потребовавшая более двух тысячелетий для своего решения.

В мрачные времена средневековья геометры (в том смысле, какой эпоха вкладывала в это название) проводили свои исследования в глубокой тайне и как вызов посылали своим собратьям и соперникам наилучшие из найденных теорем, не сообщая их доказательств. Средневековые математики предавались своим занятиям со страстью, их не терзали мысли о том, что, быть может, будущим поколениям их результаты покажутся недостойными внимания.

Да и могла разве существовать математика занимательная, страстная и любая другая, которая не была бы математикой?

Многие школьники увлекаются математикой. Правда, строгость математических формулировок, практическая польза, получаемая от решения задачи, постоянная мысль о том, как бы успешно сдать экзамен, — все это скрывает «занимательный» характер математики, и далеко не все учащиеся способны его оценить. Но какой бы ни была математика — серьезной

или занимательной, — насколько богат и разнообразен ее мир!

В отличие от физики, которая призвана описывать реально существующий мир, область математики — это мир абстракций, связь которых с реальным миром менее непосредственна.

Цель математических развлечений более скромна — она заключается в том, чтобы дать пищу любознательному уму, предлагая задачи доступного уровня сложности, но в форме, которая часто сбивает решающего с толку.

Как правило, такие задачи менее трудны, чем кажется на первый взгляд, но для их решения необходима известная изобретательность.

Принято считать, что занимательная математика требует иного склада ума, чем те задачи, которые предлагаются учащимся на экзаменах. Если условие задачи кажется неясным, то следует в него вдуматься. Если задача представляется неразрешимой, то нужно мобилизовать воображение и интуицию, чтобы нащупать путь к ее решению. Наконец, если кажется, что до решения можно добраться лишь ценой сложных вычислений, то необходимо попытаться найти способ избежать утомительных выкладок.

Настоящая книга состоит из нескольких глав, посвященных разным темам. Существенная часть книги посвящена задачам на разрезание многоугольников и преобразование их в квадраты; сборник включает также большое количество задач на взвешивание, требующих отыскать среди множества одинаковых с виду монет отличную от других по весу Эти два типа задач представлены здесь в виде серий задач нарастающей трудности.

Две главы книги посвящены логическим парадоксам (в частности, знаменитому «парадоксу повешенного»), вероятностным парадоксам, а также стратегии игр, подобных игре в рулетку.

В книге имеются также задачи совершенно иного рода, не связанные с вышеназванными типами задач. Это дало нам повод указать в Приложениях методы вычисления дней недели, сокращенного умножения, извлечения корней пятой степени из чисел и другие упражнения, столь излюбленные фокусниками.

 

 

★ ЕЩЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

ВСЕ УЧЕБНИКИ ИЗ РАЗДЕЛА "МАТЕМАТИКА"

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика