МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ И ГОЛОВОЛОМКИ (Гарднер) 1978 год - старые учебники

Назначение: Издание рассчитано на самые широкие круги читателей

© «НАУКА» ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва 1978

Авторство: МАРТИН ГАРДНЕР Сокращенный перевод с английского В.С. БЕРМАНА Под редакцией Г.Е. ШИЛОВА

Формат: PDF Размер файла: 5.39 MB

Предисловие редактора к русскому изданию

Из предисловия автора 5

Глава первая

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ С КАРТАМИ 7

Пять кучек карт (9).

Карты как счетные единицы10

Угадывание числа карт, снятых с колоды (10).

Использование числовых значений карт 11

Фокус с четырьмя картами (11). Удивительное предсказание (12). Фокус с задуманной картой (13). Циклическое число (14). Отсутствующая карта (15).

Фокусы, основанные на различии цветов и мастей 19

📜 ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Фокус с королями и дамами (19).

Использование лицевой и обратной сторон карт 20

Сопоставление числа карт черной и красной масти (20).

Фокус с перевертыванием карт (20).

Фокусы, зависящие от первоначального расположения карт

в колоде 21

Фокус с четырьмя тузами (21). «Манхэттенские чудеса»

(22). Сколько переложено карт? (22). Фокус с нахождением карты (23).

Глава вторая

ФОКУСЫСМЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ 24

Игральныекости 24

Угадывание суммы (25). Отгадывание выпавшего числа очков (27).

Домино 27

Цепочка с разрывом (27). Ряд из тринадцати косточек (28).

Календари 29

Таинственные квадраты (29). Фокус с отмеченными датами (29). Предсказание (30).

Часы 31

Угадывание задуманного числа на циферблате (31). Фокус с часами и игральной; костью (32).

Спички .33

Три кучки спичек (33). Сколько спичек зажато в кулаке?

(34). Кто что взял? (34).

Монеты 35

Таинственная девятка (36). В какой руке монета? (36).

Герб или «решетка» (37).

Шахматная доска38

Фокус с тремя шашками (38)

Мелкие предметы 39

Фокус с тремя предметами (39). Фокус с отгадыванием одного из четырех предметов (40).

Глава третья

ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ*43

Бумажные кольца (44).

Фокусы сносовым платком 48

Фокус с перерезыванием пальца (48). Фокус со сцепленными платками (50). Проблема завязывания узлов (51).

Шнуры ибечевки 52

Фокусы со шнуром или бечевкой (52). Другие фокусы со шнуром (56).

Одежда 58

Загадочная петля (58). Вывертывание жилета наизнанку (59). Снятие жилета (60).

Резиновые кольца 60

Скачущее кольцо (60). Перекрученное кольцо (61).

Глава четвертая

ФОКУСЫ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ СНАРЯЖЕНИЕМ.....64

Карточки с числами (64). Карточки с отверстиями (65).

Фокусы с «прикосновениями» 66

Фокус с шестью квадратиками (66). Карта цветов (67). Задумайте животное (69).

Фокусы с игральными костями и домино 70

Фокус с трехзначными числами (70). Ящичек для фокуса с домино (70). Фокус с фишками (71).

Глава пятая

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ФИГУР. РАЗДЕЛ !.. 73

Парадокс с линиями (73). Исчезновение лица (75). «Исчезающий воин» (76). Пропавший кролик (78).

Глава шестая

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ФИГУР. РАЗДЕЛ И 79

Парадокс шахматной доски (79). Парадокс с площадью (81), Вариант с квадратом (82)*. Числа Фибоначчи (83).

Вариант с прямоугольником (86). Еще один вариант парадокса (87). Вариант с треугольником (90). Квадраты из четырех частей (93). Квадраты из трех частей (95). Квадраты из двух частей (95). Криволинейные и трехмерные варианты (96).

