Внеклассная работа по математике в средней школе (Севастьянов) 1952 год - старые учебники
Скачать Советский учебник
Назначение: Сборник материалов в помощь учителю.
В настоящее время в учебно-методической литературе и в практической работе школы уделяется большое внимание внеклассной работе по математике.
Помещаемые в сборнике статьи имеют целью оказать помощь учителю средней школы в организации внеклассных занятий по математике.
© Воронежское областное книгоиздательство Воронеж 1952
Воронежский областной отдел народного образования Воронежский институт усовершенствования учителей
Авторство: Доцент П.Я. Севастьянов
Формат: PDF Размер файла: 6.61 MB
СОДЕРЖАНИЕ
1. П. Я. Севастьянов. — Внеклассная работа по математике в средней школе - 3
2. Б. М. Вахтин, — Изложение биографии Лобачевского и элементов гиперболической геометрии в средней школе - 35
3. М. П. Дегтерева. — Достижения отечественных математиков в области теории чисел 58
Скачать бесплатный учебник СССР - Внеклассная работа по математике в средней школе (Севастьянов) 1952 года
СКАЧАТЬ PDF
ВВЕДЕНИЕ
Внеклассные занятия составляют органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Однако их нельзя считать простым продолжением учебных занятий на уроках.
Учебные занятия проводятся на основе единых государственных программ, обязательных для каждой школы, для всех учителей и учащихся, а во внеклассной работе нет единых и обязательных программ. Внеклассные занятия учитывают запросы учащихся, индивидуальные наклонности их.
.Основной формой учебной работы является урок с его определенной структурой; внеклассные же занятия, строящиеся на основе добровольности, допускают более разнообразные формы деятельности (кружки, викторины, олимпиады и т. д.) й позволяют ученику проявлять интерес к тому или другому виду труда.
Внеклассная работа не может рассматриваться как средство заполнения досуга учащихся, следует, чтобы она была целенаправлена, не отрывалась от учебно-воспитательных задач школы.
Различного рода дополнительные занятия, организуемые школой для ликвидации пробелов в знаниях отдельных учащихся, для оказания помощи им, не могут быть отнесены к внеклассным занятиям, так как последние ставят себе другие цели и добиваются их осуществления другими методами.
Внеклассные занятия по математике в средней школе имеют большое образовательное и воспитательное значение: они расширяют математический кругозор учащихся, которые приобретают сведения, не предусмотренные программой; укрепляют математические знания, полученные на классных занятиях; изучение вопросов истории математики, жизни и деятельности наших отечественных математиков воспитывает у юношей и девушек чувство советского патриотизма и национальной гордости; решение задач, требующих наблюдательности, догадки, смекалки, развивает математическое мышление, творчество, инициативу учащихся.
Основными формами внеклассной работы по математике в советской средней школе являются математические кружки и различные массовые мероприятия: математические викторины, турниры, олимпиады и др.
Разнообразие форм внеклассных занятий дает возможность полностью удовлетворять интересы школьников, развивать их самодеятельность в организации работы.
I. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ
Математические кружки — наиболее распространенная форма внеклассной работы в школе. До революции они встречались в отдельных передовых учебных заведениях. Так, например, в 1905 году в Оренбургском реальном училище был организован математический кружок, в котором действительными членами были преподаватели, а членами-сотрудниками — ученики старших классов. Педагогический совет училища утвердил Положение о математическом кружке, в котором так сформулированы цели и задачи кружка:
«Математический кружок при Оренбургском реальном училище имеет целью возбудить в учениках реального училища интерес к физико-математическим наукам и природоведению вообще, развить в них любознательность и желание работать научно, для чего кружок:
а) устраивает собрания, на которых членами кружка делаются сообщения по отдельным вопросам этих наук, читаются рефераты, решаются наиболее интересные задачи и т. д.;
б) печатает труды своих членов в форме «записок кружка»;
в) приобретает научные сочинения для образования библиотеки и т. д.»1.
С 1906 по 1913 год кружок издал 10 выпусков ученического журнала. Журнал носил название: «Записки математического кружка при Оренбургском реальном училище».
В наше время математические кружки получили широкое распространение. Сейчас почти в каждой средней школе работает математический кружок.
В Воронежской области наибольших успехов во внеклассной работе по математике добились средние школы №№ 15, 7 и 28 и семилетняя школа № 27 г. Воронежа, средняя школа № 5 г. Борисоглебска, Острогожская средняя школа № 1, Лосевская средняя школа, Ново-Усманская и др.
Организация кружка
В школьной практике довольно часто кружки организуются без достаточной предварительной подготовки. Надо сначала заинтересовать учащихся, а тогда уже производить запись желающих работать в кружке.
Пробудить интерес к математике у учащихся можно постановкой задач занимательного характера, расширением и углублением программного материала, освещением проблем, которые возникают в процессе изучения математики.
Во многих школах в качестве занимательных задач, привлекающих внимание учеников младших классов средней школы, используются известные задачи из занимательной арифметики Перельмана «Загадочная автобиография», «Угадать день рождения» и др. Решение занимательных задач может явиться поводом к организации кружка.
В Воронежской школе № 15 учительница Т. Н. Старковская на уроках иногда предлагала вопросы и задачи, рассчитанные на сообразительность учащихся; например, какое наименьшее число можно написать двумя цифрами, написать число 100 четырьмя одинаковыми цифрами, каким способом можно разделить 7 яблок между 12 учениками поровну пак, чтобы ни одного яблока не делить на 12 равных частей, и т. д.
1 Записки математического кружка при Оренбургском реальном училище, № 6, 1911.
Эти вопросы заинтересовали детей, и они стали отыскивать головоломки, загадки в «Пионерской правде», с увлечением решали их сами, приносили задачи в школу. Результатом такой заинтересованности явилась организация математического кружка.
В старших классах средней школы постановка отдельных проблем математики, например: история возникновения логарифмов, появление тригонометрии, различные приемы доказательства объема пирамиды, шара и т. п. — может вызвать у школьников желание работать в математическом кружке.
Математические кружки создаются на основе добровольности. Членами их могут быть не только хорошо успевающие ученики, но и все, кто изъявил желание участвовать в работе. Многие примеры из школьной практики говорят о том, что учащиеся со средней успеваемостью становились активистами кружка и исправляли свои отметки по математике.
Кружок предполагает небольшой состав учащихся, человек- 15 — 20. С большим составом трудно наладить работу. В этих случаях лучше организовать 2 — 3 кружка.
В школьной практике часто бывает так, что сначала желающих записаться в кружок очень много, но через два-три занятия посещаемость резко снижается, кружок распадается. Для предотвращения таких случаев надо разъяснить учащимся, что быть членом математического кружка — это значит не только посещать его занятия, но и нести определенные обязанности, выполнять поручения.
Продуктивность работы зависит не столько от числа участников кружка, сколько от работоспособности их.
Математический кружок лучше организовывать из учащихся параллельных классов. В средней школе с малочисленным составом учащихся иногда приходится в отдельные кружки включать учащихся 5 — 7-х и 8 — 10-х классов.
Кружок избирает бюро, старосту; участники секций выделяют председателя и секретаря. Для руководства работой кружка преподавательский коллектив назначает одного из учителей математики.
Кружок должен иметь свой устав, который необходимо утвердить на педагогическом совете школы. Это придаст определенный авторитет кружку. В школьной практике имеет применение следующий примерный устав математического кружка:
1. В кружок принимаются учащиеся 5 — 10-х классов на основе полной добровольности.
2. Члены кружка на общем собрании избирают бюро и редакционную коллегию математической газеты, бюллетеня.
3. В случае необходимости кружок разделяется на секции, наименование которых определяется общим собранием членов.
4. Членам кружка вменяется в обязанность принимать активное участие в работе какой-либо секции или выполнять какое-либо поручение бюро.
5. Руководителем кружка является учитель математики.
6. Занятия кружка проводятся не менее двух раз в месяц.
Успех математического кружка обеспечивается четким планированием его работы. Руководителем составляется план на полугодие. Он обсуждается на бюро и общем собрании членов кружка, утверждается директором школы.
В качестве примера приведем план работы математического кружка 5-х классов средней школы № 28 г. Воронежа.
Сборники статей по математике
Математика - Внеклассные - Дополнительные занятия, Математика - Для Учителей, Математика - Сборники статей, Автор - Севастьянов П.Я.