Skip to main content

Математика в понятиях, определениях и терминах. Часть 1 (Мантуров, Солнцев, Соркин, Федин) 1978 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Математика в понятиях, определениях и терминах. Часть 1 (Мантуров, Солнцев, Соркин, Федин) 1978

Назначение: Настоящее издание представляет собой первую книгу пособия для учителей. Она является справочником по математической терминологии. Понятия, определения и термины, включенные в книгу, расположены в алфавитном порядке (в предлагаемой книге с буквы А до буквы Л). Справочник может быть использован студентами педагогических институтов, будущими учителями математики.

© " Просвещение" Москва 1978

Авторство: Олег Васильевич Мантуров, Юрий Константинович Солнцев, Юрий Исаакович Соркин, Николай Георгиевич Федин

Формат: DjVu, Размер файла: 8.66 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Конечно, идея предприятия такого рода не нова —более десяти лет назад в том же издательстве и тем же коллективом авторов была выпущена книга «Толковый словарь математических терминов»; она быстро разошлась и получила положительную оценку как в широких кругах учителей и методистов, так и в прессе. В последующие годы в издательство поступили многочисленные пожелания о ее переиздании. Однако прошедшее десятилетие—десятилетие исканий, экспериментов и находок нашей педагогики, порожденных научно-технической революцией, в корне изменило сущность, содержание и методы нашей системы образования. Да и лицо самой математики сильно изменилось. Были разработаны и прошли проверку временем экспериментальные школьные программы и завершился переход школы на новые учебные программы. Так что в сложившихся условиях авторы должны были писать фактически новую книгу в попытке удовлетворить возросшим требованиям учителей-математиков, созвучным времени и фактической ситуации на сегодня. И несмотря на то что написать труд такого рода — дело весьма и весьма не простое, представляется, что авторы со своей задачей справились успешно, хотя, безусловно, окончательное суждение сделает сам читатель. Опишем теперь некоторые принципы, которые легли в основу построения книги. Отбор авторами и редактором терминов для книги диктовался следующими соображениями: наиболее полно должны быть представлены термины, непосредственно связанные с новой школьной программой, школьным курсом математики и рядом смежных школьных дисциплин. Далее достаточно полно должны быть представлены термины и понятия, связанные с обучением будущих учителей, т. е. с действующими программами математических дисциплин педагогических институтов, наконец, должны быть представлены важнейшие термины и понятия, характеризующие главнейшие черты математики как науки в процессе развития.

📜  ОТКРЫТЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ....

Радикальные изменения содержания программы школьного курса математики, большие, изменения в терминологии, определении понятий и символике нашли адекватное отражение в книге. Однако даны не только современные термины, но и термины, выходящие из употребления в преподавании математики в средней школе, и малозначительные термины, представляющие определенный исторический интерес. Что же касается терминов, связанных с математическими программами педагогических институтов, то здесь мы проявили умеренный радикализм, не стремясь к крайне модернистским трактовкам (в ущерб доступности изложения), и все же мы тщательно изгоняли из употребления явные анахронизмы. Наконец, важнейшие термины и понятия, характеризующие математику как науку, описаны, как правило, на современном точном и ясном математическом языке.

При интерпретации большинства терминов имеется ссылка на родственные термины и литературу, откуда читатель может получить дополнительную информацию. При первом упоминании в той или иной статье какого-либо термина, о котором в книге есть отдельная статья, последний выделен курсивом. В книге, естественно, помещены и синонимы основных терминов. Термины типа «полиномы Чебышева», «теорема Виноградова», «теорема Ферма» и др. следует искать среди терминов, начинающихся с фамилии автора, в честь которого дано название, т. е. «Чебышева полиномы», «Виноградова теорема», «Ферма теорема» и т. д. Для некоторых терминов во избежание ошибок произношения указано ударение, например «гомотетия», «симметрия».

Несколько слов о символике и языке книги. Было бы совершенно непосильным, по крайней мере на сегодняшний день, предприятием унифицировать символику и язык книги, точно так же как и символику и язык самой математики. Математика напоминает огромное здание, которое строится, перестраивается и достраивается по частям в течение многих, многих веков, так что наряду с совершенно новыми и частично переделанными ее частями остаются и старые, не тронутые реставрацией. Все это привело к тому, что фактически представители различных математических наук говорят на разных диалектах, хотя и близких, одного и того же языка и употребляют различные системы письменности (символики). Поэтому нами была предпринята по: пытка каждый раз пользоваться системой обозначений и языком, свойственными области математики, к которой термин относится, указывая, где уместно, и другие альтернативные системы обозначений и языка.

Следует теперь отметить одну особенность книги методического плана. Авторы и редактор стремились придать ей активный характер в вопросах формирования в будущем новых точек зрения на те или иные методические вопросы школьного и высшего педагогического математического образования. Так, использовавшееся в школьном курсе математики отождествление понятий отображения и функции достаточно удобно и естественно, однако в книге, адресованной учителю, мы сочли необходимым объяснить разницу между этими двумя понятиями и проиллюстрировать те преимущества, которые такое разграничение дает. Другой пример такого рода связан с понятием дифференциала и дифференциалов высшего порядка в программах математики высших педагогических институтов. Здесь, с нашей точки зрения, очевидны методические преимущества новейшей трактовки этого вопроса; всюду, где это уместно, мы особо подчеркиваем, что дифференциал есть линейная или полилинейная функция.

В заключение следует заметить, что сотрудничество авторов и редактора в процессе совместной работы над книгой носило, с одной стороны, деловой и конструктивный, а с другой—неформальный характер. Редактор часто и активно вторгался в авторский текст, пытаясь склонить авторов к пересмотру тех или иных мест рукописи или точек зрения. Неоднократные многочасовые обсуждения, как надеются редактор и авторы, во многом способствовали улучшению текста. Улучшению книги способствовали рецензии 3. А. Скопеца, Н. Я. Виленкина, В. А. Кондратьева, Г. В. Дорофеева, Г. Л. Луканкина, В. А. Гусева и Б. М. Ивлева. Но «мир (математики) велик, а человек (в нем) мал», так что, конечно, мы отдаем себе отчет в том, что предлагаемая книга отнюдь не свободна от недостатков и упущений. Все конструктивные замечания, пожелания и предложения читателей будут с благодарностью восприняты редактором и авторами и учтены в последующих изданиях.

Лев Сабинин

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Математика в понятиях, определениях и терминах. Часть 1 (Мантуров, Солнцев, Соркин, Федин) 1978 года

СКАЧАТЬ DjVu

КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

БОЛЬШЕ НЕТ

Математика - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★ВСЕ➙ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ, ★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ - Энциклопедии, справочники, каталоги, таблицы, Педагогическое образование, Автор - Мантуров О.В., Автор - Солнцев Ю.К., Автор - Соркин Ю.И., Автор - Федин Н.Г., Серия - Библиотека учителя математики, Математика - Для Учителей, Математика - ДЛЯ ВУЗОВ-ТЕХНИКУМОВ

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика