Уроки арифметики в V классе (Енгурин, Чмутов) 1954 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Для учителей
© ТАТКН ИГОИЗДАТ РЕДАКЦИЯ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАЗАНЬ 1954
Авторство: Н.К. Енгурин и Д.И. Чмутов
Формат: PDF Размер файла: 15.9 MB
СОДЕРЖАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
I. Повторение пройденного в начальной школе 5
II. Делимость чисел 63
III. Обыкновенные дроби 100
IV. Десятичные дроби 195
V. Проценты 254
VI. Повторение и решение задач на все разделы пройденного курса 281
Приложение 284
Скачать бесплатный учебник СССР - Уроки арифметики в V классе (Енгурин, Чмутов) 1954 года
СКАЧАТЬ PDF
ПРЕДИСЛОВИЕ
Преподавание математики ставит перед учителем образовательные и воспитательные, задачи.
В объяснительной записке к программе указывается, что преподавание арифметики имеет целью научить учащихся сознательно, быстро, уверенно и наиболее рационально производить действия с целыми и дробными числами и применять полученные знания к решению задач и выполнению простейших расчётов практического характера.
Достижению этой цели и должно содействовать настоящее методическое пособие.
В нем разбираются все темы курса арифметики V класса. Каждой теме предшествуют общие указания относительно цели прохождения данного раздела программы, основные вопросы, подлежащие освещению, вопросы содержания и объема практических навыков. Затем следует план изложения темы с указанием числа часов, необходимых для освещения того или иного вопроса. Далее даётся план каждого урока, точнее — план изложения темы урока; поурочный план сопровождается методическими пояснениями, намечается примерное содержание классных упражнений и домашних заданий, приводятся вопросы для повторения на данном уроке и в последующей работе, особенно при подготовке учащихся к разбору нового материала.
Авторы стремились показать учителю одну из возможных систем уроков арифметики, рациональное сочетание теории и практики, активные методы пре-подавания.
В книге намечается практическое разрешение задач политехнического обучения школьников на уроках арифметики: систематичность прохождения курса, техника письменных вычислений, устный счёт, решение задач-расчётов, умение пользоваться таблицами и составлять таблицы, вычисления на счётах, измерительные навыки, моделирование и др. приёмы.
Значительное внимание уделяется вопросам преподавания начальной геометрии. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР рекомендует выделять особые часы для ознакомления учащихся с новыми геометрическими понятиями и правилами для обучения решению геометрических задач.
Желательно, чтобы каждый учащийся в особой тетради по геометрии записывал определения, правила, чертежи, решения задач и другие материалы. Так как тетрадь является заменой отсутствующего пока учебника, то содержание записей в тетради должно быть сходно с текстом учебника: точная и краткая формулировка, система, порядок в расположении записей и т. д.
В предлагаемой книге совсем не затрагиваются вопросы организации урока: проверка выполнения домашних работ, опрос учащихся, проведение само-стоятельных занятий на уроке и др. Все эти вопросы решаются применительно к условиям каждой школы.
Настоящее методическое пособие рассчитано на учителей, не имеющих достаточного опыта в преподавании арифметики.
Разумеется, что нельзя механически использовать содержание книги, точно придерживаться того порядка преподавания, который здесь излагается. Живой процесс обучения не может быть уложен в какие-либо схемы и со стороны преподавателя должно быть проявлено критическое отношение к предложенным планам уроков, необходима серьезная подготовка к каждому уроку. Авторы пособия дают лишь основу, на которой, по их мнению, каждый учитель может создать собственную систему занятий.
Планирование преподавания арифметики выполнено в соответствии с числом часов, указанных программой 1952 г. В содержание некоторых уроков учителю необходимо внести изменения, указанные новой программой.
Авторы выражают глубокую признательность профессору Казанского государственного педагогического института, доктору физико-математических наук М. И. Альмухамедову и преподавателю школы № 12 г. Казани М. К. Рахматуллину, давшим ценные указания по содержанию настоящего методического пособия. Авторы
I. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Общие указания к теме.
Основная задача преподавания арифметики в начальной школе состоит в том, чтобы научить учащихся правильно называть и записывать числа любой величины, безошибочно производить четыре действия с многозначными числами. Эта же задача является основной и при повторении арифметики натуральных чисел в V классе.
Но повторение не является простым воспроизведением того, что выполнялось в начальных классах. В порядке преемственности работы учителю V класса предстоит возможно полнее и точнее выяснить запас арифметических знаний и прочность навыков, приобретенных детьми за четыре года обучения в начальной школе, систематизировать, уточнить и углубить эти знания, привести их к общему для данного класса уровню, помочь детям научиться объяснять выполнение арифметических действий, поддержать интерес учащихся к предмету.
Успешное выполнение всего изложенного обеспе чивается тем, что тренировочные упражнения (решение примеров и задач) дополняются освещением вопросов принципиального характера.
Учащимся объясняются следующие основные идеи нумерации:
1) натуральное число возникло в результате счёта предметов в ходе трудовой деятельности человека;
2) число 10 есть основание системы счисления;
3) каждая цифра в письменной нумерации имеет двойное значение — по начертанию и по месту нахождения в записи числа (позиционный принцип);
КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
КНИГИ И УЧЕБНИКИ ПО АРИФМЕТИКЕ
Математика - Арифметика, Серия - Библиотека учителя, Математика - Для Учителей, Математика - 5 класс, Автор - Енгурин Н.К., Автор - Чмутов Д.И.