Skip to main content

Русские счеты и их использование в школе (Иванов) 1953 год - старые учебники

Скачать Советский учебник

Русские счеты и их использование в школе (Иванов) 1953

Назначение: Пособие для учителей

© "Учпедгиз" Москва 1953

Авторство: Иванов. М. И.

Формат: DjVu, Размер файла: 4.68 MB, Формат: PDF, Размер файла: 5.18 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

§ 1. О происхождении счётов

§ 2. Устройство счётов и их разновидности

§ 3. Объяснение счётов

§4. Нумерация на счётах

§ 5. Сложение на счётах

§ 6- Вычитание на счётах

5 7. Некоторые замечания к вопросу об умножении на счётах в школе

§ 8. Умножение на однозначные числа

§9. Умножение на двузначные числа

§10. Умножение на многозначные числа

§11. Некоторые предварительные сведения- о делении на счётах

§ 12. Деление на однозначные и многозначные числа

§ 13. Вычисления с десятичными дробями на счётах

$ 14. Процентные вычисления на счётах

§ 15. Некоторые указания к организации работы со счётами в школе

$ 16. О работе со счётами в V —VII классах

§ 17. Использование счётов в старших классах средней школы

 

 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

👇

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать бесплатный учебник СССР - Русские счеты и их использование в школе (Иванов) 1953 года

СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu

📜 ОТКРЫТЬ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ....

ПРЕДИСЛОВИЕ

«В целях дальнейшего повышения социалистического воспитатель, кого значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения о средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению».

Выполняя эти директивы, школа должна принять решительные меры к улучшению преподавания математики и повышению уровня подготовки учащихся к практической деятельности. В этих целях преподавание всех изучаемых в школе математических дисциплин — арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии — должно быть поставлено так, чтобы учащиеся умели не только логически правильно выводить формулы и доказывать теоремы, но и осмысленно применять их на практике. В частности, ученик должен уметь твердо и уверенно производить вычисления как в устной и письменной форме, так равно и с. помощью различных вспомогательных средств вычисления: таблиц, логарифмических линеек, счётов и т. л.

Существующая школьная программа по математике из всех доступных в школе счетных инструментов предусматривает ознакомление учащихся лишь с логарифмической линейкой и игнорирует многие другие счётные приборы, в том числе и русские, счёты.

К сожалению, многие учителя математики также недооценивают русские счёты и в силу этого не принимают мер к широкому их использованию в школе.

Вследствие такого положения оканчивающие даже десятилетку не владеют техникой вычислений на счётах.

Иногда против употребления русских счётов в школе выдвигаются и необоснованные «принципиальные положения», что якобы «вычислительная сила» счётов слишком ограничена и, следовательно, о век изобретения многих самых совершенных вычислительных машин нет смысла культивировать в школе навыки вычислительной техники на счётах.

На самом же деле «русские торговые счёты в значительной степени механизируют выполнение действий сложения и вычитания. Уже при небольшом навыке эти действия выполняются на счётах почти столь же быстро, как и на арифмометре. Этот простой н широко распространённый прибор облегчает не только выполнение сложения и вычитания, но и других действий» (В. Б р а д и с, Теория и практика вычислений, вып. 1, 1933).

В книге же Н. П. Юрьева «Счётная техника» (Госстатиздат, 1952) русским счётам даётся такая характеристика (стр. 52): «При  Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951—1955 годы, Госполитиздат. 1952.

точном навыке счёты могут заменить вычислительную машину при любых арифметических действиях».

Следует заметить также, что несмотря на век изобретения самых совершенных вычислительных машин, русские счёты до сих пор не потеряли своей практической данности и широко ещё используются среди многих массовых профессий: продавцов, счетоводов, бухгалтеров, статистиков и др.

Настоящее пособие имеет своей целью, во-первых, содействовать более широкому и массовому использованию счётов на уроках математики (и тем самым содействовать привитию учащимся полезных практических навыков вычислительного характера) н, во-вторых, помочь учителю, не владеющему вычислительной техникой на счётах, самому ознакомиться с ней по доступному пособию.

При описании способов и приёмов вычислений на счётах в книге приводятся примеры, иллюстрирующие эти способы н приёмы, а также иногда поясняющие и технику вычислений на счётах.

В тексте многих параграфов имеются в достаточном количестве методические замечания для учителя по использованию того или иного приёма в школе.

Кроме того, в конце книги помещены два специальных параграфа, один из которых имеет отношение к организации работы на счётах в классе, (§ j5) и другой содержит примерный план использования счётов в V классе параллельно с изучением теоретического курса арифметики (§ 16).

При составлении пособия использована .следующая литература:

В. М. Б р а д и с, Средства и способы элементарных вычислений, АПН РСФСР. М., 1948.

В. Б р а д и с. Теория' и практика вычислений, вып. 1, Учпедгиз, М., 1933..

П. П. Андреев п Н. С. Беленький, Элементарный курс хозяйственных вычислений, Госфпннздат, М., 1937.

Ф Д Лившиц, Хозяйственные вычисления. Госстатиздат, 1951.

Н. И. Ц а г н к я и, Арифметика на счётах.

В. П. Юрьев, Счётная техника, Госстатиздат, 1952.

г. Калинки

Автор

§ 1. О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЧЕТОВ

Русские торговые или конторские счёты — древнего происхождения. Они изобретены ещё при Иване III. Первоначальная их форма на Руси — так называемый «дощатый счёт», т. е. доска или рама с «чётками» (шариками), надетыми на шнуры или верёвки. Дощатый счёт, подобно нынешним торговым счётам, употреблялся в народе часто. «Им всякий торговый счет сочтет и сошной и померной и весчей и денежной всякой счет по всяким статьям и в долях». Так о «дощатом счёте» отзывались наши предки.

Сто с лишним лет назад русские старинные- счёты проникли и заграницу. Рассказывают, что французский математик Понселе, служивший офицером в наполеоновской армии и попавший в плен к русским в 1812 г., вывез счёты во Францию после своего освобождения и обучил соотечественников пользованию этим оригинальным и весьма  счётным прибором.

Русские счёты с давних пор были известны также и немцам, которые называли их «русской счётной машиной».

Они широко применялись в качестве наглядного пособия в прежних русских и иностранных школах.

В настоящее время русские счёты получили широкое распространение среди работников .многих массовых профессий: продавцов, счетоводов, бухгалтеров, статистиков, экономистов и т. п., поэтому советская школа должна приучать учащихся с первых лет обучения к использованию при вычислениях столь простого и доступного во всех отношениях счётного прибора,. как русские счёты.

К сожалению, наши семилетние и средние школы часто игнорируют употребление счётов при обучении детей не только в старших, но и в младших классах, и тем самым устраняются от привития учащимся полезных практических навыков вычислительного характера.

§ 2. УСТРОЙСТВО счетов И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

Современные счёты представляют собой прямоугольную раму, между большими сторонами которой натянуты проволоки параллельно меньшей стороне рамы и • на одинаковом расстоянии друг от друга. На каждой проволоке помещены круглые косточки, которые можно свободно передвигать вправо и влево.

По своим размерам счёты делаются разной величины и с разным числом проволок, но обыкновенно в торговых счётах их бывает не более 15. Бывают и классные счёты для школьного употребления, изготовляемые по образцу торговых, но только больших размеров и на специальной подставке.

В современной практике встречаются счёты нескольких разновидностей: а) обыкновенные счёты прежнего образца, б) обыкновенные счёты современного образца, R) обыкновенные десятичные счёты и г) специальные счёты, изготовляемые по особому заказу.

Обыкновенные счёты прежнего образца перешли к нам из дореволюционной России. Эти счёты состоят из двух частей: верхней и нижней, причём к нижней части обычно относят четыре последние- (нижние) проволоки.

На каждой проволоке помещено по 10 косточек, кроме нижней части, где на первой и четвёртой проволоках помещается по 4 косточки. Все косточки обычно окрашены в один и тот же цвет, за исключением двух средних (5-й и б-й на проволоках, имеющих по 10 косточек, 2-й и 3-й на проволоках, имеющих по 4 косточки), которые окрашены иным цветом (чаще чёрным).

Нижняя часть предназначается для мелких именованных чисел, например, копеек, а верхняя для именованных и отвлечённых чисел любых разрядов (рис. 1).

Устройство обыкновенных счётов современного образца отличается от описанных счётов прежнего образца только тем, что их нижняя часть состоит только из трёх проволок, причём 4 косточки имеет лишь одна третья снизу проволока (рис. 2).

Десятичные счёты совсем не имеют проволок с четырьмя косточками. У них на каждой проволоке по десяти косточек, поэтому в таких счётах нет нужды, выделять верхнюю и нижнюю части (рис. 3).

 

Найти похожие материалы можно по меткам расположенным ниже

             👇

★Все➙ Для Учителей, ★ВСЕ➙ Практикум - Практические занятия, Автор - Иванов М.И., Математика - Для Учителей, Математика - Практикум - Практические занятия

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКОВ и КНИГ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

ПОПУЛЯРНЫЕ УЧЕБНИКИ и КНИГИ ПО МАТЕМАТИКЕ

БОЛЬШЕ НЕТ

Еще из раздела - МАТЕМАТИКА

БОЛЬШЕ НЕТ

УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ СПИСКОМ И ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ СВ

Яндекс.Метрика