Пути и лабиринты. Очерки по истории математики (Даан-Дальмедико, Пейффер) 1986 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

 Пути и лабиринты. Очерки по истории математики (Даан-Дальмедико, Пейффер) 1986

Назначение: Для всех, кто интересуется математикой.

Живые и занимательные рассказы о развитии математики с древнейших времен до начала XX века. Авторы, французские специалисты, уделяют главное внимание центральным идеям и понятиям, что помогает представить сложный ход развития математики.

© "Мир" Москва 1986 

Авторство: Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Перевод с французского А. А. Бряндинской под редакцией И. Г. Башмаковой

Формат: PDF Размер файла: 14.2 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие редактора перевода 5

Предисловие 8

К читателю , 10

Глава 1. Панорама 13

1. Первые древние цивилизации 13

2. Греция 17

3. Арабская цйвилизация 23

4. Раннее христианское средневековье . 28

5. Начало проникновения арабской наукй на Запад . 29

6. Всемогущество церкви 30

7. Век великих переводов 31

8. Эпоха Леонардо Пизанского (Италия, Испания) . . 33

9. Золотой век схоластики 34

10. Эпоха Возрождения и новые научные стремления 38

11. Распространение новых идей в XVI в 40

12. Первые успехи: арифметика и алгебра 41

ОТКРЫТЬ:  оглавление полностью...

 

13. Реформа астрономии. Коперник 41

14. Законы Кеплера 43

15. Математизация науки в XVII в, 45

16. Научная жизнь в XVII в. . - 46

17. Создание академий наук и их роль 47

18. Математика в XVIII в 49

19. Расцвет французской школы в эпоху Революции . 50

20. Новые условия работы математиков в XIX в. . . . 52

Глава 2. Начало рациональности: Греция 57

1. Возникновение абстрактного мышления в ионийской школе 57

2. Ионийская математика: Фалес 60

3. Арифметическая концепция школы Пифагора ... 61

4. Элеаты 65

5. Софисты 66

6. Платоновская Академия 68

7. Аристотель и Лицей 71

8. «Начала» Евклида 73

9. Аполлоний и конические сечения 86

10. Александрийская школа . 90

Глава 3. Становление классической алгебры 97

1. Линейные и квадратные уравнения в первых цивилизациях античности . . , 97

2. Евклидова «геометрическая алгебра» . : . . . . 102

3. «Арифметика» Диофанта 104

4. Арабская математика 113

5. Ал-Хорезми и рождение «ал-джабр» 115

6. Абу-Камил, первый последователь 117

7, Школа ал-Караджи; арифметике-алгебр аисты ... 120

8. Геометры-алгебраисты и решение кубических уравнений . * 127

9. Численное решение и методы приближения от Ша- раф ад-Дина ат-Туси до ал-Каши 132

10. Понятие числа 138

11. Немецкая школа «Косс» 142

12. Итальянские алгебраисты эпохи Возрождения ... 145

13. Алгебраическая символика   151

14. Отделение алгебры от геометрии . 153

15. Ферма и возникновение теории чисел 155

16. Алгебраическое решение уравнений: топтание на месте и продвижение вперед 158

17. Абель: уравнения пятой степени 165

Приложение 166

Глава 4. Фигуры, пространства, геометрии 169

1. Практические истоки 169

2. Требование доказательности в греческой геометрии 171

3. Вклад арабов 175

4. Правила перспективы и зарождение проективной геометрии    178

5. Аналитическая геометрия и исследование кривых в XVIII в 187

6. Начертательная геометрия. Гаспар Монж .... 192

7. Трактат Понселе: синтез и манифест проективной геометрии 194

8. Геометрические преобразования 202

9. Проективные координаты фон Штаудта 205

10. Аналитические формулировки 207

11. Неевклидовы геометрии 209

12. Проективная интерпретация метрических понятий 221

13. Проективная природа неевклидовых геометрий . . 223

14. Синтез: Эрлангенская программа 225

15. Выход за рамки классификации . . . -. 230

Глава 5. Предел: от немыслимого к понятию 234

1. Числа и геометрические величины 234

2. Вторжение бесконечности: парадоксы Зенона . . . 235

3. Метод исчерпывания: отрицание бесконечности . . 238

4. И снова арабская математика 244

5. Средние века: шаг к «респектабельности» 246

6. Ослабление строгости: Стевин, Валерио 247

7. Инфинитезимальные методы И. Кеплера 248

8. Метод неделимых . ......... 249

9. Расцвет инфинитезимальных методов в XVII в. . . 253

10. Создание исчисления бесконечно малых 265

11. Рывок вперед 275

12. Попытки обоснования 277

13. Выяснение основных понятий 282

14. Первая теория интегрирования 284

15. Строгость у Вейерштрасса 286

16. Построение вещественных чисел 287

Глава 6. Понятие функции и развитие анализа 292

1. Античный период 292

2. Оксфордская и Парижская школы 294

3. От изучения движений к исследованию траекторий 296

4. Пример логарифмической функции 298

5. Декарт: геометрические кривые и алгебраические функции 300

6. Бесконечные алгоритмы 302

7. Новый математический объект: закон изменения . 303

8. Алгебраический анализ в XVIII в 306

9. Феномен «многозначных» функций 308

10. «Введение в анализ бесконечных» Эйлера 310

11. Уравнение колебаний струны 313

12. Взлет исчисления функций 314

13. Стремление к строгости 316

14. Разложение функций в тригонометрические ряды . . 319

15. Понятие произвольной функции и его следствия . . 324

16. Ряды непрерывных функций и равномерная сходимость 325

17. Теория функций комплексного переменного .... 327

18. Зарождение теории множеств и общей топологии . . 333

19. Разрывные функции. Споры вокруг понятия функции 339

20. Интегральный подход 340

Глава 7. На стыке алгебры, анализа и геометрии: комплексные числа 346

1. Основная теорема алгебры 346

2. Обращение с символом —1 в XVII и XVIII вв. . . 353

3. Геометрическое представление мнимых чисел .... 354

4. Геометрический реализм против формализма символической алгебры 357

5. Истинный зачинатель — Гаусс 360

6. Арифметический подход Гамильтона 361

7, Алгебраический подход Коши — сравнения . ... 364

Глава 8. Новые объекты. Новые законы. Выделение алгебраических структур 367

1. «Арифметические исследования» Гаусса 368

2. Группы подстановок и теория Галуа 377

3. Английская алгебраическая школа 389

4. Линейные структуры .392

5. Подъем теории групп 402

6. Немецкая школа и истоки коммутативной алгебры 406

7. Новый облик математики 414

Глоссарий 418

Работы общего характера 420

Именной указатель 421

Предметный указатель . 426

 

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник  СССР - Пути и лабиринты. Очерки по истории математики (Даан-Дальмедико, Пейффер) 1986 года

СКАЧАТЬ PDF

ОТКРЫТЬ: - отрывок из учебника...

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплект для VI1 класса написан в соответствии с Программой по иностранным языкам (для школ с углубленным изучением иностранного языка2) и имеет своей целью обеспечить выполнение задач обучения английскому языку в данном классе.

Являясь продолжением учебно-методических комплектов для предыдущих лет обучения, этот комплект обеспечивает, с одной стороны, дальнейшее овладение основными видами речевой деятельности и расширение лексико-грамматических средств; а с другой — преемственность в обучении. Его преемственность с предыдущими комплектами выражается в следующем:

1. Обучение английскому языку строится на основе единых общедидактических принципов (принцип воспитывающего обучения, сознательности, активности, наглядности, доступности, сис-тематичности, последовательности, принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса и др.) и частнометодических принципов (коммуникативная направленность обучения, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности при дифференцированном подходе к формированию каждого из них, устная основа обучения, учет особенностей родного языка).

2. Сохраняется основное направление методики обучения видам речевой деятельности и работы с лексико-грамматическим материалом.

3. Дальнейшее развитие устной речи, чтения и письма осуществляется на основе тематики и языкового материала предыдущих лег обучения с учетом достигнутого уровня развития речевых умений.

4. Сохраняется в основном структура компонентов учебнометодического комплекта.

Вместе с тем обучение английскому языку в VI классе направлено на достижение более высокого уровня развития всех видов речевой деятельности в соответствии с требованиями Программы к практическому владению иностранным языком в данном классе.

1 В «Книге для учителя» дана новая нумерация классов, которая вводится с 1989 года в связи с тем, что школа станет одиннадцатилетней.

7 Программы. Иностранные языки (,'мя школ С углубленным изучением иностранного языка).— М.: Просвещение, 1988.

Содержание учебного материала комплекта создает предпосылки для реализации практических целей и одновременного решения воспитательных, образовательных и развивающих задач. Дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса способствует конкретизация воспитательных задач1.

В совершенствовании всей учебно-воспитательной работы исключительно важную роль играет- трудовое воспитание. В «Основных направлениях реформы» отмечается, что одной из целей трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и людям труда, формирование у учащихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений. Иностранный язык как учебный предмет вносит свой вклад в решение задачи трудового воспитания. В материалах учебно-методического комплекта (тематике, в текстах» упражнениях) нашли отражение все виды трудовой деятельности школьников: учебный, общественно полезный труд, труд по самообслуживанию, производительный труд. Специальное внимание уделяется формированию культуры труда, общих трудовых умений, независимо от вида трудовой деятельности, в основе которых лежит умение планировать деятельность, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место, быть экономным и бережливым и т. д.

Рекомендуемые методы и приемы обучения в совокупности с учебными материалами комплекта способствуют решению задач дальнейшего развития учащихся — развития интеллекта, воли, эмоций, мотивов, интересов, учебно-познавательной деятельности.

Тематическое содержание учебно-методического комплекта (далее УМК), разработанное на основе примерного списка тем. предлагаемых в Программе для III—VI классов, представлено следующим образом: We Had a Lot of Fun in Summer, School and School Subjects, Sports and Games, Telling Stories in the Right Order, Exploring the World, Do You Remember the Stories You’ve Read? Diligence Is a Great Teacher, The Way to Have a Friend Is to Be One, Willing Hearts, Nature’s Riches, Volodya Ulyanov’s Life Serves as an Example to Soviet Young Pioneers, May There Always Be Sunshine!

Каждая тема содержит серию микротем (подтем).

Текстовое содержание УМК представлено познавательноценным и идейно насыщенным материалом, который расширяет кругозор учащихся, обогащает их новыми сведениями. Учащиеся читают отрывки из произведений классиков детской английской и американской литературы: Д. Дефо, Л. Кэрролла, А. Милна, Ф. Баума, Р. Киплинга, Д. Биссета и др. Текст о Колумбе и миф о Прометее способствуют установлению межпредметных связей с географией и историей. Тексты “The Voice of Lenin Rang Here”, “The Schooldays of Vladimir Ilyich Lenin”, “The International

' Конкретное определение воспитательных задач каждого цикла занятий по геме учитель найдет далее в разделе «Методические рекомендации».

Children’s Festival ‘May There Always Be Sunshine!’ ” и др. содержат новые для учащихся или малознакомые им факты из биографии В. И. Ленина, из истории пионерской организации, о пионерах-героях и способствуют усилению идейно-политического воспитания на уроках английского языка.

Лексический материал объемом в 300 лексических единиц отобран для активного владения учащимися в монологической и диалогической речи. Количество единиц пассивного словаря для чтения, использованного в текстах учебника н «Книги для чтения», строго не регламентировано. В словаре эти лексические единицы обозначены звездочкой.

Грамматический материал УМК включает следующие явления в соответствии с Программой: Past Perfect, Future-in-thc- Past, the Passive Voice (Present Indefinite, Past Indefinite, Future Indefinite), Direct Speech and Indirect Speech, Sequence of Tenses; эквиваленты модальных глаголов to have to, to be to; сложноподчиненные предложения (с придаточными времени и условия, обозначающими действия в будущем; с придаточными изъяснительными; с придаточными причины; с придаточными определительными).

Компоненты учебно-методического комплекта

«Книга для учителя». В ней содержится предисловие, методические рекомендации и планирование учебного материала по четвертям.

В «Предисловии» описано общее методическое направление работы, принятое в УМК, освещены ключевые вопросы развития умений аудирования, говорения, чтения, письма, а также работы над лексикой и грамматикой.

В разделе «Методические рекомендации» даны методические рекомендации по работе с каждым циклом (Unit) учебника. Исключение составляет завершающий учебник цикл 13, где под-робное планирование предлагается учителю сделать самостоятельно с учетом конкретных условий обучения и уровня владения учащимися речевыми умениями.

Методические рекомендации раздела даются с целью помочь учителю и ни в коей мере не должны сковывать инициативы учителя в выборе приемов обучения и видов упражнений. Все упражнения УМК градуированы по трудности и представляют собой определенную систему.

В разделе «Планирование» показано распределение материала циклов УМК по четвертям, сформулированы основные темы и микротемы для развития речевых умений на материале цикла, указано количество занятий, рекомендуемых для работы над каждым циклом, даны поурочные дозировки лексического и грамматического материала и соответствующих упражнений, указаны упражнения, обучающие аудированию и говорению, чтению и письму.

В разделе «Планирование» указано распределение уроков домашнего чтения, которые необходимо проводить в указанной последовательности, так как тексты циклов (Units) «Книги для чтения» построены на лексическом и грамматическом материале соответствующего цикла учебника.

«Учебник английского языка». В учебнике нашли отражение программные темы для развития устной речи, обучения чтению и письму. Учебник включает 13 циклов, организованных темати-чески. Каждый цикл учебника (кроме первого) включает следующие разделы: I. We talk; II. We Learn; Ill. We Read and Talk; IV. We Write. В целом в VI классе сохраняется структура учебника для V класса.

Задача раздела “We Talk*1: развитие умений вести беседу и делать монологические высказывания на ранее изученном материале по темам (микротемам), смежным с ранее изученными.

Задача раздела “We Learn": ознакомление с новым лексическим и грамматическим материалом, развитие навыков и умений употреблять его в речи.

Задача раздела "We Read and Talk": обучение чтению (технике чтения и пониманию читаемого), обучение устной речи па основе темы цикла.

Задача раздела "We Write": совершенствование орфографических навыков, обучение письменной речи.

Учебник содержит список неправильных глаголов и англо- русский словарь, включающий слова, изученные во II—VI классах.

«Книга для чтения». Составной частью УМК по английскому языку для VI класса является «Книга для чтения». Основная задача книги развитие умении чтения. «Книга для чтения» состоит из 13 циклов (Units), она включает сказки, сюжетные и описательные рассказы. Весь материал книги тематически соотнесен с соответствующими циклами учебника для VI класса. Тексты «Книги для чтения» предназначены в основном для ознакомительного чтения. Домашнее чтение дает возможность расширять пассивный словарь учащихся.

Материал «Книги для чтения» следует использовать для внеклассного чтения. Контроль понимания прочитанного проводится в классе систематически на уроках домашнего чтения. Контроль осуществляется в процессе выполнения упражнений, которые направлены на развитие умений чтения. Приведем примеры некоторых заданий:

1. Прочитайте ряд предложений и выберите те, в которых сформулирована основная мысль рассказа.

2. Прочитайте следующие предложения, в которых сформулированы основные факты. Установите порядок следования фактов в соответствии с рассказом.

3. Из ряда предложенных вариантов выберите окончание предложения, соответствующее рассказу.

4. Найдите в тексте н прочитайте предложения, которые доказывают, что... (объясняют причину..., описывают...).

После проверки понимания текста с помощью указанных приемов учитель использует текст для развития устной речи учащихся, организуя его обсуждение, обмен мнениями и т. п.

Обучение устной речи, чтению и письму. Работа над языковым материалом

В соответствии с практической целью обучения английскому языку работа над языковыми средствами (лексикой, грамматикой, фонетнкоГО, подлежащими усвоению в VI классе, направлена на развитие у учащихся умений, обеспечивающих правильное лексико-грамматическое оформление устных и письменных высказываний, а также понимание текстов, содержащих новую лексику и грамматические явления, при их чтении и аудировании. Как и в V классе, изучение языковых средств не является самоцелью, а служит основой для развития устной речи, чтения и письма, поэтому усвоение лексики и грамматики проверяется в процессе контроля речевых умений. Система работы над лексическим и грамматическим материалом, принятая в УМК, включает ознакомление и тренировку.

Работа над лексикой. В VI классе работа над лексикой направлена на овладение новыми лексическими единицами в составе 300 слов и дальнейшее развитие навыков употребления лексики предыдущих лет обучения (примерно 800 слов),

Для ознакомления учащихся с лексикой и развития навыков ее употребления слова объединены в определенные группы, для каждой из которых разработаны серии аналогичных упражнений, направленных на усвоение формы, значения и употребления слов.

Ознакомление с лексикой всегда осуществляется в классе под руководством учителя. Знакомя учащихся с новыми словами, учитель должен обеспечить точность понимания их значения, правильность их произнесения учащимися, показать особенности их употребления (сочетаемость с другими словами, особенности грамматических форм и т. п.). В соответствии с принципом устной основы обучения ознакомление учащихся со словами начинается с устного предъявления их учителем. Сначала слово предъявляется в контексте, а затем оно вычленяется с целью отработки его произношения, грамматических форм и т. п. Для раскрытия значения слов в «Книге для учителя» рекомендуются различные способы семантизацин (догадка на основе контекста; наглядность, перевод на русский язык, перевод-толкование и др.). Для раскрытия значения и иллюстрации употребления слов учитель может использовать выборочно материал упражнений учебника с заданием Read and remember how to use the words или подготовить аналогичный материал самостоятельно. Для фонетической отработки слов рекомендуется использовать упражнения учебника с заданием Read the words и вышеупомянутые упражнения. Упражнения выполняются устно без зрительной опоры (с закрытыми книгами): учащиеся повторяют слова хором и индивидуально за учителем или за диктором.

Усвоение слов продолжается в упражнениях, направленных на развитие умений понимать их на слух и употреблять в устном высказывании. Для этого рекомендуется вопросо-ответная работа и многочисленные задания для устной работы, имеющие коммуникативную направленность и обеспечивающие употребление лексики в самостоятельных высказываниях, ограниченных по объему (3—4 предложения). Устное освоение лексики учащимися продолжается дома при выполнении ими упражнений с указанными выше заданиями с использованием грамзаписи, а также на этапе фонетической зарядки и в процессе выполнения коммуникативных упражнений на следующих уроках.

