Математика - пробный учебник для 4 класса (Баранова, Борчугова) 1980 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Пробный учебник для 4 класса средней школы
© "Просвещение" Москва 1980
Авторство: Ирина Владимировна Баранова, Зоя Григорьевна Борчугова, Под редакцией H. М. Матвеева
Формат: PDF Размер файла: 12.7 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ЧИСЛО НУЛЬ.
- 1. Математические знаки. Числовые выражения. 3
- 2. Натуральные числа 5
- 3. Десятичная система счисления 6
- 4. Точка. Прямая линия 10
- 5. Луч 13
- 6. Отрезок прямой и его длина 15
- 7. Числовой луч 18
- 8. Сравнение натуральных чисел 19
- 9. Арифметические действия 23
- 10. Алгебраические выражения 25
- 11. Сложение 27
- 12. Переместительный и сочетательный законы сложения 32
- 13. Прямоугольник. Периметр прямоугольника 36
- 14. Вычитание 39
- 15. Совместное выполнение сложения и вычитания 45
- 16. Уравнения 49
- 17. Умножение 51
- 18. Площадь прямоугольника 56
- 19. Переместительный и сочетательный законы умножения 60
- 20. Прямоугольный параллелепипед 63
- 21. Распределительный закон умножения 66
- 22. Объем прямоугольного параллелепипеда 70
- 23. Деление 74
- 24. Совместное выполнение умножения и деления. 80
- 25. Зависимости между данными и результатами действий второй ступени 85
- 26. Деление с остатком 88
- 27. Возведение в степень 90
- 28. Совместное выполнение действий над натуральными числами и числом нуль 92
Вопросы для повторения 98
Глава 2.
ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
- 29. Делители натурального числа. Кратные натурального числа. 101
- 30. Делимость суммы на число 103
- 31. Признаки делимости. Признаки делимости натуральных чисел на 2, на 5. 106
- 32. Признаки делимости натуральных чисел на 9, на 3. 108
- 33. Простые и составные числа 110
- 34. Разложение натуральных чисел на множители 113
- 35. Окружность и круг 117
- 36. Общие делители, наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел 121
- 37. Общее кратное, наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел 125
Вопросы для повторения 130
Глава 3.
ДРОБИ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДРОБЕЙ.
- 38. Дроби. Чтение и запись дробей 132
- 39. Получение дробей 135
- 40. Правильные и неправильные дроби 139
- 41. Сравнение дробей 141
- 42. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по заданной его дроби 144
- 43. Угол 148
- 44. Выделение целой части из неправильной дроби 151
- 45. Основное свойство дроби 154
- 46. Сокращение дробей 156
- 47. Приведение дроби к новому знаменателю. 158
- 48. Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю 160
- 49. Градусная мера угла. Транспортир 162
Вопросы для повторения 168
Глава 4. ДЕЙСТВИЯ НАД ДРОБЯМИ
- 50. Сложение дробей 169
- 51. Переместительный и сочетательный законы сложения 173
- 52. Вычитание дробей 178
- 53. Прямой, острый и тупой углы 181
- 54. Свойства вычитания 183
- 55. Зависимости между данными и результатами сложения и вычитания. Совместное выполнение сложения и вычитания 188
- 56. Умножение дробей 192
- 57. Умножение чисел, содержащих целую и дробную части 197
- 58. Биссектриса угла 200
- 59. Переместительный, сочетательный и распределительный законы умножения 201
- 60. Смежные углы 203
- 61. Взаимно обратные числа 205
- 62. Деление дробей 206
- 63. Зависимости между данными и результатами умножения и деления 211
- 64. Совместное выполнение действий над дробными числами 212
Вопросы для повторения 218
Справочный материал 219
Краткое содержание курса математики 4 класса 221
Ответы. 235
Скачать бесплатный учебник СССР - Математика - пробный учебник для 4 класса (Баранова, Борчугова) 1980 года
СКАЧАТЬ PDF
Глава 1.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ЧИСЛО НУЛЬ.
- 1. Математические знаки. Числовые выражения.
1. Для более краткой записи предложений, для обозначения различных понятий часто употребляются условные знаки.
Например, дорожный знак обозначает «объезд»;
пунктуационный знак «?» (знак вопроса), поставленный в конце предложения, обозначает вопросительный характер предложения, «.» (точка) обозначает конец предложения.