Глава седьмая

ГОЛОВОЛОМКИ С ОТВЛЕЧЕННЫМИ ЧИСЛАМИ ....98

Быстрое извлечение кубического корня (98). Сложение чисел Фибоначчи (100). Предсказание числа (101). Отгадывание числа (102). Тайна девятки (105). Цифровые корни (105). Устойчивость цифрового корня (107). Отгадывание возраста (108). Фокус- со сложением (109). Фокус с умножением (109). Тайна семерки (ПО). Предсказание суммы (112). «Психологические моменты» (114).

Примечания редактора 116

Скачать бесплатный учебник СССР - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ И ГОЛОВОЛОМКИ (Гарднер) 1978 года

СКАЧАТЬ PDF

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Перед вами обычная квадратная шахматная сетка из 64 клеток. На ваших глазах делается несколько разрезов и из получившихся частей составляется прямоугольник, в котором, однако, . . . всего 63 клетки!

Вы задумали число — одно из тех, что написаны на карточках, разбросанных по столу. Ваш партнер поочередно трогает карточки указкой, а вы в это время произносите про себя по буквам задуманное число', и когда вы доходите до последней буквы, указка останавливается как раз на вашем числе!

Фокусы? Да, если хотите', а лучше сказать — эксперименты, основанные на математике, на свойствах фигур и чисел и лишь облеченные в несколько экстравагантную форму. И понять суть того или иного эксперимента — это значит понять. Пусть небольшую, но точную математическую закономерность.

Вот этой скрытой математичностью и интересна книга Мартина Гарднера. Скрытой — потому что по большей части сам автор не формулирует на языке математики закономерностей, лежащих в основе его экспериментов, ограничиваясь описанием действий показывающего, явных и тайных', но читателю, знакомому с элементами школьной алгебры и геометрии, несомненно, доставит удовольствие самому восстановить по объяснениям автора соответствующую алгебраическую или геометрическую идею. Впрочем, в отдельных, болей интересных случаях (отмеченных числами с круглой скобкой) мы позволили себе сопроводить изложение автора

небольшими примечаниями, выявляющими математическую суть его построений; эти примечания помещены в конце книги.

Математические фокусы — очень своеобразная форма демонстрации математических закономерностей. Если при учебном изложении стремятся к возможно большему раскрытию идеи, то здесь для достижения эффективности и занимательности, наоборот, /ш/с можно хитрее маскируют суть дела. Именно поэтому вместо отвлеченных чисел так часто используются различные предметы или наборы предметов, связанные с числами: домино, спички, чаш, календарь, монеты и даже карты (разумеется, такое использование карт не имеет ничего общего с бессмысленным времяпровождением азартных игроков; как указывает автор, здесь карты рассматриваются «просто как одинаковые предметы, которые удобно считать; имеющиеся на них изображения не играют при этом никакой роли»).

Мы надеемся, что книга Гарднера будет интересна многим читателям: юным участникам школьных математических кружков, взрослым «неорганизованным» любителям математики, а может быть, тот или иной из описанных здесь экспериментов пробудит улыбку и у серьезного ученого в краткий момент отдыха от большой работы.

Г.Е. Шилов

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА

Подобно многим другим предметам, находящимся на стыке двух дисциплин, математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими как слишком скучным делом. Математические фокусы, скажем прямо, не принадлежат к той категории фокусов, которая может держать зачарованной аудиторию из неискушенных в математике зрителей; такие фокусы обычно отнимают много времени, и они не слишком эффектны; с другой стороны, вряд ли найдется человек, собирающийся черпать глубокие математические истины из их созерцания.

И все-таки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений соединяется с занимательностью. Неудивительно поэтому, что наибольшее наслаждение они приносят тому, кто одновременно знаком с обеими этими областями.

Настоящая книга, насколько мне известно, представляет собой первую попытку обзора всей области современного математического фокуса. Большая часть

материала книги взята из специальной литературы, посвященной фокусам, а не из развлекательной мг- тематической литературы. По этой причине лица, изучавшие развлекательную математическую литературу, но незнакомые с современной специальной литературой, посвященной фокусам, вероятно, встретят в этой книге новую область развлекательного знания — новое богатое поле, о существовании которого они могли совершенно не подозревать.

Нью-Йорк, 1955 г