Следующий этап работы со словами включает ознакомление учащихся с их графической формой и обучение чтению слов, данных изолированно и в контексте. Учащиеся выполняют зада-ния Read the words и Read and remember how to use the words, читая упражнения по учебнику сначала в классе, а затем продолжая тренироваться в чтении этих упражнений дома. Обучение написанию слов рекомендуется проводить в классе под руководством учителя, используя для этого объяснительные и тренировочные словарные диктанты (см. раздел «Обучение письму»). Развитие орфографических навыков продолжается дома при выполнении письменных упражнений из раздела “Wc Write”. Дальнейшая работа по развитию и упрочению лексических навыков происходит в процессе обучения всем видам речевой деятельности.

Работа над грамматикой. В VI классе значительное место отведено обучению грамматическому оформлению речи. В этот период идет интенсивное накопление грамматических средств языка, обеспечивающих морфологи-синтаксическое оформление высказывания, что значительно расширяет возможности учащихся как для выражения своих мыслей, так и для понимания их при чтении и аудировании. Иными словами, в VI классе закладывается фундамент, лежащий в основе практического пользования языком. Как и в предыдущих классах, изучение грамматики в VI классе не является самоцелью, а служит основой для развития устной речи и чтения.

В учебнике выделены специальные циклы уроков, работа на которых направлена на практическое овладение грамматикой. Так, в частности, Unit 4 посвящен овладению формами Past Perfect, Future-in-the-Past и правилу согласования времен, Unit 6— прямой и косвенной речи, Unit 9— страдательному залогу.

Основная методическая задача, которая выполняется при обучении грамматике в этих циклах,— обеспечить единство овладения грамматическими средствами языка и развитие речи учащихся. В каждом из циклов обеспечена подготовка к речевой деятельности и практика в ней.

Подготовительная работа в VI классе носит весьма развернутый характер и включает как ознакомление с грамматическим материалом, так и значительный объем тренировки. Содержа- ft

ние, структура и объем цикла обеспечивают все этапы работы, охватывающие, с одной стороны, всестороннюю подготовку грамматического материала (определенной его порции) от ознакомле-ния до включения во все виды речевой деятельности, а с другой — развитие самих видов речевой деятельности.

Рекомендуемые приемы работы направлены на предъявление материала и организацию наблюдения учащихся над тем или иным грамматическим явлением с целью выделения и осознания существенных для него признаков, организацию тренировки учащихся в его использовании в речевой деятельности и практики в том или ином ее виде с обязательным включением изучаемого грамматического явления.

Так как исходным при овладении новым грамматическим явлением является понимание его функционирования в речи, материал учебника, рекомендуемый для ознакомления с ним (раздел “We Learn”), призван создать условия, раскрывающие его коммуникативные функции. Ознакомление с новым материалом происходит на основе наблюдений и анализа учащимися употребления тех или иных явлений в примерах-образцах. Это позволяет учащимся увидеть грамматические средства языка в условиях их реального функционирования и помогает им глубже понять их. Грамматические правила не исчерпывают всех тонкостей употребления того или иного явления, а указывают лишь на основные, наиболее важные характеристики; правила даются с той целью, чтобы они помогли учащимся пользоваться материалом п р актин е с к и.

Большое место отводится упражнениям, развивающим умения и навыки учащихся употреблять те или иные грамматические явления в собственных высказываниях. Тренировка имеет ком-муникативную направленность, которая заключается в следующем: 1) в тематической организации серий упражнений, 2) в коммуникативном характере формулировок заданий, предваряющих упражнения, 3) в определении ситуации общения н заданности ролей (скажи своему младшему брату, товарищу, родителям и т. п.). Практическое овладение грамматическим материалом про-ходит путь от предложения к высказыванию в упражнениях- комплексах.

Важно отметить, что высказывание не ограничивается одним предложением с новым грамматическим явлением. Учащиеся с самого начала поставлены в такие условия, что осваиваемая форма употребляется в окружении усвоенных ранее структур, что придает речи естественный характер. Таким образом, тренировка, организованная в таком упражнении-комплексе, имеет элементы речевой практики. Тренировка не исчерпывается одной темой. Лексический запас учащихся VI класса позволяет организовать серии аналогичных упражнений-комплексов по нескольким темам.

Перечисленные выше упражнения направлены на развитие умения учащихся грамматически правильно оформлять выска

зывания на основе собственного опыта. Тренировку можно расширить и разнообразить, привлекая средства наглядности — рисунки и серии рисунков.

При обучении грамматике английского языка следует использовать знания и речевой опыт учащихся в родном (русском) языке. Изучение таких грамматических явлений, как Past Perfect, Futurc-in-the-Past, Passive Voice, Sequence of Tenses и др., осложнено тем, что в русском языке отсутствуют их полные грамматические аналоги. Для преодоления трудностей, связанных с уяснением функционирования этих форм в английском языке, в учебнике и в «Книге для учителя» рекомендуются приемы, построенные на речевом опыте учащихся в родном языке. К ним относятся прежде всего упражнения в анализе контекстов, организованных в пары по принципу контраста.

• Особое внимание уделено в VI классе практическому овладению сложноподчиненными предложениями в речи учащихся. Учителю английского языка следует помнить, что в курсе русского языка систематическое изучение синтаксиса, сложноподчиненных предложений в частности, начинается только в VIII классе. Однако сложноподчиненные предложения различных типов появляются в речи школьников до изучения соответствующего раздела, значительно опережая теоретическое осмысление материала. Работа над синтаксисом английского языка ведется в этом же направлении.

Работа над произношением. В VI классе продолжается работа по совершенствованию произносительных навыков, сформированных ранее. Большое внимание уделяется развитию навыков правильно произносить новые слова, словосочетания, сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, условия, времени, причины, предложения с прямой и косвенной речью. Особое внимание уделяется ритмическому оформлению фразы н особенностям ее интонационного оформления: учащиеся должны знать роль интонации в выражении коммуникативного намерения говорящего и уметь правильно использовать в речи фразовое ударение, мелодию, паузы. При обучении произношению следует сочетать имитацию с объяснением некоторых фонетических закономерностей (потеря взрыва, ассимиляция и т. и.).

