Сборник задач по математике для школ 1-й ступени - часть третья (Аржеников) 1924 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Настоящий сборник назначен для третьего года обучения в школах 1-й ступени. Он содержит упражнения по арифметике, алгебре и геометрии. обращено на подбор упражнений, ведущих к усвоению таблицы умножения.
Этот уникальный математический сборник 1924 года, созданный К. П. Аржениковым, представляет собой комплексное учебное пособие для третьего года обучения в советских школах первой ступени. Издание примечательно своим всеобъемлющим подходом к математическому образованию, объединяющим арифметику, начальную алгебру и геометрию. Книга построена по принципу последовательного усложнения материала: от работы с целыми числами любой величины до изучения простых и десятичных дробей, от базовых геометрических понятий до вычисления объёмов. Особую ценность представляет включение практических упражнений с использованием счётов, что отражает педагогические методики раннего советского периода. Учебник содержит уникальный раздел с простейшими уравнениями, что было инновационным подходом для того времени.
© Государственное издательство МОСКВА — ПЕТРОГРАД 1924
Авторство: Аржеников К.П.
Формат: PDF Размер файла: 7.42 MB
СОДЕРЖАНИЕ
Числа любой величины.
- 1. Нумерация. 5
- 2. Увеличение и уменьшение в 10, юо, 1000
п т. д. раз 11
- з. Сложение. 13
$ 4. Вычитание 16
- 5. Умножение. 19
- 6. Деление 2 в
Именованные числа.
- 7. Таблицы русских мер. 27
- 8. Раздробление. 29
- 9. Превращение. 30
- 10. Сложение. 31
- 11. Вычитание 32
- 12. Умножение. 33
- 13. Деление. 34
- 14. Вычисление времени. 35
Простые дроби.
- 15. Предварительные упражнения. 38
- 16. Раздробление и превращение дробей 43
- 17. Сложение и вычитание дробей. 50
- 18. Умножение и деление на целое число 55
- 19. Умножение и деление на дробь 59
Десятичные дроби.
Стр.
- 20. Обозначение и чтение десятичных дробей 66
- 21. Сложение и вычитание. 71
Четыре действия.
- 22. Задачи и примеры с целыми числами и дробями. 73
- 23. Простейшие уравнения 84
Геометрические сведения.
- 24. Углы. 91
- 25. Перпендикулярные линии. 92
- 26. Параллельные линии. 94
- 27. Прямоугольник п квадрат - 95
- 28. Площадь прямоугольника и квадрата 100
- 29. План и масштаб 102
- 30. Объем прямоугольной призмы и куба 103
Приложение.
А. Упражнения в устном счете. 106
Б. Упражнения па счетах (сложение и вычитание) 118
Скачать бесплатный учебник СССР - Сборник задач по математике для школ 1-й ступени - часть третья (Аржеников) 1924 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящий выпуск „Сборника" назначен для второго года обучения в школе 1-й студии 'ПП.
Арифметический материал составляют упражнения для изучения четырех действий в пределе первой сотни и первой тысячи. В отделе „сотни" особенное внимание обращено на подбор упражнений, ведущих к усвоению таблицы умножения.
На первом году обучения дети познакомились с простейшими долями единицы, письменным обозначением доли и находили «дну долю числа. Здесь они встречаются с простевшими дробями, несколько частей числа, производят сложение и вычитание простейших дробей, сначала выраженных в одинаковых долях, но таких, из которых одни раздробляются в другие (отдел тысячи).
Еще на первом году обучения пользовались счетами, не только как наглядным пособьем, но и как орудием вычисления; но там материал для ТаКИХ вычислений был крайне скуден. Здесь, особенно в пределе тысячи, следует уделить достаточно времени выкладкам на счетах (сложению □ вычитанию).
Все действия в пределе первой сотни надо производить устно: имея перед глазами строчную запись (а иногда и без нее), дети должны все действия выполнять с высших разрядов и писать результат лишь тогда, когда он сполна найден в уме. Такое устное вычисление было бы желательно и в пределе первой тысячи; но здесь требовать его от всех учащихся едва ли возможно. Поэтому, d пределе тысячи, наряду с устным вычислением, надо указать и приемы письменного вычисления, с соответственным расположением записей. В целях облегчения устных расчетов, в „Сборнике" указаны приемы сокращенного вычисления, применимые в некоторых случаях: прием округления чисел, особый прием умножения и деления на & и 25, разложение множителя и делителя на сомножителей.
В настоящем выпуске приведены упражнения для ознакомления с календарем: названиями п сменою месяцев и дней педели, числом дней в каждом месяце; упражнения для ознакомления с циферблатом часов. Включено знакомство с термометром.
Алгебраическим материалом служат простейшие уравнения тех типов, какие имели место на первом году обучения: отыскание одного из элементов каждого из четырех действий но данному результату п другому элементу.
Геометрический материал составляют:
Рассмотрение куба. Изготовление куба из глины. Понятие о прямой линии и о плоскости, о прямом угле, параллельных и перпендикулярных линиях и плоскостях, горизонтальных и отвесных линиях и плоскостях.
Составление прямоугольника и квадрата из квадратиков (во время изучения таблицы умножения) и составление прямоугольной призмы и куба из кубиков.
Черчение и вырезывание из бумаги круга. Понятие о диаметре и радиусе. Деяние круга (перегибанием) на 2, 4 и 8 равных частей. Применение к простейшим круговым диаграммам.
Перешивание прямой линии. Отмеривание версты и километра. Измерение расстояний шагами. Разбивка гряд.
Попутно с решением задач продолжается начатое в предшествующем году ознакомление с русскими и метрическими мерами.
В настоящее время в России вводится, как обязательная, метрическая система мер: русские меры будут заменены метрическими. Это от раз. тс я весьма благоприятно и на школьном обучении арифметике: отпадет изучение русских мер, преобразований и действии над именованными числами в русских мерах, значительно проще станут расчеты, связанные с измерением. Изучение метрических мер и вычисления с ними примкнут к изучению десятичной нумерации и действий над отвлеченными числами. От метрических мер естественный переход к десятичным дробям.
Несомненно, школа должна сыграть значительную роль в пропаганде и популяризации метрическом системы: и как воспитательница молодого поколения, и путем непосредственного воздействия на взрослое население. Метрическая система должна быть поставлена в школе так, что ы учащиеся вполне сроднились с нею. Ученики должны пользоваться метрическими мерами во всех случаях, где они встречается с измерением величин: в арифметике, геометрии, землемерии, география, физике и т. д.; должны изготовлять образцы мер. составлять таблицы.
Возникает вопрос: возможно ли в настоящий момент совершенно отказаться в школе от русских мор и пользоваться исключительно мерами метрическими? Нам кажется, что пока русские меры не исчезнут из жизни, они не могут исчезнуть и из школы: во-первых, потому, что школа питается тем материалом, который дает жизнь; во-вторых, потому, что введение метрической системы па смену русской должно опираться на представления о русских мерах. Следует только сокращать число упражнений с русскими мерами до минимума и значительно усиливать упражнения с метрическими мерами, переходя к полной русских мер метрическими.
Все тома "Сборник задач по математике для школ 1-й ступени 1924 год"
Математика - ЗАДАЧИ - РЕШЕНИЯ - УПРАЖНЕНИЯ

Математика - 3 КЛАСС

★Все➙ Старинные издания, Пособия для трудовой школы, Математика - Старинные издания, Математика - Задачи - Решения - Упражнения, Математика - 3 класс, Автор - Аржеников К.П.