Сборник задач по математике для школ 1-й ступени - часть вторая (Аржеников) 1924 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Настоящий выпуск „Сборника" назначен для второго года обучения в школе 1-й ступени.
Арифметический материал составляют упражнения для изучения четырех действий в пределе первой сотни и первой тысячи. В отделе „сотни" особенное внимание обращено на подбор упражнений, ведущих к усвоению таблицы умножения.
Первая сотня, первая тысяча геометрические сведения
© Государственное издательство МОСКВА — ПЕТРОГРАД 1924
Авторство: Аржеников К.П.
Формат: PDF Размер файла: 7.38 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Первая сотня.
$ 1. Нумерация 5
- 2. Сложение и вычитание:
А. Без перехода через десяток 7
Б. С переходом через десяток 12
- 3. Простейшие дроби. Сложение и вычитание 14
Умножение и деление.
$ 4. Повторение этих действий в пределе 20-ти 22
- 5. Умножение и деление круглых десятков и на круглые десятки 23
- 6. Умножении и деление, требующие знания таблиц этих действий только в пределе 20-ти. 26
Подготовительные упражнения к таблице умножения.
- 7. Счет пятками. 31
- 8. Счет. четверками 32
- 9. Счет восьмерками 34
- 10. Счет тройками. 36
- 11. Счет шестерками. 38
- 12. Счет девятками 40
- 13. Счет семерками 41
- 14. Таблица умножения. 44
- 15. Таблица деления. 49
- 16. Умножение 59
- 17. Деление 61
Сборник задач по математике. Ч. П. 9
g 18. Четыре действия: беглый счет и примеры 65
- 19. Время . 69
- 20. Геометрические сведения 72
- 21. Термометр. 74
Первая тысяча.
- 22. Нумерация. 76
- 23. Круглые сотни и круглые десятки 79
- 24. Сложение и вычитание 82
- 25 Сложение и вычитание на счетах. 88
- 26. Сложение и вычитание дробей 90
- 27. Умножение и деление 93
- 28. Сокращенные вычисления. 103
- 29. Четыре действия: примеры. 107
- 30. Геометрические сведения 108
Прибавление.
Упражнения в беглом счете.
Первая сотня 115
Первая тысяча 116
Скачать бесплатный учебник СССР - Сборник задач по математике для школ 1-й ступени - часть вторая (Аржеников) 1924 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящий выпуск „Сборника" назначен для второго года обучения в школе 1-й студии 'ПП.
Арифметический материал составляют упражнения для изучения четырех действий в пределе первой сотни и первой тысячи. В отделе „сотни" особенное внимание обращено на подбор упражнений, ведущих к усвоению таблицы умножения.
На первом году обучения дети познакомились с простейшими долями единицы, письменным обозначением доли и находили «дну долю числа. Здесь они встречаются с простевшими дробями, несколько частей числа, производят сложение и вычитание простейших дробей, сначала выраженных в одинаковых долях, но таких, из которых одни раздробляются в другие (отдел тысячи).
Еще на первом году обучения пользовались счетами, не только как наглядным пособьем, но и как орудием вычисления; но там материал для ТаКИХ вычислений был крайне скуден. Здесь, особенно в пределе тысячи, следует уделить достаточно времени выкладкам на счетах (сложению □ вычитанию).
Все действия в пределе первой сотни надо производить устно: имея перед глазами строчную запись (а иногда и без нее), дети должны все действия выполнять с высших разрядов и писать результат лишь тогда, когда он сполна найден в уме. Такое устное вычисление было бы желательно и в пределе первой тысячи; но здесь требовать его от всех учащихся едва ли возможно. Поэтому, d пределе тысячи, наряду с устным вычислением, надо указать и приемы письменного вычисления, с соответственным расположением записей. В целях облегчения устных расчетов, в „Сборнике" указаны приемы сокращенного вычисления, применимые в некоторых случаях: прием округления чисел, особый прием умножения и деления на & и 25, разложение множителя и делителя на сомножителей.
В настоящем выпуске приведены упражнения для ознакомления с календарем: названиями п сменою месяцев и дней педели, числом дней в каждом месяце; упражнения для ознакомления с циферблатом часов. Включено знакомство с термометром.
Алгебраическим материалом служат простейшие уравнения тех типов, какие имели место на первом году обучения: отыскание одного из элементов каждого из четырех действий но данному результату п другому элементу.
Геометрический материал составляют:
Рассмотрение куба. Изготовление куба из глины. Понятие о прямой линии и о плоскости, о прямом угле, параллельных и перпендикулярных линиях и плоскостях, горизонтальных и отвесных линиях и плоскостях.
Составление прямоугольника и квадрата из квадратиков (во время изучения таблицы умножения) и составление прямоугольной призмы и куба из кубиков.
Черчение и вырезывание из бумаги круга. Понятие о диаметре и радиусе. Деяние круга (перегибанием) на 2, 4 и 8 равных частей. Применение к простейшим круговым диаграммам.
Перешивание прямой линии. Отмеривание версты и километра. Измерение расстояний шагами. Разбивка гряд.
Попутно с решением задач продолжается начатое в предшествующем году ознакомление с русскими и метрическими мерами.
В настоя1ц°е время в России вводится, как обязательная, метрическая система мер: русские меры будут заменены метрическими. Это от раз. тс я весьма благоприятно и на школьном обучении арифметике: отпадет изучение русских мер, преобразований и действии над именованными числами в русских мерах, значительно проще станут расчеты, связанные с измерением. Изучение метрических мер и вычисления с ними примкнут к изучению десятичной нумерации и действий над отвлеченными числами. От метрических мер естественный переход к десятичным дробям.
Несомненно, школа должна сыграть значительную роль в пропаганде и популяризации метрическом системы: и как воспитательница молодого поколения, и путем непосредственного воздействия на взрослое население. Метрическая система должна быть поставлена в школе так, что ы учащиеся вполне сроднились с нею. Ученики должны пользоваться метрическими мерами во всех случаях, где они встречается с измерением величин: в арифметике, геометрии, землемерии, география, физике и т. д.; должны изготовлять образцы мер. составлять таблицы.
Возникает вопрос: возможно ли в настоящий момент совершенно отказаться в школе от русских мор и пользоваться исключительно мерами метрическими? Нам кажется, что пока русские меры не исчезнут из жизни, они не могут исчезнуть и из школы: во-первых, потому, что школа питается тем материалом, который дает жизнь; во-вторых, потому, что введение метрической системы па смену русской должно опираться на представления о русских мерах. Следует только сокращать число упражнений с русскими мерами до минимума и значительно усиливать упражнения с метрическими мерами, переходя к полной русских мер метрическими.
Все тома "Сборник задач по математике для школ 1-й ступени 1924 год"
Математика - ЗАДАЧИ - РЕШЕНИЯ - УПРАЖНЕНИЯ
Математика - 2 КЛАСС
★Все➙ Старинные издания, Пособия для трудовой школы, Математика - Старинные издания, Математика - Задачи - Решения - Упражнения, Математика - 2 класс, Автор - Аржеников К.П.