. Развитие произносительных навыков учащихся должно осуществляться на каждом уроке. Правильное произношение является основным объектом работы во время так называемой фонетической зарядки, которая предусматривает отработку звуков и их сочетаний в словах, словосочетаниях, интонации простых и сложных предложений. Наряду с материалами, рекомендуемыми для фонетической зарядки в «Книге для учителя», учителю следует также самому подбирать материал и составлять упражнения с учетом произносительных навыков учащихся конкретной группы. Спсциальное’'внимание фонетике уделяется при работе над новыми словами и грамматическим материалом при обучении чтению вслух. Совершенствованию произносительных

навыков учащихся способствует широкое использование фоно- материалов, которые рекомендуются для работы в классе под руководством учителя, особенно в лингафонном кабинете, а также для самостоятельной работы дома.

Обучение устной речи

Обучение аудированию. В VI классе так же, как и ранее, предусматривается специальная работа по развитию у учащихся умения понимать речь на слух (помимо нерегулируемого развития этого умения в процессе организации обучения на английском языке: слушание речи учителя и учащихся в ходе урока). Обучение аудированию в VI классе направлено на развитие умений понимать тексты различной композиционной, содержательной и языковой трудности.

УМК призван обеспечивать выполнение программных требований к обучению аудированию, которые сводятся к следующему: научить учащихся понимать на слух иноязычную речь в нормаль-ном темпе в предъявлении учителя и в звукозаписи, построенную на программном языковом материале II—VI классов и допускающую включение до 1% незнакомых слов и отдельных грамма-тических явлений, о значении которых учащиеся могут догадаться по контексту. (Длительность звучания текстов до 4 минут.) Тексты могут быть описательными и фабульными. Для обучения аудированию предлагаются тексты, задачей которых является сообщение новой информации, связанной с темой цикла (Unit).

При обучении аудированию рекомендуются следующие приемы и последовательность работы.

I. Перед предъявлением текста учитель знакомит учащихся с новыми словами. Имена собственные, географические названия и даты рекомендуется написать на доске, учащиеся читают их за учителем.

2. Перед прослушиванием текста учитель дает учащимся задание с целью обеспечить направленность внимания на понимание главного в тексте.

3. Учитель предлагает учащимся прослушать текст в грамзаписи (в записи на магнитную ленту) или рассказывает его сам.

4. После прослушивания текста осуществляется контроль понимания. Сначала учащиеся выполняют предтскстовое задание, а затем учитель контролирует понимание основных фактов с помощью серии вопросов, выбора правильного ответа из ряда предложенных (прием false and true statements) и др.

После проверки понимания прослушанного текста он может быть использован для обучения высказыванию. С этой целью возможно повторное предъявление текста. Затем учитель организует его обсуждение, обмен мнения.мн и т. п.

Для обучения аудированию помимо фабульных текстов широко используются также стихотворения и диалоги, которые в первый раз всегда предъявляются на слух (в грамзаписи или в записи

на магнитную ленту) и после прослушивания которых учитель обязательно контролирует понимание основного содержания.

Развитию навыков н умений аудирования во многом способствуют упражнения с заданиями Listen and repeat, Listen, repeat and remember how to use the words, которые даны в фонозаписи.

Обучение монологической речи. В соответствии с Программой учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с ситуацией, делать развернутые сообщения и описания по теме с элементами повествования, включая личную оценку и пояснения в пределах программного языкового материала II—VI классов, а также уметь делать подготовленные сообщения в виде рассказа о прослушанном, увиденном и прочитанном с элементами личной опенки. Объем высказываний — нс менее 12 фраз, правильно оформленных в языковом отношении.

В УМК обучение монологическому высказыванию осуществляется в пределах ограниченного набора тем, каждая из которых раскрыта рядом микротем. В процессе обучения принята следую-щая последовательность работы.

Работе над каждой новой темой предшествуют серии упражнений из раздела "We Talk”, при выполнении которых учащиеся делают развернутые высказывания по смежной или близкой теме на ранее усвоенном языковом материале. Тем самым обеспечивается повторение лексико-грамматического материала, необходимого для дальнейшего развития речевых умений.

Затем, после ознакомления с новыми лексическими единицами, выполняются серии упражнений с целью тренировки учащихся в их употреблении. Большое внимание уделяется тематической организации серий упражнений, обеспечивающих усвоение нового материала в процессе выполнения коммуникативных заданий. Высказывания учащихся на данном этапе ограничены по объему (3—5 предложений). Активизируемые лексические единицы подсказаны в формулировках заданий, в примерах-образцах высказываний и в перечне слов. которые учащиеся могут использовать в своем высказывании.

После усвоения нового языкового материала организуется речевая практика, в процессе которой учащиеся учатся делать развернутые монологические высказывания по теме. С этой целью в учебнике разработаны упражнения на основе различных средств наглядности (рисунки, серии рисунков); на основе прослушанного или прочитанного текста; на основе жизненного опыта учащихся. Упражнения направлены на развитие таких умений, как последовательность изложения, логическое развертывание мысли, полнота высказывания, его законченность и т. п. Большое место в обучении занимают упражнения, имеющие комплексный характер и обеспечивающие целенаправленное развитие указанных выше умении. Приведем примеры упражнений.

Упражнение, стимулирующее высказывание учащихся на основе серии рисунков:

a) Look at the pictures and say:

1) what the weather was like when the boy and his father went to the stadium;

2) how you can see that the match was exciting;

3) why some fans left the stadium and some fans stayed there.

b) Make up a story about the pictures.

Первое задание выступает в качестве плана-схемы, помогая учащимся правильно организовать высказывание, не подсказывая им его готовое содержание. Каждый пункт задания выполняется несколькими учащимися, при этом возможны различные варианты ответов. Таким образом учащиеся принимают участие в коллективном составлении рассказа, и выполнение этого задания готовит учащихся к самостоятельному связному высказыванию по второму заданию.

Упражнения, стимулирующие высказывания учащихся на основе жизненного опыта, как правило, представляют собой серии заданий, объединенных одной темой, например: "Handicraft Lessons Teach Us a Lot”.

a) Say whether you can sew; whether you like to sew; what things you learn to sew at your handicraft lessons; what things you would like to learn to sew; what things you are to bring to school when you have a sewing lesson.

b) Speak on the topic “Girls Can Make Nice Presents at Sewing Lessons”.

Упражнения, стимулирующие высказывания учащихся на основе текста (прочитанного или прослушанного), включают вопросы, требующие развернутых ответов; задания, выясняющие отношение учащихся к прочитанному, прослушанному; выяснение различных точек зрения и мнений, их сравнение; задания, обучающие составлению характеристик действующих лиц на основе их поступков, слов, желаний и т. п. с опорой на ключевые слова; рассказ по плану; пересказ наиболее интересных или важных эпизодов и т. п.