К математическим знакам относятся цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0; знаки действий над числами: скобки ( ) — знаки для указания порядка выполнения действий; знаки для записи результатов сравнения чисел: «=» (равно), «О (меньше), «>» (больше) и др.
Математические знаки позволяют короче записать математическое предложение. Например, предложение: «Если сумму чисел двадцать два и семьдесят восемь умножить на число три, то получится триста» — можно записать так: (22 + 78) • 3 = 300.
2. Запись, в которой числа соединены знаками действий, называют числовым выражением.
Например, 70 • 2 + 36 : 6; (130 + 120) : (130 - 120) - числовые выражения. Если выполнить все действия, указанные в числовом выражении, то получим значение этого выражения.
Примеры. 1. Выражение 70 • 2 + 36 : 6 имеет значение 146, то есть
70 • 2 + 36 : 6 = 146.
2. Выражение (130 + 120) : (130 — 120) имеет значение 25, то есть
(130 + 120) : (130 - 120) *= 25.
1. Найдите значение выражения:
1) 80 • 6 + 720 : 8; 2) 200 — 306 : 3 + 423.
2. Запишите в виде числового выражения:
1) сумму ста семидесяти трех и восьмисот четырех уменьшить на девяносто семь;
2) разность чисел 53 и 43 увеличить на 42;
3) произведение чисел 10 и 52 увеличить в 2 раза;
4) частное чисел 108 и 18 уменьшить в 6 раз.
3. Составьте числовое выражение, значение которого равно 50.
Упражнения для повторения.
4. Вычислите значение выражения:
1) 8950 + 6786 + 7584 + 1980;
2) 168 396 + 42 759 + 8907 + 768.
5. Решите уравнение:
1) с + 438 = 726; 3) 78 + (45 + х) = 7845;
2) 124 + b = 611; 4) (х + 398) + 182 = 1000.
6. (У с т н о.) Выполните вычисления:
1) 2000 + 200 + 20 4- 2; 3) 999 999 + 1;
2) 9 + 90 + 900 + 9000 + 90 000; 4) 35 678 + 0.
7. Решите задачу сначала по действиям, затем — составив
числовое выражение:
1) Для озеленения села учащиеся четвертых классов посадили 95 саженцев, а учащиеся пятых классов на 27 саженцев больше. Сколько саженцев посадили учащиеся четвертых и пятых классов вместе?
2) В 4 А классе 40 учеников, а в 4 Б классе на 3 ученика меньше. Сколько учеников в двух четвертых классах?
- 2. Натуральные числа.
При счете предметов последовательно называют числа: один, два, три, четыре, пять, шесть и т. д. Каждое из этих чисел называется натуральным числом.
Запишем натуральные числа в том порядке, в каком называем их при счете:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14,
Чтобы показать, что ряд не окончен, в конце записи ставят три точки (многоточие).
Полученный ряд чисел называют натуральным рядом.
1) Натуральный ряд чисел начинается с 1;
2) каждое следующее натуральное число на единицу больше предыдущего;
3) натуральный ряд чисел неограничен.
8. Можно ли каждую из следующих записей назвать натуральным рядом чисел:
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 3) 1, 3, 5, 7, 9,;
2) 4, 5, 6, 7, 8,; 4) 0, 1, 2, 3, 4,?
9. Назовите число, стоящее в натуральном ряду чисел на 25 месте, на 1001 месте, на 999 999 999 месте.
10. 1) Назовите натуральное число, следующее за числом 100; за числом 199; за числом 999 999. Каждое ли натуральное число имеет следующее за ним натуральное число?
2) Если п обозначает некоторое натуральное число, то как можно записать следующее за ним натуральное число?
11. 1) Какое натуральное число предшествует числу 2000; числу 1980; числу 1 000 000? Каждое ли натуральное число имеет предшествующее ему натуральное число? Приведите пример.
2) Если k обозначает некоторое натуральное число, не равное единице, то как можно записать предшествующее ему натуральное число?
12. Если п обозначает число 500, то какие числа обозначают п 1, п — 1?
Математика - 4 КЛАСС
★Все➙ Учебники 4 класс, Для учащихся средних классов, Математика - 4 класс, Математика - для средних классов, Автор - Баранова И.В., Автор - Борчугова 3.Г., Автор - Матвеев H.М.