При обучении монологической речи рекомендуются также упражнения, основанные на одновременном использовании прослушанного (прочитанного) текста и собственного жизненного опыта учащихся. Например, после обсуждения стихотворения "Му Dream" о мальчике и его отношении к животным учащимся предлагаются задания обсудить тему “Children and Animals".

a) Remember and say: what wrong things children sometimes do to birds and animals; what you or other children have done to help birds and animals.

b) Speak on the topic “Is It Fair to Keep Wild Animals and Birds in Cages?".

Все задания, обучающие самостоятельному высказыванию, одновременно направлены на развитие мышления учащихся, умение анализировать поступки и слова героев, сравнивать явле-ния и факты, делать правильные выводы, аргументировать свою точку зрения н т. п.

Обучение диалогической речи. Программой определен уровень владения учащимися диалогической речью в VI классе. Учащиеся должны без предварительной подготовки вести беседу, используя вопросы разных типов, приказания, просьбы, предложения, приглашения и ответные развернутые реплики с дополнениями и уточнениями в пределах программного языкового материала II— VI классов. Высказывания каждого собеседника должны содержать не менее 6 реплик, правильно оформленных в языковом отношении.

Продолжается работа по развитию умения учащихся задавать вопросы. Для этого рекомендуются задания типа: Ask each other questions about...; Read the sentence and ask questions for more information.

Широко используются диалоги-образцы. Обучение диалогической речи на основе диалога-образца организуется следующим образом:

1) учитель предлагает учащимся диалог для прослушивания в грамзаписи (записи на магнитную ленту);

2) прослушивание диалога и повторение реплик за диктором (или за учителем);

3) разучивание диалога и тренировка учащихся в самостоятельном использовании реплик (учащиеся прослушивают реплики одного из участников диалога и реагируют на них, выполняя роль собеседника);

4) учащиеся составляют самостоятельные диалоги по разученному образцу.

Новым в обучении диалогической речи в VI классе являются диалогические единства: приглашение — принятие или отклонение приглашения; совет — согласие или несогласие последовать совету; сообщение о чем-либо и различные реакции па это сообщение (вежливый интерес, удивление, радость, сожаление).

Обучение диалогическим единствам организовано следующим образом:

1) ознакомление учащихся с репликами в составе диалогического единства;

2) прослушивание диалогов и наблюдение за употреблением тех или иных реплик (Listen to the dialogue, then read it. Find invitations in it);

3) выучивание реплик (Read the dialogue and fill in the missing expressions which show surprise, polite interest, joy or regret);

4) составление диалога на основе образца;

5) составление диалогов по предложенной ситуации.

Упражнения, обучающие учащихся диалогической речи, всегда выполняются в классе, под руководством учителя. Работа проходит в быстром темпе» поэтому все учащиеся всегда должны иметь возможность принять участие в беседе, чему способствует работа в парах, которая должна широко применяться при обучении диалогической речи.

Обучение чтению

В соответствии с требованиями Программы учащиеся должны уметь читать про себя с полным пониманием впервые предъявляемые тексты, построенные на программном языковом материале, которые могут содержать до 2% незнакомых слов, поясняемых в материалах справочного характера или понимаемых по догадке. Скорость чтения не менее 400 печатных знаков в минуту.

В УМК для VI класса при обучении чтению используются следующие упражнения.

I. Упражнения для развития навыков быстрого узнавания слов по написанию (или произношению), по семантическому или формальным признакам. Эти упражнения даны в учебнике до текста. Они выполняются в классе под руководством учителя. Учащиеся быстро читают строчку слов, находят среди них’нужное слово н читают его вслух.

2. Упражнения для развития навыков выразительного чтения на материале стихотворений, диалогов, отрывков из текстов. Материал для обучения выразительному чтению дан в грамзаписи, в учебнике он обозначен знаком ©. В упражнениях знак Q стоит рядом с его номером. В текстах знак О дан в начале и в конце отрывка, предназначенного для выразительного чтения. Отрывок для выразительного чтении читается учащимися в классе вслух хором за учителем или диктором (после предварительной фонетической разметки текста). Отработка чтения проводится учащимися дома или в лингафонном кабинете. На следующем уроке осуществляется контроль правильности чтения отрывка.

3. Упражнения, развивающие умения догадываться о значении неизученных слов на основе контекста, общности в родном и английском языках, знания значения словообразовательных элементов и т. д.

4. Упражнения, развивающие умения преодолевать имеющиеся в тексте лексические и грамматические трудности. Эти упражнения обучают отдельным приемам изучающего чтения.

5. Упражнения, обучающие ознакомительному чтению, которые включают: задания перед чтением текста (обычно 1—2 предварительных вопроса); сюжетный или описательный текст, достаточно большой по объему1; упражнения, контролирующие понимание прочитанного. Контролирующие упражнения разнообразны по формам контроля; они проверяют понимание как фактического материала, так и основных идей, мыслей. Это такие упражнения, как отве+ы на вопросы по содержанию текста, подтверждение или опровержение какого-либо факта, связанного с содержанием прочитанного, задание найти в тексте и прочитать определенные предложения, задание выбрать из ряда предложений правильное суждение, аргумент и т. д.

1 Тексты учебника содержат до 2% неизученной лексики, поясняемой в постраничных сносках или понимаемой по догадке.

Обучение письму

В VI классе обучение письму направлено на развитие орфографических навыков на вновь изучаемом лексическом и грамматическом материале и совершенствование и коррекцию орфо-графических навыков на материале, усвоенном во II—V классах, а также на дальнейшее развитие письменной речи. Для развития орфографических навыков учащихся предусмотрена системати-ческая работа на уроке и дома.

Специальным упражнением, развивающим орфографическую грамотность, является диктант, который должен носить в первую очередь обучающий и тренировочный характер. Этой цели служит предупредительный объяснительный диктант. Для работы в классе наиболее целесообразны предупредительные словарные диктанты. Их рекомендуется проводить с каждой новой порцией слов. Словарные диктанты, включающие 10 — 15 слов, планируются на 5—10 минут и проводятся обычно в конце урока. При составлении словарных диктантов учителю следует обязательно включать в них слова предыдущих уроков, представляющие трудности написания.

Предупредительный диктант проводится следующим образом: учитель пишет на доске слова и обращает внимание учащихся на особенности их написания, подчеркивает буквы или буквосоче-тания, передающие тот или иной звук; просит учащихся назвать буквы, передающие тот или иной звук, и т. п.; учитель пишет слова с пропусками букв, представляющими орфографическую трудность, а учащиеся называют или пишут на доске пропущенные буквы и т. п. Затем учитель стирает слова с доски. Учащиеся пишут их под диктовку. Проверка написанного проводится с помощью записи на доске: учитель или один из учащихся записывает на доске, остальные проверяют диктант, делая нужные исправления.

Для контроля орфографических навыков в «Книге для учителя* предлагаются тексты диктантов, которые рекомендуется проводить по теме в конце циклов.

Развитие орфографических навыков осуществляется также и при выполнении всех видов письменных заданий учебника, обеспечивающих усвоение лексико-грамматического материала и развитие письменной речи. К их числу относятся следующие: заполните пропуски словами; из данных групп существительных и прилагательных составьте словосочетания и напишите их; на-пишите сравнительную и превосходную степени прилагательных; из данного списка слов выпишите пары слов с противоположным (близким) значением; составьте тематические списки слов; составьте предложения с опорой на подстановочную таблицу; найдите и выберите предложения, в которцх то илн иное грамматическое явление имеет определенное значение, и т. п. Письменное выполнение упражнении с подобными заданиями является эффективным средством обучения. Оно способствует более прочному 16

усвоению языкового материала, тем самым создавая надежную основу для развития устной речи и чтения.

Контроль в обучении

Контролю подлежат практические навыки и умения в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Владение лексическим и грамматическим материалом проверяется в этих видах речевой деятельности.

Предусматривается контроль текущий, итоговый и отсроченный. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке, он носит обучающий характер и имеет своей целью обеспечить систематическую работу учащихся над языком. Итоговый контроль планируется на последних уроках работы над темой, специально выделенных для этой цели. Отсроченный контроль реко-мендуется проводить в конце каждой учебной четверти. В «Книге для учителя» даны образцы заданий для проведения контроля в конце первого и второго полугодий. Перед проведением конт-роля в конце первого полугодия необходимо повторить материал циклов 2, 3, 4, 5, 6, 7; в конце второго полугодия — материал циклов 8, 9. 10, II.

Технические средства и аудиовизуальные пособия1 в обучении английскому языку в VI классе

С целью повышения эффективности обучения английскому языку в VI классе рекомендуется систематически использовать технические средства, такие, как проигрыватель, магнитофон, лин-гафонное устройство, кодоскоп, диапроектор, кинопроектор, и аудиовизуальные пособия — звуковое приложение к учебнику, а также диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовкн, созданные для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением английского языка1 2.

Звуковое приложение к учебнику представляет собой записи учебных материалов на грампластинках и является органической частью системы обучения английскому языку в VI классе. Оно включает записи следующих материалов:

I. Лексические упражнения с заданием Listen and repeat (соответствующие упражнениям учебника с заданиями Read the words и Read and remember how to use the words).

2. Грамматические упражнения с заданием Listen and repeat. Помимо записи некоторых упражнений учебника в фонозаписи есть дополнительные тренировочные грамматические упражнения.

1 К аудиовизуальным пособиям относятся различные учебные материалы, рассчитанные на зрительное, слуховое или зрительно-слуховое восприятие. Технические средства (ТСО) представляют собой аппаратуру для демонстрации этих пособий.

1 Грампластинки, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты и кинокольцоаки могут быть приобретены в магазинах Главснабпроса (учкол- лекторы)

2 Заказ 557 17

3. Тексты стихотворений учебника с заданиями.

4. Тексты диалогов.

5. Отрывки из текстов для чтения.

6. Специальные тексты для обучения аудированию.

Большая часть материалов звукового пособия (кроме текстов, специально предназначенных для обучения аудированию) являются паузированными упражнениями (прослушивание — повторение за диктором), выполнение которых значительно эффективнее прослушивания фонограммы.

Звуковое пособие является важным средством обучения аудированию, диалогической речи, технике чтения и выразительному чтению, оно способствует достижению более высоких результатов в обучении произношению, лексике, грамматике. Каждый из перечисленных выше видов фономатериалов имеет специальное назначение.

Фономатериалы с записью лексических упражнений используются для фонетической отработки вновь вводимой лексики (слов, словосочетаний) и ритмико-интонационного оформления предложений всех коммуникативных типов. Работу с фонограммой рекомендуется проводить в двух вариантах: а) на первом этапе работы с лексикой упражнение выполняется без опоры на печатный вариант упражнения в учебнике: учащиеся слушают и повторяют за диктором, отрабатывая звуковую сторону лексических единиц (учебники закрыты); б) на следующем этапе учащиеся выполняют упражнение с одновременным использованием пластинки и печатного текста упражнения в учебнике; в этом случае упражнение используется для обучения технике чтения.

Фономатериалы с записью грамматических упражнений используются для фонетической отработки, а также для формирования навыка употребления грамматических явлений в устной речи.

Фономатериалы с записью стихотворений учебника выполняют несколько функций. При первом прослушивании стихотворения с заданием Listen and answer the question выполняется задача обучения аудированию; в этом случае контролируется понимание только общего содержания. Выполнение задания Listen and repeat развивает произносительные навыки учащихся, а одновременное использование пластинки и печатного текста является эффективным приемом обучения выразительному чтению.

Фономатериалы с записью текстов диалогов также многофункциональны. Первое прослушивание диалога с заданием Listen and answer the question обучает аудированию диалогической речи. Задание Listen and repeat помогает учащимся запомнить реплики диалога и отработать их ритмико-интонационное оформление. При выполнении этих упражнений с опорой на печатный текст осуществляется задача обучения выразительному чтению.

Фономатериалы с записью отрывков из текстов для чтения 18

рекомендуются для обучения выразительному чтению и всегда выполняются с опорой на печатный текст.

Фономатериалы с заданием Listen to the story and answer the questions предназначены в первую очередь для обучения аудированию, однако после прослушивания рассказов и контроля их понимания рекомендуется организовать обучение говорению на основе прослушанного. С этой целью фонограмма может быть использована повторно.

Упражнения звукового приложения предназначены для работы в классе, лингафонном кабинете, а также дома. Выполнение фоноупражнений в классе позволяет учителю значительно увеличить объем тренировки учащихся. Паузированные упражнения выполняются хором, и тем самым увеличивается время тренировки каждого учащегося; упражнения выполняются в заданном темпе, что способствует активизации деятельности учащихся; учитель получает возможность организовать более успешное управление деятельностью учащихся (подходить к от-дельным учащимся и помогать им в процессе выполнения упражнений, делать индивидуальные указания и замечания).

Еще более эффективной является работа с фоноупражнениями в лингафонном классе. Лингафон, в отличие от магнитофона, открывает более широкие возможности как для активизации устной работы самих учащихся, так и для совершенствования форм и приемов управления их деятельностью. Лингафонное устройство позволяет всем учащимся говорить вслух одновременно достаточно громко, не мешая друг другу. Более совершенно осуществляется выполнение упражнений в парах, так как использование лингафонного устройства дает возможность учащимся хорошо слышать своего партнера. Учитель также имеет возможность поочередно слушать и контролировать работу учащихся, не мешая другим. Выполнение фоноупражнений в лингафонном кабинете и дома увеличивает время индивидуальной тренировки учащихся.

Наличие специального звукового приложения к учебнику, начитанного специалистами-дикторами (носителями языка), не исключает использования фонограмм, изготовленных самими учителями. Творческое применение материалов УМК и методических рекомендаций предполагает самостоятельное создание учителями фонограмм, отвечающих конкретным задачам урока, особенностям учебной группы и т. п.

Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы (кинофрагменгы и кинокольцовки) относятся к экранным пособиям, использование которых расширяет диапазон традиционных средств наглядности (рисунки и серин рисунков), и отличаются от последних значительно большей силой воздействия на учащихся. Каждое из этих средств имеет свои особенности, знание которых необходимо учителю для их правильного выбора и использования.

Методические возможности диапозитива и диафильма аналогичны рисунку и серии рисунков. Однако их преимущества перед последними заключаются в большей силе воздействия на

учащихся. Диапозитивы могут иметь различное назначение при обучении монологической речи. Они могут быть использованы при обучении описанию и связному рассказу, повествованию. Имея различные наборы диапозитивов, учитель может отобрать нужные кадры, объединив их тематически, и использовать их при работе над той или иной темой.

Диафильмы, представляющие всегда сюжет в динамике, являются эффективным средством обучения связному рассказу. Особенностью кинофильмов является наибольшая сила эмоцио-нального воздействия на учащихся и динамичность. Использование кинофильмов стимулирует быстрый перенос навыков и умений, сформированных в одних ситуациях на другие.

Для обучения аудированию и говорению рекомендуется использовать существующие диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты и кинокольцовки по тематике УМК для VI класса, пред-назначенные для общеобразовательных средних школ и школ с углубленным изучением английского языка.

Диапозитивы: 1) Города-герои, 2) Страна «Пионерия», 3) Артек. 4) Природа вокруг нас, 5) Мы любим английских и американских писателей.

Диафильмы: I) Детство н юность В. И. Ленина, 2) Москва — Олимпийская столица, 3) Сказки американских негров, 4) Винни- Пух и его друзья (Части I и II).

Кинофрагменты и кинокольцовки: I) Маугли, 2) Робинзон Крузо, 3) Прошедшее перфектное время. И др.

Внеклассная работа по иностранному языку

Успех обучения иностранному языку обеспечивается системой учебно-воспитательных мероприятий, которая направлена на осуществление комплексного подхода к воспитанию. Особое место в этой системе принадлежит внеклассной работе, которая значительно расширяет возможности учителя в реализации как практических целей, так и образовательных, воспитательных и развивающих задач. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на дальнейшее развитие и углубление интереса учащихся к изучению иностранного языка. Эта задача может быть достигнута при соблюдении ряда требований к организации, формам, методам и приемам внеклассной работы. Среди организационных требований следует отметить следующие:

1. Взаимосвязь внеклассных занятий с классными. Вся работа учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия были естественным продолже-нием классных занятий.

2. Планомерная организация системы внеклассной работы. Внеклассная работа должна рассматриваться не как отдельные, разобщенные мероприятия, носящие эпизодический характер, а как система планируемых мероприятий. Все внеклассные мероприятия по иностранному языку должны составлять систему, 20

которая органически включается в единую программу общешкольной внеклассной работы.

3. Добровольное участие школьников в занятиях. Это требование предполагает прежде всего привлечение к внеклассной работе школьников, имеющих интерес к изучению иностранного языка и выбравших ее самостоятельно. Вместе с тем это требование не исключает работы учителя по пробуждению и развитию интереса к внеклассным занятиям по иностранному языку у всех учащихся.

4. Равное право на участие во внеклассной работе всех учащихся независимо от уровня их языковой подготовки. Осуществление этого требования предполагает индивидуальный подход к учащимся; оно требует от учителя умения подобрать материал и формы работы, посильные и доступные каждому ученику.

Соблюдение этих требований помогает учителю в организации внеклассной работы и способствует повышению ее эффективности. Успешность внеклассной работы зависит и от форм занятий.

Формы внеклассной работы разнообразны. Они зависят от характера работы, которая, в свою очередь, может быть постоянно действующей и разовой. К постоянно действующим формам ра-боты относятся кружки, клубы, рукописные журналы, стенная печать и т. п. К разовым мероприятиям относятся викторины, тематические утренники, вечера, конкурсы, олимпиады, конференции, экскурсии и т. п. Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, интересов. Для учащихся VI классов целесообразны кружки, викторины, тематические утренники, экскурсии.

Одним из основных требований к методам и приемам работы, используемым во внеклассных мероприятиях, является занимательность (игровые приемы, элементы драматизации, элементы соревнования и т, п.). Обеспечивая непринужденность учащихся в работе, эти приемы способствуют углублению и развитию интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Конкретные рекомендации по проведению внеклассных мероприятий учитель может найти в специальных пособиях, издаваемых издательством «Просвещение», и в журнале «Иностранные языки в школе».

 
 
 

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешается только при указании активной ссылки : Источник материала - "Советское Время"

Яндекс.Метрика